kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации к проведению уроков в старших классах по теме «Поэзия Серебряного века. Анна Ахматова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей данной работы является возможность предложить лишь один из вариантов системы уроков по творчеству А. Ахматовой в девятом классе в рамках обязательной программы по литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к проведению уроков в старших классах по теме «Поэзия Серебряного века. Анна Ахматова».»

Методические рекомендации к проведению уроков в старших классах по теме «Поэзия Серебряного века. Анна Ахматова».

Автор: Платонова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории.

Задачей данной работы является возможность предложить лишь один из вариантов системы уроков по творчеству А. Ахматовой в девятом классе в рамках обязательной программы по литературе. На изучение ее лирики (более крупные литературные формы, в частности поэмы «Реквием», «Поэма без героя», проза А. Ахматовой, изучаются по программе в 10-11 классах) можно отвести три урока. Им предшествует вводный урок, где дается характеристика поэзии Серебряного века в целом, разбираются отдельные литературные течения с наиболее яркими их представителями, то есть учащиеся знакомятся с той литературной эпохой, откуда берет свои истоки творчество А. Ахматовой. За этим вводным уроком следует тема «Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество».

Материалы к этому первому уроку были представлены на моем сайте: http://nsportal.ru/lp.

Сейчас же я предлагаю вашему вниманию методические рекомендации ко второму уроку цикла, его тема – «Основные мотивы лирики А. Ахматовой».

При проведении этого урока необходимо учесть следующие методические замечания:


1. К обозначению типа данного урока более всего применимо название «урок-панорама», ибо здесь обзорно рассматриваются разнообразные темы лирики А. Ахматовой.

Форма его проведения - урок-беседа, в ходе которой объяснения учителя сочетаются с вопросами к учащимся по анализу произведений и их ответами, кроме того используется самостоятельная работа ребят в различных формах.


2. При объяснении такой подтемы урока как любовная лирика А. Ахматовой проводится анализ стихотворения «Смятение». Но перед тем, как анализировать текст, необходимо использовать такой прием как выразительное чтение, где учитель, максимально используя интонационное богатство голоса, старается донести до ребят авторскую позицию, внутреннее состояние лирической героини, что в дальнейшем может очень помочь анализу стихотворения. Разумеется, обязательным условием работы по анализу текста является его наличие на рабочем столе каждого ученика.

Вопросы к анализу:

1). Для выяснения восприятия прочитанного нужно задать вопрос о том, какие чувства вызвало у ребят это стихотворение? Каково эмоциональное состояние лирической героини?

2). Какое значение имеет композиция стихотворения для понимания тех чувств, которые владеют героиней?

3). Каким образом автор разрешает эту бурю чувств, которая все время идет по нарастающей?

4). С какой целью в композиции стихотворении используется внутренний монолог героини?

5). Чему служит акцентирование ярких деталей, символов-образов в стихотворении?

Выводы по анализу можно предоставить сделать кому-то из учеников (корректировать ответ должен учитель).


3. Обратить внимание на то, как в другом стихотворении, а именно «Песня последней встречи», мастерски выбраны детали, знаки-символы, жесты, помогающие создать настроение стихотворения, когда одной строфы, с включением в нее знаменитого жеста «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки» достаточно для того, чтобы душевное состояние героини было раскрыто.


4. Для самостоятельного чтения на уроке ребятам предлагается два стихотворения из любовной лирики А. Ахматовой. «Меня покинул в новолунье...» и «Я на солнечном восходе...»

Для понимания восприятия этих лирических произведений можно задать следующие вопросы, используя прием сопоставления:

1). Что роднит эти два стихотворения? И что отличает их друг от друга?

2). В каком из них больше конкретности, реалий быта, а где символики и подтекста?

3). Постарайтесь найти те слова и выражения, которые несут главную смысловую нагрузку и помогают нам понять эмоциональный строй стихов?

4). Тождественен ли образ поэта образам лирических героинь этих стихов?

5). Каким образом к этим двум стихотворениям примыкает еще одно «Сегодня мне письма не принесли…»? Можно ли сказать, что они объединены одной темой и если да, то какой?


5.Далее даются замечания к такой подтеме урока как гражданская лирика А. Ахматовой. И тут следует непременно отметить тот факт, что эта тема свойственна лирике поэта буквально на всех этапах ее творчества.

Для понимания стихотворения «Молитва» необходим предварительный исторический комментарий (когда, в какое время писались стихи, о чем они, какой трагической дате в истории России посвящены). После прочтения необходимо, не останавливаясь на подробном анализе, обратить внимание ребят на редкостное сочетание глубокого лиризма с исключительным гражданским пафосом этих стихов.

Следует с помощью ребят сделать краткий анализ стихотворения «В заветных ладанках не носим на груди...». Вопросы к анализу:

1). О чем эти стихи?

2). Почему в поэтической речи так настойчиво используется отрицательная частица «не»?

3). Зачем поэту нужен синонимический ряд «мелем, месим, крошим»?

4). Каким образом достигается несмотря на несколько приниженный пафос, обиходную речь, используемою в стихах, осознание единения с Родиной, нерасторжимости с ней?

Желательно, чтобы стихи военных лет (периода Великой Отечественной войны) прозвучали в виде литературного монтажа, а именно: «И та, что сегодня прощается с милым...», «Мы знаем, что ныне лежит па весах...», «Щели в саду вырыты...», «Постучись кулачком, я открою...», «И вы, мои друзья последнего призыва...».

Ребят нужно подготовить заранее, в рамках подготовки к уроку провести с ними занятие по выразительному чтению, ибо такой действенный прием усвоения художественного текста как выразительное чтение требует большой подготовительной работы. Это и самостоятельная работа ребят, ведь именно ее результатом является личностное прочтение лирического произведения. Но это и большая работа учителя, помогающего школьнику правильно интерпретировать текст. Учитель должен помнить и внушить ребятам, что выразительное чтение является не только средством самовыражения школьника, но способом максимального приближения к авторской позиции.

После звучания стихов А. Ахматовой в исполнении ребят необходимо задать вопрос на сопоставление произведений этой тематики в творчестве А. Ахматовой с уже известными учащимся стихами К. Симонова и А. Твардовского.

Вопросы для сопоставления:

1). В чем сходство и отличие этих стихов?

2). Что отличает стихи А. Ахматовой (особая лиричность? жертвенность чувства? полное слияние с родиной и народом? понимание величия испытаний и страданий своего народа?).


6. Особое внимание обратить па стихи «Ноченька! В звездном покрывале...».

Вопросы по этому стихотворению:

1). Видите ли вы особенности поэтической формы этого стихотворения? К какому фольклорному жанру оно близко?

2). Обращая внимание учащихся на композицию стихотворения, уместно задать вопрос о том. почему первая часть, стихотворения, зачин, так похожа на плач-причитание русского фольклора, а вторую часть отличает одическая эпичность?

3). Нет ли противоречивости в таком композиционном построении?

4). Как вы можете охарактеризовать лирическую героиню этого стихотворения?

5). Почему именно статуе Летнего сада посвящаются эти стихи?


7. Одной из самых интересных тем в изучении творчества и личности А. Ахматовой является тема «Ахматова и эмиграция». Как уже говорилось выше, подробно разбирать эту тему уместнее в 11 классе. Но обозначить первоначальное знакомство с ней возможно на данном уроке в разделе «Тема родины в лирике Ахматовой». А. Ахматова сразу же отвергла эмиграцию из России применительно к себе самой. Отметить этот факт архиважно. Здесь необходимы чтение и краткий разбор двух стихотворений: «Мне голос был...» и «Не с теми я кто бросил землю...».

Вначале на уроке звучит выразительное чтение этих лирических произведений учителем. Затем используется такой прием как самостоятельная работа учащихся с текстом для более полного знакомства со стихами.

Вопросы для анализа:

1). Что имеет в виду поэт, говоря: «Мне голос был...»?

2). Как реагирует лирическая героиня на этот призыв?

3). Почему в стихотворении использованы слова «равнодушно и спокойно», какую смысловую нагрузку они несут?

4). Что означает эпитет «скорбный», почему именно его использует А. Ахматова применительно к слову «дух»?

5). Почему, если героиня воспринимает зов «равнодушно и спокойно», она все же «замыкает слух»?

6). Чем отличаются друг от друга первая и вторая строфы другого стихотворения? Можно ли сказать, что эти две строфы вызывают одинаковые чувства?

7). Как вы определите те чувства», которые испытывает А Ахматова к эмигрантам? Ненависть, враждебность, высокомерное презрение, жалость, сочувствие и т. д.?

8). Что означают строки стихотворения о «грубой лести»?

9). Можно ли сравнивать вторую строфу А Ахматовой со строками стихов В. Маяковского «И тот, кто сегодня поет не с нами - тот против нас» (здесь применяется прием фрагментарного сопоставления стихов двух разных авторов на одну тему).


8. Прием сопоставления стихотворений двух авторов уместно использовать в полной мере, раскрывая тему «Петербург в творчестве А. Ахматовой». Учащимся предлагается сравнить три стихотворных текста: лирический отрывок из поэмы А Пушкина «Медный всадник», «Прошло сто лет и юный град...» и стихи А Ахматовой «Не столицею европейской...», «Cardan solaire на Меньшиковом доме...».

Прежде чем ребята будут читать самостоятельно тексты стихотворений, к одному из них, наиболее трудному для восприятия, «Не столицею европейской...» надо дать краткий исторический и литературоведческий комментарий (отметить посвящение этих стихов О. Мандельштаму, рассказать в какой связи было написано это стихотворение; обратить внимание па то, что, хотя, А Ахматова и использует в тексте самые простые, обиходные слова, здесь нет особых стилистических украшений, эпитеты немногочисленны и точны, но стихи обладают удивительной силой и завершенностью).

Вопросы после самостоятельного прочтения для сопоставления стихов:

1). Различаются ли чувства, вызываемые у вас этими стихами, посвященными одному и тому же городу - Петербургу? Если «да», то в чем это отличие?

2). Назовите то эмоциональнее состояние, которое вызывает у вас каждое из этих стихотворений.

3). Что означают строки «воспетый первым поэтом»?

4). Чем отличается Петербург Пушкина от Петербурга Ахматовой?

5). А что вы видите общего в этих трех стихотворениях?

6). С помощью каких поэтических средств выражают свои чувства к городу поэты?


9. Уместно использование такого приема как мелодекламация при чтении стихотворения «Первый дальнобойный в Ленинграде». Как музыкальный фон используются фрагменты Седьмой симфонии Д. Шостаковича, т.н. «Ленинградской симфонии». После прочтения стихотворения следует обратить внимание учащихся на яркую метафоричность строк, которые позволяют глубже понять смысл этого лирического произведения, и на трагедийную концовку. Перед мелодекламацией возможен небольшой историко-культурный комментарий (сходство условий создания этих двух произведений искусства - стихотворения и симфонии, идентичность тематической направленности).


10. В разделе урока, где говорится о творчестве А. Пушкина и А Ахматовой, об отражении темы Царского Села в их поэзии, целесообразно использовать прием сравнения их произведений, но не детализируя отдельные стихотворения, а в целом, отмечая значение Царского Села для каждого из них, обозначая преемственность литературных традиций в творчестве А. Ахматовой, значение для нее пушкинской поэзии.


11. Вопросы на усвоение и закрепление материала урока:

1). Что можно сказать о темах лирики А. Ахматовой?

2). Какие из них вам наиболее близки?

3). Открыли ли вы для себя что-то новое на этом уроке?

4). Какие лирические произведения произвели на вас наибольшее впечатление, особенно запомнились?


12. Домашнее задание.

Творческая работа: составить антологии стихов А. Ахматовой о Петербурге, о Царском Селе, стихов на тему Великой Отечественной войны.


Список литературы.

1. Ахматова А. Собрание сочинений: В 2 т. М. Правда.1989.

2. Ахматовские чтения. Выпуски 1-3. М. Наследие.1992.

3. Виленкин В. В сто первом зеркале… М. Советский писатель.1990.

4. Воспоминания об Анне Ахматовой. М. Советский писатель.1991.

5. Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой. М. Вагриус. 1999.

6. Чуковская Лидия. Записки об Анне Ахматовой: В 3 книгах. М. Время.2007.

7. Марченко Алла. Ахматова: жизнь. М. Аст. 2008.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Платонова Любовь Александровна

Дата: 30.12.2016

Номер свидетельства: 374725


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства