kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю.Лермонтов. Поэма "Беглец" ( конспект урока)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по поэме М.Ю.Лермонтова "Беглец".В разработке урока представлен анализ произведения, используется театрализация, завершается урок рефлексией - о чем заставила задуматься поэма, в чем ее актуальность.

   Урок интересен для  учителей-предметников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Поэма "Беглец" ( конспект урока)»

Тема урока : «М.Ю.Лермонтов. Поэма «Беглец»»

Цели урока :

1)Познакомить учащихся с поэмой «Беглец» Лермонтова.

1) Проанализировать поэму М.Ю.Лермонтова «Беглец», выявить ее жанровые особенности .

2) Совершенствовать навыки самостоятельного анализа художественного текста..

3) Активизация читательского восприятия, обострение внимания к художественному тексту.

4)Воспитание патриотизма, нетерпимости к трусости.

Оборудование урока : портрет поэта, иллюстрации к поэме.

Ход урока.

I.Эмоциональный настрой на урок.

Разминка

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо идти с друзьями? (шагают) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо кружиться в танце? (кружатся) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо! 

1. Слово учителя о поэте ( видеоролик о Кавказе )

Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!

Кавказ впервые появился в жизни Лермонтова в шестилетнем возрасте, когда он вместе с бабушкой отправился на воды, поправлять здоровье. Несомненно, это путешествие на Кавказ, оставило след в детском сознании Михаила. Впоследствии Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе и именно тут зародился в нем поэт.
Кавказская природа действовала на Лермонтова с самого раннего детства, когда его внутренний мир только начинал складываться, развивая в нем чувство прекрасного. Лермонтов называл себя «сыном Кавказа». Этот край занимал особое место, в жизни Михаила Юрьевича.

Здесь он жил, воевал и погиб.

С горами Кавказа, связаны его лучшие моменты, и поэтому в его творчестве кавказская тема является одной из основных.

Лермонтова манила природа Кавказа, он ее боготворил. Мир людей не понял и отверг его, а созерцая природу, он забывался, природа была его лучшим другом.
Горы для поэта значили очень многое, ведь они хранили память о матери и о первой его любви.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ…
Там видел я пару божественных глаз;

Лермонтов влюблен в дивную природу Кавказа, поэтому он снова и снова признается в страстной, искренней и пылкой любви к этому краю, его горам.

Люблю я цепи синих гор

Поэт прославляет любимый Кавказ, устами своего героя Мцыри, который предпочел короткий век на свободе, жизни в неволе.

Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он со своих высот
Привет прощальный мне пришлёт…

Автор рисует природу Кавказа, во всех ее проявлениях. У него это получается очень точно и красочно, ведь он изображает ее такой, какая она есть, без преувеличений.
Среди замечательных произведений Лермонтова о Кавказе, есть стихотворения романтической тональности, посвященные описанию прекрасной природы. А есть такие стихотворения, как «Валерик», в которых автор живописно описывает жестокую действительность жизни на Кавказе, со всеми ее кровопролитными войнами и междоусобицами.

Лермонтовский Кавказ – это ощущение свободы, душевного спокойствия.В основе многих “южных” лермонтовских поэм лежат легенды Кавказа, а не только фантазия автора. Поэт старается показать лучшие стороны этого края – преданных женщин, отважных мужчин, дикую, необузданную, но в то же время прекрасную природу – под стать людям. Продолжая рисовать перед нашим взором романтические картины поэт не изменяет достоверности – многие местности, описанные в “Герое нашего времени” существуют на самом деле, а кавказские легенды почти не претерпевают изменений от пера творца.

Черкесский строгий взгляд на доблесть, бесспорная для черкеса истина – идея защиты родины ценою жизни вдохновили Лермонтова, и он создал поэму
«Беглец», вложив в неё особенно его самого в то время волновавшую идею патриотического подвига. Поэма написана после пребывания на Кавказе в 1837 году.
На Кавказе, где умели сражаться за родину и свободу, и знали трудную цену подвигу, и презирали измену, Лермонтов услышал песню о том, как молодой горец вернулся из боя, не отомстив за смерть павших в сражении. По содержанию и духу песня очень близка созданному поэтом произведению. Таким образом, «Беглец» тесно связан с народной поэзией черкесов, произведение как нельзя более близко кавказскому пониманию о подвиге и кровном родстве.
Беглеца отвергли все, отвергла и мать. Узнав, что он, не отомстив за смерть отца и братьев, бежал с поля битвы, мать не позволяет ему войти в родной дом.

Проклятья, стоны и моленья

Звучали долго под окном;

И наконец удар кинжала

Пресек несчастного позор…

И мать поутру увидала…

И хладно отвернула взор.
Когда фашистские войска подступили к Кабардино-Балкарии, редакция нальчинской газеты «Социалистическая Кабардино-Балкария» печатала «Беглеца» и распространяла его широко по горским селениям.


Давайте познакомимся с этой поэмой.

2.Чтение поэмы «Беглец» учащимися.

3.Работа в группах.

Какие чувства вызвала поэма?

- Перечитайте еще раз описание бегства Гаруна? С чем сравнивается бегство?

- Кто остался на поле брани?

- Какие чувства вызывает у вас поступок Гаруна? (Позор, презрение, стыд, почему не отомстил).

- Природа в произведении словно оживает (чтение второй строфы). Что это за литературный прием? (олицетворение.)

- Для чего он используется? (перенесение человеческих чувств, мыслей на неодушевленные предметы помогает наиболее ярко изобразить описываемое явление, придать изображаемому эмоциональную окраску, выразить мысль о единстве мира и человека).

- Как Гарун оказался в родном ауле? (подкрался)

- Дайте словесную характеристику, каким мы видим юношу?(усталый, невредимый…)

Задание для 1 группы

- К кому сразу спешит Гарун? (к другу, раненому бойцу)

- А зачем он торопится к другу? (вероятно, ждет понимания, сочувствия, сопереживания, оправдания действий).

- Давайте перечитаем фрагмент «Гарун у друга» по ролям.

- Почему друг Селим не принял Гаруна? Какой ответ дал умирающий? (достоин презренья… трус…)

- Почему после таких слов «Гарун безмолвный»? Как он отреагировал на слова друга, бойца? Что почувствовал? (стыд, мука, без гнева)

Задание для 2 группы

- Что вспоминает Гарун, о чем подумал после ухода от Селима?

(«И он подумал: я любим…»)

- Вдруг юноша слышит песню старины.

- Как Гарун реагирует на песню? Встретился ли с любимой? (стал бледней луны… главой поникнув… продолжает путь… слеза…)

Задание для 3 группы

- У беглеца снова появляется надежда, когда «пред ним родной белеет дом». Подготовьтесь к выразительному чтению фрагмента «Гарун и мать» по ролям.

-  Почему даже мать не отворила своему младшему сыну? (ты раб и трус…)

- Посмотрите, на доске запись.



Путь Гаруна

Поведение Гаруна

друг

безмолвный

любимая

главой поникнув

мать

стоны и моленья



- Как вы можете объяснить эту запись? Что заметили? (в итоге Гарун пришел к самому близкому, родному человеку, «моленья», «я твой Гарун», «твой младший сын»…).

- Вот судьба «И наконец удар кинжала пресек несчастного позор…»? Почему «несчастного»? Почему «позор»?

- Почему даже после смерти мать «хладно отвернула взор» от тела сына, труп «никто к кладбищу не отнес, и кровь его глубокой раны лизал, рыча, домашний пес; ребята малые ругались над хладным телом мертвеца»? (позор беглецу)

- А что говорится о его душе? (со страхом удалилась прочь)

- Почему «И тень его… поныне бродит»? (Удар кинжала – тоже бегство…, трусость.)

- В тексте поэмы неоднократно звучат слова с корнем «месть»? Как вы считаете, какой смысл, значение приобретает понятие «месть» в поэме М. Ю. Лермонтова?

- Как вы оцениваете поступок Гаруна? (предатель, трус, позор...)

- Как поступок Гаруна оценивает автор? Найдите и выпишите в тетрадь доказательства из текста поэмы.

- В литературе существуют понятия: герой – антигерой. Вспомните значение понятия «антигерой» и докажите, что в поэме «Беглец» представлен характерный тип антигероя (труса, предателя).

- В самом начале урока мы установили, почему поэма «Беглец» имеет подзаголовок «Горская легенда» (поэма написана по сюжету песни). Почему же в народной песне поется о предателе? Почему люди помнят этот постыдный поступок?

- Сформулируйте и запишите в тетрадь тему произведения. Идею. (О предательстве родины, своей земли, о человеческом страхе, о трусости, об одиночестве. Страшна судьба беглеца: все отвернулись. Полное изгнание «достоин ты презренья». Умереть со славой... )

3.Давайте, ребята, представим, как все селение собралось после трудового дня, чтобы решить участь Гаруна.

Итак, поздний вечер.В просторной сакле самого уважаемого Надира-оглы собрались все жители. Все почему-то говорили шепотом. В центре, потупив голову стоял Гарун.

