kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мне без истины стыдно жить"-поиск "душевного смысла" (по повести А.Платонова "Сокровенный человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет при подготовке к уроку по творчеству А.Платонова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Мне без истины стыдно жить"-поиск "душевного смысла" (по повести А.Платонова "Сокровенный человек"»

Урок 65 – 66

Тема урока: «Мне без истины стыдно жить» - поиск «ду­шевного смысла»

революции в повести А. Платонова «Сокровенный человек»

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – размышление

Цели урока.

Образовательная: подчеркнуть, что для Платонова характерно сложное,

трагически напряженное восприятие человека и природы,

человека и других людей; революция, в понимании писателя, -

процесс глубоко народный, органический и творческий, а

главный герой повести Фома Пухов, откровенный пересмешник,

«ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость,

хотя к ней мало был причастен», ищет эту революцию не

в плакатах и лозунгах, а в характерах, в структурах новой власти

Развивающая: формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять,

делать выводы; развивать аналитическое мышление,

творческие способности, монологическую речь.

Воспитательная: воспитание любви к творчеству писателя, развивать у

учащихся стремление к размышлениям о прочитанном,

душевный отклик, сопереживание героям Платонова

Оборудование урока: выставка книг, фотоархив Платонова, тексты

произведений

Опережающие задания: сообщения учащихся:

«Прекрасный и яростный мир» Платонова – биография писателя»

«Смысл названия повести А. Платонова «Сокровенный человек»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Писать надо не талантом, а «человечностью» -

прямым чувством жизни

А.Платонов

Главное – сеять души в людях.

А.Платонов. «Сокровенный человек»

План урока.

1. Вступление: « Прямое чувство жизни» в творчестве А. Платонова»

2. Сообщение учащегося: «Прекрасный и яростный мир» Платонова – биография

писателя»

3. Сообщение учащегося: «Смысл названия повести А. Платонова «Сокровенный

человек»

4. «Мне без истины стыдно жить» - поиск «ду­шевного смысла» революции и

нового мироустройства в повести А. Платонова «Сокровенный человек»

5. Заключение: «Сеять душу в людях» - концепция человека в повести А. Платонова «Сокровенный человек»

Проблемные вопросы:

  • Как заглавие повести «Сокровенный человек» помогает определить авторскую концепцию героя?

  • В литера­турной критике конца 1920-х гг. Фома Пухов был оха­рактеризован как «лишний человек», «искатель при­ключений, враль, забияка», «мелкий человек». В чем, на ваш взгляд, причина столь радикального несовпадения оценки платоновского героя критиками и автором?

  • В чем своеобразие понимания Фомой Пуховым революционных преобразований?

  • Почему в сво­их представлениях о революции Фома постоянно расходится со «знакомыми коммунистами», комиссаром (вспомните аргументы, которые приводит в споре каждая из сторон)?

  • Обратите внимание на характе­ристики, которые Фома дает себе сам: «Я — природ­ный дурак!»; «Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!». Как они связаны с авторским определением ге­роя — «сокровенный»?

1. Вступление: « Прямое чувство жизни» в творчестве А. Платонова»

«В характере Платонова были замечательные черты. Он, например, был

совершенно чужд шаблона. Говорить с ним было наслаждением - мысли

его, слова, отдельные выражения, доводы в споре отличались каким-то удивительным своеобразием, глубиной. Он был тонко, чудесно интеллигентен и умен так, как может быть интеллигентен и умен русский рабочий человек», -вспоминал Вас. Гроссман

А вот что написал Юрий Нагибин в статье «Он принял меня в братство боли»:

«На всю жизнь остался в памяти страшный день 16 октября 1941 г., когда толпы москвичей устремились к шоссе Энтузиастов и Казанскому вокзалу — многим показалось, что немцев уже не удержать. И вот в самый разгар этой невообразимой паники, которую сейчас называют прекрасно организованной эвакуацией, к нам зашел Андрей Платонов. Он был совершенно спокоен. Испуганная мама бросилась к нему со словами: „Андрей Платонович, что же будет?" Он посмотрел так удивленно: „А что?.. Россия победит". „Но как?! — воскликнула мама. — Немцы уже в предместьях Москвы!" Платонов пожал плечами: „Как? Я не знаю, как. Пузом!"» (Нагибин Ю. «Он принял меня в братство боли» // Родина. 1989. № 11. С. 73).

Вера в Россию – это не пустые слова, это суть творчества Платонова, своим чутьем великого художника определившего её самые сокровенные места.

Нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский в своём эссе «Катастрофы в воздухе» упоминает Андрея Платонова в одном ряду с Джеймсом Джойсом, Робертом Музилем и Францем Кафкой.

Писатель, поэт, публицист… Андрей Платонов – один из самых ярких, самобытных писателей нашей современности, сумевший в своем неповторимом стиле передать стремительный разбег «не календарного, настоящего двадцатого века» (А.А. Ахматова)



2. Сообщение учащегося: ««Мне без истины стыдно жить» – биография

А. Платонова» Родился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов). Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. Как старший сын уже в 15 лет начал работать, чтобы поддержать семью.

Работал "во многих местах, у многих хозяев", затем на паровозоремонтном заводе. Мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях. Рано проявляет интерес к техническому изобретательству и одновременно — к литературе. Первая проба пера — юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в железнодорожном политехникуме. Октябрьская революция кардинально меняет всю жизнь Платонова; для него, трудящегося человека, напряженно осмысливающего жизнь и свое место в ней, настает новая эпоха. Сотрудничает в редакциях разных газет и журналов Воронежа, выступает как публицист, рецензент, пробует себя в прозе, пишет стихи. В 1919 участвует в гражданской войне в рядах Красной Армии. После окончания войны возвращается в Воронеж, поступает в Политехнический институт, который заканчивает в 1926. Первая книга очерков Платонова "Электрофикация" вышла в 1921. В 1922 выходит" вторая книга "Голубая глубина" - сборник стихов. В 1923 - 26 Платонов работает губернским мелиоратором и заведует работами по электрификации сельского хозяйства. Платонов переехал в Москву, стал профессиональным литератором. Его проза ("Город Градов", "Усомнившийся Макар" и др.) вызвала неприятие критики. Платонов редко печатали. Повести "Котлован", "Ювенильное море", роман "Чевенгур" смогли увидеть свет только в конце 80-х гг. и получили мировое признание. С 1942 до конца Отечественной войны служил военным корреспондентом в действующей армии. В 1947 подвергся обвинению в создании "клеветнического" рассказа "Семья Иванова". Несмотря на арест сына, Платонов не был репрессирован и умер дома.

3. Сообщение учащегося: «Смысл названия повести А. Платонова

«Сокровенный человек».

  • Каково значение слова «сокровенный, отзвуки каких слов в нем слышатся?

  • Как автору удаётся раскрыть тайное, сокровенное в человеке?

  • Рисует ли нам автор портрет героя?

Одно из этапных произведений молодого А. Платоно­ва — повесть «Сокровенный человек» (1928). Она стро­ится на тех смысловых и образных константах, кото­рые образуют фундамент художественного мира писа­теля: герой-странник — железнодорожный рабочий Фома Пухов — путешествует по России в поисках «ду­шевного смысла» революции и нового мироустройства. Известно, что слово «сокровенный» традиционно, вслед за определением в словаре В. И. Даля, — «сокрытый, скрытый, утаенный, потайной, спрятанный или схороненный от кого-то» — обозначает нечто противоположное понятиям «откровенный», «внешний», «наглядный». В современном русском языке к определению «сокровенный» — «необнаруживаемый, свято хранимый» — добавляется часто «задушевный», «интимный», «сердечный». Однако в связи с Фомой Пуховым Платонова, откровенным пересмешником, подвергающим жесткому анализу святость и безгрешность самой революции, ищущим эту революцию не в плакатах и лозунгах, а в другом — в характерах, в структурах новой власти, понятие «сокровенный», как всегда, резко видоизменяется, обогащается. Какой же он скрытный, «схороненный», «замкнутый» этот Пухов, если… Пухов на каждом шагу раскрывается, распахивается, буквально провоцирует опасные подозрения в отношении себя… В кружок примитивной политграмоты он не хочет записываться: «Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить». На предложение неких рабочих — «Ты бы теперь вождем стал, чего ж ты работаешь?» — он насмешливо отвечает: «Вождей и так много. А паровозов нету! В дармоедах я состоять не буду!» А на предложение сделаться героем, быть авангарде, он отвечает еще более откровенно: «Я — природный дурак!»

(По материалам Корниенко Н. В. «Андрей Платонов.

«Сокровенный человек» Опыт анализа»)

Сокровенный - значит свято хранимый, наделенный чем-то особенным, ценным.

В этом слове одновременно слышатся и кров, и кровь, и откровенность, и покров, и сокровище.

4. «Мне без истины стыдно жить» - поиск «ду­шевного смысла» революции и

нового мироустройства в повести А. Платонова «Сокровенный человек»

Перечитайте отрывок из повести «Сокровенный человек»:

Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки.

Естество свое берет! — заключил Пухов по этому вопросу.

После погребения жены Пухов лег спать, потому что сильно исхлопотался и намаялся. Проснувшись, он захотел квасу, но квас весь вышел за время болезни жены — и нет теперь заботчика о продовольствии. Тогда Пухов закурил — для ликвидации жажды. Не успел он докурить, а уж к нему кто-то громко постучал беспрекословной рукой.

Кто? — крикнул Пухов, разваливая тело для последнего потягивания. — Погоревать не дадут, сволочи!

Однако дверь отворил: может, с делом человек пришел.

Вошел сторож из конторы начальника дистанции.

Фома Егорыч, — путевка! Распишитесь в графе! Опять метет — поезда станут!

Расписавшись, Фома Егорыч поглядел в окно: действительно, начиналась метель, и ветер уже посвистывал над печной вьюшкой. Сторож ушел, а Фома Егорыч загоревал, подслушивая свирепеющую вьюгу, — и от скуки, и от бесприютности без жены.

Все совершается по законам природы! — удостоверил он самому себе и немного успокоился.

Но вьюга жутко развертывалась над самой головой Пухова, в печной трубе, и оттого хотелось бы иметь рядом с собой что-нибудь такое, не говоря про жену, но хотя бы живность какую.

По путевке на вокзале надлежало быть в шестнадцать часов, а сейчас часов двенадцать — еще можно поспать, что и было сделано Фомой Егорычем, не обращая внимания на пение вьюги над вьюшкой.

Разомлев и распарившись, Пухов насилу проснулся. Нечаянно он крикнул, по старому сознанию:

Глаша! — Жену позвал; но деревянный домик претерпевал удары снежного воздуха и весь пищал. Две комнаты стояли совсем порожними, и никто не внял словам Фомы Егорыча. А бывало, сейчас же отзовется участливая жена:

Тебе чего, Фомушка?

А ничего, — ответит, бывало, Фома Егорыч, — это я так позвал: цела ли ты!

А теперь никакого ответа и участия: вот они, законы природы!

Дать бы моей старухе капитальный ремонт — жива бы была, но средств нету и харчи плохие! — сказал себе Пухов, шнуруя австрийские башмаки.

Хоть бы автомат выдумали какой-нибудь: до чего мне трудящимся быть надоело! — рассуждал Фома Егорович, упаковывая в мешок пищу: хлеб и пшено.

На дворе его встретил удар снега в лицо и шум бури.

Гада бестолковая! — вслух и навстречу движущемуся пространству сказал Пухов, именуя всю природу.

Проходя безлюдной привокзальной слободой, Пухов раздраженно бурчал — не от злобы, а от грусти и еще отчего-то, но отчего — он вслух не сказал.

На вокзале уже стоял под парами тяжелый, мощный паровоз с прицепленным к нему вагоном — снегоочистителем. На снегоочистителе было написано: «Система инженера Э. Бурковского».

«Кто этот Бурковский, где он сейчас и жив ли? Кто ж его знает!» — с грустью подумал Пухов, и отчего-то сразу ему захотелось увидеть этого Бурковского.

К Пухову подошел начальник дистанции:

Читай, Пухов, расписывайся, и — поехали! — и подал приказ:

 

«Приказывается правый путь от Козлова до Лисок держать непрерывно чистым от снега, для чего пустить в безостановочную работу все исправные снегоочистители. После удовлетворения воинских поездов все паровозы поставить для тяги снегоочистителей. В экстренных случаях снимать для той же тяги дежурные станционные паровозы. При сильных метелях — впереди каждого воинского состава должен неотлучно работать снегоочиститель, дабы ни на минуту не было прекращено движение и не ослаблена боеспособность Красной Армии.

  • Уже на первой странице повести заданы ее ключе­вые темы – какие?

  • Как в дальнейшем повествовании они бу­дут связаны друг с другом?

  • На самом ли деле Фома не одарен чувствительностью?

Вывод: тема смерти («Сокровенный человек» начинается с упоминания о гробе жены Пухова) и революции (Фома расписывается на приказе «Пред. Глав. рев. комитета Ю.-В. ж. д.»). Автору удаётся раскрыть тайное, сокровенное через портрет героя, отношение к другим людям, поступки, отношение к себе…



  • Каково назначение библейской аллюзии (апостол Фома) в со­здании образа рабочего Пухова?

  • В чем своеобразие понимания Фомой Пуховым революционных преобразований?

  • Почему в сво­их представлениях о революции Фома постоянно расходится со «знакомыми коммунистами», комиссаром (вспомните аргументы, которые приводит в споре каждая из сторон)?

  • Обратите внимание на характе­ристики, которые Фома дает себе сам: «Я — природ­ный дурак!»; «Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!». Как они связаны с авторским определением ге­роя — «сокровенный»?

  • Как вы понимаете смысл философского умозаключения Фомы о смерти и револю­ции: «Когда умерла его жена... Пухова сразу прожгла эта мрачная неправда и противозаконность события. Он тогда же почуял — куда и на какой конец света идут все революции и всякое людское беспокойство»?

  • В чем с точки зрения Фомы высшее назначение революции?

  • Восстановите маршрут странствий Фомы в по­вести. Каковы сюжетные мотивировки странствия героя?

  • Почему автор неоднократно указывает на равно­душие Фомы к географическим координатам его пути?

  • Почему Пухов «не интересовался несущимся мимо ваго­на пространством»?

Вывод: Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции. Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой.    Кроме понятия «сокровенный», Андрей Платонов очень любил слово «нечаянный». «Я нечаянно стал, хожу один и думаю», — говорит, например, мальчик в рассказе «Глиняный дом в уездном саду». И в «Сокровенном человеке» есть отождествление понятий «нечаянный» и «сокровенный»: «Нечаянное сочувствие к людям… проявилось в заросшей жизнью душе Пухова». Мы едва ли ошибемся, если на основании многих рассказов Платонова для детей, его сказок, вообще «знаков покинутого детства» скажем, что дети или люди с открытой, по-детски стихийной душой и есть самые «сокровенные», ведущие себя предельно естественно, без притворства, прятанья, тем более лицемерия. Дети — самые открытые, безыскусственные, они же и самые «сокровенные». Все их поступки «нечаянны», т. е. не предписаны никем, искренни, «неосторожны». Фоме Пухову то и дело говорят: «Ты своего добьешься, Пухов! Тебя где-нибудь шпокнут!»; «Почему ж ты ворчун и беспартиец, а не герой эпохи?» и т. п. А он продолжает свой путь свободного созерцателя, иронического соглядатая, не вписывающегося ни в какую бюрократическую систему, иерархию должностей и лозунгов. «Сокровенность» Пухова — в этой свободе саморазвития, свободе суждений и оценок самой революции, ее святых и ангелов в условиях остановившейся в бюрократическом оцепенении революции.  Андрей Платонов не объясняет причины непрерывных, бесконечных скитаний Пухова сквозь революцию (это 1919—1920 гг.), его стремления искать хороших мыслей (т. е. уверенности в правде революции) «не в уюте, а от пересечки с людьми и событиями». Не объяснил он и глубокого автобиографизма всей повести (она создана в 1928 году и предшествует его рассказу «Усомнившийся Макар», вызвавшему резкое неприятие официозом всей позиции Платонова). (По материалам Корниенко Н. В. «Андрей Платонов. «Сокровенный человек» Опыт анализа»)

  • Важнейшие сферы жизни Пухова — мир машин и мир природы. Однако на протяжении большей части повествования эти миры противопоставлены друг дру­гу — природа удостаивается определения «гада бестол­ковая», зато о машинах Пухов говорит с нескрывае­мым уважением и теплотой: «Машина любит конюха, а не наездника: она живое существо!» Что заставляет Пухова столь трепетно и нежно относиться к маши­нам?

  • Почему машина воспринимается Пуховым как по­зитивный противовес природе?

  • Финальная сцена повести (картина «революци­онного утра») соединяет важнейшие тематические ли­нии — природы, техники и революции. Что открывает для себя Фома в природе, революции, «техническом

уст­ройстве» мира?

  • Как он понимает свое место в заново открывшемся ему мире? Как мотивируется оптимис­тическое приятие мира «сокровенным человеком»?

  • Со­ гласны ли вы с мнением исследователя М. Геллера о том, что «радость оказывается миражом, и писатель хорошо это знает»?

Вывод: Когда-то в молодости Андрей Платонов, выходец из многодетной семьи железнодорожного мастера в Ямской слободе, признался: «Слова о паровозе-революции превратили для меня паровоз в ощущение революции». При всех своих сомнениях Фома Пухов, хотя это отнюдь не героический характер и не холодный мудрец, не условный пересмешник, еще сохранил эту же юношескую черту, романтизм жизнеощущений самого автора. Платонов вложил в жизнеощущения Пухова многое от своего восприятия революции как грандиознейшего события XX века, изменившего всю историю, окончившего былую, «испорченную», обидную для человека историю (вернее, предысторию). «Время кругом стояло как светопреставление», «глубокие времена дышали над этими горами» — подобных оценок времени, всех событий, изменивших историю, судьбу былого маленького человека, очень много в повести. Из ранней лирики Платонова, из книги «Голубая глубина», перешел в повесть важнейший мотив о вечной тайне, сокровенности (свободе) человеческой души: «Сам себе еще я неизвестный /Мне никто еще пути не осветил …» В повести такими «неосвещенными», т. е. не нуждающимися в дарованном, предписанном, данном извне «свете» (директивы, приказы, агитки), являются молодые красноармейцы на пароходе «Шаня»:  «Они еще не знали ценности жизни, и потому им была неизвестна трусость — жалость потерять свое тело… Они были неизвестны самим себе. Поэтому красноармейцы не имели в душе цепей, приковавших их к собственной личности. Поэтому они жили полной жизнью с природой и с историей, — и история бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности».

  • «Что же огорчает Пухова в событиях, в самой атмосфере времени?» 

Вывод: Он, как и сам автор, увидел в эпохе торжества бюрократических сил, номенклатуры, корпуса всесильных чиновников, признаки явного торможения, остывания, даже «оказенивания», окаменения всего — душ, деяний, общего воодушевления, истребления или опошления великой мечты. Инженер, отправляющий Пухова в рейс, - это уже сплошной испуг: «его два раза ставили к стенке, он быстро поседел и всему подчинился - без жалобы и без упрека. Но зато навсегда замолчал и говорил только распоряжения».    5. Заключение: «Сеять душу в людях» - концепция человека в повести А. Платонова «Сокровенный человек»

Финал «Сокровенного человека» в целом еще оптимистичен: позади для Пухова остаются и эпизоды умираний — помощника машиниста, рабочего Афонина, и призраки «шариковщины», и угрозы в свой адрес… Он «снова увидел роскошь жизни и неистовство смелой природы», «нечаянное в душе возвратилось к нему». Однако эти эпизоды примирения, своего рода гармонии между героем-искателем и героем-философом (первые названия повести «Страна философов»), весьма хрупки, недолговечны. Уже через год очередной пересмешник, только более отчаявшийся, «усомнившийся Макар», придя в Москву, верховный, управляющий город, будет взывать: «Нам сила не дорога — мы и то мелочи дома поставим — нам душа дорога… Даешь душу, раз ты изобретатель». Это, пожалуй, главная, доминирующая нота во всем оркестре Платонова: «Все возможно — и удается все, но главное — сеять душу в людях». Фома Пухов — первый из вестников этой платоновской мечты-боли.

(По материалам Корниенко Н. В. «Андрей Платонов.

«Сокровенный человек». Опыт анализа»)

Итоги урока:

Д/З: читать биографию Шолохова 2 – 3 рассказа из сб. «Донские рассказы»













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 03.11.2022

Номер свидетельства: 616639


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства