kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мифологические образы "Слова о полку Игореве" как поэтическое осмысление русской истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 7 классе. (ПО АВТОРСКОЙ МЕТОДИКЕ ПРОФЕССОРА ВОРОНЕЖСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Б.С. ДЫХАНОВОЙ). Урок рассчитан на время 2 по 30 минут (модульная технология)
Учитель русского языка и литературы ТРОШИНА Т.А.
МБОУ «СОШ №8» г. Симферополь
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мифологические образы "Слова о полку Игореве" как поэтическое осмысление русской истории. »

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 7 классе. (ПО АВТОРСКОЙ МЕТОДИКЕ ПРОФЕССОРА ВОРОНЕЖСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Б.С. ДЫХАНОВОЙ).

УЧИТЕЛЬ ТРОШИНА Т.А.

МБОУ «СОШ №8» г. Симферополь РК

Тема: «Мифологические образы « Слова о полку Игореве» как поэтическое осмысление русской истории. Плач Ярославны – вершина древнерусского поэтического слова».

Цели: понять структуру образной системы «Слова» как первого литературного произведения.

Определить роль, значение, художественные особенности образов, созданных автором на основе мифологии.

Определить нравственное значение образов.

Методы: Комментированное чтение с элементами анализа текста. Сравнительный анализ. Работа с обобщающей таблицей, иллюстративный метод «Презентация».

Ход урока

I Вступление Запись темы, постановка целей урока.

Эпиграф : «Языческие Боги для автора – это одухотворение чисто художественное и отнюдь не культовое.» (Д.С. Лихачев)

  1. Работа над понятиями.

Мифология - осмысление древними народами окружающей действительности посредством обожествления природы, предметов, пространства и времени.

  1. Поэтические образы – художественные образы, созданные творческим воображением автора.

II. Актуализация опорных знаний.

В « Слове» неоднократно упоминаются языческие боги, мифологические существа. Какую же роль они играют в произведении? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно освежить знания славянской мифологии. Поможет вам в этом таблица. (6 класс.)

  1. Работа с таблицей

(в парах)


Беседа с учащимися:

Обратите внимание на верховных языческих богов.

Что вы знаете о них?

( В славянской мифологии высшими божествами у славян считались Перун, Стрибог и Велес. Перун – бог грома, воинской доблести, сын Сварога, бога всей Вселенной и Лады, богини любви).

Стрибог – бог ветров, властелин пространства, воздушной стихии, истребитель зла.

Велес – бог- оборотень, «скотий бог», бог мудрости (обладает тайными знаниями, покровитель поэтов, певцов.)

  1. Озвучивание таблицы. (Индивидуальное задание.)

(Это языческая триада: небо – воздух – земля. Между Перуном и Велесом -вражда. Причины её – похищение Велесом скота, людей. Велес прячется под деревом, камнем. Перун уничтожает их. Велес превращается в животных. Перун мечет стрелы молний. Заканчивается поединок победой Перуна - проливным дождем.)

Учитель. А вот как изображались эти божества (Показ слайдов с озвучиванием).

- Какой инструмент звучит? (Рожок). Почему?

(Велес – покровитель творчества.)

Итак, мы повторили мифологию.

III. Объяснение нового материала.

  1. Мотивация. Шкатулка с двумя предметами, имеющими отношение к теме урока. Что в ней, вы должны определить в конце урока.

Аналитическая беседа.

- Каким же поэтическим содержанием наполнены эти мифологические образы? С какой целью автор использует их? Давайте обратимся к тексту.

- Кого автор называет « велесовым внуком» и почему? (Бояна,

он вещий, обладает даром предвидения, ему известны тайны жизни, он мудр, как Велес. Бояну покровительствует Велес как музыканту, поэту.)

- А есть в тексте упоминание о Стрибоге, существе, несущем разрушение, гибель?

2. ( Чтение текста учащимися )

3. Беседа.

- Для чего автор использует этот мифологический образ? (Использует для отражения суровой действительности – войны, для передачи атмосферы нарастающей опасности.)

- А какого языческого бога особенно любил и почитал древнерусский народ? ( Дажь – Бога) (Показ слайда с озвучиванием – трели соловья .)

- Что вы знаете о нем? ( Бог всего белого света, летнего солнца, тепла; Бог, дающий блага. ( Даждь – давать ) Покровитель всего славянского рода.

- Следовательно, кого автор называет Дажь – божьими внуками? (Русский народ.)

4. (Чтение текста учащимися.)

5.Лексическая работа

Учитель.

- Как понимаете слова «крамола», «достояние»? (Смута, мятеж, распри. Мирные блага, обилие, достаток, спокойствие, мир.)

Обратите внимание, как современна мысль автора!

- А еще какие образы связаны с Дажь – Богом – Солнцем? ( Затмение – символ гибели войска; возвращение Игоря из плена на Родину – воскрешение его для Русской земли. Образы 4-х солнц - князей, участников похода.)

- Что обозначает в мифологии число «4»? ( Это образ идеального мира , четыре стороны света, четыре времени года, четыре направления движения.)

Четыре раза упоминается в тексте имя Трояна. Кто он? Какие образы связаны с ним?

6. (Чтение текста учащимися.)

Записываем: тропа Трояна – языческий ( божественный) путь Руси.

Века Трояна – языческие времена до конца Х века.

Земля Трояна – историческая Родина славян.

Седьмой век Трояна – последний век язычества.

7. Вывод: В целом, - это образ идеального мира, языческой Руси, на которой еще не было княжеских междоусобиц.

Учитель. Итак, мы рассмотрели только некоторые поэтические образы, созданные автором на основе славянской мифологии, языческой культуры.

- Почему в произведении, написанном в период христианства, упоминаются только языческие боги? (Они отражают многовековую языческую культуру, историю древнерусского народа.)

Обратимся к эпиграфу.

Языческие боги для автора - художественные образы, понятия. Это одухотворение природы чисто художественное и отнюдь не культовое.

Д.С. Лихачёв

IY. Итог первого этапа урока.

Y. Оценивание ответов, сообщений.

Учитель. На следующем этапе урока мы рассмотрим мифопоэтические образы плача Ярославны.

Плач Ярославны - вершина древнерусского поэтического слова.

Цели: Понять мифопоэтические образы плача Ярославны, его художественные особенности; нравственное содержание - связь семьи – рода – народа; личного и всеобщего.

  1. Вступление. Слово учителя. Если в «Золотом слове» Святослава заключены мудрость, ум, то в плаче Ярославны живёт душа русского народа .

Не случайно так много поэтических стилизаций плача. Одна из них – стихотворение И.И. Козлова, поэта 19 века.

II . ( Выразительное чтение учащейся стихотворения « Плач Ярославны») .

III. Аналитическая беседа.

Учитель.

- Что такое плач? (обрядовая жалобная песня, звучавшая на похоронах, свадьбах, проводах на войну, в переломные моменты судьбы человека.)

Слово «жалость» означало плач по погибшим.

- Можно ли это определение применить по отношению к плачу Ярославны?

( Да, есть сходства. Причина – личное горе; обращение к силам природы, магическое воздействие на нее, мифологические образы, вопросительные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы, троекратные повторы.)

Учитель.

- Вы отметили, что в плаче Ярославны использованы мифологические образы.

- Какие это образы?

1. Образы пространства ( своего и чужого ), времени.

2. Образ Ярославны – зегзицы)

3. Образы ветра, реки и солнца как мифологической триады.)

4. Числовая символика.)

Давайте найдем эти образы в тексте и объясним их.

( Образ Дуная – водное пространство, для славян исходная Родина, граница, за которой лежала чужая земля. По народной традиции, женщины поверяли этой реке свои жалобы, печаль, тоску.)


- Что значит «на Дунае голос слышится»? ( По всей Руси, ее пространству, через все княжества звучит голос Ярославны. Так личное горе становится

всеобщим.

Днепр – Словутич ( Родная река, приносящая блага, рожденная народным богатырем ).

- А есть образ «чужого пространства»? (Да. Река Каяла, возле которой произошла кровавая битва.(От слова каяти - жаловаться), от христианского окаянный ( Каин). Река смерти). Образ мифологический.

Путивль – город на границе княжеств.

- Каким словом обозначено время? ( Рано, на заре, утром, весной; рано плачет – муж живой.)

- Почему Ярославна хочет обернуться именно кукушкой? ( В мифологии это образ невыносимой сердечной боли одинокой женщины, потерявшей своего мужа. В народных сказках именно кукушка приносит мертвую и живую воду, чтобы оживить погибшего.)

Учитель. Люди бессильны помочь Ярославне, и тогда она обращается к чему? (К силам природы: ветру, реке, солнцу.)

Что означает число «3»? ( Образ высшей силы, совершенство.)

Представить Ярославну в драматический момент ее жизни поможет иллюстрация Г.Маковской.

  1. Работа с иллюстрацией. ( Индивидуальное задание.)

Учитель. А теперь еще раз обратимся к тексту. «О Ветер, ветрило!..»

- Какие слова были не понятны? (Прием «дуэли».)

Хиновские - ханские

Лелеять – заботиться

Лада – хороший, любимый (Лада – богиня любви)

Ковыль – трава горя, печали в народе.

-Какими чувствами пронизаны эти строки? ( Любовью, нежностью, заботой, глубокой печалью.)

Звук –ль- часто повторяется. Как будто с ветром передаёт Ярославна свою любовь, верность!)

-Что же спасает Игоря? ( Сила любви, подчиняющая себе даже силы природы. Молитва Ярославны дошла до Бога. « Игорю князю Бог указывает путь». Звучат христианские мотивы.)

Учитель.

- По мысли автора, слово способно изменить действительность, мир.

Плач Ярославны - это тоже Слово, слово женщины, жены, матери, Родины, которое овеяно мыслью о мире, семье, доме. Проникнуто нежностью, лаской, заботой обо всех.

Плач Ярославны - это вершина древнерусского поэтического слова. (См. эпиграф.)

IY Рефлексия. Презентация плача Ярославны.

- Какие маленькие открытия вы сделали на уроке?

В шкатулке находятся два предмета, имеющие отношение к теме урока.

Какие это предметы? (Языческий оберег, икона Пирогощей Богородицы.)

Y Итог урока . Оценивание ответов учащихся

– «Слово о полку Игореве» - «золотое» не только для древнерусской, но и русской литературы.

YIД/з «Задонщина» (словарная работа.)А. Блок «На поле Куликовом». (Наизусть.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Трошина Татьяна Александровна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173161


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства