Методическая разработка представляет собой пошаговую схему продуцирования речевого произведения на общественно значимую тему, каковой является независимость Республики Казахстан. Цель работы - помочь педагогам, преподавателям русского языка и литературы, обучать конкурсным сочинениям, повышать речевой статус учащихся и уровень их функциональной грамотности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Создание замысла сочинения «Моя Родина – независимый Казахстан».
- Участие в данной работе является вашей потребностью?
(Из ответов учащихся педагог делает вывод о том, что их мотивация является довольно высокой, они прониклись темой и осмыслили ее, готовы работать с имеющимся материалом, исполнены патриотизма).
- Какой тип речи вы предлагаете избрать для работы?
(Это должно быть рассуждение, но сочинений в чистом виде практически не бывает, поэтому в него необходимо включить элементы повествования).
- Как вы определяете цель своей работы?
(Должны убедить читателя в том, что наша Родина по-настоящему свободна).
- Как вы определяете свою позицию?
(Гуманизм, новаторство, позитивизм, оптимизм).
-Каким будет ключевое понятие текста?
(Независимость).
- Нужно ли располагать главный тезис в начале работы?
(Не обязательно, это может быть необычное начало со скрытым тезисом).
- Как вы определяете задачу и сверхзадачу своей работы?
(Нужно так построить свою речевую деятельность, чтобы предъявить читателю самые веские аргументы, доказывающие тезис; постараться максимально воздействовать на чувства адресата при помощи различных языковых средств).
2. Актуализация опорных знаний о тексте по схеме
Текст
стиль речи тип речи проблема идея тема
- Что такое тема?
(Предмет речи; то, о чем говорится в тексте).
- Что такое идея?
(Это основная мысль текста; для чего написан текст, к чему призывает).
- В чем состоят особенности публицистического стиля?
(Он требует выражения собственного мнения, умения отстаивать свою точку зрения, собственную позицию; публицистический стиль имеет свои лексические и синтаксические приемы).
- Cейчас вы будете участвовать в деловой игре и работать в группах с целью создания заготовок для сочинения. При необходимости можно использовать любой из подготовленных к занятию материалов: газетную и журнальную публицистику, словари литературоведческих терминов, литературные источники и т.д. Нужно выполнить письменно предложенные задания и уполномоченным групп (спикерам) презентовать их для обсуждения и поправки. В каждой группе будут работать свои «историки», «языковеды» и «литературоведы». Возможен также вариант взаимодействия между группами.
Задание для «историков»:
-обсудить тему будущей работы;
-определить круг исторических вопросов, которые необходимо затронуть в сочинении, четко сформулировать их;
-изложить свою позицию по данным вопросам;
-при формулировании ответов использовать различные клише, устойчивые сочетания речи общественно – политического звучания.
Задание для «языковедов»:
-составить логическую схему текста, определив его части;
-наметить виды и способы грамматической связи в тексте;
-предложить необычные обороты речи (ее особое синтаксическое построение) для усиления выразительности;
-определить оптимальное место использования восклицательных предложений.
Задание для «литературоведов»:
-спланировать употребление приема ретроспекции;
-предложить свой вариант использования приема градации как скрытый вариант тезиса в начале работы;
-продумать содержание и наиболее оптимальные позиции употребления риторических вопросов;
-предложить формы выражения авторского начала;
-подобрать цитаты из литературных источников, уместные в данной работе, провести литературные параллели;
-подобрать примеры из газет, журналов, телепередач, жизни своих семей, иллюстрирующие аргументы сочинения – рассуждения, которые могут быть вставлены в него в качестве элементов повествования.
III Операционно – деятельностный компонент
1. Выполнение работы.
2. Презентация результатов работы.
«Историки»:
Тема сочинения – независимость Казахстана;
В работе необходимо коснуться следующих исторических вопросов:
- Какими были критические моменты в истории борьбы казахов за независимость?
- Как жил казахский народ во время иноземных захватов и колониализации?
- Благодаря каким историческим деятелям разных эпох завоевание независимости стало возможным?
- Как казахский народ живет сегодня?
- Как определяется место молодежи в современном обществе?
- Какова роль государственных символов в утверждении статуса государства?
Представление позиции «историков» по обозначенным вопросам:
Казахская нация существует с древних веков. Чтобы уцелеть, она была вынуждена смешиваться с воинственными гуннами, потом казахи звались саками. Было в их истории и нашествие монголо – татар. Пытался истребить их и знаменитый Тамерлан. Затем наши предки страдали от жунгарского нашествия. Опасения полной утраты казахской нации, а также феодальные междоусобицы привели Абулхаир-хана к ногам русской императрицы. Так началась русская колониализация, продлившаяся практически до 1991 года новейшей истории. В советское время на территории Казахстана испытывали ядерное оружие и строили экологически опасные объекты. Конечно, условия жизни нашего народа были ужасными. Их можно охарактеризовать емким словосочетанием – «полное рабство».
В борьбе за независимость своего народа прославились такие исторические деятели, как Богенбай – батыр, Жангир – хан, Абулхаир – хан, Тауке – хан. В начале 20 века в этом направлении активно действовала партия «Алаш - орда», известным представителем которой был поэт Магжан Жумабаев, подвергшийся сталинским репрессиям. Сейчас страной руководит всенародный избранник Президент Н.А.Назарбаев, который за исторически малый срок сделал страну известной во всем мире по политической стабильности, экономическому росту, положительной динамике развития всех сфер жизни казахского народа.
Сегодня наш многонациональный народ живет достойной жизнью. Растет благосостояние людей. Развивается социальная сфера. Возводятся новые города. Условия наибольшего благоприятствования созданы для всех групп населения.
Молодежь – это часть общества, для которой Президентом и Правительством Казахстана делается все возможное. Целеустремленным юношам и девушкам предоставляется возможность бесплатно учиться не только у нас в стране, но и за рубежом. По нашей школе мы видим, сколько средств вкладывается в образование. Сегодня у нас есть все: мультимедийные кабинеты, новейшие модели компьютеров, интерактивные доски, спортивный инвентарь, постоянно пополняющийся библиотечный фонд и т.д.
В жизни любого государства большую роль имеют символы страны: герб, гимн и флаг. Символы нашей страны являют собой целостные художественные композиции, состоящие из глубоко осмысленных элементов.
«Языковеды»:
Логическая схема – план текста:
Трудный путь к независимости.
Современный Казахстан и его достижения.
Миролюбие многонационального народа Казахстана.
Люди – сила и богатство страны.
Значение государственных символов для государства.
Необходимо избрать цепную связь между предложениями текста: синонимы, лексические и грамматические повторы, местоимения, видо–временные формы глаголов.
Смысловые «мостики»: борьба за независимость – сувереннаястрана Назарбаева – дружба многонационального народа– человек как достояние нации – будущее страныза молодежью– государственные символы
Необходимо использовать прием инверсии для усиления выразительности речи, например: «была завоеванасвобода», « живутболее ста национальностей», «предоставлена возможность учиться» и т.д.
При описании достижений Казахстана свою художественную роль должен сыграть прием анафоры (ограничительной частицы «только»), например: «только свободный народ…», «только суверенная нация…» и т.д.
В текст необходимо включить следующие осложнения предложений: ряды однородных членов (для усиления эмоционального воздействия), вводные слов (в качестве выражения авторского отношения к изображаемому), обособленные определения, выраженные причастными оборотами (как черту книжной речи).
Восклицательные предложения нужно употребить при описании достижений Казахстана.
«Литературоведы»:
Ретроспективный ход нужно использовать в начале работы в виде исторического экскурса.
В начале сочинения для изображения бедствий казахов уместным был бы градационный ряд номинативов, отражающий исторический экскурс, например: «…топот копыт…», «..огонь…», «…плач..» и т.д. В сочинении с элементами повествования к расположению тезиса можно подойти факультативно: явно, скрыто и т.д.
Риторический вопрос будет логичным после перечисления страданий народа при переходе к новому смысловому отрезку текста.
Авторское начало необходимо выразить в личностных конструкциях типа «Я горжусь…», «…мой Президент…»,«…наши соотечественники…»
(личными и притяжательными местоимениями).
Для наглядного иллюстрирования теоретических утверждений необходимо использование цитат. Будут актуальными стихи вольнолюбивых казахских поэтов о многовековой мечте казахского народа (например: М.Жумабаева), слова из стихов и песен о нашей многонациональной стране, полное или частичное (фрагментарное) цитирование зарубежных газетно – публицистических источников. В конце сочинения в целях его логического завершения удачным было бы проведение литературной параллели, к примеру, из «Капитанской дочки» (зачитываются выдержки из газет и калмыцкая сказка).
Очень ценным для выражения авторской позиции являются примеры из личной биографии, жизни наших семей. Нужно показать семью не только свидетелем, но и непосредственным участником исторических и общественно – политических процессов, происходивших и происходящих в Казахстане (приводятся примеры).
III Оценочно – результативный компонент
- Сегодня вами проделана большая результативная работа по созданию рабочих материалов (литературных заготовок) для сочинения. Прав был К.Г.Паустовский, когда сказал: «Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».