прививать любовь к родному краю, природе, ко всему живому на земле.
Оборудование:
Картины природы, портрет С.Есенина, фотографии, предметы крестьянского быта, аудиоматериалы – диски с записью песен на стихи Сергея Есенина
. Сегодняшний наш урок я хотела бы начать словами музыканта и композитора И. Талькова.
(запись на доске)
«Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты.
Их жизнь окружена высокой тайной,
Хотя они наивны и просты».
Эти строки с полным правом можно отнести и к поэту С.Есенину.
Сегодня на уроке мы мысленно отправимся на экскурсию в село Константиново г.Рязани. Перенесёмся на какое-то мгновение в отчий край поэта, в чудесную есенинскую страну «берёзового ситца». Наша экскурсия называется «Мой Край задумчивый и нежный!»
В конце нашего урока мы вместе постараемся ответить на вопросы:
-Что значило для С.Есенина с.Константиново?
-Какие основные темы можно выделить в его творчестве?
-Каким человеком предстал для каждого из вас С.Есенин?
На необъятной карте России затерялась едва приметная точка-старинное приокское село Константиново, где родился будущий поэт Серёжа Есенин. Село Константиново привольно раскинулось на берегу реки Оки. Местность на Оке очень живописная, здесь река огибает плоскогорье, выступающее по направлению к востоку крутым обрывистым мысом над низменностью, состоящей из обширных лугов. Здесь впервые увидел он как ломаются берёзы,отражаясь в пруду, как тоскуют тающие поля.
(Обратить внимание на пейзажи, леса, поля, луга.)
Здесь, на Рязанской земле отшумело детство поэта, здесь он написал свои первые стихи. И лежит без конца и края в лесах и перелесках среди хлебов, возле рек и озёр, воспетая в стихах Есенина Россия.
Сейчас вы прослушаете песню Ю.Антонова «Родные места»
Подумайте, о чём она и можно ли её отнести тем чувствам, которые испытывает поэт к своей Родине?
(прослушивание песни «Родные места»)
Из любви к родным местам, к своей малой Родине, выросло чувство к большой Родине-Руси, России.
«Моя лирика, - говорил сам Есенин, жива одной большой любовью,
любовью к Родине. Чувство Родины основное в моём творчестве.
Но вернёмся в село Константиново, где прошли первые детские годы жизни юного поэта. Деревянный дом поэта, обнесённый плетённой изгородью и выходящий тремя окнами на широкую улицу стоит в самом центре села. Всякого, кто приходит в усадьбу Есенина первым встречает тополь.
(звучит песня «Над окошком месяц»)
(стр.198 до слов «шумит в его листве ветер, живёт тополь.)
Но войдём в дом. (фото) стр.199.
Значение слова «КРАСНЫЙ» в толковом словаре означает «Передний угол, старший, где стоял стол и висели иконы»
(Обратить внимание на уголок в классе,создающий красный угол.)
В Рязани, в 1965г.в доме, где жил поэт, был открыт музей С.Есенина, а 25 лет назад музей получил статус Государственного музея-заповедника. Это один из самых популярных музеев в нашей стране.
Есенин с детства любил свой родной край. С 2-х летнего возраста был отдан на воспитание деду и бабушке по материной линии.
Бабушка была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Некоторые сказки, которые были с плохим концом, маленький поэт переделывал на свой лад.
Дед любил испытывать внука в отгадывании загадок. Вот одна из них: «стоит красавица на поляне, в белом сарафане.» (берёза)
В доме самой читаемой книгой была Библия. В праздники бабушка и внук отправлялись на богомолье в церковь. В доме часто принимали странников, которые исполняли духовные стихи.
А вообще, как и всякий мальчишка, Сережа Есенин «хорошо лазил по деревьям, прекрасно плавал. Позже сам вспоминал, что после лет 8,дяде заменял охотничью собаку, бросаясь в реку и вытаскивая там диких уток.
«Худощавый и низкорослый
за мальчишек всегда горой,
часто-часто с разбитым носом
приходил он к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Он цедил сквозь кровавый рот:
«ничего, я споткнулся о камень
это к завтраму заживёт.»
Когда же мальчик подрос, родные хотели, чтобы он стал сельским учителем, поэтому отдали в церковно-приходскую школу, а оттуда Сережа должен был поступать в московский учительский институт,но этого не случилось. В 1912г. 17 летним юношей он приезжает в Москву, где продолжает своё образование. Отныне вся его жизнь посвящена поэзии.
Первым произведением, которое напечатал Есенин в детском журнале «Мирок» было стихотворение «Берёза». Оно было напечатано под псевдонимом Аристон. Это одно из известнейших стихотворений поэта.
Давайте вспомним это стихотворение.
(ученик читает наизусть стихотв. «Берёза»)
-О чём это стихотворение? (о красоте зимней природы,берёзки)
выделяется тема лирики на доске. Природа.
В самые трудные минуты своей жизни поэт обращался к матери, Татьяне Федоровне Есениной ,которую нежно любил. Очень много стихов посвятил Есенин именно ей.
(показ фото Есенин с матерью)
вот одно из известнейших стихотворений, которое называется «Письмо к матери»
чтение стих. учителем.
-Как вы думаете, что за свет струится над избушкой?
(свет вечерней зари)
-какую картину можно представить?
(избушку, пожилую женщину, склонившуюся над письмом)
-А можно ли представить, что именно от матери исходит тёплый свет, который оберегает её сына?
(да, это свет тревоги за его судьбу)
-Как вы думаете, душа есть у каждого человека?
да
-Следовательно, если душа есть у каждого из нас, то и свет должен быть в каждой душе.
В ваших душах тоже есть свет.
Давайте сейчас попробуем заглянуть в себя и увидеть внутренний свет своей души.
Закройте глаза, послушайте музыку и попытайтесь увидеть свет своих чувств, своей души.
(звучит классическая медленная музыка)
-Какие краски вы заметили в свете своей души?
-Каким был ваш свет? (белый, розовый, голубой,золотой)
-Как вы думаете все люди на земле имеют такие чистые и яркие души?
(нет, есть люди злые и завистливые и души у них чёрного цвета.)
-А каких людей на земле больше?
(больше людей со светлыми душами)
РАБОТА С ПОРТРЕТОМ.
Обратите внимание на портрет поэта, лик которого обрамляют берёзы.
-Что вы можете сказать об этом человеке?
(спокойный, добрый, душевный)
-Обратите внимание на внешность этого человека. Какая она?
(русые волосы, голубые глаза)
-судя по одежде, это интеллигентный человек.
-Может ли такой человек обидеть кого-нибудь?
(нет, у него добрые глаза и добрая душа)
А вот теперь послушайте, как отзывался о Сергее Есенине известный поэт того времени Андрей Белый и сравните совпадают ли ваши ответы с мнением другого человека?
«Меня поразила необычайная доброта Сережи, необычайная мягкость, чуткость и повышенная деликатность. Он был физически приятен, смотрел прямо в глаза и сразу производил впечатление человека с правдивым сердцем».
-Совпали ли ваши ответы с мнением другого поэта, который лично знал Сергея Есенина?
Кто бы мог представить, глядя на деревенского паренька, что пройдут годы и он станет поэтическим сердцем России. Где бы Есенин не жил, везде и всегда вспоминал он родные места, часто наведывался в свой родной дом.
Хорошо в Питере, - писал он друзьям, а здесь в миллион раз лучше.
О малой Родине, о любви к ней написана большая часть стихотворений Есенина. Одно из них напечатано у вас в учебнике.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
Стр.174.чтение стих. учителем. «Спит ковыль».
Я прочитаю стих. а вы подумайте, о чём оно?
О любви к Родине.
-Какие чувства вызывают у поэта картины родной природы?
Восхищения, любви, красоты.
-Найдите в стихотворении строки, где природа очеловечена? Ведёт себя как живая.
«плачут вербы, шепчут тополя»
-А в каких строках выражена любовь поэта к родине?
«никакая Родина другая
не вольёт мне в грудь мою теплынь».
-Как вы понимаете эти строки?
Человек чувствует себя хорошо там, где он родился.
-Как нужно читать это стихотворение?
Неторопливо, с гордостью.
ЧТЕНИЕ СТИХ. УЧ-СЯ. 2 человека.
Какую тему можно выделить в этом стих? тема Родины. Запись на доске.
Совершенно другое стихотворение по характеру. Стих. «ПОРОША»
Пороша-это пушной рыхлый снег, идущий в безветренную погоду.
ЧТЕНИЕ СТИХ.УЧИТЕЛЕМ.
-Я прочитаю это стих. а вы попытайтесь нарисовать к нему мысленно картину.
-В каких строчках поэт подчёркивает сказочность зимнего леса?
«заколдован невидимкой,
дремлет лес под сказку сна»
-Скажите, а природа очеловечена в стих?
-Найдите в тексте сравнения, которые использует автор для изображения зимней природы?
-Ребята, а как вы понимаете строку «Валит снег и стелет шаль?»
шаль-это большой платок. Идёт снег и ровным платком покрывает землю.
-А сейчас я предлагаю вам немного побыть художниками. Какие краски вы добавили бы сюда?
Синее небо, белый снег.
РАБОТА С КАРТИНАМИ.
-Обратите внимание на зимние пейзажи, которые висят на доске.
-Какие из них наиболее подходят к стихотворению?
Выбирают из 3-х картин.
-О чём это стихотворение?
О красоте зимнего леса.
-попробуйте прочитать это стих. плавно, неторопясь, обращая внимание на знаки препинания. В первой строке делая паузы.т.к. стоят точки.
ЧТЕНИЕ СТИХ. УЧ-СЯ. 2-3.
-кому более полно удалось передать интонацию этого стих?
-Итак, наша с вами экскурсия на родину поэта подошла к концу.
Давайте постараемся ответить на вопрос, который я задала в начале нашего путешествия по есенинским местам.
-ЧТО ЗНАЧИЛО ДЛЯ ПОЭТА с.КОНСТАНТИНОВО?
отв.2-3ч.
Это была его малая Родина, которую он трепетно любил.
-КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ?
Читают запись на доске. Тема ПРИРОДЫ, РОДИНЫ, ЧЕЛОВЕКА.
Природа всегда живая в стихотворениях поэта.
О его стихах поэт Николай Кутов сказал такими словами:
ЧТЕНИЕ СТИХ-Я УЧЕНИКАМИ.
Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котёнка,
Руки милой - в лебедей,
Светлый месяц – в жеребёнка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта.
Стихи Сергея Есенина любит весь народ: они звучат по радио и телевидению, на концертах, много песен написано на стихи Есенина. В Москве, Рязани есть памятники Сергею Есенину.
(показ фото).
Учебные заведения, улицы и бульвары названы носят имя Сергея Есенина.
Закончить наш урок мне хочется песней на одно из последних стихотворений поэта.
Послушайте внимательно её, она поможет вам ответить на вопрос
КАКИМ ЖЕ ВСЁТАКИ ЧЕЛОВЕКОМ ПРЕДСТАЛ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ВАС С. ЕСЕНИН?
Прослушивание песни. « МЫ ТЕПЕРЬ УХОДИМ ПОНЕМНОГУ».
Ответы детей.
Поэт любил жизнь , природу, людей, живущих на этой земле.