- воспитывать в учащихся чувства сопереживания, сочувствия, участия.
Оборудование: мультимедиа, задания для работы в группах, сердечки.
Ход урока:
Организационный момент. Цели и задачи.
- Ребята, мы прочитали о тяжёлой жизни маленьких детей Валека и Маруси. Какие чувства вы испытывали, когда читали о судьбе двух маленьких бездомных детей?
- Мы познакомились с кусочком русской жизни, а сегодня познакомимся с творчеством великого французского писателя В.Гюго, автора романа о жизни простого французского народа, о безработных бедняках и голодных детях – «Отверженные». Дома вы читали отрывок из этого романа – рассказ о маленькой девочке Козетте.
- Будем работать над воспроизведением фактов, сделаем анализ художественных образов путём словесного рисования внешности и характера героев, сопоставляя и сравнивая их образы и действия. Главная цель нашей работы изображение раздумий, впечатлений, ассоциаций. Мы посвятим наш урок изображению собственных впечатлений, раздумий, переживаний о судьбе героини произведения В.Гюго «Козетта».
Слайд 1
Просмотр презентации о писателе.
- Весенним днем, 26 февраля 1802 года, в городе Безансоне, в трехэтажном доме, где жил тогда капитан Леопольд Сижисбер Гюго, родился ребенок — третий сын в семье. Хилый младенец был, по словам матери, «не длиннее столового ножа», однако ему суждено было вырасти в человека могучего физического и духовного здоровья и прожить долгую и славную жизнь.
- Детство Виктора Гюго прошло под грохот наполеоновских барабанов, под небом, еще освещенным зарницами революции. Вместе с матерью и братьями он сопровождал отца в походах, и перед глазами ребенка мелькали дороги и города Франции, Италии, средиземноморские острова, Испания, охваченная партизанской войной против французских захватчиков.
-Родители Виктора разошлись, и мальчик воспитывался под сильным влиянием матери. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821.
- С 1814 по 1818 мальчик получал образование в престижном парижском лицее Людовика Великого. В это время он и начал писать: создал несколько трагедий, перевел на французский язык Вергилия, написал несколько десятков стихотворений, поэм и даже оду, за которую получил медаль Парижской Академии и еще несколько престижных наград.
- В 1819 году Виктор Гюго начал заниматься издательским трудом. Он печатался в нескольких журналах, а потом стал издавать свой собственный.
- Гюго поддерживал хорошие отношения с Листом, Шатобрианом, Берлиозом.
- В 1822 году Гюго женился на Адель Фуше. В этом браке родились пятеро детей.
- В 1841 году Виктор Гюго стал членом Французской Академии, а в 1845 – начал политическую карьеру, которая была отнюдь не простой, хотя именно в 1845 году он получил звание пэра Франции.
- В 1848 году он был избран в Национальное собрание, в котором продержался до 1851 года. Не поддержав новую революцию и восшествие на престол Наполеона III, Гюго отправился в изгнание и вернулся во Францию только в 1870 году. В 1876 году он стал сенатором.
- Умер писатель в 1885 году. Во Франции на 10 дней объявили траур. Похоронен Виктор Гюго в Пантеоне.
- Его сочинения были высоко оценены.
Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание: «Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых».
Слайды 2,3,4
Прослушивание арии Козетты из мюзикла.
- Премьера мюзикла состоялась 17 сентября 1980 года в Palais des Sports, в Париже. Англоязычная постановка не сходит со сцены 35 лет и названа самым долгоиграющим мюзиклом в истории Вест-Энда. В общей сложности мюзикл был поставлен в 221 городе в 38 странах.
Эмблемой мюзикла является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье.
Премьера российского мюзикла состоялась в 2001 году. Однако это не в полном смысле мюзикл по роману «Отверженные». Алексей Иващенко соединил в мюзикле «Норд-Ост» сюжеты «Отверженных» В. Гюго и «Двух капитанов» В.Каверина.
- Какова основная тональность песни?
Слайды 5,6
Работа с текстом по группам.
1 группа: Козетта в начале рассказа
- Работа с качествами: Вычеркните те качества, которые не подходят вашему герою.
- Найдите в тексте описание героя.
- Ответьте не вопрос: Почему Козетта оказалась в чужой семье? Какую цель преследовала мать Козетты?
Слайд 7,11
2 группа: Козетта при встрече с Незнакомцем
- Работа с качествами: Вычеркните те качества, которые не подходят вашему герою.
- Найдите в тексте описание героя.
- Ответьте не вопрос: Почему Козетту прозвали «жаворонком»? Как она отнеслась к подарку Незнакомца?
Слайд 8,11
3 группа: семья Тернардье
- Работа с качествами: Вычеркните те качества, которые не подходят вашему герою.
- Найдите в тексте описание героя.
- Ответьте не вопрос: Как Тернардье относились к Козетте? Почему?
Слайд 9,11
4 группа: Незнакомец
- Работа с качествами: Вычеркните те качества, которые не подходят вашему герою.
- Найдите в тексте описание героя.
- Ответьте не вопрос: Почему Незнакомец не хочет себя называть? Почему он купил куклу Козетте?
Слайд 10,11
Рассказ «Козетта» и Декларация прав человека
- Подумайте, какие права человека были нарушены семейством Тернардье по отношению к Козетте?
Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 3: Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4: Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Статья 5: Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Слайд 12
Рефлексия
- Как вы понимаете выражение: «Прежде её душе было холодно, а теперь – тепло». Почему?
- Как вы думаете, чем могла закончится история про Козетту? (Позднее, во время ежедневных прогулок с Жаном Вальжаном в Люксембургском саду, Козетта замечает молодого студента, Мариуса, и они влюбляются друг в друга. После многих приключений, они женятся. Козетта не знала, кем был на самом деле Жан Вальжан и как звали ее собственную мать, до последних страниц романа)
- «Дети подземелья» В.Короленко и «Козетта» В.Гюго. Что объединяет эти произведения? (Осуждая злобу, жестокость, жадность, рассказывая о несчастной, запуганной девочке, писатель призывает людей быть человечными, добрыми, благородными, не проходить мимо чужого горя, помогать несчастным и обездоленным).
- Возьмите сердечки и на них напишите свои пожелания Козетте, прикрепите на доску.
Слайды 13,14
Приложения
КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА
Бескорыстный
Благородный
Веселый
Внимательный
Грубый
Грустный
Душевный
Жадный
Жалкий
Живой
Здоровый
Злобный
Испуганный
Красивый
Ласковый
Лицемерный
Любопытный
Настороженный
Осторожный
Отзывчивый
Самолюбивый
Трудолюбивый
Униженный
Хитрый
СТАТЬИ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 1.
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Статья 3.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4.
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии.
Статья 5.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Статья 7.
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.
Статья 9.
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 13.
Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство.
Статья 17.
Каждый человек имеет право владеть имуществом.
Статья 18.
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.
Статья 24.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Статья 26.
Каждый человек имеет право на образование.
Статья 29.
Каждый человек имеет обязанности перед обществом.
1 группа: Козетта в начале рассказа
- Работа с качествами: Вычеркните те качества, которые не подходят вашему герою.
- Найдите в тексте описание героя.
- Ответьте не вопрос: Почему Козетта оказалась в чужой семье? Какую цель преследовала мать Козетты?
2 группа: Козетта при встрече с Незнакомцем
- Работа с качествами: Вычеркните те качества, которые не подходят вашему герою.
- Найдите в тексте описание героя.
- Ответьте не вопрос: Почему Козетту прозвали «жаворонком»? Как она отнеслась к подарку Незнакомца?
3 группа: семья Тернардье
- Работа с качествами: Вычеркните те качества, которые не подходят вашему герою.
- Найдите в тексте описание героя.
- Ответьте не вопрос: Как Тернардье относились к Козетте? Почему?
4 группа: Незнакомец
- Работа с качествами: Вычеркните те качества, которые не подходят вашему герою.
- Найдите в тексте описание героя.
- Ответьте не вопрос: Почему Незнакомец не хочет себя называть? Почему он купил куклу Козетте?