kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "К. Г. Паустовский "Кот-ворюга""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка познакомит детей с произведением известного писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения по теме "К. Г. Паустовский "Кот-ворюга""»

  1. Орг. Момент

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Гостей всех поприветствуем-

Начнем скорей урок.

-Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Догадайтесь, о каком качестве говориться в стихотворении:

Слово это серьезное, главное, важное,

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались, что это? (ДОБРОТА) СЛАЙД 1



  1. Постановка темы и задач урока.

-Как вы понимаете значение этого слова? ( стремление помочь людям, не требуя за это благодарности, делать добро другим, отзываться не чужое горе)

- Какие литературные произведения о доброте мы уже читали? ( Мамин-Сибиряк «Подкидыш», «Постойко», Андреев «Кусака», Куприн «Барбос и Жулька» и т.д.)

СЛАЙД 2

- Посмотрите, пожалуйста на портрет К. Г. Паустовского. На прошлом уроке Алеша подготовил и рассказал нам биографию писателя, какие интересные факты вы запомнили? ( Родился в Москве, семья была склонная к занятиям искусства. Любили театр, игру не рояле. Детство прошло на Украине, учился в Киевском, а потом в Московском университете. Сменил много профессий, был путешественником, мечту осуществил и стал писателем. В годы войны работал военным корреспондентом, после войны писал рассказы, путешествовал, открыл для себя Мещерские места и город Тарусу).





СЛАЙД 3,4, 5

- Какой этап жизни показан на этих слайдах? (работа в годы ВОВ, Мещерские места, город Таруса)

СЛАЙД 6

-Посмотрите на эти иллюстрации. Что вы на них видите? (обложки книг Г.К. Паустовского).

-Узнаете их? Кто читал эти произведения?

-Что вы можете сказать о писателе по этим книгам? (любит природу, животных, добрый)

-Наш урок я начала со стихотворения о доброте, подумайте, можем ли мы отнести его к К.Г. Паустовскому? (да)

СЛАЙД 7

-Автор считал, что «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»

- Что имел ввиду автор? ( в каждом человеке есть любовь и доброта)



  1. Постановка проблемы ( тема и название произведения)

- Посмотрите на следующий слайд.

СЛАЙД 8

- Что вы заметили? ( кошки, коты, домашние и бездомные,

голодные, сытые, ухоженные, спокойные, довольные)

-Предположите, как называется произведение Паустовского с которым мы будем сегодня знакомиться? (Кот -ворюга)

СЛАЙД 9

-Рассказ называется «Кот- ворюга».

-Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? ( да, кот)

- Прочитайте группу слов. Что можно о них сказать? ( на доске вор, воришка, ворюга) ( они однокоренные, у них общее лексическое значение)

- Кто такой вор? ( тот кто крадет, берет чужое без разрешения)

- Воришка, ворюга? (тот, кто занимается мелкими кражами, так говорят презрительно о том, кто крадет)

- Что может произойти в рассказе с таким названием? ( кот ворует у людей рыбу, мясо и т.д.)



  1. Постановка цели и задач урока.

- Чем будем заниматься сегодня на уроке? (изучать произведение)

-Какие цели поставим перед собой при изучении произведения?

(1. Учиться определять литературный жанр;

2.Рассказывать о героях произведения и выражать свое отношение к ним;

3. Определять главную мысль произведения; (цель)

4. Уметь отличать добро от зла;

5. Учиться вдумчиво читать;

6. Находить в рассказе слова, которые помогают представить героев.)

- Молодцы! Давайте начнем знакомиться с этим рассказом. Послушаем его в исполнении Никиты Трифонова. Слушать будем по частям. (1 часть )

- Предположите, как могут развиваться события дальше?

- Продолжим слушать. (2 часть)

- Как вы думаете, что может дальше произойти с котом?

- Слушаем дальше. (3 часть)

- Подтвердились наши предположения?

- Послушайте заключительную часть рассказа. ( читаю я)

- Понравился рассказ?

5. Работа с текстом. Первичное восприятие.

- Какие чувства вызывает кот? ( мне жалко, а мне нет, т к он воровал)

-Какой литературный жанр этого произведения? (художественный рассказ)

- Какой это рассказ: веселый или грустный? (веселый)

- Можно сказать, что он юмористический? ( да, можно произведение, в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки, называется юмористический)

- Назовите героев этого рассказа? (кот, Ленька, автор, Рувим, куры и петух Горлач)

- От чьего имени ведется рассказ, кто нам рассказывает историю кота? (автор)

- Как автор называет кота? (бродяга, ворюга, бандит)

- Какую часть речи использует автор, для описания поступков? ( глаголы)

- Если бы мы прочитали только описание поступков, действий, можно ли было догадаться, что это совершил кот? (нет)

-С кем ассоциируются эти поступки? ( мы решили, что это мальчик-хулиган)

- Как называется этот литературный прием? ( Паустовский наделяет кота человеческими качествами, прием олицетворение)

5. Работа с текстом.

- Откройте учебники стр. 86

- Во время работы с этим рассказом нам встретятся новые слова. Познакомимся с ними.

СЛАЙД 10

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Прорва- название реки.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Плотица – небольшая пресноводная рыба.

Подполье- погреб под домом.

За шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.



- Давайте вспомним, с чего началась эта история. Прочитаем начало. ( стр. 86 чтение по абзацам 8 человек)

6. Работа по содержанию текста.

- Перечитайте 1 предложение. Почему так неожиданно начинается рассказ? (кот всем надоел)

-Что привело в отчаяние этих людей? (поступки кота)

- Какие поступки совершал кот? ( воровал рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл банку с червяками)

- Как обещали «потерпевшие» наказать кота? ( поклялись поймать и вздуть за бандитские проделки)

- Продолжим читать текст. ( 2 чел. до стр. 88)

- В этой части автор вводит в рассказ описание пейзажа и дома. Найдите его и прочитайте. (стр. 88 -1 абзац, стр. 87 -3 абзац)

- Похожа ли эта картина на описание которое мы прочитали?

СЛАЙД 11

- Есть ли связь между описанием дома и главным героем? ( дом заброшенный – кот никому не нужен)

- Когда вспоминали о доме? (только когда ложились спать)

- Когда вспоминали о коте? ( когда он досаждал)

- Продолжим читать текст. (по абзацам)

- Как себя чувствовал кот, когда его загнали под дом?

- Когда кота вытащили каким его увидели люди? ( жалкий, тощий, голодный)

- Какие предложения были о дальнейшей жизни кота?

- Почему люди прислушались к Леньке?

- Как Ленька поступил по отношению к коту? (защитил его)

- Каким стал кот, когда наевшийся вышел из чулана? ( довольный, доверчивый, веселый, добрый)

- Прочитай ( 1 человек) текст до конца.

- Что вы можете сказать о коте в последней части?

- Что стало причиной изменения характера? ( доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один у него есть хозяин)

7. Обобщение и систематизация знаний.

- А сейчас у нас творческая работа. Мы заранее разделились на 4 группы. 1 группа будет искать в тексте описание внешнего вида кота и ответит на вопрос, почему он так выглядит, какие чувства у вас вызывает? ( Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем, наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и стороже дома и сада).

2 группа. Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он их совершил? Какие чувства вызывают у вас поступки кота? ( Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет).

3 группа. Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. ( Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник)

4 группа. Найдет и подготовит выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.

- Молодцы!

8. Итог. Осмысление авторской идеи.

- Посмотрите на экран. Как вы думаете что нужно сделать? (Подобрать, что подходит к тексту)

СЛАЙД 12

  1. Надо накормить бездомных животных.

  2. Жадность и воровство всегда будут наказаны.

  3. Собака бывает кусачей, только от жизни собачей. (!)

  4. Мы в ответе за тех, кого приручили.

- Какую главную мысль хотел донести нам автор? ( изменила кота- доброта людей)

- В начале урока мы поставили перед собой цель и задачи. Вспомним их. (1. Учиться определять литературный жанр;

2.Рассказывать о героях произведения и выражать свое отношение к ним;

3. Определять главную мысль произведения; (цель)

4. Уметь отличать добро от зла;

5. Учиться вдумчиво читать;

6. Находить в рассказе слова, которые помогают представить героев.)

-Достигли мы главной цели? (да)

9. Выставление отметок за работу на уроке.

( оцениваются дети, активно работавшие во время урока)

10. Домашнее задание

- Творческое задание по желанию, нарисовать портрет кота, придумать рассказ от имени кота, как изменилась его жизнь после этого случая.

11. Рефлексия.

СЛАЙД 13

Сегодня я узнал……….

Мне понравилось……..

Урок дал мне для жизни…….

- У вас на партах лежат 3 полоски.

Если вам на уроке было комфортно и все понятно, поднимите зеленую полоску. Если на уроке немного затруднялись, не все поняли, то желтую полоску. Если на уроке было трудно, ничего не поняли, то красную полоску

1 группа

Найдите в тексте описание внешнего вида кота и ответьте на вопрос, почему кот так выглядит, какие чувства у вас вызывает?













2 группа

Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он их совершил? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?













3 группа

Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.













4 группа

Подготовьте выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.














Тест-игра «Самый внимательный читатель».


  1. Кот был:

а) серый                  б) белый                в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня                б) через неделю                в) через 2 недели

3. Хвост у кота был:

а) пушистый                  б) облезлый                в) грязный

4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц                 б) 2 месяца         в) 2 недели

5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб                  б) на тополь                 в) на берёзу

  1. Кот свалился с берёзы:

а) как камень                 б) как футбольный мяч                

7. Будил всех:

а) стук яблок                б) стон кота                в) ветер

8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня                б) карася                в) плотицу

9. Поесть давали коту:

а) сметану                 б) жареную свинину                в) творожники

10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:

а) на следующее утро        б) через день        в) через 2 дня




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новикова Светлана Александровна

Дата: 22.06.2016

Номер свидетельства: 335791


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства