"С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить своих читателей полюбить их от всей души!"- такими словами В.Г.Белинского хочется начать разговор о рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг". Урок направлен на развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать, вести диалог, работать индивидуально и в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мир детства в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"»
Открытый урок по литературе в 6 классе.
ТЕМА: Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
ЦЕЛИ: показать мастерство Тургенева в создании образа героя;
развивать навыки выразительного чтения, устного воображения, речи уч-ся, умений работать с текстом произведения, активизация мыслительной деятельности, интереса к литературе;
способствовать нравственному и духовному воспитанию уч-ся, любви к родному народу.
ЗАДАЧИ: на основе вдумчивого чтения, пересказа текста и озвученных ответов уч-ся сформулировать проблему ( жизнь крестьянских детей в 19 в.); составить план характеристики лит.героя; помочь уч-ся лучше ориентироваться в сложном тексте рассказа; разбудить у уч-ся желание работать со словом, понимать красоту звучащего слова.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.
Оборудование: презентация, портрет писателя, художественный текст, тетради, музыка, жетоны знатоков.
Оформление доски: портрет писателя, число, классная работа, план (прикрыт листами), словарь урока:
АРМЯЧОК, ЭПИГРАФ: «Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а не мной.» И.С.Тургенев
ФОРМА проведения: «Следствие ведут знатоки»
Ход урока.
1.Оргмомент. Все готовы к уроку? Садитесь. Наш урок открытый, у нас гости, я предлагаю всем на несколько секунд закрыть глаза, вспомнить о хорошем, улыбнуться, открыть глаза, мысленно пожелать всем добра.
Сегодня мы посидим у ночного костра, послушаем предания, всё это будет нам подвластно, потому что мы – знатоки рассказа И.С.Тургенева « Бежин луг» -
разделимся на группы и проведем следствие, познакомимся с миром детства позапрошлого столетия
_ Предлагаю определить тему урока. Ваши предложения?
Мир детства. Правильно.
А вначале давайте проверим, хорошо ли уложен наш багаж?
2.Актуализация знаний.
Группа «Искатели» на перемене получила карточки с литературоведческими терминами и их определениями. Искатели, вы нашли пары? Вам слово!
(Рассказ – небольшое эпическое произведение, рассказывающее об одном или нескольких событиях в жизни человека;
Диалог - разговор двух или нескольких лиц;
Эпитет – красочное определение предмета, образа;
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы)
Спасибо! Справились с работой! Вам – жетоны знатоков!
МУЗЫКА.
1.Летний вечер. За лесами солнышко уж село;
На краю далеком неба зорька заалела;
Но и та потухла.
Топот в поле раздается- то табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву, скачут дети в поле .
То-то радость и веселье, то-то детям воля!
2. По траве высокой кони на просторе бродят,
Собрались дети в кучку - разговор заводят.
Ночь, река, костер, кони щиплют траву. Тихо. У костра – крестьянские дети, они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Подойдем к ним поближе.
3. ПРОВЕРКА Д/З.
1).Вспомните, сколько ребят в ночном? Как их зовут?
(Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)
Следствие ведет группа знатоков «Герои рассказа» - все внимательно слушают описание мальчика, затем называют его имя ………………(Федя )
ВОПРОС к внимательным знатокам :
- что конкретно представлено в этом описании героя? (лицо, одежда – внешний вид)
- что такое армячок? (верхняя одежда) = слово открыть на доске!!!!!!!!!!
А теперь откройте дневники, но не ваши школьные, а дневники следствия (тетради) и запишите число, классная работа, тему урока, план. Мы будем сегодня учиться составлять план характеристики героя произведения. Итак, первый пункт:
1.Внешний вид. Детали.
2.Характер.
3.Речь.
Работает знаток группы «Герои рассказа» -………... Имя мальчика (Павлуша)
ВОПРОС к внимательным знатокам:
- какая деталь привлекла внимание автора в этом образе?
(….глядел умно и прямо…) -такие детали могут многое сказать о человеке
Итак, отметим это в плане. (записывают в план….)
Люди, проводящие следствие должны быть всегда очень…. Какими? Внимательными. Такими же должны быть и читатели. Это мы сейчас и проверим.
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ. Мир детства детей 19 века. Какой он?
1.Работа с текстом по вариантам - 2 мин.
1 вариант:
1) откройте учебники на стр. 180
- о каком занятии Илюши мы узнаем из его разговора с Федей ?
2 вариант:
2)откройте учебники на стр. 186
- о ком и почему автор говорит: «Что за славный мальчик!» ?
Итак, следствие продолжается……
- отвечаем на вопрос про Илюшу ----- Да, он работает на фабрике в 12 лет!!!!! Бумажная масса варилась в чанах – огромных котлах, над ними поднимались едкие испарения, дышать было тяжело, работали допоздна. Очень трудной была жизнь детей.
Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века – РАБОТА.
( запишем это – я на доске, а вы в тетради……………………….)
3.
- «Что за славный мальчик!» Кто это?---
О каких качествах характера Павлуши вы узнали из этого эпизода?-----------------смелый, отчаянный, решительный (один побежал от костра!)
(запишем в план пункт о характере героя - вы в тетради………………2.ХАРАКТЕР.……..)
Сделаем вывод: а в чем же раскрывается характер героя? Через ПОСТУПКИ !!!!
Итак, продолжим наше следствие!
Уважаемые знатоки! Скажите, а по речи можно охарактеризовать человека? А как?
( уч-ся приводят свои примеры…………………………) Да, речь образованного человека должна быть грамотной, нормированной, выразительной………
Речь мальчиков отличается от вашей речи? Чем? Какими словами? Вспомните…………..
Исследование: читаем по ролям - стр.189.
-Как рассказывает Павлуша? Есть вопросительные предложения? Повторы? - ( НЕТ.)
- А Илюша? ( часто повторяет слова, спрашивает, восклицает)
-Кто более эмоциональный? (Илюша) Значит, речь тоже помогает узнать о человеке.
Запишем 3-й пункт плана - РЕЧЬ.
5. ФИЗМИНУТКА Следователи должны быть всегда в хорошей физической форме,
вы согласны? ………………….
6. ИНСЦЕНИРОВКА.
Много страшных историй рассказывают мальчики. Верят они тому, о чем рассказывают?
Почему? (много не знают, боятся непонятного, суеверны………………….
Запишем ещё одну сторону мира детства в изображении Тургенева: ВЕРА В СУЕВЕРИЯ
СЛОВО творческой группе знатоков: «Рассказ Кости о русалке» -…………. (инсценировка)
-удалось ребятам передать историю о русалке?
-смогли вы это все представить?
Вот такие и были рассказы детей: красочные, яркие, с богатым воображением….
Внимание! Вопрос: а вам, современным детям 21 века, интересны истории, рассказанные детьми 19 века?
Какие?
Кто по желанию приготовил иллюстрации? - готовьте ( на доску……)
7. Группа «Журналисты»
- это Надя и Саша, они рвутся в бой, готовы провести расследование среди наших гостей:
Карточки с заданием:
В современном обществе верят в домовых, леших?……………………………
Подведите итоги, сделайте вывод, ответьте на вопрос: «Удивлены ли вы тому, что
крестьянские дети 19 века верили в домового, лешего, русалок?
( на случай, если будет мало иллюстраций, можно дать слово знатоку ЛИРИКИ –
Долетал до крутых берегов. (красивое стихотворение, легко представить картину…)
Итак, журналисты поработали, послушаем результат расследования…………………………….
( до сих пор вера в домовых у некоторых сохранилась, взрослые верили и верят, совсем не удивительно, что крестьянские дети в 19 в. верят в домовых, они же не учились в школе, да и их родители были неграмотными…….).
8. ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.
- какой же мир детства в рассказе И.С.Тургенева? -выберите из предложенных слов подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства:
Итак, следствие наше закончилось. Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный, это и счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Ведь недаром Тургенев о себе и своих героях сказал так: - (Обращение к эпиграфу………………….)
«Всё, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а не мной»
9. ИТОГИ УРОКА (Рефлексия)
1.Понравился вам рассказ? Герои рассказа? Интересно было читать?
2.Чем мы занимались на уроке? (вели расследование, работали знатоками, составляли план, делали инсценировку, читали, отвечали на вопросы….)
3.Вам понравился урок? Интересно было? Будем читать, чтобы больше знать? Как будем читать? (внимательно….)
СОВЕТ: «Глаза читателя – более строгие судьи, чем уши слушателя» Вольтер.
Сегодня на уроке вы показали себя достойными знатоками.
10. Д/З: 1 вариант - выразительное чтение описания июльского дня.
2 вариант - выразительное чтение описания ночи ( в начале рассказа…)
Моя самооценка и оценка работы группы
Вопросы ученику
Ответ «Да»
Ответ «Нет»
Был я активен на уроке?
Мои ответы были оригинальными?
Я внёс свой вклад в работу группы?
Я чувствовал поддержку своей группы?
В моей группе было интересно и познавательно работать?