kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивы русской литературы в новеллах И. А. Бунина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи

1. сопоставить мотивы и сюжеты русской литературы XIX века в произведениях русских писателей;

2. показать индивидуальные особенности авторов в раскрытии темы любви;

3. пробудить интерес к творчеству И. А. Бунина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотивы русской литературы в новеллах И. А. Бунина »

Урок литературы в 9 классе

Тема урока: «Мотивы русской литературы в новеллах И. А. Бунина» .

Цели урока:

1) сопоставить мотивы и сюжеты русской литературы XIX века в произведениях русских писателей;

2) показать индивидуальные особенности авторов в раскрытии темы любви;

3) пробудить интерес к творчеству И. А. Бунина.

Оборудование: учебник, сборник рассказов И. А. Бунина, портреты И. А. Бунина, Ф. М. Достоевского, Н. П. Огарёва, мульмедийный центр .

Словарь урока: сюжет, мотив, тема, традиция, жанр, новелла

Ход урока:

I. Слово учителя.

Все вы знакомы с творчеством И. А. Бунина. «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души» - так отозвался о творчестве писателя М. Горький.

Презентация об И. А. Бунине.

Читая его произведение «Тёмные аллеи», и вы не остались равнодушными.

Беседа.

- Какое впечатление на вас произвёл рассказ «Тёмные аллеи»?

- К какому жанру относится это произведение писателя? Докажите своё мнение.

Учитель: Ничто в этом мире не рождается на пустом месте. Так и в литературе: создавая произведения, авторы опираются на предшественников, т. е. на литературные традиции.

- А что в литературе может быть традиционным? (Тема, сюжет, мотив, способ создания характера…)

- Какие традиции русской литературы Х I X века нашли своё воплощение в новелле И. А. Бунина?

- В каких ещё произведениях русской классической литературы мы встречали подобные традиции?

Сегодня на уроке мы, последовательно сопоставляя новеллу «Тёмные аллеи» с произведениями Н. П. Огарёва, Ф. М. Достоевского, попытаемся выделить общие для русской литературы сюжеты и мотивы в раскрытии темы любви, увидеть в этих текстах общее и особенное.

II. Работа со стихотворением Н. П. Огарёва «Обыкновенная повесть».

Учитель: Замысел новеллы И. А. Бунина «Тёмные аллеи», давшей название всему сборнику рассказов, сложился под впечатлением стихотворения Н. П. Огарёва. И. А. Бунин вспоминал, что ещё в юности был очарован одним стихотворением. 23 февраля 1944 года И. А. Бунин в письме к Тэффи писал: «Вся эта книга называется по первому рассказу «Тёмные аллеи», в котором героиня напоминает своему возлюбленному, как когда-то он всё читал ей стихи про «тёмные аллеи», и все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Мы видим, как одно произведение в литературе порождает другое.

Сообщение учащегося о Н. П. Огарёве.

Чтение наизусть учащимися стихотворения «Обыкновенная повесть».

Учитель: Мы видим, что стихотворение Н. П. Огарёва органично вплетается в содержание бунинской новеллы. Как хороши и молоды были когда-то герои «Тёмных аллей» и «Обыкновенной повести»!

Инсценированный эпизод из новеллы И. А. Бунина «Первые мгновения встречи».

Беседа:

- Какая общая тема звучит в этих произведениях? (Тема первой любви).

- Схожи ли сюжеты этих произведений? ( Схожи. В их основе обыкновенная история о первой любви, которая, как правило, заканчивается разлукой. Недаром стихотворении называется «Обыкновенная повесть»).

- Есть ли общий мотив в произведениях И. А. Бунина и Н. П. Огарёва? (Встреча после долгой разлуки).

- Одинаково ли ощущают себя герои И. А. Бунина и Н. П. Огарёва? В чём вы видите разницу? ( В стихах Н. П. Огарёва звучит мысль о том, что сожалеть об утраченном счастье бесполезно, потому что жизнь идёт так, как она должна идти, и человек не волен внести в неё какие-то перемены. А у И. А. Бунина и через много лет волнует встреча, миг счастья не забыт).

Инсценированный эпизод из новеллы И. А. Бунина «Разговор Николая Алексеевича и кучера».

- Что сближает эти произведения? (Сближает мотив социального различия в любви. Для XIX века эта проблема была злободневной. Н. П. Огарёва акцентирует внимание читателя: «Я в свете встретил их потом…» Позиция автора выражена в финале стихотворения: как люди могут быть хладнокровными, пережив такую любовь? Звучит авторское удивление. Но ведь это люди светские. Для них любовь – это лишь один из моментов жизни. Та же мысль звучит и в новелле И. А. Бунин (образ Николая Алексеевича). А вот Надежда из другой социальной среды. Для простой крестьянки любовь – это светлое чувство. Полюбив однажды, она пронесла его через всю жизнь, оставаясь верной своему избраннику).

- Как авторы характеризуют любовь? ( Размышляя о первой любви, авторы подчёркивают возвышенность, поэтичность этого чувства. И. А. Бунин и Н. П. Огарёв говорят о том, что любовь меняет человека, заставляет смотреть на мир иными глазами).

Учитель: Но любовь – это чувство проходящее, не вечное. Любовь – «лёгкое дыхание», посетившее мир и готовое в любой момент исчезнуть. И. А. Бунин отказывает ей в способности длиться в семье, в браке, в буднях.

III. Работа с рассказом И. А. Бунина «Кавказ».

- Какой теме посвящён рассказ И. А. Бунина «Кавказ»? Каким настроением он пронизан? ( Рассказ посвящён теме любви. Любовь в изображении И. А. Бунина – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Рассказ пронизан трагическим настроением).

- В чём счастье и несчастье героев? Как об этом говорит начало и концовка рассказа?

- Как объяснить концовку рассказа? Что делал герой перед тем, как свести счёты с жизнью и что этим хотел сказать автор?

- Что общего между Николаем Алексеевичем из рассказа «Тёмные аллеи» и офицером из рассказа «Кавказ»? ( Оба любят своих жён, не могут простить им измену).

- В чём различие? (Офицер не мог представить себе дальнейшей жизни без любимой женщины, а Николай Алексеевич, как и герои стихотворения Н. П. Огарёва, считает измену «самой обыкновенной, пошлой историей»).

- Николай Алексеевич и офицер – люди одного сословия, но глубина любовного чувства у них различная. Кто же из героев этих двух рассказов И. А. Бунина обладает способностью пронести любовь через всю жизнь? ( Надежда. Полюбив Николая Алексеевича в юности, она пронесла это неразделённое чувство через всю жизнь).

- В чём ещё заключается сила характера Надежды? ( Как тяжкую ношу несёт она неразделённую любовь. Не сложилось личное счастье, но она многого достигла в жизни – стала хозяйкой постоялой горницы, обеспечивает себя, пользуется уважением).

III. Работа с повестью Ф. М. Достоевского «Белые ночи».

Просмотр презентации по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи».

- Что общего в повести Ф. М. Достоевского и новелле И. А. Бунина? (И там и там звучит мотив первой любви. Для героев Ф. М. Достоевского любовь – возвышенное чувство, делающее человека счастливым. Для мечтателя , как и для Николая Алексеевича, это счастье стало лишь кратким мигом в чреде серых будней. Второе – мотив несчастной любви. Третье – «…Лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные минуты» подарила Николаю Алексеевичу Надежда. И герой Достоевского с благодарностью вспоминает встречи с Настенькой, которые стали для него кратким мигом счастья, вспышкой).

- В чём различия? ( У И. А. Бунина причиной несчастной любви явились предрассудки – неравенство социального положения. Для героя Ф. М. Достоевского причина иная. Любовь мечтателя не является взаимной. Настенька любит другого, мечтает о взаимности со своим прежним жильцом. А значит, для мечтателя счастливый финал невозможен. Он не способен разрушить счастье любимой ради собственной выгоды).

- В чём различия в описании и судьбе женских образов? ( Юная Настенка не просто мечтает о любви. Главное для неё стать счастливой в жизни: создать семью с любимым человеком. Нет надежды дождаться жильца, и Настенька готова остаться с мечтателем, понимая, что с человеком, который её глубоко и искренне любит, ей будет гораздо легче и проще в жизни. А героиня И. А. Бунина, не получив взаимности в любви, находит иное применение своим внутренним силам. Мы видим, что Надежда не сломалась. Жизнь её нельзя назвать пустой и бессмысленной в отличие от Николая Алексеевича).

- В чём разница подходов автора к оценке любовной ситуации? ( У Ф. М. Достоевского особый тип героя. Перед нами романтик, мечтатель поневоле. Таким его сделала тяжёлая действительность, спасение от которой он ищет в своих чистых и возвышенных мечтах. Поэтому и любовь у него романтическая, оторванная от реальности. Отсюда и неумение реализовать себя во взаимоотношениях с Настенькой. Близка Надежда к герою Ф. М. Достоевского. Она верит в бесконечность любовного чувства, поэтому при своей красоте и силе характера не вышла замуж («Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело»).

Учитель: И. А. Бунин скорее на стороне своего героя – «реалистический» взгляд на чувства. Ошибся ли Николай Алексеевич, отказавшись от любви и преданности Надежды? Писатель отрицательно отвечает на этот вопрос.

IV. Подведение итогов урока.

Любовь – одна из ключевых тем творчества русских писателей- классиков. Писатели ХХ века унаследовали многие традиции изображения любви. Бунинское понимание любви глубоко драматично. Человек неизбежно обречён на одиночество, полное взаимопонимание людей невозможно. Любовь – самая могучая сила на земле, она даёт великое счастье, но это счстье подобно зарнице: вспыхнуло – и погасло. Своими новеллами И. А. Бунин призывает ценить любовь.

Презентация «Отзывы известных людей о творчестве И. А. Бунина».

V. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Над чем меня заставили задуматься рассказы И. А. Бунина». Учащиеся сами выбирают произведения для сочинения, исходя из своих интересов и возможностей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Мотивы русской литературы в новеллах И. А. Бунина

Автор: Корсикова Валентина Григорьевна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства