kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации для проведения урока литературного чтения «Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»)» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для проведения урока литературного чтения «Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»)»  4 класс позволят учителю провести урок в соответствии с ФГОС НОО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для проведения урока литературного чтения «Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»)» 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2» г. Чебоксары











Методические рекомендации

для проведения урока литературного чтения

«Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»)» 4 класс






Подготовила:

учитель начальных классов

Чопик Светлана Ивановна











Чебоксары – 2017


Цели урока:

- познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро»;

- сформировать представление об основных смысловых ориентирах темы: «поэт и природа», «поэт и время»;

- углубить понимание идейного содержания, красоты художественной формы, органичности и целостности произведения.

- прививать учащимся любовь к родной природе силой художественного слова.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Воспринимать художественную литературу как вид искусства.

- Выразительно читать стихотворение.

- Давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр, называть основную тему.

- Находить известные средства художественной выразительности.

Метапредметные результаты:

Личностные:

- Воспитывать интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Коммуникативные:

- Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Познавательные:

- Извлекать необходимую информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы: репродукции портретов А.С.Пушкина, зимних пейзажей; фонохрестоматия (музыка А.Вивальди «Времена года. Зима»).

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.


I. Организационный момент

Приветствие.

II. Мотивация к учебной деятельности. Определение темы и цели урока.

Учитель:

- Какие времена года вы любите?

- Нравится ли вам зима? Почему?

- Какое настроение бывает у вас морозным солнечным утром?


Учитель:

- Я вижу, что вы любите зиму. Любил её и замечательный русский поэт А.С.Пушкин. Свою любовь он выразил в замечательных стихотворениях о зиме. Сегодня познакомимся со стихотворением «Зимнее утро». А.С.Пушкин воссоздал в своих произведениях картины весны, осени, зимы.

- К какому жанру относятся стихотворения, в которых изображаются картины природы?

Учащиеся:

- Они относятся к жанру пейзажной лирики.

Учитель:

- А.С.Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимнее утро». В нём поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.

- Послушайте внимательно стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

(Звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Зима». Чтение учителем стихотворения наизусть: страницы 39, 40 учебника.

Учитель:

- А теперь вы прочтите стихотворение.

(Чтение стихотворения учащимися: про себя, чтение вслух, жужжащее чтение).

Учитель:

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Учащиеся:

- О красоте и выразительности пушкинского стихотворения «Зимнее утро».


III. Актуализация и углубление изученного.

  1. Словарная работа:

Учитель:

- Каковы особенности лексики стихотворения?

Учащиеся:

- Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные.

- Мы можем наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении.

Учитель:

- Какие слова вам не понятны?

(Учащиеся записывают в тетрадях значения устаревших и диалектных слов, обращаясь к толковому словарю):

дремлешь – спишь,

прелестный – очаровательный,

Аврора – богиня утренней зари,

вечор – вчера вечером,

мутное небо – туманное, темное небо,

мгла – темнота, мрак, тьма,

прозрачный лес – деревья без листьев,

янтарный блеск – желтый, солнечный,

лежанка – постель возле печки.

нега – наслаждение (устар.)

взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

нынче – сейчас (устар.)

озарена – освещена (устар.)

велеть – приказать (устар.)

запречь – запрячь, запрягать (устар.)

предадимся – отдадимся (устар.)


IV. Работа с текстом

1. Работа над стихотворной строфой.

Учитель:

- Обратите внимание на то, что строфа включает в себя шестистишия, открывающиеся строками с парной рифмой. Затем включаются парная и перекрёстная рифмы: сначала это разговор с собеседником, затем передача радостного, приподнятого настроения, восхищения красотой зимнего утра.



2. Беседа с учащимися.

Учитель:

- Стихотворение «Зимнее утро» представляет как бы монолог в диалоге, но говорит только один. Задача говорящего – разбудить, увлечь красотой картин природы, уговорить совершить прогулку.

- Какое настроение возникает при прочтении первой строфы?

Учащиеся:

- Радостное и приподнятое. Поэт восхищается природой.

Учитель:

- С помощью каких языковых средств создаётся такое настроение?

Учащиеся:

- С помощью слов: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда».

(Учащиеся перечитывают первую строфу).

Учитель:

- Как меняется настроение автора во второй стихотворной строфе?

Учащиеся:

- Во второй строфе звучат мрачные и тревожные слова: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные». Настроение становится тревожным, грустным.

Учитель:

- Что достигается благодаря противопоставлению в стихотворении радостному настроению картин мрачных и тревожных?

Учащиеся:

- Подчёркивается выразительность стиха.

- Впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании усиливается.

Учитель:

- Такой литературный приём называется антитезой.

(Запись в словарики нового литературного термина.)

- Изменилось бы настроение стихотворения, если бы не было второй строфы?

- Не было бы чувства неожиданности.

Учитель:

- Найдите во второй строфе образное сравнение.

(«Луна, как бледное пятно»).

- Как А.С. Пушкин в третьей строфе выразил своё восхищение красотой зимнего утра?

(Учащиеся описывают краски, которыми использует автор для изображения красоты зимней природы: голубая, зеленая, серебристая, прозрачная (лес)).

Учитель:

- Найдите в стихотворении другие сравнения.

(«Великолепными коврами», «Звездою севера явись»).

- Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой зимней природы.
- Найдите эпитеты в предпоследней строфе. Какое настроение они создают?
- Как вы понимаете слова: «Вся комната янтарным блеском озарена»?
- Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; не хочется двигаться с места и в то же время солнце манит на улицу?
- Какой прием использует поэт в первой и последней строфах?
Учащиеся:

- Это приём-обращение: «красавица», «друг милый».

Учитель:

- Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера, того что происходит в доме? (…Веселым треском трещит затопленная печь).

- Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? Согласные звуки [т],[р],[с],[щ],[с].

- Сонорные согласные передают скольжение и блеск снега и льда.

- Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией (Новый термин записывается в словарик).

Учитель:

- Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости?

Учащиеся:

- Потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто видеть эту красоту, а быть единым целым с природой.

- Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля пустые, леса густые и берег милый.

- Поэт передаёт простыми словами радость, красоту природы, движение, нежность, восхищение.

V. Закрепление.

Выразительное чтение стихотворения 1-2 учащимися, обращение внимание на интонацию стихотворения.

VII. Итог урока. Рефлексия

Учитель:

- Сегодня на уроке мы проанализировали стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».

-Удалось ли нам раскрыть идейный смысл произведения?

Учащиеся:

- Красота природы побудила лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

Учитель:

- Какую главную мысль выражает поэт этим стихотворением?

Учащиеся:

- Любовь к родной природе, к полям, лесам, рекам и озёрам, ко всему, что называется малой родиной.

Учитель:

- Достигнуты ли цели урока?

- Цели достигнуты.

VIII. Домашнее задание.

Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» наизусть, уметь читать его выразительно. Нарисовать в тетрадях иллюстрации к стихотворению «Зимнее утро».


Список использованной литературы:

  1. О.В. Бородина, А.В. Синицкая. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 4 класс/ под ред. В.Ю. Свиридовой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2014.

  2. В.Ю. Свиридова. Литературное чтение. 4 класс: учебник. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Чопик Светлана Ивановна

Дата: 03.05.2017

Номер свидетельства: 413068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства