Методические рекомендации для проведения урока литературного чтения «Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»)» 4 класс
Методические рекомендации для проведения урока литературного чтения «Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»)» 4 класс
Методические рекомендации для проведения урока литературного чтения «Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»)» 4 класс позволят учителю провести урок в соответствии с ФГОС НОО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для проведения урока литературного чтения «Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»)» 4 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» г. Чебоксары
Методические рекомендации
для проведения урока литературного чтения
«Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»)» 4 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
Чопик Светлана Ивановна
Чебоксары – 2017
Цели урока:
- познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро»;
- сформировать представление об основных смысловых ориентирах темы: «поэт и природа», «поэт и время»;
- углубить понимание идейного содержания, красоты художественной формы, органичности и целостности произведения.
- прививать учащимся любовь к родной природе силой художественного слова.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Воспринимать художественную литературу как вид искусства.
- Выразительно читать стихотворение.
- Давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр, называть основную тему.
- Находить известные средства художественной выразительности.
Метапредметные результаты:
Личностные:
- Воспитывать интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Коммуникативные:
- Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Познавательные:
- Извлекать необходимую информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний:находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы: репродукции портретов А.С.Пушкина, зимних пейзажей; фонохрестоматия (музыка А.Вивальди «Времена года. Зима»).
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
I. Организационный момент
Приветствие.
II. Мотивация к учебной деятельности. Определение темы и цели урока.
Учитель:
- Какие времена года вы любите?
- Нравится ли вам зима? Почему?
- Какое настроение бывает у вас морозным солнечным утром?
Учитель:
- Я вижу, что вы любите зиму. Любил её и замечательный русский поэт А.С.Пушкин. Свою любовь он выразил в замечательных стихотворениях о зиме. Сегодня познакомимся со стихотворением «Зимнее утро». А.С.Пушкин воссоздал в своих произведениях картины весны, осени, зимы.
- К какому жанру относятся стихотворения, в которых изображаются картины природы?
Учащиеся:
- Они относятся к жанру пейзажной лирики.
Учитель:
- А.С.Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимнее утро». В нём поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.
(Звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Зима». Чтение учителем стихотворения наизусть: страницы 39, 40 учебника.
Учитель:
- А теперь вы прочтите стихотворение.
(Чтение стихотворения учащимися: про себя, чтение вслух, жужжащее чтение).
Учитель:
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Учащиеся:
- О красоте и выразительности пушкинского стихотворения «Зимнее утро».
III. Актуализация и углубление изученного.
Словарная работа:
Учитель:
- Каковы особенности лексики стихотворения?
Учащиеся:
- Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные.
- Мы можем наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении.
Учитель:
- Какие слова вам не понятны?
(Учащиеся записывают в тетрадях значения устаревших и диалектных слов, обращаясь к толковому словарю):
дремлешь – спишь,
прелестный – очаровательный,
Аврора – богиня утренней зари,
вечор – вчера вечером,
мутное небо – туманное, темное небо,
мгла – темнота, мрак, тьма,
прозрачный лес – деревья без листьев,
янтарный блеск – желтый, солнечный,
лежанка – постель возле печки.
нега – наслаждение (устар.)
взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
нынче – сейчас (устар.)
озарена – освещена (устар.)
велеть – приказать (устар.)
запречь – запрячь, запрягать (устар.)
предадимся – отдадимся (устар.)
IV. Работа с текстом
1. Работа над стихотворной строфой.
Учитель:
- Обратите внимание на то, что строфа включает в себя шестистишия, открывающиеся строками с парной рифмой. Затем включаются парная и перекрёстная рифмы: сначала это разговор с собеседником, затем передача радостного, приподнятого настроения, восхищения красотой зимнего утра.
2. Беседа с учащимися.
Учитель:
- Стихотворение «Зимнее утро» представляет как бы монолог в диалоге, но говорит только один. Задача говорящего – разбудить, увлечь красотой картин природы, уговорить совершить прогулку.
- Какое настроение возникает при прочтении первой строфы?
Учащиеся:
- Радостное и приподнятое. Поэт восхищается природой.
Учитель:
- С помощью каких языковых средств создаётся такое настроение?
Учащиеся:
- С помощью слов: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда».
(Учащиеся перечитывают первую строфу).
Учитель:
- Как меняется настроение автора во второй стихотворной строфе?
Учащиеся:
- Во второй строфе звучат мрачные и тревожные слова: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные». Настроение становится тревожным, грустным.
Учитель:
- Что достигается благодаря противопоставлению в стихотворении радостному настроению картин мрачных и тревожных?
Учащиеся:
- Подчёркивается выразительность стиха.
- Впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании усиливается.
Учитель:
- Такой литературный приём называется антитезой.
(Запись в словарики нового литературного термина.)
- Изменилось бы настроение стихотворения, если бы не было второй строфы?
- Не было бы чувства неожиданности.
Учитель:
- Найдите во второй строфе образное сравнение.
(«Луна, как бледное пятно»).
- Как А.С. Пушкин в третьей строфе выразил своё восхищение красотой зимнего утра?
(Учащиеся описывают краски, которыми использует автор для изображения красоты зимней природы: голубая, зеленая, серебристая, прозрачная (лес)).
Учитель:
- Найдите в стихотворении другие сравнения.
(«Великолепными коврами», «Звездою севера явись»).
- Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой зимней природы. - Найдите эпитеты в предпоследней строфе. Какое настроение они создают? - Как вы понимаете слова: «Вся комната янтарным блеском озарена»? - Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; не хочется двигаться с места и в то же время солнце манит на улицу? - Какой прием использует поэт в первой и последней строфах? Учащиеся:
- Это приём-обращение:«красавица», «друг милый».
Учитель:
- Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера, того что происходит в доме? (…Веселым треском трещит затопленная печь).
- Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? Согласные звуки [т],[р],[с],[щ],[с].
- Сонорные согласные передают скольжение и блеск снега и льда.
- Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией (Новый термин записывается в словарик).
Учитель:
- Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости?
Учащиеся:
- Потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто видеть эту красоту, а быть единым целым с природой.
- Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля пустые, леса густые и берег милый.
- Поэт передаёт простыми словами радость, красоту природы, движение, нежность, восхищение.
V. Закрепление.
Выразительное чтение стихотворения 1-2 учащимися, обращение внимание на интонацию стихотворения.
VII. Итог урока. Рефлексия
Учитель:
- Сегодня на уроке мы проанализировали стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».
-Удалось ли нам раскрыть идейный смысл произведения?
Учащиеся:
- Красота природы побудила лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.
Учитель:
- Какую главную мысль выражает поэт этим стихотворением?
Учащиеся:
- Любовь к родной природе, к полям, лесам, рекам и озёрам, ко всему, что называется малой родиной.
Учитель:
- Достигнуты ли цели урока?
- Цели достигнуты.
VIII. Домашнее задание.
Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» наизусть, уметь читать его выразительно. Нарисовать в тетрадях иллюстрации к стихотворению «Зимнее утро».
Список использованной литературы:
О.В. Бородина, А.В. Синицкая. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 4 класс/ под ред. В.Ю. Свиридовой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2014.