Мир глазами ребѐнка в сказке «Книжка счастья» Н.Г. Гарина-Михайловского.
Мир глазами ребѐнка в сказке «Книжка счастья» Н.Г. Гарина-Михайловского.
Цели: 1. углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н. Г. Гарина-Михайловского, на основе вдумчивого чтения, пересказа сказки, анализа прочитанного и дать характеристику герою сказки, подчеркнув силу характера главного героя.
2. формировать умение внимательно читать художественное произведение, развивать навыки анализа художественного произведения и умения давать характеристику литературному герою.
3. на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества характера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мир глазами ребѐнка в сказке «Книжка счастья» Н.Г. Гарина-Михайловского.»
УРОК 3. Н.Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. СКАЗКА «КНИЖКА СЧАСТЬЯ». ОБРАЗЫ И СЮЖЕТ СКАЗКИ. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА (БЕДА И РАДОСТЬ; ЗЛОЕ И ДОБРОЕ НАЧАЛО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ).
Цели: 1. углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н. Г. Гарина-Михайловского, на основе вдумчивого чтения, пересказа сказки, анализа прочитанного и дать характеристику герою сказки, подчеркнув силу характера главного героя.
2. формировать умение внимательно читать художественное произведение, развивать навыки анализа художественного произведения и умения давать характеристику литературному герою.
3. на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества характера.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Сообщение о жизни и творчестве писателя.
Настоящая его фамилия была Михайловский. Николай Георгиевич Михайловский родился в Петербурге в 1852 году. Родители были богатыми. Его отец - боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании. Заслуги отца высоко оценил сам царь, он крестил Николая, которого и назвали в честь царя. Вскоре семья перекочевала в Одессу, здесь мальчик учился и окончил гимназию в 1871 году. В 1872 году он поступил в Петербурге в Институт путей сообщения, и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил тоннели, мосты, проводил железные дороги, работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Костромской, и в Волынской губерниях. В 1879 году он женился и поступил на службу в министерство путей сообщения. Но он не был создан для департаментской службы: человек горячий и правдивый, он постоянно наживал себе врагов в затхлой инженерной среде. В середине восьмидесятых годов он удалился с молодой женой в деревню, купил большую усадьбу и стал лечить, учить и просвещать крестьян. 1891 году, заложив имение, уезжает в Петербург, покупает у Оболенского право на издание журнала «Русское богатство» и в 1892 году становится издателем журнала «Русское богатство». В этом журнале он впервые выступил в качестве автора. В первой книжке «Русского богатства» началось печатание его повести «Детство Тёмы». Повесть была подписана псевдонимом: Н. Гарин. О своей повести Н. Г. Гарин-Михайловский написал: «В «Детстве Тёмы» вы прочтёте много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я всё рассказал без утайки и без рисовки».
В 1898 году он совершил большое путешествие, описанное им в очерках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Во время русско-японской войны он снова уехал в Маньчжурию корреспондентом. «Он так и умер «на ходу», - сказал о нём Горький, - участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека».
3.Знакомство с произведением.Чтение по цепочке.
4.Беседа по вопросам.
1.Кто является героем этого произведения? (Мальчик и фея)
2.Какой мальчик в произведении? (Больной, несчастный. Добрый, хотел всех сделать счастливыми, не боялся смерти.)
3.Какая в сказке Фея? (Добрая, мечтающая помочь людям.)
4.Какими свойствами обладает волшебная книжка? (Изменяет людей, в руки которых попадает: они всех любят, думают о других, а не о себе, становятся терпимыми, радостными, счастливыми)
5.Как к герою попала волшебная вещь? (В праздничный день, когда все веселились, герой был грустный и скучный. Мальчик был болен. У него была тяжелая голова, поэтому он ходил, опустив голову вниз, потому что так было легче, поэтому он увидел книжку.)
6.Как изменился мальчик, когда обрёл книжку? ( «Веселее становилось у него на душе», «он закричал радостно», «не обиделся и понял...», «он терпел, потому что понимал теперь, что тётя любит его...», «он показал ей книжку и сказал счастливый...», «мальчик был очень счастлив»)
7.Что такое счастье? Где следует его искать? (Ответы детей)
Сча́стье – удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы. Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно, что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…( святитель Нектарий Эгинский)
8.Как же дальше развиваются события в сказке?
(Мальчик засыпает, во сне к нему приходит Фея счастья, чтобы открыть ему секрет, как сделать всех людей счастливыми)
9.Почему именно мальчику открывает свой секрет фея? (У него доброе сердце, он может понять это; «ты первый, который захотел взять ее обратно»)
10.Говорит ли фея мальчику о трудностях, испытаниях, связанных с исполнением желания сделать всех людей счастливыми? (Да. «А если б для того, чтобы все были счастливы, тебе пришлось бы умереть?..Хочешь знать секрет?»)
11.Фея и мальчик отправляются в путь. Какова конечная цель их пути?
(Разбудить царевну, которая спит в замке, тогда все будут счастливы)
12.Как попасть в замок? (Туда ведут две дороги: «большая дорога, освещённая огнями, что ведёт прямо в гору» и « тёмная сторона, откуда слышны плач и стоны», «темно, грязно и страшно», там «те, которые ходят во тьме и грязи»)
13.Почему мальчик выбирает тёмную и грязную дорогу? (Только она приведет к царевне)
14.Как характеризует героя сделанный им выбор? (Он целеустремлённый, решительный, смелый, сильный)
15.Способен ли он достичь поставленной цели: сделать всех людей счастливыми? (Да)
16.Но ведь это всего лишь маленький мальчик, больной и слабый. Почему же вы считаете, что он может достичь цели? (ответы детей)
17.Можем ли мы вынести какой – то урок из этого? Почему мальчик способен достичь цели, исполнить мечту? (Мальчик способен преодолеть преграды, потому что обладает духовной силой)
18.Почему злые дети не могут найти дорогу? (Они злые, ищут счастья только для себя, не верят мальчику)
19.Вспомните, какая цель была у мальчика: попасть в замок, разбудить царевну, сделать людей счастливыми. Удалось ему это сделать? Почему? (Злые дети убили мальчика.)
20.Вспомните, Фея предупреждала мальчика, что он может погибнуть. Почему же он продолжил путь? Может быть, его гибель бессмысленна? Может быть, нельзя разбудить царевну и сделать всех людей счастливыми?
21.Как вы думаете, счастливый конец у сказки или нет? (Дети отвечают)
22.Скажите, в этой сказке победило добро или зло? Конец сказки утверждает смерть или жизнь? (Конец сказки жизнеутверждающий: мальчик уснул, книжка не пропала, когда –нибудь её принесут в замок, разбудят царевну, проснется мальчик.)
5. План пересказа сказки "Книжка счастья".
1.Старая книжка
2.Добрый купец
3.Уничтожение книжки
4.Мальчик и книжка
5.Появление феи
6.К волшебному замку
7.История царевны
8.Темная сторона
9.Злые дети
10.Смерть мальчика
11.Долгий путь наверх
6.Тест по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского «Книжка счастья».
1.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»
А) повесть Б) рассказ В) сказка
2. Какие эпитеты использует автор для описания внешнего вида книжки?
А) небольшая, волшебная, грязная;
Б) маленькая, волшебная, рваная;
В) грязная, потёртая, маленькая.
3. Что таилось в книжке?
А) счастье Б) волшебная сила В) красота Г) любовь
4. Как люди поступали с книжкой?
А) передавали из рук в руки; В) бросали в огонь;
Б) прятали за семью замками; Г) топтали.
5. Почему весь мир казался мальчику аптекой? Запиши полный ответ.(его всегда мучили всякие болезни)
6. Как поступила фея, найдя книжку у мальчика?
А) открыла секрет, как сделать всех счастливыми;
Б) забрала грязную книжку;
В) улетела с мальчиком в волшебную страну.
7. Какой дорогой пошёл мальчик в замок волшебника?
А) освещённой огнями;
Б) тёмной и грязной;
В) через дремучий лес.
8. Что нужно было сделать, чтобы все стали счастливыми?
А) разбудить заколдованную царевну;
Б) пройти через темный туннель;
В) подружиться с детьми.
9.Что вынесено в заголовок?
А) тема
Б) основная мысль
7. Рефлексия учебной деятельности.
1. Похожа ли сказка Н.Г.Гарина — Михайловского на народные сказки? В чем её отличие от народной сказки? (Нет)
Почему? (Это литературная сказка)
2.Каковы уроки этой сказки? Какую мысль хотел донести писатель до своих читателей? (Дорога к счастью всех людей трудна. Человек, который по ней идет, сталкивается со злобой и жестокостью людей, с несправедливостью и обманом, недоверием. Только человек с добрым сердцем способен привести людей к счастью.)
3. Почему адресовал сказку детям? (Воспитывать доброту, милосердие, любовь к людям)
4. Как объяснить название сказки?
5.Какова же главная мысль сказки "Книжка счастья"? (Каждый человек на свете заслуживает право быть счастливым.)
6.Чему учит сказка "Книжка счастья"? (Сказка учит милосердию, состраданию, великодушию, добру. Учит забывать о себе ради других людей, учит самопожертвованию, а также никогда не терять надежду.)
Домашнее задание: написать отзыв о произведении.
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ 3. Н.Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. СКАЗКА «КНИЖКА СЧАСТЬЯ». ОБРАЗЫ И СЮЖЕТ СКАЗКИ. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА (БЕДА И РАДОСТЬ; ЗЛОЕ И ДОБРОЕ НАЧАЛО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ).
1.Знакомство с биографией писателя.
Настоящая его фамилия была Михайловский. Николай Георгиевич Михайловский родился в Петербурге в 1852 году. Родители были богатыми. Его отец - боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании. Заслуги отца высоко оценил сам царь, он крестил Николая, которого и назвали в честь царя. Вскоре семья перекочевала в Одессу, здесь мальчик учился и окончил гимназию в 1871 году. В 1872 году он поступил в Петербурге в Институт путей сообщения, и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил тоннели, мосты, проводил железные дороги, работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Костромской, и в Волынской губерниях. В 1879 году он женился и поступил на службу в министерство путей сообщения. Но он не был создан для департаментской службы: человек горячий и правдивый, он постоянно наживал себе врагов в затхлой инженерной среде. В середине восьмидесятых годов он удалился с молодой женой в деревню, купил большую усадьбу и стал лечить, учить и просвещать крестьян. 1891 году, заложив имение, уезжает в Петербург, покупает у Оболенского право на издание журнала «Русское богатство» и в 1892 году становится издателем журнала «Русское богатство». В этом журнале он впервые выступил в качестве автора. В первой книжке «Русского богатства» началось печатание его повести «Детство Тёмы». Повесть была подписана псевдонимом: Н. Гарин. О своей повести Н. Г. Гарин-Михайловский написал: «В «Детстве Тёмы» вы прочтёте много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я всё рассказал без утайки и без рисовки».
В 1898 году он совершил большое путешествие, описанное им в очерках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Во время русско-японской войны он снова уехал в Маньчжурию корреспондентом. «Он так и умер «на ходу», - сказал о нём Горький, - участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека».
2. Тест по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского «Книжка счастья».
1.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»
А) повесть Б) рассказ В) сказка
2. Какие эпитеты использует автор для описания внешнего вида книжки?
А) небольшая, волшебная, грязная;
Б) маленькая, волшебная, рваная;
В) грязная, потёртая, маленькая.
3. Что таилось в книжке?
А) счастье Б) волшебная сила В) красота Г) любовь
4. Как люди поступали с книжкой?
А) передавали из рук в руки; В) бросали в огонь;
Б) прятали за семью замками; Г) топтали.
5. Почему весь мир казался мальчику аптекой? Запиши полный ответ.
6. Как поступила фея, найдя книжку у мальчика?
А) открыла секрет, как сделать всех счастливыми;
Б) забрала грязную книжку;
В) улетела с мальчиком в волшебную страну.
7. Какой дорогой пошёл мальчик в замок волшебника?
А) освещённой огнями;
Б) тёмной и грязной;
В) через дремучий лес.
8. Что нужно было сделать, чтобы все стали счастливыми?