- Сельчане!Гарун вернулся домой, забыв о наших обычаях

: Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла;
Отец и два родные брата
За честь и вольность там легли,
И под пятой у супостата
Лежат их головы в пыли.
Их кровь течет и просит мщенья,
Гарун забыл свой долг и стыд;

Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку — и бежит! —
Усталый, жаждою томимый,
С лица стирая кровь и пот,
Гарун меж скал аул родимый
При лунном свете узнает;
Подкрался он, никем не зримый...
Кругом молчанье и покой,
С кровавой битвы невредимый
Лишь он один пришел домой.



.Подумаем вместе, что делать нам с ним. А сначала его послушаем. (Тимерлан)

Два дня мы билися в теснине; 
Отец мой пал, и братья с ним; 
И скрылся я один в пустыне, 
Как зверь, преследуем, гоним, 
С окровавленными ногами 
От острых камней и кустов, 
Я шел безвестными тропами 
По следу вепрей и волков; 
Черкесы гибнут — враг повсюду... 
Примите меня, мои родные люди! 
И вот пророк! Ваших услуг 
Я до могилы не забуду!..»  ( Султан)

- Гарун, я твой друг Селим. Помнишь, с детства мы были вместе. Помнишь, как однажды я чуть не утонул. И ты бросился спасать меня. Ты совсем не думал о себе, ты просто знал, что тебе нужно спасти друга

Что же стало с тобой таким смелым? Отчего ты позорно бежал? Кто отомстит за всех наших близких? Ты видишь, я тяжело ранен – и воин из меня никакой.

«Ступай — достоин ты презренья: 
Ни крова, ни благословенья 
Здесь у меня для труса нет!..» ( Руслан)

- Я сестра твоя, Гарун. Больно мне слышать такие слова.

Так заведено у нас у горцев – мужчины охраняют наши дома. Какой же ты джигит, Гарун?

Прошу всех, оставьте брата в живых – пусть он уйдет высоко в горы и живет вдали от всех. ( Айдана)

- Усталый, жаждою томимый, 
С лица стирая кровь и пот, 
Гарун меж скал аул родимый 
При лунном свете узнает; 
Подкрался он никем не зримый... 
Кругом молчанье и покой, 
С кровавой битвы невредимый 
Лишь он один пришел домой.

Он один пришел домой, люди! Разве черкесы оставляли тела своих воинов на поругание врагам. Я много прожил, но предателей не было в нашем роду. И он просит пожалеть его. Да разве есть трусам место на нашей земле! ( Магжан)

- Успокойтесь, держите себя в руках.Гарун, забыл ты песню, которую мать тебе пела. Спойте ,женщины, нашу песню!

( звучит кабардинская песня )

- Как вырос ты , сынок.Каким красавцем стал!

Самый младший, все тебе позволялось Я баюкала тебя, когда вьюга бушевала за окном и учила не бояться ничего на свете.

Ах, каким сорванцом ты был! Ты лазил по горам, спускался в пропасти, скакал во весь опор на своем любимом коне.

Ах, как гордилась я тобой! И мне всегда казалось – ты лучший самый, ты самый красивый.

Что же стало с тобой, сынок? ( я)

«Мать, отвори! я странник бедный, 
Я твой Гарун! твой младший сын; 
Сквозь пули русские безвредно 
Пришел к тебе!» «Один?» «Один!». 
«А где отец и братья?» «Пали! 
Пророк их смерть благословил, 
И ангелы их души взяли». 
«Ты отомстил?» «Не отомстил... 
Но я стрелой пустился в горы, 
Оставил меч в чужом краю, 
Чтобы твои утешить взоры 
И утереть слезу твою...» 
«Молчи, молчи! гяур лукавый, 
Ты умереть не мог со славой, 
Так удались, живи один. 
Твоим стыдом, беглец свободы, 
Не омрачу я стары годы, 
Ты раб и трус — и мне не сын!..»

- Гарун, любимый! Мы мечтали с тобой построить дом, мы мечтали о нашем будущем.Знаешь, как я тебя ждала, какую песню я пела?

Месяц плывет 
Тих и спокоен, 
А юноша воин 
На битву идет. 
Ружье заряжает джигит, 
А дева ему говорит: 
Мой милый, смелее 
Вверяйся ты року, 
Молися востоку, 
Будь верен пророку, 
Будь славе вернее. 
Своим изменивший 
Изменой кровавой, 
Врага не сразивши, 
Погибнет без славы, 
Дожди его ран не обмоют, 
И звери костей не зароют. 
Месяц плывет 
И тих и спокоен, 
А юноша воин 
На битву идет.

А ты бежал с битвы, забыв обо всем… Нет, у нас с тобой никакого будущего. Дети должны гордиться отцом, а не стыдиться его. ( Аружан)

- Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание: вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!Ему нет жизни, и нет ему места среди людей!

Умолкло слово отверженья, 
И все кругом объято сном. 
Проклятья, стоны и моленья 
Звучали долго под окном; 
И наконец удар кинжала 
Пресек несчастного позор... 
И мать поутру увидала... 
И хладно отвернула взор. 
И труп, от праведных изгнанный, 
Никто к кладбищу не отнес, 
И кровь с его глубокой раны 
Лизал, рыча, домашний пес; 
Ребята малые ругались 
Над хладным телом мертвеца, 
В преданьях вольности остались 
Позор и гибель беглеца. 
Душа его от глаз пророка 
Со страхом удалилась прочь; 
И тень его в горах востока 
Поныне бродит в темну ночь, 
И под окном поутру рано 
Он в сакли просится, стуча, 
Но, внемля громкий стих Корана, 
Бежит опять под сень тумана, 
Как прежде бегал от меча.

Что стало с Гаруном, с его телом?… Суровы обычаи. Даже тело труса не предано земле. А что стало с его трусливой душой?

-   Помните, мы с вами читали балладу А.С. Пушкина «Утопленник» и говорили, что душа мертвого возвращается в те места, где ее обидели. Можем ли мы сказать, что душу Гаруна обидели? (Нет, он сам ее погубил.).

-  Почему тень Гаруна приходит к людям? (Потому что душу труса даже бог не принимает.)

-   Подумайте, что рождает трусость Гаруна? (Предательство.)

-  Как вы думаете, могут в характере одного человека соединиться такие черты, как честность и трусость?.. (Нет.) Докажите. (Он врет матери.) Т.е. совершает еще одну подлость. И, наконец, Гарун совершает страшный грех. Какой? (Самоубийство.) Да, самоубийство (наверное, самоубийство, потому что в поэме не сказано, от чьей руки он погиб.)

  • Ребята, обычно народ воспевает подвиги, хранит в памяти имена героев. Почему же в поэме народ сохранил память о позоре изменника?



  • Ребята, а как вы относитесь к поступку Гаруна?







- Ребята, какова же основная идея поэмы, какова главная мысль, которую до нас хочет донести автор? (Родина и свобода дороже собственной жизни. Беглец недостоин ни любви, ни дружбы, ни материнской ласки. Его удел – позорная смерть. Страшись судьбы Гаруна! – таков смысл произведения. И если враг посягнет на твое отечество, выполни с честью свой долг, бесстрашно мсти захватчику и , если надо, умри во имя победы. В этом и заключается основная идея поэмы «Беглец».)

      
















«Золотые россыпи»

Итог. Итоговое творческое задание – сочинить метафору по принципу : А подобно В.Выберите слова из правого столбика и из левого столбика. Найдите в них сходство.

Например: друзья как числа, их много; Несчастья как облака: они приходят и уходят.

Родина Дерево

Предательство солнце

Страх дождь

Позор ночь

Дружба осень

Мать горы

Честь снег

Жизнь звезды

Смерть дорога

Одиночество пустыня





 Подведем итоги. Поднимите руку, кто признает Гаруна трусом и подлецом, и считает, что он сам погубил себя? Поднимите руку, кто признает виновными в смерти героя его близких? Кто видит причину его смерти в другом7 В чем именно?

. А можно ли простить Гаруна?

Домашнее задание. Написать сочинение – эссе «Можно ли простить трусость?»









































Задание для 1 группы

- К кому сразу спешит Гарун?

- А зачем он торопится к другу?

- Давайте перечитаем фрагмент «Гарун у друга» по ролям.

- Почему друг Селим не принял Гаруна? Какой ответ дал умирающий?

- Почему после таких слов «Гарун безмолвный»? Как он отреагировал на слова друга, бойца? Что почувствовал?

Задание для 2 группы

Прочитайте выразительно эпизод « Гарун возле дома любимой девушки»

- Что вспоминает Гарун, о чем подумал после ухода от Селима?

- Вдруг юноша слышит песню старины.

- Как Гарун реагирует на песню?

- Встретился ли он с любимой?

- Почему он даже не вошел в дом? Как он себя чувствует?

Задание для 3 группы

- У беглеца снова появляется надежда, когда «пред ним родной белеет дом». Подготовьтесь к выразительному чтению фрагмента «Гарун и мать» по ролям.

- Почему Гарун уверен, что дома его ждут?

- О чем они говорили?

-  Почему даже мать не отворила своему младшему сыну?

- Почему называет его гяуром лукавым?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
М.Ю.Лермонтов. Поэма "Беглец" ( конспект урока)

Автор: Арстанова Надежда Васильевна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276819


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства