kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель мира в рассказе Л. Петрушевской «Шопен» и «Мендельсон».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

1) формирование навыков аналитического и ассоциативного мышления, творческого подхода к изображаемому;

2) развитие умений лингвистического анализа текста, умение строить монологическую речь;

3) воспитание нравственности, чувства прекрасного и читательского интереса учащихся к новому имени в литературе.

Урок  был результативным, учащиеся грамотно умеют делать лингвистический, комплексный анализ текста с позиции функциональной грамотности . Было продемонстрировано умение строить монологическую речь, высказывать свое мнение. По ассоциациям по рассказу Л.Петрушевской было сочинено стихотворение учащимся Саблиным Николаем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель мира в рассказе Л. Петрушевской «Шопен» и «Мендельсон». »

Урок в 7 классе. Модель мира рассказа Л. Петрушевской «Шопен» и «Мендельсон».

Цель:

1) формирование навыков аналитического и ассоциативного мышления, творческого подхода к изображаемому;

2) развитие умений лингвистического анализа текста, умение строить монологическую речь;

3) воспитание нравственности, чувства прекрасного и читательского интереса учащихся к новому имени в литературе.

Эпиграф: «Спасибо музыка, за то, что ты … душа»…

В. Соколов.

Учитель. Вступление

Учащиеся

-Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:

-Ну что ж, пока что мир остался жив…

1) Кто мне ответит, из какого произведения это отрывок и кто автор?

2) К какому поколению русских писателей вы бы отнесли творчество Л. Петрушевской?

(опережающее задание – биографическая справка). На доске портрет Петрушевской.










3) А сейчас мне бы хотелось с вами исследовать модель мира другого рассказа Л. Петрушевской «Шопен и Мендельсон», в анализе которого вы можете проявить свое ассоциативное и аналитическое мышление, творческий подход, умение анализировать, строить монологическую речь.

-Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

4) Настоящий талант великодушен и смел, он выжигает из жизни налет обыденности, нужно только протянуть руку, взять лежащую на столе книгу, открыть ее…

(читаю рассказ) – 5 минут.

5) Что же вам бросилось в глаза после первого прочтения рассказа?


6) А это одиночество противопоставлено чему-то?



7) Думается здесь как раз уместно будет совершить экскурс в мир той музыки, которая звучит за стеной одинокой соседки. (дается справка как опережающее задание) на доске их портреты.







Вальс звучит в записи (он не сам танец – а образ танца).

Песня звучит, тоже жанр демократичный





8) Итак, музыка Шопена и Мендельсона помогала старикам супругам переноситься из мира «взрослых, сильных и пьяных» в другой – романтический, прекрасный и одновременно иллюзорный мир.

9) Что стало средством уединения старичков?

10) Таким образом, какой выразительный прием стал важнейшим в рассказе?

Давайте попробуем модель мира этого рассказа представить в следующей схеме:







1) Л. Петрушевская «Сказка о часах» читали в 5 классе.

2) Русская писательница Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье служащего. Прожила тяжелое военное время, скиталась по родственникам, жила в детдоме. После войны окончила МГУ, факультет журналистики, работала корреспондентом московских газет, журнала «Очаг», редактором программ на телевидении. Еще в студенческие годы начала сочинять стихи, пьесы, сказки для детей и взрослых, она автор рассказов. Ее произведения переведены более чем в 20 странах, она лауреат престижных литературных премий.

3) Ребята высказывают свои предположения.









4)Задание: следить за текстом и отметить ключевые, по мнению учащихся, слова (тексты у каждого на столе)



5) Одна женщина-мотив одиночества человека в этом мире всплывает на поверхность.


6) Да! Женщина одна, стариков двое, даже композиторов, чью музыку слышит одинокая соседка, двое даже музыка звучит в паре-«песня без слов и вальс какая-то фантазия»

7) Шопен и Мендельсон – музыканты, достаточно несхожие по характеру дарования. Шопен один из величайших гениев в музыке, Мендельсон – исключительно талантливый, оригинальный, но все, же несопоставимый с Шопеном. Однако в данном случае это не столь важно. Гораздо важнее то, что из богатого наследия музыкантов романтиков выбраны самые демократичные жанры – вальс № 7 до-диез минор у Шопена (для него характерен трудный пассаж в кружащейся музыке – ритурнель (троекратное повторение) – «ошибочка в одном и том же месте».

У Мендельсона есть большой цикл из 48 пьес – «Песни без слов»

Как здесь не вспомнить афоризм Гейне: «Музыка начинается там, где кончается слово»







9) Музыка!

10) Противопоставление двух миров.

Два мира в рассказе Л. Петрушевской

(на доске)





Мир реальной жизни Романтический, иллюзорный

Одна молодая женщина Двое, вместе старики

Телевизор (неживой звук), Улыбка, пианино (живой)

Искаженная реальность Король инструмент

Угрюмый, серый быт Музыка – фантазия

(болит голова, хочется отдохнуть)

Ее долгая жизнь и их быстрый исход

Полка на кухне

«Седло в упаковке»

Телефон, чтобы болтать

(но это тоже крик о помощи) телефон как крик о помощи


Отталкиваясь от вскрытого нами мотива одиночества, от слова одна, с чего и начинается рассказ, выстраиваем цепочку: одна, одно и то же, однокомнатная квартира, одна живет брошка (что-то неживое), просто хочется отдохнуть никому не нутия со своими жалобами. Цепочка приводит к модели.

12) Как называется этот прием построения художественного произведения?

Замечание учителя: «Да, противопоставлено в рассказе почти все, но можно ли так прямолинейно остановиться на таком контрасте? Ведь ее болтовня – это крик о помощи: люди обратите на меня внимание! Противоречивы ее слова и мысли. Жалуется всем подряд на шум музыки (невозможно ведь каждый «вечер затыкать уши телевизором», а потом вспоминает « с любовью и жалостью», «оглушенная тишиной», рассказывает о соседях смеясь, а самой не до смеха. «Спросила» довольно грубо в своем шумливом стиле, «что это они играют», вместо «зачем вы все играете, мешаете».

13) Стремились ли пожилые супруги как-то изменить мир?

14) Но существенная деталь: старички супруги были готовы к диалогу со всеми, кто хотя бы чуточку заинтересовался их миром:

15) Жизнь стариков и их смерть осознаются иронией как сказка (мы начали сказкой Петрушевской урок). (Зачитать)

16) Каких слов при описании старичков много?


(мир агрессивен, опасен, ходили утром в магазин?)

Учитель (подвести к выводу:

Этот мир очень зыбкий, ненадежный, бессильный, даже ненастоящий. Его легко оттолкнуть, не заметить, разрушить! Да он и разрушается в конце концов. Только вот, оказывается, мир живой, реальный не может без него. Сказка стариков, как солнце, обогревало жизнь женщины. Мир одинокой женщины рушится, когда «музыка вдруг кончилась», хотя она вроде «завеселилась».

17) Как звучит это слово «завеселилась»?

А ведь что было вначале? Раздражение→интерес→потрясение→тишина→

Пробуждение души→Шопен и Мендельсон.

18) Что обострилось в женщине слух или чувства? Музыка оказывается индикатором духовности.

19) Но давайте еще раз вернемся к названию рассказа: «Шопен и Мендельсон». Найдите в конце четвертого абзаца слова: «Сквозь весь грохот телевизора она различала проклятых Мендельсона и Шопена (здесь порядок исполнения правильный), почему же в конце рассказа и в самом его названии это порядок нарушен?

20) Итак, обречен ли высокий и прекрасный мир искусства на гибель (смерть старичков) или есть надежда, что он пребудет? Будет милосердным?

В связи с этим хотелось бы увидеть, а каким зрительным образом у вас ассоциируется слово «милосердие»?

А еще было дано задание, так как рассказ Петрушевской можно назвать поэзией в прозе, как бы вы представили тему и идею этого рассказа в стихах?








12) Антитеза

Маленькое замечание: любимые названия рассказов Петрушевской – подчеркнутая литературность: «Медея», «Новые Робинзоны», «Новый Гулливер», «Новичок», «Фауст», «Дама с собачкой», «Теща Эдия». Зачем эти знаки высокой культуры нужны писательнице?

Какое это художественно-изобразительное средство? Оксюлифон!!



«Ну рефрен и слух у меня!»

Шурум – бурум…

Обратить внимание на язык рассказа, как синтакис! Разговорный!


13) Нет! Да и не могли


14) Зачитывают момент, когда старички разговаривают с «брошкой»


15) «И умерли с разницей в день» Мир их добрый, незлобивый, улыбчивый, белый


16) С уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Сравнить портреты старичков. Какие более подходят к тексту?











17) Наигранно, неестественно! Вдруг приходит осмысление.



18) Вспоминает с любовью и жалостью, завидует их образованности. (обратиться к эпиграфу.

19) Выражается отношение соседки-брошки к музыке. А в конце и в названии как бы восстановлена табель о рангах. И еще Мендельсон и Шопен – апотест, игриво Шопен и Мендельсон – ямб строго и размещены фамилии по рангу.



20) Проблемный вопрос. (сочинение по искусству в начале года)

Персональная выставка «магия Розы». Оказывается Л. Петрушевская проявила себя и как художник , выставка в Третьяковской галерее. (комментарий к ним)→Бухрякова, Селиванова.


Бухрякова, Саблин.

Уж верно есть фантастический роман плавучий «Остров», жители этого острова сохраняли свое здоровье музыкой.

Музыка – основное средство сохранения здоровья.







Шопена вальс плывет,

В хрустальных люстрах замирая,

Бескрылого к звезде несет,

Из снега пламя зажигает.

Прекрасных звуков впитывая дрожь,

Как жаждущий воды в пустыне,

Мы ждем, когда прольется дождь.

И оросит души гордыню.

Пусть души наши оживут,

Приняв мелодию, как чудо,

И легкость крыльев обретут,

Не посчитав ее причудой.

Иванова Е.И.



Етевечерне за стеной,

Не дав возможности забыться,

Шопен, Шопен и Мендельсон –

Одна мелодия струится

И напрягая чуткий слух,

Соседка-«брошка» снова злится,

Ее мирок к Шопену глух

И не желает с ним мириться

Но вдруг привычный ритуал

В привычный срок не повторился,

Волшебных звуков мир пропал,

С чредою серых буден слился.

И оглушая тишиной,

К ней одиночество стучится,

Даря желаемый покой

Взамен того, что не случится…

Саблин Н.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Модель мира в рассказе Л. Петрушевской «Шопен» и «Мендельсон».

Автор: Иванова Евгения Игнатьевна

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196232


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства