kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мини-проект по литературе 11 класс "Поэзия Сергея Есенина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представляет собой  печатные листы -заготовки для самостоятельной работы -исследования в рамках мини-проекта на уроке по изучению художественного мира лирики С.Есенина. Данная форма практической работы  позволяет учащимся самостоятельно  постигать образность и глубину стихов поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мини-проект по литературе 11 класс "Поэзия Сергея Есенина"»

5


Мини-проект

«Поэзия Сергея Есенина»

11 класс

(Продолжительность работы над мини-проектом – 2 урока.

Обязательное наличие сборников лирики С. Есенина у каждого ученика.

Допускается работа в парах.)


Постановка цели мини-проекта: читая стихи поэта Сергея Есенина, самостоятельно выявить их уникальность с точки зрения оригинальности изображения мира, яркой образности, патриотичности.

Постановка задачи мини-проекта: одна из главных тем поэзии Сергея Есенина - тема русской природы. Можно сказать, что тема Родины у Есенина реализуется, воплощается именно через тему природы, а образ Родины - через образы русской природы: поля, леса, реки, цветы, животных.

Попробуйте самостоятельно исследовать это особое развитие, взаимопроникновение главных тем творчества поэта, читая стихи Есенина и выполняя предложенные задания.

1.Природа в поэзии С. Есенина изображается в разные времена года. Прочитайте стихи С. Есенина. Найдите и запишите строки о разных временах года: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Природа изображается поэтом в самых разнообразных цветах, красках, оттенках. Найдите в стихах разнообразные цветовые эпитеты, запишите их вместе со словами, к которым они относятся : ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. А какой любимый цветовой эпитет Есенина? Докажите!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Природа у Есенина живая, она словно дышит, движется: для создания этого ЭФФЕКТА ЖИЗНИ поэт использует самые различные метафоры или прием олицетворения. Найдите в стихах поэта эти художественные приемы и запишите строчки:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какими птицами «населены» стихи Есенина? Приведите строчки, в которых они упоминаются:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Какие растения /цветы, деревья/ «растут» в стихах С. Есенина?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7.Какие животные «живут» в поэзии С.Есенина? Каковы названия «аномалистских» стихов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________

8.Приведите примеры обращений к Родине, к природе в стихах С. Есенина. В чем особенность этих обращений? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос-вывод:

Если бы вас попросили подобрать определения к понятию «ПОЭЗИЯ ЕСЕНИНА», какие бы слова, выражения вы употребили?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Пример выполнения работы

Мини-проект

_«Поэзия Сергея Есенина»__

11 класс


Постановка цели мини-проекта: читая стихи поэта Сергея Есенина, самостоятельно выявить их уникальность с точки зрения оригинальности изображения мира, яркой образности, патриотичности.

Постановка задачи мини-проекта: одна из главных тем поэзии Сергея Есенина - тема русской природы. Можно сказать, что тема Родины у Есенина реализуется, воплощается именно через тему природы, а образ Родины - через образы русской природы: поля, леса, реки, цветы, животных.

Попробуйте самостоятельно исследовать это особое развитие, взаимопроникновение главных тем творчества поэта, читая стихи Есенина и выполняя предложенные задания.

1.Природа в поэзии С. Есенина изображается в разные времена года. Прочитайте стихи С.Есенина. Найдите и запишите строки о разных временах года:

Ответы учеников:

Отговорила роща золотая / Берёзовым веселым языком…; Закружилась листва золотая / В розоватой воде на пруду…; Прибрела весна, как странница…; Весна на радость не похожа…; Осенний день пуглив и дик…; Я по первому снегу бреду…; Поёт зима – аукает, / мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка…

2.Природа изображается поэтом в самых разнообразных цветах, красках, оттенках. Найдите в стихах разнообразные цветовые эпитеты, запишите их вместе со словами, к которым они относятся.

Ответы учеников:

синий май; проскакал на розовом коне; роща золотая; души сиреневая цветь; рыжий месяц; голубая прохлада; сиреневый дым; тополь серебристый; серебряный ветер; желтеющий дол, синие чащи; голубые дороги; багряной метелью; лимонный лунный свет; в зелёных лапах; белой пеной из озёр…

3.А какой любимый цветовой эпитет Есенина? Докажите!

Варианты ответов учеников:

-Синий (голубой): Май мой синий, июнь голубой…; стережёт голубую Русь…; вижу сад в голубых накрапах…; вечер синею свечкою…; льнут охлопья синих рос…; и синь, упавшая в реку…; проводов голубая солома…

-сине-голубой с золотом: это цвет русского неба. Синим цветом залито всё. И всегда он в сочетании с золотом звезд или солнца, золотых осин.

4.Природа у Есенина живая, она словно дышит, движется: для создания этого ЭФФЕКТА ЖИЗНИ поэт использует самые различные метафоры или прием олицетворения. Найдите в стихах поэта эти приемы и запишите строчки.

Ответы учеников:

-плачет метель; закачались лампадки небес; туча кружево связала; пригорюнились девушки-ели; льется солнечное масло; тоскуют пашни; … и месяц будет плыть и плыть; гаснут крылья заката; степные бегут берега; месяц гуляет; отговорила роща золотая березовым веселым языком; в саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть; спит ковыль; плачут вербы; шепчут тополя; тихо розы бегут по полям; уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя;

Грянул гром, чашка неба расколота, / Тучи рваные кутают лес. / На подвесках из легкого золота / Закачались лампадки небес; обо всех ушедших грезит конопляник; золотою лягушкой луна распласталась на черной воде; подымайте же, лунные лапы, мою грусть в небеса ведром; покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег…

5.Какими птицами «населены» стихи Есенина? Приведите строчки, в которых они упоминаются.

-по бору со звонами плачут глухари; по-осеннему кычет сова; и журавли, печально пролетая…; обманул проклятый попугай; шлю привет воробьям и воронам; море голосов воробьиных; прощай, моя голубка, до новых журавлей; отзвенел соловьиный рассвет; только седые вороны расшумелись…

6.Какие растения /цветы, деревья/ «растут» в стихах С. Есенина?

Черемух рать; березовые чащи; усохли вербы; яблонь вьюга; отцвела моя белая липа; тихо льется с кленов листьев медь; Ах, колокольчик, твой ли пыл мне в душу позвонил; васильки очей любимых далеки; и на рябине есть цветы; клен ты мой опавший; пахнет смолистой сосной; держат липы в зеленых лапах; под венком лесной ромашки; цвела черемуха, цвела сирень; в сердце ландыши вспыхнувших сил…


7.Какие животные «живут» в поэзии С. Есенина? Каковы названия «аномалистских» стихов?

Названия стихов: «Корова», «Собака», «Лисица», «Песнь о собаке»

-Старый кот к махотке крадется…; квохчут куры беспокойные, запевают петухи; Э х вы, сани! А кони, кони…; из углов щенки кудлатые; дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах; и игриво взмахнёт кобылица над равниной тощим хвостом; плач овцы, и вдали на ветру машет тощим хвостом лошаденка; дай , Джим, на счастье лапу мне; каждая задрипанная лошадь головой кивает мне навстречу; волки грозные…

8. Приведите примеры обращений к Родине, к природе в стихах С. Есенина. В чем особенность этих обращений?

-Милые березовые чащи! / Ты, земля! И вы, равнин пески! /; Гой ты, Русь моя родная…; Ой ты, Русь, моя родина кроткая…; О Русь, взмахни крылами…; Край любимый! Сердцу снятся…

В обращениях к Родине Есенин выражает свою любовь к родному дому, к русской земле. Местоимение «моя» обозначает единение поэта и Родины.

Любимое обращение Есенина «Русь».


Вопрос-вывод:

Если бы вас попросили подобрать определения к понятию «ПОЭЗИЯ ЕСЕНИНА», какие бы слова, выражения вы употребили?

Поэзия Есенина богатая, глубокая, наполненная любовью к родине.

Поэзия Есенина живая, яркая, наполненная удивительно красивыми и глубокими образами.

Есенин писал стихи всегда, как бы тяжело ему в жизни не было. Даже в период тяжелого духовного кризиса он сумел достичь поэтических вершин.

Поэзию Есенина отличают искренность, глубокая любовь к родине, ярчайшая образность.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мини-проект по литературе 11 класс "Поэзия Сергея Есенина"

Автор: Колыванова Светлана Владимировна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443411


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства