Методический материал "Народный костюм и его роль отражения в фольклоре"
Методический материал "Народный костюм и его роль отражения в фольклоре"
«Народный костюм – средство раскрытия образа русского крестьянина и крестьянки»
I. Введение.
II. Основая часть.
1) Народный костюм - средство раскрытия образа русского крестьянина и крестьянки
2) Особенности традиционного костюма в разные периоды времени.
3) Эволюция традиционного костюма.
III. Заключительная часть.
Ценность русской крестьянкой одежды для современного моделирования.
IV. Список литературы.
Введение
Для чуткой души встреча с народным искусством притягательна сама по себе. Цель моей работы - познакомиться с историей народного костюма и проанализировать, как в течение времени он изменялся.
Народный костюм, необычайно красивый, яркий, радостный заслуживает продолжения своей жизни и сегодня. Он помогает украсить нам быт, вернуть праздничность улицам деревень и городов, незаменим в наше время особенно дома и на отдыхе.
Магическая сила русского народного костюма столь велика, что чем пристальнее изучаешь его, тем больше поражаешься присущей ему удивительной гармоничности.
Цвет, форма, орнамент - все необходимо, целесообразно. Лебедушкой становилась русская женщина, принарядившись в сарафан, понёву, запан.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Народный костюм и его роль отражения в фольклоре"»
Пирогова Надежда Леонидовна, учитель письма и развития речи
ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа - интернат», с.Казанское, Сернурский район, Республика Марий Эл
Реферат
«Народный костюм – средство раскрытия образа русского крестьянина и крестьянки»
I. Введение.
II. Основая часть.
1) Народный костюм - средство раскрытия образа русского крестьянина и крестьянки
2) Особенности традиционного костюма в разные периоды времени.
3) Эволюция традиционного костюма.
III. Заключительная часть.
Ценность русской крестьянкой одежды для современного моделирования.
IV. Список литературы.
Введение
Для чуткой души встреча с народным искусством притягательна сама по себе. Цель моей работы - познакомиться с историей народного костюма и проанализировать, как в течение времени он изменялся.
Народный костюм, необычайно красивый, яркий, радостный заслуживает продолжения своей жизни и сегодня. Он помогает украсить нам быт, вернуть праздничность улицам деревень и городов, незаменим в наше время особенно дома и на отдыхе.
Магическая сила русского народного костюма столь велика, что чем пристальнее изучаешь его, тем больше поражаешься присущей ему удивительной гармоничности.
Цвет, форма, орнамент - все необходимо, целесообразно. Лебедушкой становилась русская женщина, принарядившись в сарафан, понёву, запан.
Основная часть.
Образы русского крестьянина и русской крестьянки наиболее полно раскрываются средствами народного костюма. Каждый элемент одежды в русском костюме характерен и позволяет создать единый ансамбль - образ человека сильного, крепко стоящего на земле, чувствующего красоту и гармонию этой земли, внимательного к ней и ее богатству.
В целом, русский крестьянский костюм отличают: малорасчлененные формы, простой силуэт, общая массивность костюма, нарастающая книзу (полосы, вышивок, тяжелая массивная обувь).
Для русского костюма характерны скрытость естественных форм, статика фигуры.
Прошли столетия, многое изменилось, но слова, называвшие предметы обуви и одежды, дошли до нас. Мы употребляем их в речи, даже не подозревая о том, какая у них история. Мы должны иметь представления не только об истории страны, но и об истории одежды, обуви, головных уборов наших предков.
Одежда на Руси имела основной народный костюм, а по характеру и крою была одинаковой для всех сословий. Различными были качество материи, отделка, украшения. Одежда богатых людей была длиннее, шире. Русский традиционный костюм стал складываться в XII-XIII веках. Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних руссов - славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов. Костюм соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества.
Реформы императора Петра Первого в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному костюму вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности в результате крестьянской реформы 60-х годов XIX века.
Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России:
с понёвой,
с сарафаном,
с юбкой - андараком,
с кубельком.
Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве Европейской и Азиатской России. Комплексы же с андараком и кубельком имели ограниченное распространение.
Комплекс одежды с поневой включал в себя рубаху, чаще всего с
косыми поликами, поневу, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сороки, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь,
плетенную из лыка или кожаную. Этот костюм носили в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Орловской, Смоленской. Его принято считать как более древним у восточных славян. Ученые предполагали, что его основные части - рубаха, понёва, кичкообразный головной убор - уже были составляющими женского костюма в период формирования древнерусской народности, то есть в VI-VII веке.
Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи с прямыми поликами или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной обуви.
Этот комплекс был широко распространен на территории расселения русского народа. Сарафаном в 14 веке называли особый вид мужской верхней одежды. Поэтому так стали называть женскую одежду. Он бытовал на Севере Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири, на Алтае.
В XIX веке шло его проникновение в Южную Россию, где он вытеснял комплекс одежды с поневой. Характерные черты этого комплекса ярко проявлялись в одежде, бытовавшей на Русском Севере: в Архангельской, Новгородской, Вологодской, Олонецкой губерниях, в северных уездах Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской губерний. Комплекс одежды с сарафаном сформировался в XV-XVII веках, т.е. в период централизации Русского государства. В этот период он распространяется среди крестьян, хотя в южных районах крестьянки продолжали носить старинный костюм с поневой.
Комплекс одежды с юбкой-андараком включал в себя рубаху с прямыми поликами и отложным воротником, шерстяную юбку, корсетку, широкий пояс, головной убор в виде кокошника. Такой костюм носили женщины в селах так называемых однодворцев, т.е. потомков служилых людей, присланных в XVI-XVII веках для защиты южных границ Русского государства, которые располагались в Рязанской, Орловской, Курской, Тамбовской, Смоленской губерниях. Он появился в Южной России в XVI-XVII веках и был принесен сюда из-за литовского рубежа, откуда вербовались служилые люди.
Комплекс одежды с кубильком (кубельком) был распространен для одежды донских казаков и казачек Северного Кавказа. Он представлял собой платье, сшитое в талию, надевавшееся поверх рубахи с широкими рукавами. Платье носили с длинными штанами и вязаным колпаком или шапкой. Такой костюм бытовал в XVII- первой половине XIX века. Считается, что он был заимствован казачками у народов Северного Кавказа в эпоху формирования донского казачества, т.е. в XVI-XVI I веках.
Мужской костюм общеславянский в своей основе был единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом. Составляла его туникообразная рубаха с косым разрезом ворота (косоворотки), неширокие штаны, кожаная обувь или плетеная из лыка, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.
Считается, что рубаха-косоворотка распространилась у русских в послемонгольское время (не ранее 15 века), вытесняя старый вид рубахи -туникообразной с разрезом ворота посредине груди, которая в 19 веке составляла основу костюма украинцев и белорусов.
Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых, фабричные ткани широко использовались на русском севере, в центральных губерниях Европейской России и с конца XVIII века местами в Сибири. Наибольшее же распространение в народном быту они получили с конца XIX века.
Верхняя одежда, называвшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений.
По всей России мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной и осенью - суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю погоду - армяк. Зимней обувью служили валенки из овечьей шерсти. Валенки с пришитым суконным голенищем были известны русским с древности. Шапки преобладали вяленые из шерсти. Наиболее распространенной была высокая шапка «грешневик». Зимой ходили в овчинных шапках разных фасонов (треухи, малахаи, шубенки, папахи). У казаков меховые шапки (кубанки, папахи) служили головным убором и летом и зимой. В конце 19 века повсеместно распространились матерчатые картузы с козырьком.
Костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений. Этнографы XIX века отмечали, что место жительства крестьянки, приехавшей в город на ярмарку, определялось с первого же взгляда по ее костюму: орнаменту рубахи, цвету, манере ношения поневы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды.
Мужской костюм более унифицированный, чем женский, также имел свои местные варианты. Четко различалась одежда детей, взрослых, стариков, хоостых парней и девушек, женатых и замужних, вдовых, солдаток, старых дев. Детей до пяти-семи лет обычно одевали одинаково. Мальчики и девочки ходили в рубахах, сшитых из родительских обносков, или донашивали одежду старших братьев и сестер. Рубаху дополнял пояс. Только в подростковом возрасте у ребенка появлялась одежда, указывавшая на пол. У мальчиков рубаха дополнялась штанами. Девочки получали возможность носить дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, косточек, плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки. В будни основной одеждой девочки подростка была подпоясанная рубаха.
Впраздники же она дополнялась сарафаном или юбкой. Верхней одежды дети и подростки не имели - по мере необходимости надевали одежду взрослых.
Костюм девушек и парней брачного возраста был сложнее детского. Составляло его большое количество вещей, сшитых обязательно из новой ткани, а для праздников - и дорогой фабричной ткани. Костюм девушек в губерниях, где был распространен комплекс одежды с сарафаном, состоял из рубахи, сарафана, душегреи, обычно кожаной обуви. Душегрея в некоторых селах могла заменяться передником, закреплявшимся над грудью или нарукавниками. В южнорусских губерниях, где преобладал комплекс одежды с поневой, девушки брачного возраста надевали поверх рубах или нагрудник (шушун, шушпан, костолан и т.п.) или сарафан.
Во все времена у моды были свои причуды. В XV веке ее «писком» были башмаки с необычайно длинными косами. Крестьянам разрешалось носить обувь с косами не более шести дюймов, в одном дюйме - 2,6 см, а горожанам 12 дюймов. Интересно то, что в старину не существовало левых и правых башмаков - они были одинаковы и годились на любую ногу. Исконно русской обувью женской и мужской считаются лыковые лапти и примитивные поршни (или моршни) из 1-2 кусков сыромятной кожи. Эта обувь считается специфически крестьянской. Во второй половине 19 в. - нач. 20 в. лапти были основной обувью бедняков. Лапти имели несколько вариантов, но наиболее распространенными были распространенными были русские и московские лапти с закругленными головками, выполненные косым плетением. Обувью и в праздники и в будни служили лапти с онучами или чулками, коты. Девичий костюм от костюма женщин других срцновозрастных групп отличался головным убором. Девушкам полагался головной убор, открывавший волосы сверху, что. позволяло видеть спускающуюся по спине косу. Девичьи волосы воспринимались крестьянами как символ красоты, невинности, брачных возможностей.
Костюм парней состоял из рубахи, подштанников, штанов, пояса, танки, в некоторых районах жилета или пиджака. Парни и девушки всегда имели специально для них сшитую верхнюю одежду для зимы, весны и осени.
Костюм, однако, не исчерпывался основными предметами, в него входит множество украшений. Девушки надевали серьги, бусы, кольца, цепочки, зарукавья, различного рода наспинные украшения, парни - цепочки, кулоны, кольца, шейные платки. Обилие украшений было характерной особенностью именно молодежного костюма.
Костюм взрослых, т.е. женатых мужчин и женщин, отличался от костюма парней и девушек. Замужние женщины носили головные уборы, полностью закрывавшие волосы, которые были заплетены в две косы или завязаны узлом. В южнорусских губерниях в состав женского костюма включалась понева, отсутствовавшая в девичьем костюме.
В мужском костюме отличия менее заметны. Они проявлялись, например, в манере ношения верхней одежды, головного убора, завязывания пояса и т.п. Одежда мужчин и женщин была меньше украшена, чем одежда холостой молодежи. Следует указать и на постоянное изменение покроя одежды, материала, цвета, отдельных деталей, насыщенности орнамента в одежде замужней женщины и женатого мужчины с возрастом.
Одежда стариков и старух приближается по своему типу к детской (половые различия в одежде стираются), она носится без всяких украшений и шьется из материй белого или темного цвета. Старухи надевали поверх рубахи вместо сарафана или поневы широкий балахон, нагрудник, передник с рукавами, которые были обычно перешиты из старых, ношеных вещей. Старики ходили в неподпоясанной рубахе, в одних подштанниках без штанов. НЕ полагалось старикам и праздничного костюма.
Вдовы, вдовцы, солдатки, как и старики, носили траурную белую и черную одежду без украшений. Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить поневу. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.
Еще большую вариантность костюму придавало его назначение. Праздничная одежда отличалась от повседневной и заключала в себе полный набор предметов, которые были определены местной традицией. Повседневный же костюм отличался большей простотой. Он состоял только из самых необходимых предметов одежды. Шилась одежда из домотканых тканей. Скудно украшались рубахи по вороту, манжетам; понева же украшалась только по подолу, а сарафан - только в верхней части. ,£"' Рабочая одежда в своих основных чертах повторяла повседневную.
Была одежда и специального предназначения. Так, например, углежоги, смолокуры Вятской, Пермской губерний надевали для работы верхнишу -одежду из грубого холста с длинными рукавами, круглым воротом, длиной до середины голени. Охотники на русском севере, в Предуралье, отправляясь на промысел, наряжались в лузан - короткую куртку без рукавов с большим количеством карманов - и длинные мягкие сапоги - бахилы. Рыбаки из сел по Белому морю отправлялись на лов в олифанцах - одежде, пропитанной олифой.
Девушки и женщины Ярославской и некоторых других губерний во время сенокоса работали в одних подпоясанных рубахах - сенокосницах, кокосницах. Свободная и широкая, сделанная из прочных тканей, крестьянская одежда была приспособлена к выполнению различных сельскохозяйственных работ. Наряду с рабочей, повседневной, праздничной одеждой и русских крестьян была и обрядовая одежда, предназначенная для ношения во время исполнения обрядового действия: свадебная, похоронная, моленная. Обрядовый костюм отличался от обычного не столько набором входивших в него предметов, каким-либо особым покроем, сколько способом егр изготовления, цветом, манерой ношения того или иного предмета. Так, например, женская похоронная одежда - «смертяная», состоявшая из рубахи, сарафана, платка, чулок, изготавливалась из белого холста вручную, причем стежки швов были направлены от себя. Нити при шитье не закреплялись, узлы не завязывались.
В костюме дружки на свадьбе обязательно присутствовало полотенце, которое завязывалось по поясу или перекидывалось через плечо, в костюме жениха таким особо значимым предметом была ширинка, прикрепленная к шляпе.
Обрядовым мог стать также костюм или предмет одежды, головной убор, вышедший из употребления. Так в начале XX века обрядовым костюмом на русском севере становится «штофная пара» - праздничный костюм девушек начала - середины XIX века. Девушка - невеста обязана была надеть ее для причитания на девичнике.
Обрядовыми стали многие девичьи головные уборы, которые ранее считались праздничными: головодец, кочелок, венец и т.п. В конце XIX века они превратились только в головные уборы невестки.
Русский народный костюм на протяжении 150 лет, прошедших с конца
XVIII века до конца 20-х годов XX века, заметно менялся. Процесс этот шел непрерывно: одни элементы исчезали, другие появлялись. Изменения происходили и вследствие внутреннего развития, и под воздействием внешних обстоятельств, прежде всего европейской моды. В XVIII веке ее влияние на народный костюм еще незначительно. Оно проявлялось в некотором облегчении праздничного костюма: например, в торжественных случаях, перестали носить несколько шуб одновременно, чебаки, надевавшиеся поверх кокошника, стали заменяться шалями, восточные шелковые, парчовые ткани уступили место тканям отечественного производства с орнаментом западноевропейского типа.
Включение в состав народного костюма элементов одежды европейского образца началось только в 20-30е годы. При заимствовании в большинстве случаев происходило органическое соединение национально-русских и европейских элементов.
Изменился русский костюм и под воздействием традиционной одежды соседних народов: норвежцев, немцев, аборигенов Сибири, Северного Кавказа.
Эволюция традиционного костюма проходила не только под влиянием внешних факторов, но и в следствие внутреннего развития. На протяжении
XIX - первой четверти XX века шла постепенная замена одних элементов костюма другими: сороки заменялись кокошниками, кокошники - повойниками, повойники - платками; сарафаны уступали место юбкам, кафтаны - поддевкам. Особенно заметно изменялся покрой одежды:
косоклинные сарафаны заменялись круглыми, верхняя одежда с цельной прямой спинкой - одеждой с клиньями, затем с фалдами, настала очередь и другого типа кроя: костюм стал подрезным по талии с пышными сборками на спине.
Заметно менялась ткань: домотканый холст, шерсть - уступали место фабричной, хлопчатобумажной ткани, шелку, сукну и другим новым для традиционного костюма тканям.
Особенно заметно меняется одежда крестьян после реформы 1861 г. Одежда из дешевых покупных материй, преимущественно из ситца, постепенно вытесняет собой домотканую одежду. Во второй половине XIX века быстро растет численность русского пролетариата, который формируется в основном из крестьянства. Попадая на фабрику, женщины и девушки некоторое время продолжали носить крестьянский костюм, но осень быстро переходили к городскому платью.
В Семеновской волости ... одежду, сшитую из материала домашнего изготовления, крестьяне начинают считать неприличною, особенно молодежь, потому что почти все, не исключая и девушек с пятнадцатилетнего возраста, живут на доработках на соседних бумагопрядильных и ткацких фабриках, где привыкли видеть людей, одевающихся в городские костюмы и, считая их лучшими, стараются им подражать... У девушек, живущих на фабриках или в услужении, непременной принадлежностью костюма является корсет.
В самом конце XIX века - начало XX века костюм, близкий к городскому, начинают носить многие крестьянки центральных промышленных районов и часть женского населения русского Севера. В черноземные земледельческие области такой костюм проникает гораздо позднее, в основном уже после Октябрьской революции. В начале он был праздничным, а по будням продолжали одеваться в старинную домотканую одежду.
Костюм, возникший в крестьянской среде под влиянием городских мод существовал в двух вариантах: в виде цельного платья и комплекса из сарафана на длинных лямках (позднее юбки) и кофты-баски с буфами на рукавах. Оба эти варианта костюма восходят и городским людям 80-90х годов.
Дальнейшие изменения городских мод долго не отражались на изменении покроя таких нарядов, и они оставались одинаковыми на протяжении десятилетий. От одежды горожанок крестьянские наряды отличались не только устойчивостью фасона, по большей яркостью красок: их шили по большей части из гладкого, подкладочного сатина, атласа сильных насыщенных цветов. Уменье создать настроение праздничности сочной яркостью нарядов, контрастно сочетающихся друг с другом -отличительная черта русской народной одежды конца XIX начала XX века.
Фонд терминов народной одежды огромен и разнообразен. Так, например, только на территории Сибири было зафиксировано 152 термина для обозначения верхней одежды, 85 - для обозначения обуви, 127 – для женских и мужских головных уборов. Среди терминов можно выделить общие для всей территории бытования, это рубаха, сарафан, юбка, понева, кокошник, повязка, платок, косынка, повойник, корты, шуба, полушубок, армяк, тулуп, сапоги, лапти, но одновременно существуют термины для обозначения фактически всех возможных вариантов того или иного предмета одежды. Так, сарафан, в зависимости от покроя, материала, цвета, происхождения, назывался по-разному: штофник, бархатник, пестрядинник, маренник, набивник, клиник, саян, костыч, ферязь. Женская и мужская обувь в зависимости от материала, кроя, назначения, места бытования тоже называлась по-разному: сапоги, бахилы, бутылы, коты, башмаки, черки, чирки, боторы, каныши, ичеги, уледи, упаки, коршни, неговани, скуты, обутки.
Женские рубахи, при господстве основного термина «рубаха», могли называться в зависимости от местности станушкой, воротушкой, чехликом, дол гору кавкой. Одним термином часто обозначалось несколько предметов или, наоборот, один и тот же предмет в разных районах России имел и разные названия. Так, шубкой называли верхнюю меховую одежду, сарафан, короткую теплую кофту с рукавами и душегрею. В то же время короткая женская одежда на лямках назвалась душегрея, коротека, коротенька, перо, шубка.
Предметы одежды европейского типа, вещи, заимствованные у соседей, входили в народный быт вместе со своим названием: верхняя одежда европейского типа спензель у русских получила название «пендель», «кенделюшка», пиджак - «спинжаком», «пенжаком».
Таким образом, русский традиционный костюм, известный нам по памятникам XVIII - первой половины XX века, представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры. В нем преобладали черты, возникшие на местной русской почве, восходящие к быту Древней Руси, но заимствование из костюма соседних народов и западноевропейского костюма, произошедшие на протяжении веков, заметно преобразила его. При этом характерной особенностью русского традиционного костюма остается многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местной ситуации при сравнительной устойчивости основных комплексов.
После победы колхозного строя, когда в корне изменился облик старой русской деревни, традиционная крестьянская одежда исчезла почти полностью. Стирание граней между городом и деревней неизбежно приводит к сближению одежды сельского населения с современной одеждой жителей городов. Однако народное орнаментальное искусство, которым была так богата крестьянская одежда в прошлом, в наши дни не только не исчезла, но получает свое новое развитие в художественной промышленности.
Русская крестьянская одежда остается для нас ценнейшим памятником народного творчества.
В настоящее время русский традиционный более всего женский продолжает бытовать лишь в немногих районах центрально-черноземной
полосы (например, в некоторых районах Рязанской, Курской, Белгородской областей), Севера и Сибири (в Забайкалье). В большинстве случаев он сохраняется как праздничная одежда старшего поколения, реже - как наряд для праздничных гуляний девушек, а иногда и как свадебный костюм невесты. Архаические формы традиционной одежды удерживаются нередко и в похоронной одежде стариков.
Я попыталась показать русский народный костюм во всем его богатстве и разнообразии. В работе я рассмотрела предметы одежды, бытовавшие в конце XVIII - первой четверти XX века. Наряду с рубахой, поневой, нагрудником, тулупом, шубой, т.е. предметами, характерными еще для одежды Древней Руси и считающимися как бы исконно русскими, рассмотрела предметы, появившиеся в народном быту в более позднее время - в XVIII, XIX веках - сарафан, квадратный платок, треугольная косынка, картуз, фуражка.
В своей работе показала и названия вещей, заимствованные у других народов - ненецкие малица и совик, эвенкийские торбаза, башкирский малахай, а также предметы, характерные для европейского костюма, сложившегося в урбанистическом обществе - пиджак, жилет, капот и др.
Предметы одежды европейского типа, а также заимствованные из традиционного костюма других народов вошли в народный костюм и не могут быть изъяты из него ущерба для общей картины.
Я собрала сведения о назначении предмета одежды, его принадлежности определенной возрастной группе, материале, покрое, использовании в повседневной, праздничной, обрядовой жизни русского народа.
Русская крестьянская одежда в ее классических формах, в которых как бы сконцентрировался вековой опыт народа, и в наше время служит ценнейшим материалом для творчества художников модельеров.
Рубаха с прямыми коликами и широким сборчатым рукавом с ее благородной простотой линий и богатой игрой складок часто служила исходной формой для советских модельеров в их поисках новых фасонов женского и детского платья. Использовали модельеры и формы сарафанов, понев, видоизменяя их покрой согласно условиям современной технологии и требованиям моды.
Но самым ценным для современного моделирования являются основные принципы решения старинной русской одежды: целесообразность, гармоническая связь орнаментации с покроем, соответствие материала и формы.
Заключение
Народный русский костюм не только национальный памятник культуры, ибо он источник и для современного моделирования одежды, и для создания сценических образов в разных жанрах и видах искусства, он является ярким воплощением народного творчества. Совершенство формы и цвета, абсолютная целесообразность кроя, гармония вкуса и назначение веши делают русский народный костюм не только произведением искусства, но и образом народа, отражением его мировосприятия, и воплощением его эстетических взглядов. При обезличке современного производства одежды приобрели актуальность образы и типы народного костюма. Красота, поэтичность, неуёмная фантазия, гармоничность цвета, целесообразность форм, простота кроя, мастерство исполнения одежды поражает во всех ее многообразнейших вариантах.
Постижение секретов всех возможностей костюма бесконечно, здесь нет предельных границ. И всегда можно найти что-то свое, и оно станет новым, если выражено высокими средствами изобразительного искусства и умелым мастерством.
Литература:
Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. Авторы-составители: Н. Соснина, И. Шангина. - Санкт-Петербург «Исскуство - СПБ», 1999 г. - 400 с.
Русская народная одежда. И. П. Работнова, - Издательство «Легкая индустрия», Москва 1964 г.
Народы России. Энциклопедия. Главный редактор - В. А. Тишков. -Москва. Научное издательство. Большая Российская Энциклопедия, 1994 г.-479 стр.
Япознаю мир. Детская энциклопедия. Культура. Автор-составитель: Н.В. Чудакова ACT-ЛТД, 1998 г. - 480 стр.