kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мир русского чиновничества. Литература и история (интегрированный урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок позволяет расширить учащимся представление об исторической эпохе 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мир русского чиновничества. Литература и история (интегрированный урок)»

Интегрированный урок. Литература. История

"Мир русского чиновничества" (по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" и теме "Николаевская Россия").

История

Литература

Мотивация учебной деятельности



Время создания комедии. История создания?

Сюжет подсказан А.С.Пушкиным.1836г. - поставлена в Александринском театре.


По окончании уже первого акта разразилось всеобщее негодование. Голос публики ,слышавшийся по всем сторонам, был: "Это - невозможность, клевета и фарс". Так ли это было?

Что надо сделать, чтобы Найти ответ на этот вопрос? (обратиться к реальным фактам)

Где мы их найдем? (в учебнике истории)

Какой способ действия изберем? (Сравнения содержания комедии и реальных фактов истории).

Россия в это время представляла из себя самодержавно-бюрократическое государство.

-Что это значит? (С.54 учебника) Чиновники - люди, занимающие государственные посты.

_Как управлялось государство7

Во главе - император (царь) При Николае Первом быстро разросся новый орган власти - Собственная его императорского величества канцелярия, имеющая 3 отделения , занимающихся подготовкой бумаг, поступающих к Императору, разработкой проектов, законов и указов и осуществляющий полицейский надзор и контроль за умонастроениями.

Подписанные императором указы и законы направлялись в Министерства, которые должны были организовывать их исполнение Министерств было много: военное, морское, ин.дел, коммерции, юстиции, просвещения, внутренних дел и др.Решения министерств должны были выполнять губернаторы со своим штатом чиновников, а губернаторы организовывали деятельность городничих с их чиновниками. чиновников.

_ составьте схему управления Российским

Государством

Армия чиновников при Николае Первом составляла 90000 человек (в 6 раз больше, чем про Александре Первом)



Русская жизнь осмыслена в "Ревизоре" в образе города. Структура его власти похожа на пирамиду.

-Воспроизведите ее. (Городничий, чиновники, полиция, городские чиновники, купечество, городские обыватели)

Вспомним городских чиновников. За что отвечает каждый из них?

"В "Ревизоре я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. ("Авторская исповедь".)

Еще при Петрет Первом был учрежден табель о рангах Все чиновничество подразделялось на 14 классов Согласно ему, Лука лукич - смотритель училищ , имеет чин титулярного советника (9 класс), Артемий Филипович Земляника и Иван Кузьмич Шпекин - надворные советники (7 кл) А чин городничего - коллежский или статский советник (6, 5 кл).



Гоголь поставил цель - охватить все стороны жизни государства и управления им.

-Вспомним городских чиновников. За что отвечает каждый из них? Как относится к своим служебным обязанностям? (Произвол, взяточничество, казнокрадство, круговая порука и т.д.)

"В "Ревизоре я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. ("Авторская исповедь".)


Подтвердим историческими фактами то, что описал Н.В.Гоголь в комедии. (Ученики читают выдержки из учебника истории6 С432- о чинах, о стремлении выслужиться; с.434 - о состоянии городского хозяйства и т.п.)



Пружиной действия в комедии становится известие о приезде ревизора.

-Кто такой ревизор?

Деятельность чиновников контролировал еще один государственный орган - Сенат. Чиновники, служившие в Сенате, относились ко 2-3 классам (Статские , тайные советники).



-Кого городские чиновники приняли за ревизора? (рассказы учащихся о Хлестакове: его прошлом, причинах , приведших к его появлению в доме городничего)

-Почему "елистратишка" был принят за важного государственного человека, чиновника 2 класса, генерала?

Чиновники знают, что бюрократическая машина на исправляет пороков, но иногда жестоко карает тех, кто по неосторожности попал под ее колеса. (примеры)



Считают ли себя чиновники виновными? (Совесть их не тревожит: нет человека, за которым не было бы "грешка". Их задача - не исправить положение дел, а скрыть свои проделки, обмануть, подкупить ревизора)

-Подтвердим вновь фактами истории то, о чем говорится в комедии.(С.538-539).



-Почему после сцены вранья Хлестаков становится для городских чиновников кумиром? (Он выразил их мечты, жизненные цели: власть, почитание, высокий чин, богатство, все возможные и невозможные жизненные блага)

В 2Ревизоре"отчетливо возникает яркий и целостный образ Петербурга, города департаментов, вельмож, сенаторов, адмиралов, дипломатов, царского двора - административного центра дворянского крепостного государства.(Иллюстрации с изображением Петербурга; картины, портреты чиновников)



К.С.Станиславский писал :"Почему в хорошей пьесе и при хорошем исполнении, как бы ничтожны и мелки ни были изображаемые люди, они близки, нужны, интересны и значительны для нас и для нашей жизни? Почему они нередко становятся символами ?Почему, смотря на "Ревизора", невольно думаешь об истерзанной и несуразной России?"

Учебник,с.616 (деспотизм, угнетение,

С.659(Россия - это тюрьма).



Гоголь считал театр одним из важнейших средств гражданского воспитания зрителя. Комедия, вскрывая зло, возбуждает в зрителях ненависть к нему. Смех помогает обличить то, что не соответствует идеалу художника.

В русской комедии до Гоголя место действия вырисовывалось как изолированный островок порока и злоупотребления. Создавалось впечатление, что где-то за пределами сцены кипит настоящая, "добродетельная" жизнь, которая вот-вот нахлынет на гнездо злонамеренных персонажей и смоет его.

У Гоголя в комедии другого места и других людей нет. Все нормы жизни выглядят в пьесе как повсеместные.

Герой комедии - власть всей николаевской империи.

Герой комедии - власть всей николаевской империи

"В "Ревизор" Гоголь вложил всю свою душу, всю страсть своего сердца, пафос гражданина и патриота, горячее желание служить родной земле".



Ответ на проблемный вопрос. Содержание комедии не исказило исторических фактов. Гоголь с полным правом мог предварить комедию эпиграфом:"Неча на зеркало пенять, коли рожа крива".




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мир русского чиновничества. Литература и история (интегрированный урок)

Автор: Иваненко Ирина Юрьевна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394256


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства