kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю. Лермонтов. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства

Нажмите, чтобы узнать подробности

В центре внимания учащихся на уроке - уважение к ценностям семьи; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим. Привлекая интересный информативный материал, учитель помогает ученикам освоить большой объем знаний и умений. Данная разработка окажется отличным помощником любому педагогу - практику. В конспекте ярко прслеживаются метапредметные связи с историей и изобразительным искусством.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Курлинская средняя школа»








Открытый урок литературы

в 7 классе


М.Ю. Лермонтов. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Защита человеческого достоинства








Подготовила: Огурешникова Е.В.,

учитель русского языка

и литературы





2014 год

Аннотация.

В центре внимания учащихся на уроке – уважение к ценностям семьи; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим. Привлекая интересный информативный материал, учитель помогает ученикам освоить большой объем знаний и умений.


Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить с содержанием поэмы, с нравственной проблематикой «Песни…»

Задачи:

  1. Углубить и расширить понятие о сюжете и композиции лирического произведения. Фольклорные элементы в авторском произведении.

Подчеркнуть вымысел и верность исторической правде в творчестве М.Ю.Лермонтова.

  1. Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения.

Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом.

Сопоставлять произведения разных видов искусства с близким сюжетом; сведения о реальных исторических событиях с сюжетом художественного произведения.

Составлять развернутый ответ на вопрос. Подбирать ключевые слова и на их основе составлять тезисы для рассказа о событии.

  1. Проявлять уважение к ценностям семьи; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска для показа слайдов.

Используемые технологии: технология критического мышления.

Методы и приемы: исследование языкового материала, поиск в тексте ответов на поставленные вопросы, ведение «бортовых» записей, критическое аудирование, словесное рисование.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Межпредметные связи: история (Смутное время, опричнина, «Домострой», картины быта Москвы XVI века); изобразительное искусство (Виктор Михайлович Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», «Встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем», «Бой Кирибеевича с Калашниковым»)


Ход урока

Этапы урока

УУД


Стадия вызова

- В чем особенность поэмы Лермонтова?

(Она рассказывает об историческом прошлом Руси XVI века, царствовании Ивана Грозного (слайд № 1), о времени опричнины

(слайд № 2).

-Вспомним исторические факты описываемой эпохи.

(сообщения учащихся)

- Какие ещё особенности вы заметили?

(Близость к фольклору позволяет показать народный идеал, выразить народное понимание правды, чести, героизма, справедливости)

Уважение к истории.

Умение

выстраивать собственное суждение.

Учитывать разные мнения,

стремиться к сотрудничеству.



Целеполагание

- Какое чувство осталось у вас после чтения первой части? Кто из героев понравился? Почему?

- Постарайтесь определить, о чём мы сегодня будем рассуждать.

(Постараемся определить, в чём заключается нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. /Запись темы в тетрадях/)

Стадия осмысления

- Со второй главы в поэме словно бы появляется ещё одно действующее лицо – зимняя Москва. С ней кровно и родственно связан Калашников и его семья. Образ дома и семьи, крепкого рода, дорожащего своей честью и с любовью признающего над собой власть старшего, очень важен в поэме. Не царский дворец и пирующие опричники, а мирный замоскворецкий дом- сердцевина московской жизни, здесь хранятся её исконные устои, защищать которые герой намерен «на Москве-реке при самом царе».

- Отметим детали, точно рисующие быт того времени. Зачитайте необходимые отрывки.

(Слайд №3.

«отзвонили вечернюю во святых церквах…»

«Запирает Степан Парамонович

Свою лавочку дверью дубовою

Да замком немецким со пружиною…»

«И пошёл он домой… за Москву-реку»- купеческие дома располагались в Замоскворечье)

-Что предвещает несчастье семье купца Калашникова?

(«Да, недобрый день задался ему:

Ходят мимо баре богатые,

В его лавочку не заглядывают».)

-Когда Степан Парамонович направляется из своей лавки в гостином дворе (торговые ряды в Москве) домой в Замоскворечье, картина постепенно делается всё более тёмной и мрачной. Зачитайте строки, подтверждающие тяжесть этой картины.

-Почему Калашников удивился и омрачился ещё больше, войдя в дом?

-Обратимся к истории. Вспомним об обычаях в русской семье, о «Домострое»

(Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, считался главой всей семьи)

-Что слышим мы из уст Алёны Дмитриевны?

(Слайд №4. Зачитать необходимые слова)

-Какое решение принимает Калашников?

(«И я выйду тогда на опричника,

Буду на смерть биться, до последних сил»)

-Какие чувства руководят в этот момент купцом?

(Он защищает не красоту жены, а её честь. Им руководит не чувство ревности, он защищает честь своей семьи.

«Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич»)

-Как проявляется любовь к Алёне Дмитриевне у Кирибеевича и у Калашникова?

(Кирибеевич испытывает искренние и глубокие чувства; но страсть его беззаконная и нечестная с точки зрения всех устоев и обычаев патриархального мира.

Калашников строгий, но очень любящий супруг.

Алёна Дмитриевна искренне боится Кирибеевича ( «Испугалась я пуще прежнего…») и с пониманием, трепетно относится к мужу («Боюсь твоей немилости», но называет его «Государь ты мой, красно солнышко»)

-Какой вывод можно сделать?

Вывод. Любовь – чувство созидающее. Там, где любовь – там и радость. А здесь мы видим только горе.

Но если вдуматься, то можно увидеть мотивы, характерные для лермонтовской лирики. Прежде всего – мотив рокового взаимного непонимания, непроходимой границы, пролегающей между героями, каждый из которых принадлежит своему миру и не имеет никакой надежды быть понятым другими.

(Кирибеевич с гордостью говорит, что он опричник царский, а Алёна Дмитриевна его боится. Калашников в кулачном бою убивает Кирибеевича, а его не понимают.)

Устойчивый познавательный интерес.

Устанавливать цели, планировать пути их достижения.

Аргументировать свою точку зрения.




Умение вести диалог на основе равноправных отношений.

Уважение к ценностям семьи.

Использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей











-Третья часть переносит нас сначала на Москву-реку, потом на Лобное место. Уже не дом, а город. И не семья только, а весь московский люд – делаются свидетелями трагедии.

Эта часть начинается картиной утренней зари, разыгравшейся над праздничной Москвой.

(Зачитать необходимые строки, прокомментировать)

-Автор использует прием параллелизма – сопоставление мира природы и человека

(запись в тетрадях)

-Как это описание отражает состояние героев? Что создает ощущение тревожности?

-Как готовится поле к кулачному бою?

(Слайд №5.

«Оцепили место в двадцать пять сажень,

Для охотницкого бою, одиночного»)

-Здесь разыгрывается поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием.

-Сравните выход на бой Кирибеевича и Калашникова.

(по рядам; слайд №6)

(Кирибеевич кланяется в пояс только царю.Он хочет потешить царя-батюшку. Калашников кланяется царю, кремлю, да святым церквам, а потом «народу русскому». Он хочет защитить честь свою, отстоять правду-матушку)

-Опишите внутреннее состояние Кирибеевича, когда он узнал, с кем будет биться.

(«побледнел в лице», «очи затуманились» и т.д.)

-Почему он забеспокоился?

-Что запрещалось по правилам кулачного боя?

-Зачитайте сцену битвы.

-Как говорится о гибели Кирибеевича?

-Прав ли царь в решении казнить Калашникова?

В сцене казни Калашникова пространство снова сужается, здесь нет картины города.

(Слайд №7) Упомянута лишь площадь (без всяких описаний), Лобное место и палач, да тревожный звук:

«Заунывный гудит, воет колокол,

Разглашает всюду весть недобрую»

И только когда совершается казнь героя и кончается его жизненный путь, снова появляется Москва и простор:

«Схоронили его за Москвой-рекой,

На чистом поле промеж трех дорог:

Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской…

…И гудят-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилою»

-Но эту могилу люди не забывают. Почему?



Стадия рефлексии

-Постараемся осмыслить все, о чем говорили сегодня.

(вопросы учебника)

-Ответьте на главный вопрос нашего разговора: в чем нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным? (Своё мнение обосновать)

Уважение к личности и её достоинствам, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Строить логичное рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.

Заключительное слово

-«Песня…» сложена в назидание людям, наделенным властью и могуществом, правом решать судьбы людей.

«Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное.

Поэма заставила задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности» И.Андроников

Домашнее задание. Написать отзыв о «Песне…»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Огурешникова Елена Владимировна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 292000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Сравнительная  характеристика  Степана Калашникова и Кирибеевича  из «Песни про царя Ивана Грозного, про  купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова."
    ["seo_title"] => string(149) "sravnitiel-naia-kharaktieristika-stiepana-kalashnikova-i-kiribieievicha-iz-piesni-pro-tsaria-ivana-groznogho-pro-kuptsa-kalashnikova-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "268586"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450643696"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства