Конспект урока по поэме М.Ю.Лермонтова "Беглец".В разработке урока представлен анализ произведения, используется театрализация, завершается урок рефлексией - о чем заставила задуматься поэма, в чем ее актуальность.
Урок интересен для учителей-предметников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Поэма "Беглец" ( конспект урока)»
Тема урока : «М.Ю.Лермонтов. Поэма «Беглец»»
Цели урока :
1)Познакомить учащихся с поэмой «Беглец» Лермонтова.
1) Проанализировать поэму М.Ю.Лермонтова «Беглец», выявить ее жанровые особенности .
2) Совершенствовать навыки самостоятельного анализа художественного текста..
3) Активизация читательского восприятия, обострение внимания к художественному тексту.
4)Воспитание патриотизма, нетерпимости к трусости.
Оборудование урока : портрет поэта, иллюстрации к поэме.
Ход урока.
I.Эмоциональный настрой на урок.
Разминка
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо кружиться в танце? (кружатся) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо!
1. Слово учителя о поэте ( видеоролик о Кавказе )
Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!
Кавказ впервые появился в жизни Лермонтова в шестилетнем возрасте, когда он вместе с бабушкой отправился на воды, поправлять здоровье. Несомненно, это путешествие на Кавказ, оставило след в детском сознании Михаила. Впоследствии Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе и именно тут зародился в нем поэт. Кавказская природа действовала на Лермонтова с самого раннего детства, когда его внутренний мир только начинал складываться, развивая в нем чувство прекрасного. Лермонтов называл себя «сыном Кавказа». Этот край занимал особое место, в жизни Михаила Юрьевича.
Здесь он жил, воевал и погиб.
С горами Кавказа, связаны его лучшие моменты, и поэтому в его творчестве кавказская тема является одной из основных.
Лермонтова манила природа Кавказа, он ее боготворил. Мир людей не понял и отверг его, а созерцая природу, он забывался, природа была его лучшим другом. Горы для поэта значили очень многое, ведь они хранили память о матери и о первой его любви.
В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ… Там видел я пару божественных глаз;
Лермонтов влюблен в дивную природу Кавказа, поэтому он снова и снова признается в страстной, искренней и пылкой любви к этому краю, его горам.
Люблю я цепи синих гор
Поэт прославляет любимый Кавказ, устами своего героя Мцыри, который предпочел короткий век на свободе, жизни в неволе.
Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он со своих высот Привет прощальный мне пришлёт…
Автор рисует природу Кавказа, во всех ее проявлениях. У него это получается очень точно и красочно, ведь он изображает ее такой, какая она есть, без преувеличений. Среди замечательных произведений Лермонтова о Кавказе, есть стихотворения романтической тональности, посвященные описанию прекрасной природы. А есть такие стихотворения, как «Валерик», в которых автор живописно описывает жестокую действительность жизни на Кавказе, со всеми ее кровопролитными войнами и междоусобицами.
Лермонтовский Кавказ – это ощущение свободы, душевного спокойствия.В основе многих “южных” лермонтовских поэм лежат легенды Кавказа, а не только фантазия автора. Поэт старается показать лучшие стороны этого края – преданных женщин, отважных мужчин, дикую, необузданную, но в то же время прекрасную природу – под стать людям. Продолжая рисовать перед нашим взором романтические картины поэт не изменяет достоверности – многие местности, описанные в “Герое нашего времени” существуют на самом деле, а кавказские легенды почти не претерпевают изменений от пера творца.
Черкесский строгий взгляд на доблесть, бесспорная для черкеса истина – идея защиты родины ценою жизни вдохновили Лермонтова, и он создал поэму «Беглец», вложив в неё особенно его самого в то время волновавшую идею патриотического подвига. Поэма написана после пребывания на Кавказе в 1837 году. На Кавказе, где умели сражаться за родину и свободу, и знали трудную цену подвигу, и презирали измену, Лермонтов услышал песню о том, как молодой горец вернулся из боя, не отомстив за смерть павших в сражении. По содержанию и духу песня очень близка созданному поэтом произведению. Таким образом, «Беглец» тесно связан с народной поэзией черкесов, произведение как нельзя более близко кавказскому пониманию о подвиге и кровном родстве. Беглеца отвергли все, отвергла и мать. Узнав, что он, не отомстив за смерть отца и братьев, бежал с поля битвы, мать не позволяет ему войти в родной дом.
Проклятья, стоны и моленья
Звучали долго под окном;
И наконец удар кинжала
Пресек несчастного позор…
И мать поутру увидала…
И хладно отвернула взор. Когда фашистские войска подступили к Кабардино-Балкарии, редакция нальчинской газеты «Социалистическая Кабардино-Балкария» печатала «Беглеца» и распространяла его широко по горским селениям.
Давайте познакомимся с этой поэмой.
2.Чтение поэмы «Беглец» учащимися.
3.Работа в группах.
Какие чувства вызвала поэма?
- Перечитайте еще раз описание бегства Гаруна? С чем сравнивается бегство?
- Кто остался на поле брани?
- Какие чувства вызывает у вас поступок Гаруна? (Позор, презрение, стыд, почему не отомстил).
- Природа в произведении словно оживает (чтение второй строфы). Что это за литературный прием? (олицетворение.)
- Для чего он используется? (перенесение человеческих чувств, мыслей на неодушевленные предметы помогает наиболее ярко изобразить описываемое явление, придать изображаемому эмоциональную окраску, выразить мысль о единстве мира и человека).
- Как Гарун оказался в родном ауле? (подкрался)
- Дайте словесную характеристику, каким мы видим юношу?(усталый, невредимый…)
Задание для 1 группы
- К кому сразу спешит Гарун? (к другу, раненому бойцу)
- А зачем он торопится к другу? (вероятно, ждет понимания, сочувствия, сопереживания, оправдания действий).
- Давайте перечитаем фрагмент «Гарун у друга» по ролям.
- Почему друг Селим не принял Гаруна? Какой ответ дал умирающий? (достоин презренья… трус…)
- Почему после таких слов «Гарун безмолвный»? Как он отреагировал на слова друга, бойца? Что почувствовал? (стыд, мука, без гнева)
Задание для 2 группы
- Что вспоминает Гарун, о чем подумал после ухода от Селима?
(«И он подумал: я любим…»)
- Вдруг юноша слышит песню старины.
- Как Гарун реагирует на песню? Встретился ли с любимой? (стал бледней луны… главой поникнув… продолжает путь… слеза…)
Задание для 3 группы
- У беглеца снова появляется надежда, когда «пред ним родной белеет дом». Подготовьтесь к выразительному чтению фрагмента «Гарун и мать» по ролям.
- Почему даже мать не отворила своему младшему сыну? (ты раб и трус…)
- Посмотрите, на доске запись.
Путь Гаруна
Поведение Гаруна
друг
безмолвный
любимая
главой поникнув
мать
стоны и моленья
- Как вы можете объяснить эту запись? Что заметили? (в итоге Гарун пришел к самому близкому, родному человеку, «моленья», «я твой Гарун», «твой младший сын»…).
- Вот судьба «И наконец удар кинжала пресек несчастного позор…»? Почему «несчастного»? Почему «позор»?
- Почему даже после смерти мать «хладно отвернула взор» от тела сына, труп «никто к кладбищу не отнес, и кровь его глубокой раны лизал, рыча, домашний пес; ребята малые ругались над хладным телом мертвеца»? (позор беглецу)
- А что говорится о его душе? (со страхом удалилась прочь)
- Почему «И тень его… поныне бродит»? (Удар кинжала – тоже бегство…, трусость.)
- В тексте поэмы неоднократно звучат слова с корнем «месть»? Как вы считаете, какой смысл, значение приобретает понятие «месть» в поэме М. Ю. Лермонтова?
- Как вы оцениваете поступок Гаруна? (предатель, трус, позор...)
- Как поступок Гаруна оценивает автор? Найдите и выпишите в тетрадь доказательства из текста поэмы.
- В литературе существуют понятия: герой – антигерой. Вспомните значение понятия «антигерой» и докажите, что в поэме «Беглец» представлен характерный тип антигероя (труса, предателя).
- В самом начале урока мы установили, почему поэма «Беглец» имеет подзаголовок «Горская легенда» (поэма написана по сюжету песни). Почему же в народной песне поется о предателе? Почему люди помнят этот постыдный поступок?
- Сформулируйте и запишите в тетрадь тему произведения. Идею. (О предательстве родины, своей земли, о человеческом страхе, о трусости, об одиночестве. Страшна судьба беглеца: все отвернулись. Полное изгнание «достоин ты презренья». Умереть со славой... )
3.Давайте, ребята, представим, как все селение собралось после трудового дня, чтобы решить участь Гаруна.
Итак, поздний вечер.В просторной сакле самого уважаемого Надира-оглы собрались все жители. Все почему-то говорили шепотом. В центре, потупив голову стоял Гарун.
- Сельчане!Гарун вернулся домой, забыв о наших обычаях
: Гарун бежал быстрее лани, Быстрей, чем заяц от орла; Бежал он в страхе с поля брани, Где кровь черкесская текла; Отец и два родные брата За честь и вольность там легли, И под пятой у супостата Лежат их головы в пыли. Их кровь течет и просит мщенья, Гарун забыл свой долг и стыд;
Он растерял в пылу сраженья Винтовку, шашку — и бежит! — Усталый, жаждою томимый, С лица стирая кровь и пот, Гарун меж скал аул родимый При лунном свете узнает; Подкрался он, никем не зримый... Кругом молчанье и покой, С кровавой битвы невредимый Лишь он один пришел домой.
.Подумаем вместе, что делать нам с ним. А сначала его послушаем. (Тимерлан)
Два дня мы билися в теснине; Отец мой пал, и братья с ним; И скрылся я один в пустыне, Как зверь, преследуем, гоним, С окровавленными ногами От острых камней и кустов, Я шел безвестными тропами По следу вепрей и волков; Черкесы гибнут — враг повсюду... Примите меня, мои родные люди! И вот пророк! Ваших услуг Я до могилы не забуду!..» ( Султан)
- Гарун, я твой друг Селим. Помнишь, с детства мы были вместе. Помнишь, как однажды я чуть не утонул. И ты бросился спасать меня. Ты совсем не думал о себе, ты просто знал, что тебе нужно спасти друга
Что же стало с тобой таким смелым? Отчего ты позорно бежал? Кто отомстит за всех наших близких? Ты видишь, я тяжело ранен – и воин из меня никакой.
«Ступай — достоин ты презренья: Ни крова, ни благословенья Здесь у меня для труса нет!..» ( Руслан)
- Я сестра твоя, Гарун. Больно мне слышать такие слова.
Так заведено у нас у горцев – мужчины охраняют наши дома. Какой же ты джигит, Гарун?
Прошу всех, оставьте брата в живых – пусть он уйдет высоко в горы и живет вдали от всех. ( Айдана)
- Усталый, жаждою томимый, С лица стирая кровь и пот, Гарун меж скал аул родимый При лунном свете узнает; Подкрался он никем не зримый... Кругом молчанье и покой, С кровавой битвы невредимый Лишь он один пришел домой.
Он один пришел домой, люди! Разве черкесы оставляли тела своих воинов на поругание врагам. Я много прожил, но предателей не было в нашем роду. И он просит пожалеть его. Да разве есть трусам место на нашей земле! ( Магжан)
- Успокойтесь, держите себя в руках.Гарун, забыл ты песню, которую мать тебе пела. Спойте ,женщины, нашу песню!
( звучит кабардинская песня )
- Как вырос ты , сынок.Каким красавцем стал!
Самый младший, все тебе позволялось Я баюкала тебя, когда вьюга бушевала за окном и учила не бояться ничего на свете.
Ах, каким сорванцом ты был! Ты лазил по горам, спускался в пропасти, скакал во весь опор на своем любимом коне.
Ах, как гордилась я тобой! И мне всегда казалось – ты лучший самый, ты самый красивый.
Что же стало с тобой, сынок? ( я)
«Мать, отвори! я странник бедный, Я твой Гарун! твой младший сын; Сквозь пули русские безвредно Пришел к тебе!» «Один?» «Один!». «А где отец и братья?» «Пали! Пророк их смерть благословил, И ангелы их души взяли». «Ты отомстил?» «Не отомстил... Но я стрелой пустился в горы, Оставил меч в чужом краю, Чтобы твои утешить взоры И утереть слезу твою...» «Молчи, молчи! гяур лукавый, Ты умереть не мог со славой, Так удались, живи один. Твоим стыдом, беглец свободы, Не омрачу я стары годы, Ты раб и трус — и мне не сын!..»
- Гарун, любимый! Мы мечтали с тобой построить дом, мы мечтали о нашем будущем.Знаешь, как я тебя ждала, какую песню я пела?
Месяц плывет Тих и спокоен, А юноша воин На битву идет. Ружье заряжает джигит, А дева ему говорит: Мой милый, смелее Вверяйся ты року, Молися востоку, Будь верен пророку, Будь славе вернее. Своим изменивший Изменой кровавой, Врага не сразивши, Погибнет без славы, Дожди его ран не обмоют, И звери костей не зароют. Месяц плывет И тих и спокоен, А юноша воин На битву идет.
А ты бежал с битвы, забыв обо всем… Нет, у нас с тобой никакого будущего. Дети должны гордиться отцом, а не стыдиться его. ( Аружан)
- Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание: вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!Ему нет жизни, и нет ему места среди людей!
Умолкло слово отверженья, И все кругом объято сном. Проклятья, стоны и моленья Звучали долго под окном; И наконец удар кинжала Пресек несчастного позор... И мать поутру увидала... И хладно отвернула взор. И труп, от праведных изгнанный, Никто к кладбищу не отнес, И кровь с его глубокой раны Лизал, рыча, домашний пес; Ребята малые ругались Над хладным телом мертвеца, В преданьях вольности остались Позор и гибель беглеца. Душа его от глаз пророка Со страхом удалилась прочь; И тень его в горах востока Поныне бродит в темну ночь, И под окном поутру рано Он в сакли просится, стуча, Но, внемля громкий стих Корана, Бежит опять под сень тумана, Как прежде бегал от меча.
Что стало с Гаруном, с его телом?… Суровы обычаи. Даже тело труса не предано земле. А что стало с его трусливой душой?
- Помните, мы с вами читали балладу А.С. Пушкина «Утопленник» и говорили, что душа мертвого возвращается в те места, где ее обидели. Можем ли мы сказать, что душу Гаруна обидели? (Нет, он сам ее погубил.).
- Почему тень Гаруна приходит к людям? (Потому что душу труса даже бог не принимает.)
- Подумайте, что рождает трусость Гаруна? (Предательство.)
- Как вы думаете, могут в характере одного человека соединиться такие черты, как честность и трусость?.. (Нет.) Докажите. (Он врет матери.) Т.е. совершает еще одну подлость. И, наконец, Гарун совершает страшный грех. Какой? (Самоубийство.) Да, самоубийство (наверное, самоубийство, потому что в поэме не сказано, от чьей руки он погиб.)
Ребята, обычно народ воспевает подвиги, хранит в памяти имена героев. Почему же в поэме народ сохранил память о позоре изменника?
Ребята, а как вы относитесь к поступку Гаруна?
- Ребята, какова же основная идея поэмы, какова главная мысль, которую до нас хочет донести автор? (Родина и свобода дороже собственной жизни. Беглец недостоин ни любви, ни дружбы, ни материнской ласки. Его удел – позорная смерть. Страшись судьбы Гаруна! – таков смысл произведения. И если враг посягнет на твое отечество, выполни с честью свой долг, бесстрашно мсти захватчику и , если надо, умри во имя победы. В этом и заключается основная идея поэмы «Беглец».)
«Золотые россыпи»
Итог. Итоговое творческое задание – сочинить метафору по принципу : А подобно В.Выберите слова из правого столбика и из левого столбика. Найдите в них сходство.
Например: друзья как числа, их много; Несчастья как облака: они приходят и уходят.
Родина Дерево
Предательство солнце
Страх дождь
Позор ночь
Дружба осень
Мать горы
Честь снег
Жизнь звезды
Смерть дорога
Одиночество пустыня
Подведем итоги. Поднимите руку, кто признает Гаруна трусом и подлецом, и считает, что он сам погубил себя?Поднимите руку, кто признает виновными в смерти героя его близких? Кто видит причину его смерти в другом7 В чем именно?
. А можно ли простить Гаруна?
Домашнее задание. Написать сочинение – эссе «Можно ли простить трусость?»
Задание для 1 группы
- К кому сразу спешит Гарун?
- А зачем он торопится к другу?
- Давайте перечитаем фрагмент «Гарун у друга» по ролям.
- Почему друг Селим не принял Гаруна? Какой ответ дал умирающий?
- Почему после таких слов «Гарун безмолвный»? Как он отреагировал на слова друга, бойца? Что почувствовал?
Задание для 2 группы
Прочитайте выразительно эпизод « Гарун возле дома любимой девушки»
- Что вспоминает Гарун, о чем подумал после ухода от Селима?
- Вдруг юноша слышит песню старины.
- Как Гарун реагирует на песню?
- Встретился ли он с любимой?
- Почему он даже не вошел в дом? Как он себя чувствует?
Задание для 3 группы
- У беглеца снова появляется надежда, когда «пред ним родной белеет дом». Подготовьтесь к выразительному чтению фрагмента «Гарун и мать» по ролям.
- Почему Гарун уверен, что дома его ждут?
- О чем они говорили?
- Почему даже мать не отворила своему младшему сыну?