kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания по организации самостоятельной работы на теоретических занятиях обучающихся по дисциплине ОДБ.02 "Литература"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»           Методические указания для обучающихся  по организации аудиторной самостоятельной работы  на теоретических занятиях ОДБ.02 «Литература»   Тема: «Пьер Безухов и А.Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»         основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования специальности 060501 Сестринское дело (базовый уровень подготовки)               Самара, 2013
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методические указания по организации самостоятельной работы на теоретических занятиях обучающихся по дисциплине ОДБ.02 "Литература"»

ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»











Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на теоретических занятиях

ОДБ.02 «Литература»



Тема: «Пьер Безухов и А.Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»









основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования

специальности 060501 Сестринское дело

(базовый уровень подготовки)















Самара, 2013







ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией




Председатель_________


Протокол №


____ ____________20___


Составитель:

Богдашкина С.В., преподаватель ГБОУ СПО «СМСК»













Методические указания разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2009 года № 572

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 060501 Сестринское дело в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.







Структура

1.Наименование темы

2.Цели занятия

3.Интеграция темы

4.Оснащение

5.Программированная инструкция к самостоятельной работе

6.Задания для самостоятельной работы студентов

7. Алгоритмы деятельности

8.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

9.Приложение





































Методические указания по организации аудиторной самостоятельной работы студентов на теоретических занятиях

Тема: : «Пьер Безухов и А.Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Цели занятия:


Образовательная: повторить и обобщить материал по данной теме; активизировать внимание; формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; выявление и оценка степени овладения системой знаний.

Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать логику, наблюдательность; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; повысить общую грамотность.

Воспитательная: формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде.

Формирующая: освоение общих компетенций.

Общие компетенции для специальности 060501 Сестринское дело:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность


ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

ОК 9

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК – 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.


Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

Интеграция темы

Межпредметные связи

ОДБ.01 «Русский язык»

Внутрипредметные связи

Темы: « «Мысль семейная» в романе «Война и мир» », «Пьер Безухов и А.Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», «Стили речи», «Анализ текста», «Фразеологизмы».

В процессе освоения темы студент должен:

Уметь:

- подбирать синонимичный ряд слов;

- воспроизводить информацию литературного произведения;

- различать стилистические подходы;

- использовать различные художественные приемы;

- сравнивать главных героев;

- описывать, повествовать, рассуждать;

- использовать метафоры при описании ситуации.

знать:

- стилистические подходы;

- наиболее важные идеи и достижения русской литературы;

- признаки стилистического подхода;

- формы речи;

- разновидности метафор.


Место проведения: кабинет литературы

Оснащение (для студента)

1. Учебники:

1. Кутузов, А.Г. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г. Кутузова, - 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002. – 400 с.

2. Смирнова, Л.А. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева.- 6-е изд.- М.:Просвещение, 2001.- 334 с.















































Программированная инструкция к самостоятельной работе

Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

1

Самостоятельная работа студентов

Уважаемые студенты, прочитайте отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Ответьте на вопросы и выполните задания.


Выработка умение анализировать ситуацию.

15 мин

































Задания для самостоятельной работы студентов

I вариант

Прочитайте отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.

Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцевитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны»,− подумал князь Андрей. «Да где он?», −подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб»,− подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, — и всё это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год»,− вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. «Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!»


Вопросы и задания.

  1. Предложите своё название данного эпизода.

  2. Назовите приём, использованный в описании дуба: Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел…

  3. Назовите стилистический приём, использованный в предложении: И на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.

  4. Изображая дуб, автор обращается к антропоморфизму: дуб – старик. Как называется этот распространённый в народной поэзии и художественной литературе приём?

  5. Князь Андрей искал взглядом старый и корявый дуб, а увидел его преображённым. Назовите стилистическую фигуру резкого противопоставления состояний в художественной речи, использованную Л.Н. Толстым.

  6. Описание старого дуба соответствует внутреннему состоянию Андрея Болконского. Как называется такой композиционный приём изображения, заключающийся в сопоставлении двух явлений?

  7. Назовите форму речи персонажа, представленную в данном отрывке.

  8. В предложении: И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, — и всё это вдруг вспомнилось ему − для связи однородных членов использован один и тот же союз, при помощи чего подчёркивается единство перечисляемого. Как называется такое построение фразы?

  9. Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос: «В чём состоит роль данного эпизода в художественном строе романа?»

II вариант

Прочитайте отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

— Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… — послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.

Из-под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.

Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.

— Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..

— Смоленскую матушку, — поправил другой.

Ополченцы — и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, — побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчими. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.

Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась и надавила Пьера. Кто-то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе.

Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он, возвращаясь к Татариновой, подошел к молебну. Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре.

В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. За Кутузовым был Бенигсен и свита. Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться.

Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы.


Вопросы и задания.

  1. Предложите своё название данного эпизода.

  2. Назовите стилистический приём, использованный в предложении: Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом.

  3. Назовите приём, заключающийся в отсутствии союзов при однородных членах предложения, вследствие чего речь приобретает сжатость, компактность, как в предложении: За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.

  4. Назовите приём, использованный в описании Кутузова: В длинном сюртуке на огромном толщиной теле

  5. Назовите вид эпитета, основанный на переносе значения слова: Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника…; С открытой белой головой…

  6. Назовите троп (разновидность метафоры), использованный в описании шествия: Взойдя на гору, икона остановилась.

  7. В речи солдат и ополченцев использован особый вид метафоры – замена слова «икона» другими словами, имеющими причинную связь с первым: «матушка», «заступница», «Смоленская матушка». Назовите этот распространённый поэтический троп.

  8. Как называется форма речи солдат и офицеров, использованная в начале отрывка?

  9. Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос: «В чём состоит роль данного эпизода в художественном строе романа?»





Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

1. Кутузов, А.Г. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г. Кутузова, - 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002. – 400 с.

2. Смирнова, Л.А. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева.- 6-е изд.- М.:Просвещение, 2001.- 334 с.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Богдашкина Светлана Валентиновна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 247789


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства