kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотивационный анализ текста в формате дистанционного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для перехода от чувственной абстракции - "любовь к родине", к актуальному состоянию - патриотизму, главному составляющему основы гражданской идентичности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«╨Ъ╨Э╨п╨Ч╨Х╨Т╨Р ╨в╨Р╨в╨м╨п╨Э╨Р ╨Т╨Р╨Ы╨Х╨Э╨в╨Ш╨Э╨Ю╨Т╨Э╨Р ╨Я╨а╨Ю╨Х╨Ъ╨в»

Историко-психологический подход к мотивации поведения участников конфликта в рассказе «Случай на войне» (Мотивационный анализ текста в формате дистанционного образования.)


Цель

Создание условий для перехода от чувственной абстракции — «любовь к родине», к актуальному состоянию — патриотизму, главному составляющему основы гражданской идентичности.


Задачи

1. Реализовать коллективное соавторство учителя и обучающихся 10-11-х классов, которое сделало возможным их совместное общение на уроках по заданной теме;

2. впустить в самость обучающихся понятие «мерить жизнь нормами военного времени»;

3. использовать силу воздействия регионального компонента в подаче словесного и демонстрационного материала;

4. рассмотреть один из главнейших принципов изображения человека в борьбе двух начал — «ума» и «сердца»;

5. определить, насколько данное событие, со всей своей очевидностью отражающее менталитет лучших представителей нашей Родины, погружено в смысловой контекст ее истории.


Предполагаемые конечные результаты

Заявленный проект — результат коллективной деятельности детей-инвалидов и их педагога, совместно осуществивших поиск и разработку нерядовых методов воздействия на формирование основ гражданской идентичности. Все это является доказательством умения обучающихся реализовывать собственные идеи для усвоения гражданской самоидентификации.


Перспективы развития, долгосрочный эффект Проект разработан исходя из коллективного желания тех, на кого он был рассчитан — старшеклассников. Однако по просьбе обучающихся основной школы эти два тематически объединенных урока были проведены в 7-х, 8-х и 9-х классах.

К своему «актуальному состоянию» эти дети пошли через экстрим. Бой — экстремальная ситуация. И они смогли прочувствовать ее не за компьютерной военизированной игрой, а переживая за учительницу и ее защитника.

Потенциал развития проекта смогли определить сами дети, разглядевшие лицо своей Родины в образах их соотечественников, давно ушедших в небытие. Пробуждение исторической памяти, начавшееся с осознания этики долга, требует своего продолжения.


Порядок контроля и оценки результатов

Наблюдение и опрос-беседа с вовлечением обучающихся в ситуацию личного выбора при условии его обоснования.


Необходимые ресурсы для реализации проекта

https://drive.google.com/file/d/1hoAjVdItGVc0yIqhOL8lyl8JnEYyBjU2NA/view?usp=sharing


Краткое содержание проекта

Предложенный для анализа текст задумывался как художественное воплощение безымянных и оставшихся неизвестными поединков, коими полны все войны.

Действующие лица происходящего: станичная учительница, два летчика — наш и фашист — и их самолеты — И-16 и Мессершмитт.

Сюжет строится на случайной встрече в донской степи этих пятерых — людей и живущих по их образу и подобию машин.

В перечне рекомендаций для удобства выполнения работы, помимо пошаговых установок учителю и обучающимся, предложен словарик с объяснением непонятных для подростков аббревиатур, слов и выражений, а также представлены вопросы к мотивационному анализу текста.


От «чувственной абстракции» к «актуальному состоянию»


Патриотизм (от греч. Patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), по определению В. Даля — «любовь к отчизне». «Патриот» — «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Я не зря начала именно отсюда — от толкования слова «патриотизм». А подвел меня к такому зачину сам Владимир Владимирович Путин, который в феврале 2014 года на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» сказал следующее: «...дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников».

Россия в силу исторических обстоятельств развивалась вокруг обороны от внешнего врага. Она продолжает это делать и сейчас. Быть патриотом сегодня — значит выдвинуться вперед из толпы, принять на себя ответственность за судьбу своей Родины. Для столь решительного шага совсем не обязательно «рвать на груди рубаху». Заняться благоустройством собственного двора, привести в порядок близлежащий сквер, повести в музей своего ребенка, показать ему памятные места исторических событий, рассказать о достойном участии представителей семейного пантеона в труде и обороне нашей страны — вот далеко не полный перечень того, что может сделать «ревнитель о благе» своего отечества, «отчизнолюб».

Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого — любви к тому месту, где живешь. Однако массовым обывателем понятие «родина» воспринимается, как удобное и защищенное место, за пазухой которого можно спокойно отсидеться, считая, что родина уберет за ним грязь и без его участия построит светлое будущее. Да чтоб еще «родина» с маленькой буквы была, ведь когда с большой, то уже в одном этом видится грозный окрик-призыв к реальному значительному поступку. Впрочем, о малой родине так и пишут — с маленькой. Но я подразумевала совсем другое — низведение этого понятия вплоть до какой-то чувственной абстракции.

Далее Президент отметил, что «...идентичность — это живой организм». А как же почти умерщвленное способно родить живое? Тут стоит вспомнить о заклании в землю семени для того, чтобы из него взошел росток, хотя бы для начала.

Вот это «хотя бы для начала» и получило свое развитие в нашем с детьми совместном проекте, в подготовке и проведении которого использовались:

  • технология коллективно-творческих дел;

  • метод — проблемный;

  • прием контраста — смысловой доминанты текста;

  • вопросы для обнаружения личностных характеристик обучающихся через совпадение их переживаний с внутренним состоянием персонажей;

  • вопросы, с помощью которых участники действа психологически мобилизуются, а затем охотно демонстрируют вызревшие лично у них мнения и позиции с дальнейшим обоснованием;

  • региональный компонент (Когда ты видишь воочию, как по улицам твоего родного, разрушенного войной города марширует враг, тогда и появляется возможность ухода от «чувственной абстракция» к «актуальному состоянию».).


Рекомендации

для работы с текстом «Случай на войне»

(Объем материала рассчитан на два урока.)


Обучающимся

Прочитайте текст (желательно до уроков) вдумчиво, не торопясь, обращаясь к словарику, объясняющему значение непонятных аббревиатур, слов и выражений.


Словарик


Ас — мастер воздушного боя (фр.).

Божий промысел если ты хочешь знать его, определи, каков твой человеческий долг в той ситуации, 
в которой ты находишься, и сделай выбор в пользу добра, правды, справедливости...

Вираж сложный маневр, фигура высшего пилотажа.

Воздыхательвлюбленный, поклонник (устар.).

Гашеткаустройство для приведения в действие спускового механизма огнестрельного оружия.

Experten — летчик-ас, пилот высокого класса, мастер воздушного боя (нем.).

Иван — фронтовое прозвище советских солдат. Введено в обиход немцами во Вторую мировую войну.

И-16 самый массовый советский истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА в первой половине Великой Отечественной войны. Он имел множество модификаций и был самым известным, популярным и любимым военным самолетом в СССР — медиа-звездой эпохи. И-16 снимали в кинофильмах, изображали на плакатах вместе с вождями страны, его узнаваемый силуэт мелькал в периодике и детских книжках. Маленький и верткий, он был настоящим бойцом и отважным защитником нашего Отечества.

«Крыса» — так летчики Люфтваффе называли советский истребитель И-16. Крыса у немцев считается опасным животным.

ЛаГГ-3 — советский истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА во время Великой Отечественной войны.

Лорелея (Лореля́й) — русалка (ундина), дева-чаровница — героиня немецких народных легенд.

Люфтваффевоенно-воздушные силы Германии в 1935-1945 годах.

Ме-109Мессершмитт Bf.109. Традиционное для СССР написание — Ме-109.

Мессер Bf.109F истребитель-моноплан, одна из модификаций Мессершмитта Bf.109. Являлся основным истребителем Люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны. В зависимости от модификации он мог применяться в роли низкоплана, высотного истребителя, перехватчика, истребителя-бомбардировщика или разведчика.

Моноплан самолет, имеющий одно крыло, расположенное по обе стороны фюзеляжа.

Петля фигура высшего пилотажа.

Пикирование вид атаки, применяемой истребителями в воздушном бою. Буквально «падать вниз головой» (фр.).

Свободная охота бой по расчистке воздухасоставной элемент боевых действий с целью поддержания завоеванного господства (превосходства) в воздухе. Главный принцип «расчистки» — атаковать в большинстве случаев максимально беззащитные вражеские самолёты, которые не могут дать мощный отпор.

«Собачья» свалкаближний воздушный бой. Он происходит на малых дистанциях с использованием пулеметов. Пилотам приходится часто маневрировать, используя сложнейшие фигуры пилотажа, чтобы не быть подбитыми или убитыми.

Флирт ухаживание; любовная игра как развлечение между ее участниками с выражением симпатии (англ.).

Фокке-Вульф немецкий истребитель-моноплан, стоявший на вооружении Люфтваффе во время Второй мировой войны.

Фонарь кабины истребителя прозрачная ее часть, которая обеспечивала пилоту отличный обзор.

Фройляйн — вежливое обращение к незамужней женщине или к девушке в Германии (нем.).

Фюзеляжкорпус летательного аппарата.

Шасси опорное устройство самолета, служащее для стоянки и передвижения по аэродрому, а также смягчающее удары в момент приземления.

Эскадра оперативно-тактическое соединение в военно-воздушных силах Вермахта, предназначенное для решения оперативных боевых задач.

Ягдфлигерлетчик-профессионал, пилот истребителя (нем.).



Учителю

Считаясь с клиповым мышлением обучающихся, продемонстрируйте им видеоролик — лучшее подспорье для освоения заданного текста. Рассказ подается в ролике фрагментами, после каждого из них идет ряд иллюстраций.

Если обучающиеся не смогут успевать считывать информацию, придержите демонстрацию видеоряда.

Работа с роликом должна поспособствовать полному «погружению» в текст, вплоть до моделирования оставшихся за «кулисами» фактов и событий из жизни персонажей, исходя из их характеристик, заложенных автором.

Учителю и обучающимся

Выполните мотивационный анализ текста, используя предложенные к нему вопросы.

Задание реализуется обучающимися при попытке объяснения мотивационных установок действующих лиц рассказа как особенности «построения» их поступков.


Вопросы


  • В чем состоит исключительность ситуации для персонажей?

  • Предрасположенность каждого из них к общению: кто и как в данном случае его воспринимает, стремится ли к нему? Прокомментируйте готовность и неготовность участников события к вступлению в контакт.

  • Выходим за пределы текста: объясните мысли и поступки действующих лиц на основании их предполагаемого прошлого. Почему они поступают именно так, а не иначе?

  • Какие подробности доказательно демонстрируют абсолютную сплоченность летчиков с их боевыми машинами? Для чего она им так необходима?

  • Найдите в тексте свидетельство того, что «железо» способно быть милосерднее человека. Зачем автору понадобился этот акцент?

  • В чем видят персонажи проявление своей слабости? Какие причины провоцируют ее появление? Каким образом они ее преодолевают?

  • Кто из действующих лиц более переменчив в своих мыслях и поступках? Чем это можно объяснить?

  • Какие цели ставят перед собой участники конфликта? Какими способами их достигают?

  • Как вы понимаете сентенцию: «Люди, мотивированные силой, движутся к конфликту»?

  • В чем вы видите взаимное влияние персонажей друг на друга, результатом которого является реально наблюдаемая ситуация? Как понимают ее сами участники конфликта?

  • Чего недостаёт всем героям рассказа для нормального человеческого существования? В чем ощущается потребность, «состояние нужды» каждого из них?


Случай на войне


В.С. Высоцкий: «Наши мертвые нас не оставят в беде...»


Мессер Bf.109F, зловещий и быстрый, именуемый, как и все его собратья этой серии, Фридрихом, и его ягдфлигер, которого звали так же, вышли победителями в случайном бою с двумя советскими неповоротливыми ЛаГГ-3, не расстреляв всего боекомплекта. И теперь они, разгоряченные быстро закончившейся схваткой, кружили над донской степью, высматривая себе еще какой-нибудь добычи.

А вскоре появилась и она. Русская фройляйн глупо полагала, что они ее не заметят. Безотказная гашетка выпустила несколько очередей над белокурой головой девушки, и та, остановившись, с удивлением посмотрела на них снизу вверх.

Маруся успела рассмотреть молодое смеющееся лицо летчика и несколько рядов победных отметин на его фюзеляже. Самолет помахал ей крыльями с раскинутыми на них жирными черными крестами и взмыл почти вертикально к самым облакам, показав свое отливающее желтизной гадючье брюхо. Струйка пота щекотнула ее между лопатками, и русская фройляйн упала ничком в выжженный солнцем ковыль.

А истребитель и не думал улетать. Девушка им с Фридрихом очень понравилась. Мессер вернулся, раззадоренный своим Experten, и теперь выписывал над их юной попутчицей немыслимые пируэты.

Станичная «учителка», приехавшая два года назад с дипломом Ростовского пединститута в донское захолустье приобщать горстку местных дьяволят к великому и могучему, перевернулась на спину и смотрела на то, что вытворяет веселый фашист в ее родном небе. Она шла в оккупированный Ростов, не зная живы ли ее мать и брат-подросток. Ее крошечный огородик родил этим летом свеклу и капусту, и ей удалось выцыганить за его скудный урожай немного муки на местном базаре. Она лежала неподвижно, без единой мысли в голове, прижимая к груди драгоценный узелок.

Конечно, они не знали, кто она, идет откуда и, тем более, как ее зовут. Но начитанный Фридрих дал ей имя — Лорелея, и его боевому товарищу оно очень понравилось. Их обоих волновал вопрос: долго ли она будет еще отлеживаться? Им очень хотелось увидеть девушку снова во всей ее красе.

Марусе было колко на сухой траве, да и мелкая подлая живность уже ползала по ее голым рукам и ногам, норовя залезть под платье. И когда самолет перестал над ней кувыркаться и его мотор затих за кручами правобережья, она поднялась и побежала к реке, где росли спасительные камыши.

О-о-о-о! Это был отличный ход! Они нагнали ее, бегущую уже по вязкому илу, и гашетка под твердой рукой извергла из остывшего было пулемета огненную трассу, поднимая перед Лорелеей заслон из свинца и мутной воды.

«Мама! Мама!» — закричала их ундина. Слово, понятное на всех языках, Фридрих, конечно, не мог услышать, но по ее губам и выражению лица догадался, к кому она взывает. Вспомнив мать, молившуюся за него в далекой Баварии, он вдруг почувствовал себя таким же уязвимым, как и девушка внизу. Однако, устыдившись своей сентиментальности, предаваться ей дальше не стал.

Мессер же был озадачен другим. Он, как животное, уловил трепет тела Лорелеи и запах ее крови. Ягдфлигер был явно не осторожен в прицеле. Мессер сожалел, что их веселый флирт с русской фройляйн закончился так быстро.

Раненая Маруся опустилась на колени, все так же прижимая к груди узелок... Попыталась встать. Упала. Еще раз сделала попытку подняться, но у нее снова не получилось, и она попробовала ползти...

Ее неловкие движения и задранный грязный подол вызвали раздражение у летчика. От прекрасной Лорелеи не осталось и следа. Флиртовать дальше действительно было незачем. Кавалер Рыцарского креста погладил гашетку, и та приготовилась нашпиговать помятое тело девушки последней порцией их боезапаса.

Он летел очень низко, еле волочась, заваливаясь на правое крыло, единственный, кто остался не сбитым в бою под Таганрогом. И хотя у Bf.109F фонарь кабины обеспечивал ягдфлигеру отличный обзор, советский истребитель, шедший со стороны солнца, первым заметил своего врага. И не только его...

Лейтенант Лейкауф, прозванный Змеей за манеру пилотирования, успел ловким скольжением уклониться от невесть откуда взявшейся лобастой и кургузой «крысы» — И-16. Мессер круто ушел вверх, используя всю мощь своего двигателя.

Младшему лейтенанту Пете Сладкову не стоило большого труда разгадать намерение Bf.109F. Он не раз наблюдал этот классический прием Ме-109 по перехвату боевой инициативы — завладению высотой. Там, у бога в гостях, вступить в маневренный бой с Мессершмиттом означало навсегда у бога и остаться.

Фридрих и его Experten обожали ввязываться в воздушную — «собачью» — свалку на виражах, хотя подобного молодечества не одобряли их высшие чины. И сейчас, забыв о девушке, они решили предаться уже другой, более интересной игре, чувствуя изрядный приток адреналина.

А вот у И-16 и его летчика не было сил гоняться за ними. Минут за 15-20 до этого рассвирепевший Фокке-Вульф, прежде чем сорваться в штопор и разбиться, успел-таки, беспорядочно разбрызгивая пулеметный огонь, нанести серьезные повреждения в их рулевом управлении и ранить Сладкова в плечо. Мессер же для «собачьей» свалки был почти идеален.

Оба Фридриха скоро поняли, что хорошей драки не получится. В раздумье они кружили над русскими доходягами и прикидывали, кого прикончить первым. Было решено вначале уничтожить «крысу». Пусть трусливая фройляйн увидит, как умрет ее иван. Примерно на полутора тысячах метров они сделали петлю и, включив сирену, понеслись вниз, стреляя в беспомощный И-16.

Да, это был настоящий мастер! Не всякий ас смог бы его одолеть! Сладков успел испытать чувство восхищения: уж больно хорош был Мессер в пикировании...

«Крыса» попыталась метнуться навстречу нападающим, но именно это инстинктивное движение и спасло ей жизнь: как пьяную, ее занесло куда-то вбок, и огненная трасса прошла мимо широкого лба, над которым потешались в Люфтваффе. Фридрих Лейкауф еще раз нажал на гашетку, но выстрелов не последовало... Черт бы побрал эту девку, ради которой они опустошили остаток боеприпасов!

У них был свой конек — свободная охота — бой по расчистке воздуха. Это все, чего жаждали сейчас оба Фридриха. Из-за настойчивости, забавно проявленной в ухаживании за местной Лорелеей, они лишились удовольствия увидеть, как, перевернувшись на спину, еще один иван устремится к земле. Но кто же знал, что их мужское естество сможет прельститься видом русской фройляйн?

Божьим промыслом избежав щедрой пулеметной очереди, Петя позволил себе удивиться: куда подевалась его мессеро-боязнь — болезнь, преследовавшая его с начала войны. Еще на лётных курсах в мирном 40-м им внушали, что Ме-109 «никудышный» моноплан. Но он ворвался в небо Петиной Родины улучшенной модификацией серии истребителей Bf.109 — воплощением абсолютного зла, от которого невозможно спрятаться.

Сладков не раз видел гибель своих товарищей, сбитых Мессерами. Однако это было в бою, в поединке — истребитель-на-истребитель. И вот самолет, внушающий трепет даже лучшим летчикам Европы, охотился только что за перепуганной девочкой, его соотечественницей, и уже подстрелил ее, как какую-нибудь курицу. Страдая от раны в плече и того факта, что они с девочкой стали удобными мишенями для Мессершмитта, лейтенант Сладков и его искалеченный И-16 вновь распростерли над ней свои крылья.

«Рыцарские поединки не для Востока!» Эту моральную установку командира элитной истребительной эскадры JG-54 Ханнеса Траутлофта оба Фридриха приняли на веру безоговорочно.

Наблюдая с выгодной позиции за тем, как иван пытается прикрыть собой ими случайно раненную фройляйн, они терзались жгучей ревностью. Если бы шасси Мессера могли сжиматься в кулаки, то, наверное, воздушный поединок превратился в рукопашный. И лейтенант Лейкауф внял страстному желанию своего друга. Ощутив рогоносцем и себя, он отдался их общему первобытному позыву надавать «крысе» по морде. Резко накренив Фридрих, ягдфлигер нанес его крылом удар по кабине русского соперника...

«Крыса» падала, как они хотели, — вверх ногами. Кусок крыла Bf.109F так и остался торчать в ее фюзеляже...

Теперь Лорелея принадлежала только им! Мессер и его Experten с победным воем совершили головокружительный вираж. Но удержаться в воздухе не смогли...

Прежде чем замутненные донские волны августа 42-го поспешили их принять, Фридрих из Баварии вспомнил о погибших в Рейне воздыхателях Лорелеи.


Автор рассказа Князева Татьяна Валентиновна.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мотивационный анализ текста в формате дистанционного образования

Автор: Князева Татьяна Валентиновна

Дата: 17.06.2019

Номер свидетельства: 514991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Доклад "Создание электронного пособия""
    ["seo_title"] => string(37) "dokladsozdaniieeliektronnoghoposobiia"
    ["file_id"] => string(6) "296832"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456085282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства