kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Михаил Михайлович ЗОЩЕНКО "Аристократка". Новый тип героя и новый тип повествования в творчестве Зощенко.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Михаил Михайлович ЗОЩЕНКО "Аристократка".  Новый тип героя и новый тип  повествования в творчестве Зощенко. Соединения сочувствия и сатиры в авторской позиции. Функция названий и сюжетов классической русской литературы XIX века в прозе

Аннотация. На уроке  реализованы личностно- ориентированный и творческие  подходы  для активной включенности учащихся в разные виды самообразовательной и творческой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Михаил Михайлович ЗОЩЕНКО "Аристократка". Новый тип героя и новый тип повествования в творчестве Зощенко.»

Савченко Елена Степановна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Школа № 47 г. Донецка»

e-mail: esavchenko1957@mail.ru



Тема урока литературы в 11 классе

Михаил Михайлович ЗОЩЕНКО «Аристократка». Новый тип героя и новый тип повествования в творчестве Зощенко. Соединения сочувствия и сатиры в авторской позиции. Функция названий и сюжетов классической русской литературы XIX века в прозе



Аннотация. На уроке реализованы личностно- ориентированный и творческие подходы для активной включенности учащихся в разные виды самообразовательной и творческой деятельности.

Ключевые слова; М. Зощенко, сказовое повествование, юмор, сатира, стилевая манера, исследовательская деятельность, развитие жизненных компетентностей


Цели урока:

обучающие: 

-познакомить учащихся с творчеством М. Зощенко, проблематикой его произведений, героями, особенностями стилевой манеры;

-научить анализировать текст, видеть в нем личность автора, идею произведения;

-организовать исследовательскую работу учащихся;

- формировать умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ.

развивающие:

-развитие литературного вкуса через анализ текста, выразительное чтение отрывков из произведений;

-развивать навыки мыслительной деятельности (сравнение, анализ, характеристика);

-развивать исследовательские навыки.

воспитательные:

-формировать внутреннюю потребность личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности.

Используемые технологии:

-Технология проблемного обучения

-Технология личностно-ориентируемого развивающего обучения

- Технология группового обучения

                                                                                                                                             

Задачи:
- анализировать литературные произведения;
- заинтересовать учащихся творчеством М. Зощенко;
- показать, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко.
Оборудование:
словари, исторические материалы, тексты, мультимедийный проектор, компьютер ,газета.   

Предварительное домашнее задание (по выбору):

  • проанализируйте любой рассказ Зощенко, мотивируя свой выбор;

  • исследовательская ( биография)

  • читатели (обзор 3 рассказов с презентацией)

  • герои ( рассказывают о себе,инсценирование)



                                                             Эпиграфы  урока

У Зощенко был один грех: он имел несчастье родиться сатириком.

                      Ю.Томашевский.

Человека жалко.

                        М.Зощенко


Ход урока


I. Организационная работа: задания по группам


1.Оргмомент.

2.Просмотр документального ролика »Москва майская 30-х годов»

3.Учитель объявляет тему и цели урока.

4.Учащиеся, просмотрев ролик и исходя из темы, целей урока, самостоятельно определяют задачи стоящие перед ними.

Учитель
В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Этот фильм отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени. Назовите ключевые слова этой песни (непобедимая, могучая, любимая, родина, моя, проходит, как хозяин). А все ли было так гладко? (Слайд1)

В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”. И этот простой человек должен был быть трудолюбивым, честным, умным, порядочным ,культурным человеком, идеальным семьянином, беззаветно любить свою Родину, то есть образцом для подражания. Все верно. Но что же так тревожило Зощенко ,Булгакова, Тэффи? ( рассуждения учащихся)

Ввод в ситуацию. Анализ предложенных документов.


Группа исследователей и критиков

Историческая справка: “…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира? … в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”.

Учитель

Так почему же произведения Михаила Зощенко были запрещены до середины 80-х годов? Чем же была вызвана такая страшная участь писателя?

Чем так досадил Зощенко советской системе, советским вождям? В чем проявилось пресловутое "литературное хулиганство " юмориста и сатирика, пользовавшегося колоссальной популярностью у читателей всех возрастов, сословий, профессий, самого различного образования, уровня культуры, разных интересов? ( Слово исследователям)

Исследователи

Зощенко не обличал жестокостей революции и озлобленность строителей нового мира.  Он сделал своей литературной специальностью, как точно выразился сталинский идеолог Жданов, "копание в самых низменных и мелочных сторонах быта,...прикрывал это маской развлекательности и никчемной юмористики." И начало этого «сатирического бытописательства» Зощенко уходит в 20-е годы.


В 1929 году наступил "Великий перелом " не только в истории советской сатиры, но и " в советской экономической политике , и во всех сферах жизни. Критическим этот год стал и для литературы. В это же время оформляется точка зрения, отвергающая право сатиры на существование в советской действительности, а соответственно и в новой литературе. В 1929 г. даже развернулась дискуссия на страницах "Литературной газеты": «Возможна ли сатира в условиях строительства коммунизма?»  Судьба Зощенко ответила на этот вопрос.


Как и Замятин (а раньше Булгаков), Зощенко обращается с апелляцией к «высшему судье» советского общества в надежде добиться если не справедливости, то хотя бы смягчения приговора. Письмо к Сталину от 27 авг. 1946 г.

Зощенко: «Я никогда не был антисоветским человеком, в 1918 г.  я добровольцем пошел в ряды Красной Армии, полгода сражаясь на фронте против белогвардейских войск. Мою литературную работу я начал в 1921 г. И стал писать с горячим желанием принести пользу народу, осмеивая все то, что подлежало осмеянию в человеческом  характере, сформированном прошлой жизнью».

Письмо не дошло даже до Жданова и осталось без ответа. Для организаторов идеологической компании Зощенко стал «отыгранной», «списанной» фигурой. С ним – в представлении Сталина, Жданова и пр. – было уже покончено. Во всяком случае -  как с писателем.

Впереди у Зощенко целое десятилетие с 1946 по 1958 год. Отсутствие работы, нищета, голод. Продажа домашних вещей. Занятие сапожным мастерством. Отчуждение от писательской среды. Утрата интереса к жизни, стимулов к творчеству. И смерть.

Учитель.

Но живы и актуальны его произведения.  Каким же увидел, изобразил "нового человека" Зощенко?


ЧИТАТЕЛИ   «представление» выбранного для анализа рассказа ( «Баня», «Аристократка», «Нервные люди»)

"Новые люди" Зощенко - это обычные люди, каких много вокруг: в перенаселенной квартире, в магазинной очереди, в трамвае, в бане... "Я взял если не типичного обывателя, то, во всяком случае, человека, которого можно найти во множестве.» 


Маленький, растерянный, униженный условиями жизни  человек.(«Баня»), или герой-простак («Аристократка»), который, правда, ощущает себя "у власти ". Маленький человек " с низким уровнем культуры, сознания, морали. Именно эти "маленькие люди" нового времени, составившие большинство населения страны, с энтузиазмом отнеслись к задаче разрушения "плохого старого" и построения "хорошего нового», поставленной перед ними большевиками. И они претендовали на роль хозяев жизни, главных действующих лиц.


КРИТИКИ.

Одни полагали, что зощенковский герой -анекдотическое преломление "старого человека": "Зощенко ничегошеньки не может найти в войне и революции, кроме анекдота...такого, который издевается и над слушателями, и над рассказчиком" .

КРИТИКИ Другие видели в его персонажах воплощение того, что мешает советскому человеку стать действительно "новым":"Зощенковский герой- это герой не столько социальный тип, сколько примитивно мыслящий и чувствующий человек вообще."

КРИТИКИ Третьи узнавали персонажей Зощенко, оправдывали их новизну и, в сущности, "положительность"- вопреки отдельным недостаткам, тянущимся от "прежних времен".


Учитель

Почему рассказы Зощенко так легко читаются, запоминаются и нравятся?


Исследователи

Все рассказы выполнены в одной манере, сказовой, при которой прямое авторское слово принципиально отсутствует, читаются просто


(Слайд) СКАЗ  особый тип повествования, ориентированный на живую, резко отличающуюся от авторской, монологическую речь рассказчика, вышедшего из народной среды. Получил широкое распространение в литературе 20-х годов. В рассказах Зощенко, построенных в форме сказа, можно выделить три разновидности :

  а) герой рассказывает о себе;

  б) рассказчик - наблюдатель описываемых событий.

в) краткость,  простота сюжета.


Учитель

А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить:

над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?

Слово ЧИТАТЕЛЯМ

Итак, кто же наш герой рассказа «Аристократка»?

Читатель: Он состоит в "комячейке", является "лицом официальным" в доме - " в смысле порчи водопровода и уборной", с героиней знакомится "на собрании", вычисляет человека по внешнему виду. Проявление нормальных человеческих чувств (желание угостить, ощущение неловкости от отсутствия достаточного количества денег) воспринимается рассказчиком как воздействие "буржуазной идеологии". Напоследок - мораль даме с позиции пролетариата.

- Кто же эта аристократка? ( из текста)

Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”.

- Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить?

( показатель материального благосостояния –значит аристократка).

- Что можно сказать о таком герое?

(Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда).

Невежа – грубый, невоспитанный человек .СЛАЙД

Невежда – малообразованный человек. 

(Одним словом,  мещанин – человек с мелкими интересами,  узким кругозором).СЛАЙД

- Что это за прием?  (Деталь).

- Что еще бросается в глаза? Какова речь героя?  (Примеры зачитать).

 Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. 

- Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней?

-Чем нравится ей герой? Докажите. Почему ей хочется в театр?

- Как герой получает билет? ( член ком. ячейки)

- Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.

- В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). Записываемстиль автора.

Инсценирование сцены в театре.

Над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?   Как вы думаете, почему? Уточните свое представление о границах юмора и сатиры (Слайд)


Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.


Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.


Вывод:   ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства. Несмотря на  конфуз с деньгами, рассказчик прочитывает даме мораль с позиций пролетариата: » Не в деньгах счастье». Хотя из фабулы рассказа  вытекает, казалось бы, обратное. Вот они герои эпохи, над которыми смеётся М.Зощенко. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, наверное, вряд ли.

Заключительное слово учителя

«Гоголь ожидал, что его не поймут. Но то, что случилось, превзошло все его ожидания». Эту запись можно вполне отнести и к самому Зощенко.

Но Зощенко не забыт. Как бы не клеймили его позором те же советские писатели середины века, Зощенко до сих пор читают и любят, его рассказы актуальны и по сей день, может быть только не в такой степени, как раньше.
В чём-то, даже, по-моему, значимость любого писателя определяет время. А то, что Зощенко не забыли и его рассказы до сих пор читают наши современные юмористы-сатирики, такие как Жванецкий и Задорнов, говорит о многом

Рефлексия

Что открыли для себя в Зощенко?

Если бы начали писать новеллы в зощенковской манере, о чем или о ком они были ?

Оцените свою работу на уроке.


Домашнее задание

Сочинение-миниатюра «Мое открытие Зощенко».

Написать рецензию на любой рассказ Зощенко («Баня». »Любовь»), мотивируя свой выбор.





Памятка


Вопросы для самостоятельного анализа:

- «Новый человек», по Зощенко, каков он?

- Охарактеризуйте образ героя-повествователя, какая грань его характера раскрывается в рассказе?

- Как возникает эффект комического в рассказе?

-  В чем особенность литературного стиля М.Зощенко?

- Почему сатирическое творчество М.Зощенко оказалось несовместимым с советской действительностью сталинской эпохи?



Список использованной литературы:

1.Белая Г.А. Донкихоты 20-х годов.М.,1989.

2.Шешуков С. М. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов,М.,1984         

3.Бузник В. Русская советская проза 20-х годов.М.,1975

4.В.Чалмаев, С.Зинин  Русская литература ХХ века. М.,2003.




















 Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я - на Васькин.. Поскучал я, поскучал, вниз сошел. Гляжу - антракт. А она в антракте ходит. 
     - Здравствуйте, - говорю. 
     - Здравствуйте

     Интересно, действует ли тут водопровод? 
     - Не знаю, -
говорит. 
     И сама в буфет. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо. На блюде пирожные. 
     А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг ее и предлагаю: 
     - Ежели, говорю, вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу. 
     - Мерси, -
говорит. 
     И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет. 
     А денег у меня - кот наплакал. Самое большое, что па три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег - с гулькин нос. 
     Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах. 
     Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается. 
     Я говорю: 
     - Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть. 
     А она говорит: 
     - Нет. 
     И берет третье. 
     Я говорю: 
     - Натощак - не много ли? Может вытошнить
     А она: 
     - Нет, - говорит, - мы привыкшие. 
     И берег четвертое. Тут ударила мне кровь в голову. 
     - Ложи, - говорю, - взад! 
     А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит. 
     А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с пей не гулять. 
     - Ложи, - говорю, - к чертовой матери! 
     Положила она назад. А я говорю хозяину: 
     - Сколько с нас за скушанные три пирожные? 
     А хозяин держится индифферентно - ваньку валяет. 
     - С вас, - говорит, - за скушанные четыре штуки столько-то. 
     - Как, - говорю, - за четыре?! Когда четвертое в блюде находится. 
     - Нету, - отвечает, - хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем сделан и пальцем смято. 
     - Как, - говорю, - надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии. 
     А хозяин держится индифферентно - перед рожей руками крутит. 
     Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты.   Одни говорят - надкус сделан, другие - нету. 
     А я вывернул карманы - всякое, конечно, барахло на пол вывалилось, народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю.  Сосчитал деньги - в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил.   Заплатил. Обращаюсь к даме: 
     - Докушайте, говорю, гражданка. Заплачено. 
     А дама не двигается. И конфузится докушивать. 
     А тут какой-то дядя ввязался. 
     - Давай, - говорит, - я докушаю.   И докушал, сволочь. За мои-то деньги. 
     Сели мы в театр. Досмотрели оперу. И домой. 
     А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном: 
     - Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег - не ездют с дамами. 
     А я говорю. 
     - Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. 
     Так мы с ней и разошлись. 
     Не нравятся мне аристократки.





















.

«Любовь»

Ключевыми словами являются следующие: любовь (3), люблю (1), чувства (3), обожаю (1), доказать (1), самопожертвование (1), шуба (7), калоши (3), сапоги (2), ботинки (2), пальто (1), имущество (1), лишайся (1).

Мы можем сказать, что в тексте 2 концептуальных ядра: 1-е - «любовь»и 2-е - «шуба», которое на протяжении повествования замещает 1-е.

Самым частотным словом является шуба, именно его мы назовем базовым концептом. К нему примыкают слова: калоши, сапоги, ботинки, пальто, имущество. На позицию базового концепта претендует слово «любовь», вынесенное в название, а также примыкающие к нему люблю, чувства, обожаю, но по замыслу автора, любовь в мире современного человека уступает по значимости материальным ценностям, к тому же возможна только при их наличии, при «лишении имущества» все благородное в человеке исчезает. Именно подмена любовь - имущество (шуба) выступает на первый план в данном сатирическом рассказе.

юбовь - предстает перед нами в сатирическом освещении, следовательно, основная мысль сознания героя звучит так: Я же ее провожай, я и имущества лишайся. Авторская точка зрения прямо не выражена, подана имплицитно, может быть, примерно сведена к фразе: человек нового общества, новой формации не способен на глубокие чувства, все его действия и мысли определены лишь принципом сохранения имущества, лишенный же оного он поступает по принципу «сытый голодному не товарищ». Микропропозиции:

  • вечеринка кончилась поздно;

  • герой уговаривает девушку подождать первого трамвая;

  • герой идет провожать девушку;

  • он хочет показать любовь геройским поступком;

  • появившийся грабитель требует вещи;

герой пытается противиться;

герой возмущается, почему не трогают девушку:

  • герой убегает;

  • девушка остается одна.




















































































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Савченко Елена Степановна

Дата: 07.03.2021

Номер свидетельства: 574904


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства