Мифологические образы "Слова о полку Игореве" как поэтическое осмысление русской истории.
Мифологические образы "Слова о полку Игореве" как поэтическое осмысление русской истории.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 7 классе. (ПО АВТОРСКОЙ МЕТОДИКЕ ПРОФЕССОРА ВОРОНЕЖСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Б.С. ДЫХАНОВОЙ). Урок рассчитан на время 2 по 30 минут (модульная технология)
Учитель русского языка и литературы ТРОШИНА Т.А.
МБОУ «СОШ №8» г. Симферополь
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мифологические образы "Слова о полку Игореве" как поэтическое осмысление русской истории. »
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 7 классе. (ПО АВТОРСКОЙ МЕТОДИКЕ ПРОФЕССОРА ВОРОНЕЖСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Б.С. ДЫХАНОВОЙ).
УЧИТЕЛЬ ТРОШИНА Т.А.
МБОУ «СОШ №8» г. Симферополь РК
Тема: «Мифологические образы « Слова о полку Игореве» как поэтическое осмысление русскойистории. Плач Ярославны – вершина древнерусского поэтического слова».
Цели: понять структуру образной системы «Слова» как первого литературного произведения.
Определить роль, значение, художественные особенности образов, созданных автором на основе мифологии.
Определить нравственное значение образов.
Методы: Комментированное чтение с элементами анализа текста. Сравнительный анализ. Работа с обобщающей таблицей, иллюстративный метод «Презентация».
Ход урока
I Вступление Запись темы, постановка целей урока.
Эпиграф : «Языческие Боги для автора – это одухотворение чисто художественное и отнюдь не культовое.» (Д.С. Лихачев)
Работа над понятиями.
Мифология - осмысление древними народами окружающей действительности посредством обожествления природы, предметов, пространства и времени.
В « Слове» неоднократно упоминаются языческие боги, мифологические существа. Какую же роль они играют в произведении? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно освежить знания славянской мифологии. Поможет вам в этом таблица. (6 класс.)
Работа с таблицей
(в парах)
Беседа с учащимися:
Обратите внимание на верховных языческих богов.
Что вы знаете о них?
( В славянской мифологии высшими божествами у славян считались Перун, Стрибог и Велес. Перун – бог грома, воинской доблести, сын Сварога, бога всей Вселенной и Лады, богини любви).
Стрибог – бог ветров, властелин пространства, воздушной стихии, истребитель зла.
Велес – бог- оборотень, «скотий бог», бог мудрости (обладает тайными знаниями, покровитель поэтов, певцов.)
Озвучивание таблицы. (Индивидуальное задание.)
(Это языческая триада: небо – воздух – земля. Между Перуном и Велесом -вражда. Причины её – похищение Велесом скота, людей. Велес прячется под деревом, камнем. Перун уничтожает их. Велес превращается в животных. Перун мечет стрелы молний. Заканчивается поединок победой Перуна - проливным дождем.)
Учитель. А вот как изображались эти божества (Показ слайдов с озвучиванием).
- Какой инструмент звучит? (Рожок). Почему?
(Велес – покровитель творчества.)
Итак, мы повторили мифологию.
III. Объяснение нового материала.
Мотивация. Шкатулка с двумя предметами, имеющими отношение к теме урока. Что в ней, вы должны определить в конце урока.
Аналитическая беседа.
- Каким же поэтическим содержанием наполнены эти мифологические образы? С какой целью автор использует их? Давайте обратимся к тексту.
- Кого автор называет « велесовым внуком» и почему? (Бояна,
он вещий, обладает даром предвидения, ему известны тайны жизни, он мудр, как Велес. Бояну покровительствует Велес как музыканту, поэту.)
- А есть в тексте упоминание о Стрибоге, существе, несущем разрушение, гибель?
2.( Чтение текста учащимися )
3. Беседа.
- Для чего автор использует этот мифологический образ? (Использует для отражения суровой действительности – войны, для передачи атмосферы нарастающей опасности.)
- А какого языческого бога особенно любил и почитал древнерусский народ? ( Дажь – Бога) (Показ слайда с озвучиванием – трели соловья .)
- Что вы знаете о нем? ( Бог всего белого света, летнего солнца, тепла; Бог, дающий блага. ( Даждь – давать ) Покровитель всего славянского рода.
- Следовательно, кого автор называет Дажь – божьими внуками? (Русский народ.)
4. (Чтение текста учащимися.)
5.Лексическая работа
Учитель.
- Как понимаете слова «крамола», «достояние»? (Смута, мятеж, распри. Мирные блага, обилие, достаток, спокойствие, мир.)
Обратите внимание, как современна мысль автора!
- А еще какие образы связаны с Дажь – Богом – Солнцем? ( Затмение – символ гибели войска; возвращение Игоря из плена на Родину – воскрешение его для Русской земли. Образы 4-х солнц - князей, участников похода.)
- Что обозначает в мифологии число «4»? ( Это образ идеального мира , четыре стороны света, четыре времени года, четыре направления движения.)
Четыре раза упоминается в тексте имя Трояна. Кто он? Какие образы связаны с ним?
6. (Чтение текста учащимися.)
Записываем: тропа Трояна – языческий ( божественный) путь Руси.
Века Трояна – языческие времена до конца Х века.
Земля Трояна – историческая Родина славян.
Седьмой век Трояна – последний век язычества.
7. Вывод: В целом, - это образ идеального мира, языческой Руси, на которой еще не было княжеских междоусобиц.
Учитель. Итак, мы рассмотрели только некоторые поэтические образы, созданные автором на основе славянской мифологии, языческой культуры.
- Почему в произведении, написанном в период христианства, упоминаются только языческие боги? (Они отражают многовековую языческую культуру, историю древнерусского народа.)
Обратимся к эпиграфу.
Языческие боги для автора - художественные образы, понятия. Это одухотворение природы чисто художественное и отнюдь не культовое.
Д.С. Лихачёв
IY. Итог первого этапа урока.
Y. Оценивание ответов, сообщений.
Учитель. На следующем этапе урока мы рассмотрим мифопоэтические образы плача Ярославны.
Цели: Понять мифопоэтические образы плача Ярославны, его художественные особенности; нравственное содержание - связь семьи – рода – народа; личного и всеобщего.
Вступление. Слово учителя. Если в «Золотом слове» Святослава заключены мудрость, ум, то в плаче Ярославны живёт душа русского народа .
Не случайно так много поэтических стилизаций плача. Одна из них – стихотворение И.И. Козлова, поэта 19 века.
- Что такое плач? (обрядовая жалобная песня, звучавшая на похоронах, свадьбах, проводах на войну, в переломные моменты судьбы человека.)
Слово «жалость» означало плач по погибшим.
- Можно ли это определение применить по отношению к плачу Ярославны?
( Да, есть сходства. Причина – личное горе; обращение к силам природы, магическое воздействие на нее, мифологические образы, вопросительные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы, троекратные повторы.)
Учитель.
- Вы отметили, что в плаче Ярославны использованы мифологические образы.
- Какие это образы?
1. Образы пространства ( своего и чужого ), времени.
2. Образ Ярославны – зегзицы)
3. Образы ветра, реки и солнца как мифологической триады.)
4. Числовая символика.)
Давайте найдем эти образы в тексте и объясним их.
( Образ Дуная – водное пространство, для славян исходная Родина, граница, за которой лежала чужая земля. По народной традиции, женщины поверяли этой реке свои жалобы, печаль, тоску.)
- Что значит «на Дунае голос слышится»? ( По всей Руси, ее пространству, через все княжества звучит голос Ярославны. Так личное горе становится
- А есть образ «чужого пространства»? (Да. Река Каяла, возле которой произошла кровавая битва.(От слова каяти - жаловаться), от христианского окаянный ( Каин). Река смерти). Образ мифологический.
Путивль – город на границе княжеств.
- Каким словом обозначено время? ( Рано, на заре, утром, весной; рано плачет – муж живой.)
- Почему Ярославна хочет обернуться именно кукушкой? ( В мифологии это образ невыносимой сердечной боли одинокой женщины, потерявшей своего мужа. В народных сказках именно кукушка приносит мертвую и живую воду, чтобы оживить погибшего.)
Учитель. Люди бессильны помочь Ярославне, и тогда она обращается к чему? (К силам природы: ветру, реке, солнцу.)
Что означает число «3»? ( Образ высшей силы, совершенство.)
Представить Ярославну в драматический момент ее жизни поможет иллюстрация Г.Маковской.
Работа с иллюстрацией. ( Индивидуальное задание.)
Учитель. А теперь еще раз обратимся к тексту. «О Ветер, ветрило!..»
Звук –ль- часто повторяется. Как будто с ветром передаёт Ярославна свою любовь, верность!)
-Что же спасает Игоря? ( Сила любви, подчиняющая себе даже силы природы. Молитва Ярославны дошла до Бога. « Игорю князю Бог указывает путь». Звучат христианские мотивы.)
Учитель.
- По мысли автора, слово способно изменить действительность, мир.
Плач Ярославны - это тоже Слово, слово женщины, жены, матери, Родины, которое овеяно мыслью о мире, семье, доме. Проникнуто нежностью, лаской, заботой обо всех.
Плач Ярославны - это вершина древнерусского поэтического слова. (См. эпиграф.)
IY Рефлексия. Презентация плача Ярославны.
- Какие маленькие открытия вы сделали на уроке?
В шкатулке находятся два предмета, имеющие отношение к теме урока.
Какие это предметы? (Языческий оберег, икона Пирогощей Богородицы.)
Y Итог урока . Оценивание ответов учащихся
– «Слово о полку Игореве» - «золотое» не только для древнерусской, но и русской литературы.
YIД/з «Задонщина» (словарная работа.)А. Блок «На поле Куликовом». (Наизусть.)