Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Содружество искусств" в 5 классе в рамках проведения "Открытого урока чтения-2015"
Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Содружество искусств" в 5 классе в рамках проведения "Открытого урока чтения-2015"
Это урок изучения нового материала.
Цели урока: Познакомство учащихся с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова и И.И. Шишкина, подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова, анализировать художественное произведение; развивать эмоции и чувства детей; воспитывать любовь к русской поэзии и живописи.
Задачи:
. Задачи: создать условия для формирования УУД
Личностные:
- формировать ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им;
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за российскую культуру;
- формировать мотивацию к творческой деятельности
Предметные:
- анализировать, истолковывать стихотворения, использованные в нем поэтические образы.
- осмысление эстетических и нравственных ценностей художественного текста, высказывание собственного суждения.
- формировать умение наблюдать за разными переводами первоисточника с целью сравненияопределения идеи произведения
Метапредметные:
- умение составлять опорный конспект;
- умение продуктивно общаться;
-самостоятельно осуществлять свою деятельность;
- исследовать ресурсы для достижения своей цели.
Познавательные:
- приобретать навыки смыслового чтения тексов:
- анализ текста,
- анализ художественного образа,
- анализ сходства и различия текстов разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
- использовать разнообразные способы работы;
- оценивать результаты работы как группы, так и свои
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства;
- уметь высказывать собственное суждение,
- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе
Дети имеют возможность сравнить творчество поэтов, сравнить шедевр Шишкина со своими рисунками, узнать историю создания знаменитых произведений искусства и установить между ними связь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Содружество искусств" в 5 классе в рамках проведения "Открытого урока чтения-2015"»
Панфилова Светлана Алексеевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 52
Чкаловского района
Г. Екатеринбурга
Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему
"Содружество искусств: стихотворение г. Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картина И. Шишкина «Сосна».
в 5 классе
в рамках проведения Открытого урока чтения-2015
Пояснительная записка
Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла
Панфилова Светлана Алексеевна
Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность
МБОУ СОШ № 52 Чкаловского района г. Екатеринбурга,
учитель русского и литературы.
Предмет
Внеклассное чтение
Класс
5
Название материала
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко», картина И. Шишкина «Сосна»
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)
Разработка учебного занятия "Содружество искусств: стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картина И. Шишкина «Сосна».
Название темы или раздела учебного курса
УМК, авторы образовательной программы
Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)
Цели урока: Познакомство учащихся с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова и И.И. Шишкина, подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова, анализировать художественное произведение; развивать эмоции и чувства детей; воспитывать любовь к русской поэзии и живописи.
Задачи:
. Задачи: создать условия для формирования УУД
Личностные:
- формировать ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им;
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за российскую культуру;
- формировать мотивацию к творческой деятельности
Предметные:
- анализировать, истолковывать стихотворения, использованные в нем поэтические образы.
- осмысление эстетических и нравственных ценностей художественного текста, высказывание собственного суждения.
- формировать умение наблюдать за разными переводами первоисточника с целью сравненияопределения идеи произведения
Метапредметные:
- умение составлять опорный конспект;
- умение продуктивно общаться;
-самостоятельно осуществлять свою деятельность;
- исследовать ресурсы для достижения своей цели.
Познавательные:
- приобретать навыки смыслового чтения тексов:
- анализ текста,
- анализ художественного образа,
- анализ сходства и различия текстов разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
- использовать разнообразные способы работы;
- оценивать результаты работы как группы, так и свои
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства;
- уметь высказывать собственное суждение,
- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
– проявлять самостоятельность в групповой работе
Оборудование и используемые материалы: презентация к уроку; видеозапись художественного чтения стихотворения Г.Гейне на немецком языке, ноутбук, телевизор, карточки, фломастеры,цветная бумага.
Среда, редактор, в котором выполнен продукт
MsOffice 2010 Word - план-конспект урока, презентация MsOffice 2010 Power Point
Необходимое оборудование и материалы для занятия
Компьютер, телевизор, сборники стихов М.Ю.Лермонтова, репродукция картины И. Шишкина «Сосна»
Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)
Урок получения новых знаний.
Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)
План-конспект урока, презентация, аудиозапись, фотографии с урока.
Краткое описание, методические рекомендации по использованию
Презентация «Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография. История написания стихотворения «На севере диком…»; видеоролик « Русский художник Иван Иванович Шишкин», аудиофайл «Г.Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam»
Этапы урока расписаны в плане - конспекте. Работа с презентацией - в плане-конспекте.
Список используемых источников
Литература:
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1/ сост. Л. Ф. Климанова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
2. Горы Кавказа. Фотография. http://silm-fire.narod.ru/gallery/ithil.jpg
3. Заболотский П. Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. 1837http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=TODAY:15_10&direction=next&oldid=7840
Лермонтов М.Ю. в детстве. 1820-1822 годы. Портрет. Неизвестный художникhttp://www.hrono.ru/img/pisateli/lermont1822.jpg
Тарханы. Усадьба. Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова http://www.hrono.ru/img/pisateli/tarhany.jpg
Шишкин И.И. На севере диком http://www.smr.ru/centr/win/pics/pic0112/p0112_1024.htm
Оборудование и используемые материалы: презентация к уроку; видеозапись художественного чтения стихотворения Г.Гейне на немецком языке, ноутбук, телевизор, карточки, фломастеры,цветная бумага.
1.Организационый этап
2. Актуализация знаний
- Ребята, здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас будет интересный урок внеклассного чтения. .К нам пришли гости ,поприветствуем их. Сегодня важно каждому суметь услышать участников нашего разговора и высказать свое отношение к увиденному, услышанному или прочитанному. Дорогие ребята,2015 год объявлен годом литературы.
На экране портрет Г. Гейне, за кадром на немецком языке звучит стихотворение «Ein Fichtenbaum steht einsam»
-Ребята, что вы почувствовали, слушая это произведение?
-Как вы думаете, на каком языке оно написано?
-А что поняли? …Захотелось понять? Узнать, что мы прослушали?
3. Целеполагание
- Посмотрите на доску, что вы видите в оформлении. (Висят портреты Г.Гейне, М. Ю. Лермонтова, И.И. Шишкина, репродукция картины «Сосна»).
- Вы знаете этих людей?
-Можете назвать произведения искусств, которые они создали?
- Как вы думаете, что может объединять этих людей ?
- Совершенно верно. Этих замечательных творцов объединили ими созданные произведения. Это стихотворение, написанное Г.Гейне в 1822 г, вольный перевод, созданный М.Ю. Лермонтовым в 1841году «На севере диком..» и картина И.И.Шишкина «Сосна»(1864г.) Как же это произошло? Есть у вас предположения? А может, кто-то знает историю связи этих шедевров?
- Я предлагаю вам сформулировать цель сегодняшнего урока.
(Ответы детей)
Многие узнали М.Ю. Лермонтова, т.к. ранее уже изучали его произведения, но назвать Г. Гейне и И.Шишкина дети не могут.
Дети формулируют цель и задачи.
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Прослушайте стихотворение, постарайтесь представить себе картину, созданную автором.
- Какое настроение поэта вы почувствовали?
– Какие чувства возникли в вашем сердце?
– Да, лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.
– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворения?
На предыдущем уроке некоторые ребята получили индивидуальное опережающее задание: они должны были найти информацию о жизни двух великих художников –М.Ю.Лермонтова и И. Шишкина и истории создания стихотворения «На севере диком» и картины «Сосна» .Сжать её и приготовить сообщение. Давайте внимательно прослушаем и попробуем понять, почему эти люди посвятили свою жизнь искусству, что их объединяло.
Четверо учащихся делают сообщения, сопровождая презентацией.
-Спасибо за работу и выступление, очень ответственно отнеслись к заданию, молодцы. А сейчас подумаем, почему М.Ю.Лермонтов и И. Шишкин посвятили свою жизнь искусству?
5. Чтение по частям и анализ стихотворения
Мы не первый урок работаем с стихотворным произведением и у вас уже есть опыт как нужно изучать данное стихотворение, что может пригодиться сегодня на уроке?
- Хорошо. Прочитайте стихотворение медленно, выделите слова, значение которых вы хотели бы понять.
-Где можно найти объяснение незнакомым словам? (Ризой, утес)
– Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
– Какие слова помогли автору передать настроение, созданное стихотворением?
– Как называются эти слова?
– Для чего нужны эпитеты в этом стихотворении?
– Какой еще литературный прием использовал автор?
- Какие слова из стихотворения доказывают это?
– Как вы думаете, для чего в стихотворении с образом сосны создан образ пальмы?
- Это стихотворение о природе? Или поэт, оживляя сосну и пальму, размышляет о чем-то другом.
- Сравните, как поэт описывает сосну и пальму. Это контрастные образы или вы видите в них сходство? (Вопрос нацеливает на наблюдение за индивидуально-авторским использованием приема поэтического контраста)
Нам помогут карточки «Как работать с текстом»
Учащиеся, воспользовавшись карточками с алгоритмом работы с текстом, предлагают начать с чтения текста стихотворения самостоятельно с проговариванием и выделением непонятных слов.
Читают стихотворение 2 раза.
Пытаются объяснить значение непонятных слов.
В учебнике есть словарь, мы можем им воспользоваться.
Чтобы передать свою печаль, грусть, одиночество, мечту о родной душе, тоже одинокой. Чтобы вызвать взаимное сопереживание, автор использует такие прилагательные
-А почему поэт написал “прекрасная пальма” (чтобы противопоставить эти образы и передать чувства поэта )
-Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”
-Почему поэт сравнивает снег с ризой? Кто знает, что означает слово «риза»?
-Ей снится сон, что далеко-далеко «в пустыне далекой» есть родственная душа, которая тоже страдает от одиночества, чтобы ярче показать одиночество, мечту о далекой родной душе, тоже одинокой
6. Работа с репродукцией картин И.И. Шишкина
- Давайте рассмотрим картину. Как вы хотели бы организовать эту работу?
На выполнение данной работы отводится 3 мин.
Дети предлагают провести эту работу в группах, а затем записать выводы
Алгоритм работы с репродукциями разработан учащимися на предыдущих уроках.Карточки выданы каждой группе
Алгоритм
• Прочитайте название картины (иллюстрации, репродукции),фамилию художника.
• Рассмотрите иллюстрацию (репродукцию).
• Назовите главный предмет изображения и опишите его.
• Перечислите предметы, которые не являются главными, но важны в этой картине. Опишите их.
• Предположите, почему автор дал это название картине.
• Можно ли считать, что автор думает о герое картины? Обоснуйте собственное мнение.
-Что , по-вашему , можно сказать о стихотворении М. Ю. Лермонтова и картине И.И.Шишкина? Напишите небольшое эссе на листочках.
7.А сейчас мы разобьёмся на группы и прочитаем другие вольные переводы стихотворения Гейне.
-Кто является лирическими героями этих стихов?
Автор
Лирические герои
Гейне
Кедр - пальма
А.Фет
Дуб - пальма
Товий Хархур:
Кедр - пальма
И.П. Павлов
Кедр - пальма
Гиппиус
Кедр – пальма
Вейнберг
Дуб – пальма
А.Майков
Кедр – пальма
М.Лермонтов
Сосна- пальма
А в ситхотворении Лермонтова?-сосна. Почему.
( При всей своей красоте перевод Лермонтова не передает точного смысла оригинального стихотворения: у Лермонтова получилось стихотворение об одиночестве, а у Гейне оно о несостоявшейся любви. Ибо очень существенно, какого рода существительные. По-немецки, Fichtenbaum – мужского рода. Наверное, поэт писал о тоске одинокой душ по такой же одинокой прекрасной душе, которым никогда не быть вместе. И Шишкин, мы видим , изобразил два обрыва над черной пропастью, символизирующие невозможность воссоединиться.
7. Работа над выразительным чтением
Далее предлагаю учащимся вернуться к стихотворению и расставить в тексте стихотворения простым карандашом логические ударения и паузы .
Для самоконтроля на экран проецируется слайд с текстом стихотворения с проставленными паузами и логическими ударениями
Работают самостоятельно. Расставляют в тексте стихотворения паузы и логические ударения.
Выполняют самоконтроль, сравнивая свой вариант выполненного задания со стихотворением на слайде
(самопроверка, запись достижений)
8. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
-Ребята,предлагаю провести небольшой конкурс на лучшее исполнение стихотворения. вам прочитать стихотворение . Рботу выполняем в в группах. Каждая группа выбирает свой способ прочтения (музыкальное сопровождение, иллюстрирование репродукциями)и выдвигает своих чтецов. Время выполнения задания 3 мин. Кто желает поработать в жюри,оценит и прокомментировать чтение стиха по критериям?
Учащиеся используют карточки с памяткой:
Выразительно читать стихотворение, это значит:
- читать с чувством;
- читать эмоционально;
- соблюдать нужную интонацию;
- правильно выдерживать паузы;
- правильно ставить логические ударения;
- не допускать ошибок в словах.
Провожу конкурс на лучшее прочтение стихотворения. В жюри конкурса выбираются 2 человека из числа учащихся.
Группа экспертов подводит итоги, называя лучшего чтеца и аргументируя свой выбор
9. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас? – Возникало ли у вас чувство одиночества? Как вы с ним справлялись? – Как вы думаете, для чего нужна такая работа со стихотворением и картиной? Можно ли говорить о содружестве искусств?
Давайте оформим наши мысли в виде синквейнов,создадим свою сосну синквейнов, что и будет являться итогом нашей работы. Работаем в группах.
Домашнее задание (по выбору: выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит…”,
подготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении при чтении стихотворения. подобрать мелодию к стихотворению.
Свой вариант домашнего задания.
11.Оценка, самооценка
Учитель даёт оценку общей работе класса, выделяя наиболее активных участников урока.
На магнитной доске постепенно создается сосна синквейнов.
Приложение №1
Как выразительно читать стихотворение
Читать с чувством;
читать эмоционально;
соблюдать нужную интонацию;
правильно выдерживать паузы;
правильно ставить логические ударения;
не допускать ошибок в словах.
Как выразительно читать стихотворение
Читать с чувством;
читать эмоционально;
соблюдать нужную интонацию;
правильно выдерживать паузы;
правильно ставить логические ударения;
не допускать ошибок в словах.
Как выразительно читать стихотворение
Читать с чувством;
читать эмоционально;
соблюдать нужную интонацию;
правильно выдерживать паузы;
правильно ставить логические ударения;
не допускать ошибок в словах.
Приложение №2
Алгоритм работы с картиной или иллюстрацией
Прочитайте название картины (иллюстрации, репродукции),фамилию художника.
Рассмотрите иллюстрацию (репродукцию).
Назовите главный предмет изображения и опишите его.
Перечислите предметы, которые не являются главными, но важны в этой картине. Опишите их.
Предположите, почему автор дал это название картине.
Можно ли считать, что автор думает о герое картины? Обоснуйте собственное мнение.
Алгоритм работы с картиной или иллюстрацией
Прочитайте название картины (иллюстрации, репродукции),фамилию художника.
Рассмотрите иллюстрацию (репродукцию).
Назовите главный предмет изображения и опишите его.
Перечислите предметы, которые не являются главными, но важны в этой картине. Опишите их.
Предположите, почему автор дал это название картине.
Можно ли считать, что автор думает о герое картины? Обоснуйте собственное мнение.
Алгоритм работы с картиной или иллюстрацией
Прочитайте название картины (иллюстрации, репродукции),фамилию художника.
Рассмотрите иллюстрацию (репродукцию).
Назовите главный предмет изображения и опишите его.
Перечислите предметы, которые не являются главными, но важны в этой картине. Опишите их.
Предположите, почему автор дал это название картине.
Можно ли считать, что автор думает о герое картины? Обоснуйте собственное мнение.
Приложение №3
Бланк для оценивания чтения стихотворения
Фамилия , имя чтеца
Критерии
Эмоциональность чтения (с чувством)
Соблюдение нужной интонации;
Правильное выдерживание пауз
Правильная постановка логических ударений;
Безошибочное прочтение слов.
Итог: баллы (по 5-балльной шкале),Общее количество, место.
Место:
Приложение №4
Раздаточный материал для работы в группах.
Гейне Ein Fichtenbaum steht einsam
Ein Fichtenbaum steht einsam Im Norden auf kahler Hoeh'. Ihn schlaefert; mit weisser Decke Umhuellen ihn Eis und Schnee.
Er traeumt von einer Palme, Die, fern im Morgenland, Einsam und schweigend trauert Auf brennender Felsenwand.
Наиболее красив и знаменит его перевод Лермонтова:
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
*** В переводе Лермонтова это стихотворение звучит не хуже оригинала. Однако проблема в том, что при всей своей красоте перевод Лермонтова не передает точного смысла оригинального стихотворения: у Лермонтова получилось стихотворение об одиночестве, а у Гейне оно о несостоявшейся любви. Ибо очень существенно, какого рода существительные. По-немецки, Fichtenbaum – мужского рода. Поэтому я решила предложить читателям другой перевод стихотворения Гейне, который бы передавал его основную идею – что это стихи о несостоявшейся любви. Мой перевод тоже вольный – по немецки Fichte – ель или пихта, а у меня кедр. В оригинале также нет слов "могучая крона", а кедр растет на голой вершине, а не на склоне. И молчание пальмы я заменила тишиной.
=====
Ф. И .Тютчев (Из Гейне) С чужой стороны На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон его вьюга лелеет. Про юную пальму все снится ему, Что в дальных пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму Стоит и цветет, одинока... Лев Игнатьевич Уманец (1858/9—?):
На севере диком, на круче бесплодной Стоит одиноко сосна; Вся снегом одета в дремо;те холодной Как саваном белым она.
Ей снится, что чудная пальма Востока В далекой и знойной земле В тоске молчаливой стоит одиноко На солнцем палимой с
А.А. Фет: На севере дуб одинокий Стоит на пригорке крутом; Он дремлет, сурово покрытый И снежным, и льдяным ковром. Во сне ему видится пальма, В далекой восточной стране, В безмолвной, глубокой печали, Одна, на горячей скале.
Товий Хархур: На севере кедр одинокий Стоит на вершине нагой – Забылся, укутанный снегом, Закованный в креп ледяной. Он грезит о пальме далёкой, Что в крае, где солнце встаёт, В безмолвной тоске, одиноко На скалах горячих растёт.
И.П. Павлов: Незыблемо кедр одинокий стоит На Севере диком, суровом, На голой вершине, и чутко он спит Под инистым снежным покровом. И снится могучему кедру Она – Прекрасная пальма Востока, На знойном утесе, печали полна, И так же, как он, одинока.
***
З.Гиппиуc:
На cевере кедр одиноко На голой вершине раcтёт, Он cпит; одеялом белым Укрыл его cнег и лёд. Он видит cон о пальме, Что в дальней, воcточной земле Груcтит одиноко и молча На раcкалённой cкале.
*** П. Вейнберг
На cеверной, голой вершине Дуб одинокий cтоит; Он дремлет - и льдом, и cнегами, Как cаваном белым, покрыт. И бедному грезитcя пальма, Что в дальней, воcточной земле Нема, одиноко горюет На cолнцем cожжённой cкале.
*** Аполлон Николаевич Майков:
Инеем снежным, как ризой, покрыт, Кедр одинокий в пустыне стоит. Дремлет, могучий, под песнями вьюги, Дремлет и видит — на пламенном юге Стройная пальма растёт и, с тоской, Смотрит на север его ледяной.
Все эти переводы – вольные, поскольку оригинальное стихотворение относится к категории непереводимых.