Миром правят деньги?.. По произведению А.С. Пушкина "Скупой рыцарь" 7 класс
Миром правят деньги?.. По произведению А.С. Пушкина "Скупой рыцарь" 7 класс
Миром правят деньги?.. По произведению А.С. Пушкина "Скупой рыцарь" 7 класс. Отношения между родителями и детьми не всегда идеальны. Почему так происходит? Разобраться в этом и поможет произведение А.С.Пушкина «Скупой рыцарь». Можно также проследить, каково отношение к материальным ценностям у представителей разных поколений, выдвинуть свою позицию…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Миром правят деньги?.. По произведению А.С. Пушкина "Скупой рыцарь" 7 класс »
Миром правят деньги?..
(Урок литературы в 7 классе
по произведению А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»)
Урок-путешествие. Учитель русского языка
и литературы Константиниди М.В.
Цель: дать понятие «трагедия», отметить отличие трагедии от других драматических произведений, вместе с автором заглянуть вглубь души человеческой, выяснить, как герои трагедии и наши современники относятся к деньгам, накопительству, скупости.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой, рисунки с изображением рыцарей, виды Болдино,толковый словарь, краткий словарь литературоведческих терминов, ( какой-нибудь аппарат, выполняющий роль машины времени).
На доске - толкование слов «ассоциации, сеньор, герцог, паж, ростовщик», эпиграфы: «Ужасныйвек, ужасныесердца!
А.С.Пушкин
Престаньитыжитьвпогребах,
Каккротвущельяхподземельных».
Г.Р.Державин
Ход урока:
I.Слово учителя.
1) - Ребята! Сегодня у нас на уроке находится невидимый аппарат. Да, да, не удивляйтесь: он невидим, а называется… машина времени. Эта машина поможет нам попутешествовать в веках.
Красоты мест, в которых мы побываем, пусть пока вас не прельщают. Цель у нашего путешествия другая: увидеть человека прошлых веков и разобраться в том, что ему интересно, что он считает самым важным в жизни.
2) – Закройте, пожалуйста, глаза. Мы переносимся в век 19, год 30-ый. Попадаем в местечко, которое называется Болдино. Возникают ли у вас, ребята, какие-либо ассоциации при упоминании этой усадьбы? (Ответы)
- Да, Пушкин. А.С.Пушкин. Ему очень нужны сейчас деньги: он женится (Зачитываю отрывок из «Болдинской осени» на с.8, 38-40).
3) – Следующий пункт, куда мы перенесёмся, - Западная Европа, одна из стран. Век 17-ый. Это средние века. Мы на улицах средневекового города. Кого мы можем здесь встретить? (Рыцарей).
- Ребята, а кто такие рыцари? Вот, что сообщает нам об этом слове Большой энциклопедический словарь (статьи «рыцарь», «рыцарство», «рыцарское воспитание».
Ребята, именно рыцарские времена описаны А.С.Пушкиным в произведении, которое вы принесли сегодня на урок.
II. Разберёмся в прочитанном.
- Кто главные герои произведения, которое вы прочитали дома к сегодняшнему уроку?
- Являются ли они рыцарями? (Примеры из текста)
- Повторите, какие качества отличают рыцаря.
- А что, на ваш взгляд, несвойственно рыцарям, а в произведении имеет место?
- В произведении два взгляда на жизнь, точнее, на деньги: Барона и Альбера. Найдите строчки в тексте, которые показывают, для чего нужны деньги Альберу, для чего – Барону.
- Чья позиция вам ближе? С кем вы согласны? ( А может, оба героя вам несимпатичны?) - Вам, ребята, к сегодняшнему уроку нужно было написать мини-сочинение «Если бы у меня был 1 000 000 рублей». Давайте зачитаем, как бы вы распорядились этими деньгами, на что потратили.
- Очень приятно то, что деньги, очутись они у вас в руках, были бы потрачены на добрые дела: помощь школам, больницам, детским домам и домам престарелых… Барону и Альберу, как мы уже сказали, деньги нужны для других целей.
- Обратите, пожалуйста, внимание на обложку книги. Что мы читаем? «А.С.Пушкин. Маленькие трагедии». А что такое трагедия? (Ученик зачитывает статью из Краткого словаря литературоведческих терминов).
- А может ли трагедия быть маленькой? А почему у Пушкина трагедии маленькие? В каком значении здесь может быть употреблено слово «трагедия»? - А само название произведения вас не удивило? «Скупой рыцарь»? Ведь само название противоречиво, ибо в нём соединяются два несовместимых понятия: рыцарство – символ высоких нравственных достоинств – и скупость – один из отвратительнейших пороков. Кстати, первоначально Пушкин даёт своей трагедии другое название – «Скупой». Почему же впоследствии автор меняет его (Читаю отрывок из «Болдинской осени».Составитель Колосова Н.В., М., «Молодая гвардия», 1974, с. 255,256).
III. Итоги урока.
В чём трагедия Барона? Скупой у Пушкина величествен, зловещ, жалок. Он живёт в « ужасный век», когда власть денег начинает подрывать старый рыцарский уклад. Барон ищет в золоте сохранение своей власти и независимости, но «царствует» он в подвале. Рыцарь становится ростовщиком. Рыцарь, который готов ещё старый меч обнажить «рукой дрожащей», умирая бормочет про ключи. Власть ключей приходит на смену власти меча… Не Барон с помощью денег правит миром, правят деньги, постепенно превращая человека в алчное существо.
Ребята пишут мини-сочинение «Миром правят деньги» (знак препинания в конце заглавия они выбирают сами). Если работу не успевают закончить, берут её домой.