Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к уроку «Анализ стихотворений А. Ахматовой», приемы выражения внутреннего мира лирического героя.»
Система уроков по творчеству Анны Ахматовой (IX класс).
Методические рекомендации к третьему уроку.
«Анализ стихотворений А. Ахматовой».
Некоторые аспекты анализа приемов выражения внутреннего мира лирического героя.
Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Платонова Любовь Александровна. ГБОУ школа-интернат 117 им. Т.С. Зыковой г. о. Самара.
Этот урок можно охарактеризовать как урок вступления в мир поэта и стиль его художественных произведений, как урок познания секретов мастерства поэта. Необходимо в самом начале урока еще раз подчеркнуть, прежде чем мы погрузимся в мир ахматовского лирического героя, очень сильное классическое начало в ее стихах, стремление подняться над мимолетным, повседневным, приблизиться к глубоким психологическим и этическим обобщениям. Ее стихи сочетают, казалось бы, несочетаемое: они пронизаны глубоким философским отношением к жизни, мудры, величественны, элегичны, а с другой стороны, их отличает точность, простота, порой удивительная конкретность, лаконичность и совершенная гармония во всем. Форма, в которой может проводиться урок, собирательна: здесь могут иметь место и монолог учителя, и беседа с учащимися с целью выяснения результатов восприятия стихотворений, а также их анализа, и самостоятельная работа учащихся по анализу художественного произведения.
Методические замечания по ходу урока.
Вступительное слово учителя должно акцентировать внимание учащихся на особенностях ахматовской лирики, на глубоком проникновении во внутренний мир лирического героя, а также ставить перед учащимися главную проблему: попытаться выяснить то, какими художественными средствами это достигается, какие поэтические приемы использует А. Ахматова.
Для анализа предлагается выбрать первым стихотворение «Бесшумно ходили по дому…», в котором используется один из любимых приемов поэта для показа внутреннего мира лирических героев - диалог. Нам неизвестна история отношений этих людей, мы застаем их в минуту катарсиса, это отнюдь не завершение отношений, хотя, как очевидно, один из них вскоре окажется в горних высях. Нет, это скорее кульминация. Непременно следует обратить внимание на то, что с одной стороны диалог более развернут, а с другой - практически односложен. Почему? Пусть учащиеся попытаются ответить на этот вопрос. Может образоваться определенная дискуссия, итог которой можно резюмировать совместно с учителем. Хотелось бы обратить внимание учащихся на необычность описания обстановки: последние скорбные минуты прощания с жизнью и строчки «Казалось стены сияли…» Почему Ахматова их использует? А кроме того, следует обратить внимание на своеобразие описания внешности лирического героя, на мгновенную перемену, которая произошла с ним. Для чего поэт акцентирует на этом внимание? Анализ стихотворения достаточно сложен, поэтому, может быть, следует провести работу в группах.
Необходимо раздать текст стихотворения каждой группе и посоветовать совместно разобрать заданные выше вопросы.
После окончания самостоятельной работы в классе выслушиваются мнения учащихся, их оценки, чувства, возникшие после восприятия произведения. Для конкретизации беседы можно задать следующие вопросы:
Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?
Возникает ли в вашем воображении зрительный ряд образов? Если «да», то какими представляются вам герои?
Как описывает поэт их встречу? Почему она состоялась?
Использует ли в стихотворении А. Ахматова эпитеты? Помогают ли они читателю в понимании характеров героев?
Почему именно диалог используется А. Ахматовой для раскрытия внутреннего мира героев, их отношений?
Для понимания того, как мастерски А. Ахматова использует подтекст в целях раскрытия душевного состояния своих героев, уместно разобрать стихотворение «Мы не умеем прощаться...».
Здесь учитель предлагает собственное выразительное чтение, свою интерпретацию текста. Проводя достаточно сложный анализ этого произведения, он обращает внимание учащихся на то, как за внешним спокойствием, за отсутствием событийности, в произведении скрывается буря чувств. Перед тем, как анализировать стихотворение, после выразительного чтения, следует выяснить, какие эмоции возникают у учащихся после прослушивания лирического произведения. Ведь сила общего впечатления, охват произведения в целом, хотя бы на уровне эмоционального освоения, является непременным условием школьного анализа. Уже после окончания разбора стихотворения, учащиеся сами смогут сделать вывод о том, насколько верно или неверно на интуитивном уровне они поняли стихотворение, насколько соответствует замыслу автора их эмоциональный отклик.
Одним из важных стихотворений, которые требуют детального анализа на уроке, является стихотворение «Стансы» («Стрелецкая луна. Замоскворечье...»). Для облегчения работы учащихся необходимо, чтобы у них перед глазами был текст произведения, не стоит ограничиваться только слуховым восприятием.
План анализа стихотворения:
Прежде всего, нужно выяснить главный эмоциональный лейтмотив, то есть общий тон, настроение произведения.
Какие слова-образы способствуют появлению этого эмоционального состояния?
В какой связи находятся исторические образы с тем временем, в котором живет поэт?
Для чего А. Ахматовой нужны были такие цепочки сложных ассоциативных связей (Стрелецкая луна, Преображенец, страстная неделя, Иванов злоба и т. д.).
Какими художественными, средствами достигает поэт того, что перед нами возникает страшный облик эпохи тридцатых годов (какую роль играет здесь подтекст, поэтические ассоциации)?
Разбирая вопрос о роли пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического героя А. Ахматовой, следует использовать прием сопоставления разных произведений автора. Нужно попросить учащихся сравнить как описывается осень и весна у Ахматовой в разных стихотворениях.
Вопросы для аналитического сопоставления и сравнения:
Почему весна может принять облик холодной зимы, а осень - показаться цветущей весной?
Почему одно и тоже время года может олицетворять радость, счастье, стремление к новой жизни и безысходную тоску на грани желания смерти?
Обратить внимание на то, как меняется поэтическая наполненность образа в зависимости от эмоционального состояния героини («...радуют пестреющие клумбы...» и «Каждая клумба в парке Кажется свежей могилой.»).
Какие художественные тропы использует А. Ахматова в стихотворении «Небывалая осень построила купол высокий...»? Как велико их разнообразие? Какую роль они играют? (Текст стихотворения должен быть у учащихся перед глазами.)
Это стихотворение может прозвучать на уроке в разных вариантах (чтение учителя, фонограмма голоса поэта, чтение ученика). Уместно задать учащимся вопрос о том, чья интерпретация им ближе? Какое чтение находит у них более глубокий эмоциональный отклик.
В только что проанализированном стихотворении осень у Ахматовой торжественна, похожа на хоральные прелюдии и фуги Баха, поражает своей яркой полифоничностью. Ее описание соответствует торжественности настроения лирической героини. Но то же самое время года позиционируется иначе в стихах, посвященных Борису Пастернаку «И снова осень валит Тамерланом…» Здесь осень - безжалостный варвар-захватчик. Нет и речи о крапиве с запахом роз, об изумрудной воде каналов. В этой последней осени «…за туманом дорога непроезжая черна…». Скорбь, гнев, сопереживание поэту–другу… Именно этими чувствами и наполнено данное описание осени. И если будет время, очень бы хотелось проанализировать, в части использования пейзажа, для раскрытия внутреннего состояния лирических героев, замечательное стихотворение «За озером луна остановилась…»
После прочтения стихов учителем предлагается подумать и ответить на вопрос о том, может ли природа чувствовать, или это мы наделяем ее этим свойством? Ведь сам по себе пейзаж является данностью, он абсолютно нейтрален. Почему же лирическим героям луна кажется «отворенным окном» в дом, где случилась беда, что-то непоправимое и оттого «заупокойно» кричат филины? Почему бы не подумать, что это ярко освещенное окно в зал с рождественской елкой, а может в доме ждут гостей на чьи-то именины? Не потому ли, что смятенны их собственные чувства, и они подсознательно ждут какой-то беды: в мире, окружающем их, в отношениях друг с другом, А. Ахматова мастерски использует пейзаж для раскрытия внутреннего мира лирических героев. И поэтому так зловещ крик филинов, и ночной ветер приносит не облегчающую прохладу, а подавляющую, тяжелую духоту
Обратить внимание учащихся на роль детали, вещного мира, жеста в стихах А. Ахматовой, на то, как использует их поэт для раскрытия внутреннего мира героев.
После прочтения учителем стихотворения «Я говорю сейчас словами теми...» желательно задать учащимся вопросы для проверки восприятия стихотворения:
Какой эмоциональный отклик находит у вас это стихотворение?
Не кажется ли вам, что оно перегружено деталями, обилием вещей, предметов? Оправдано ли их присутствие в поэтическом тексте?
Почему у многих из вас стихотворение вызвало ощущение грусти? Какие слова-образы этому способствовали?
Могли бы акмеисты из «Цеха поэтов» быть довольны этими стихами А. Ахматовой (желательно наличие текста на столах у учащихся)?
Прием комментированного чтения уместен при анализе стихотворения «Морозное солнце. С парада...», в котором у А. Ахматовой можно увидеть сочетание различных приемов выражения внутреннего состояния лирического героя (в частности, внутреннего монолога и пейзажа).
В заключении урока желательно послушать подготовленное дома учащимися выразительное чтение стихов А. Ахматовой. В форме беседы провести небольшой анализ стихов с целью выявления главной темы и того, как ее интерпретировал ученик.
Домашнее задание.
Сделать анализ стихотворения «Страх во тьме перебирая вещи…».
Прочитать и сделать подробный исторический и литературоведческий комментарий к стихотворению А. Ахматовой «Нас четверо». (Дать это задание конкретно двум ученикам. Остальные это могут сделать по желанию.)
Прочитать и проанализировать стихотворения из цикла «Венок мертвым», посвященные М. Цветаевой, О. Мандельштаму, Б. Пастернаку.
Дать задания определенным ученикам подготовить небольшие сообщения на темы «А. Ахматова и М. Цветаева», «А. Ахматова и О. Мандельштам», «А. Ахматова и Б. Пастернак». Все задания диктуются темой следующего урока «Анна Ахматова и поэты Серебряного века». («Нас четверо».)
Одним из условий успешности урока (под ней я понимаю достижение цели, усвоение учащимися темы урока) является непременное наличие на столах текстов всех анализируемых стихотворений А. Ахматовой.