Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения по теме "К. Г. Паустовский "Кот-ворюга""»
Орг. Момент
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Гостей всех поприветствуем-
Начнем скорей урок.
-Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Догадайтесь, о каком качестве говориться в стихотворении:
Слово это серьезное, главное, важное,
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважнее, чем лица красота.
Догадались, что это? (ДОБРОТА) СЛАЙД 1
Постановка темы и задач урока.
-Как вы понимаете значение этого слова? ( стремление помочь людям, не требуя за это благодарности, делать добро другим, отзываться не чужое горе)
- Какие литературные произведения о доброте мы уже читали? ( Мамин-Сибиряк «Подкидыш», «Постойко», Андреев «Кусака», Куприн «Барбос и Жулька» и т.д.)
СЛАЙД 2
- Посмотрите, пожалуйста на портрет К. Г. Паустовского. На прошлом уроке Алеша подготовил и рассказал нам биографию писателя, какие интересные факты вы запомнили? ( Родился в Москве, семья была склонная к занятиям искусства. Любили театр, игру не рояле. Детство прошло на Украине, учился в Киевском, а потом в Московском университете. Сменил много профессий, был путешественником, мечту осуществил и стал писателем. В годы войны работал военным корреспондентом, после войны писал рассказы, путешествовал, открыл для себя Мещерские места и город Тарусу).
СЛАЙД 3,4, 5
- Какой этап жизни показан на этих слайдах? (работа в годы ВОВ, Мещерские места, город Таруса)
СЛАЙД 6
-Посмотрите на эти иллюстрации. Что вы на них видите? (обложки книг Г.К. Паустовского).
-Узнаете их? Кто читал эти произведения?
-Что вы можете сказать о писателе по этим книгам? (любит природу, животных, добрый)
-Наш урок я начала со стихотворения о доброте, подумайте, можем ли мы отнести его к К.Г. Паустовскому? (да)
СЛАЙД 7
-Автор считал, что «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»
- Что имел ввиду автор? ( в каждом человеке есть любовь и доброта)
Постановка проблемы ( тема и название произведения)
- Посмотрите на следующий слайд.
СЛАЙД 8
- Что вы заметили? ( кошки, коты, домашние и бездомные,
голодные, сытые, ухоженные, спокойные, довольные)
-Предположите, как называется произведение Паустовского с которым мы будем сегодня знакомиться? (Кот -ворюга)
СЛАЙД 9
-Рассказ называется «Кот- ворюга».
-Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? ( да, кот)
- Прочитайте группу слов. Что можно о них сказать?( на доске вор, воришка, ворюга) ( они однокоренные, у них общее лексическое значение)
- Кто такой вор? ( тот кто крадет, берет чужое без разрешения)
- Воришка, ворюга? (тот, кто занимается мелкими кражами, так говорят презрительно о том, кто крадет)
- Что может произойти в рассказе с таким названием? ( кот ворует у людей рыбу, мясо и т.д.)
Постановка цели и задач урока.
- Чем будем заниматься сегодня на уроке? (изучать произведение)
-Какие цели поставим перед собой при изучении произведения?
(1. Учиться определять литературный жанр;
2.Рассказывать о героях произведения и выражать свое отношение к ним;
3. Определять главную мысль произведения; (цель)
4. Уметь отличать добро от зла;
5. Учиться вдумчиво читать;
6. Находить в рассказе слова, которые помогают представить героев.)
- Молодцы! Давайте начнем знакомиться с этим рассказом. Послушаем его в исполнении Никиты Трифонова. Слушать будем по частям. (1 часть )
- Предположите, как могут развиваться события дальше?
- Продолжим слушать. (2 часть)
-Как вы думаете, что может дальше произойти с котом?
- Слушаем дальше. (3 часть)
-Подтвердились наши предположения?
- Послушайте заключительную часть рассказа. ( читаю я)
- Понравился рассказ?
5. Работа с текстом. Первичное восприятие.
- Какие чувства вызывает кот? ( мне жалко, а мне нет, т к он воровал)
-Какой литературный жанр этого произведения? (художественный рассказ)
- Какой это рассказ: веселый или грустный? (веселый)
-Можно сказать, что он юмористический? ( да, можно произведение, в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки, называется юмористический)
-Назовите героев этого рассказа? (кот, Ленька, автор, Рувим, куры и петух Горлач)
- От чьего имени ведется рассказ, кто нам рассказывает историю кота? (автор)
-Как автор называет кота? (бродяга, ворюга, бандит)
-Какую часть речи использует автор, для описания поступков? ( глаголы)
- Если бы мы прочитали только описание поступков, действий, можно ли было догадаться, что это совершил кот? (нет)
-С кем ассоциируются эти поступки? ( мы решили, что это мальчик-хулиган)
- Как называется этот литературный прием? ( Паустовский наделяет кота человеческими качествами, прием олицетворение)
5. Работа с текстом.
- Откройте учебники стр. 86
- Во время работы с этим рассказом нам встретятся новые слова. Познакомимся с ними.
СЛАЙД 10
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
Прорва- название реки.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Плотица – небольшая пресноводная рыба.
Подполье- погреб под домом.
За шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
- Давайте вспомним, с чего началась эта история. Прочитаем начало. ( стр. 86 чтение по абзацам 8 человек)
6. Работа по содержанию текста.
- Перечитайте 1 предложение. Почему так неожиданно начинается рассказ? (кот всем надоел)
-Что привело в отчаяние этих людей? (поступки кота)
- Какие поступки совершал кот? ( воровал рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл банку с червяками)
- Как обещали «потерпевшие» наказать кота? ( поклялись поймать и вздуть за бандитские проделки)
- Продолжим читать текст. ( 2 чел. до стр. 88)
- В этой части автор вводит в рассказ описание пейзажа и дома. Найдите его и прочитайте. (стр. 88 -1 абзац, стр. 87 -3 абзац)
- Похожа ли эта картина на описание которое мы прочитали?
СЛАЙД 11
- Есть ли связь между описанием дома и главным героем? ( дом заброшенный – кот никому не нужен)
- Когда вспоминали о доме? (только когда ложились спать)
- Когда вспоминали о коте? ( когда он досаждал)
- Продолжим читать текст. (по абзацам)
- Как себя чувствовал кот, когда его загнали под дом?
- Когда кота вытащили каким его увидели люди? ( жалкий, тощий, голодный)
- Какие предложения были о дальнейшей жизни кота?
- Почему люди прислушались к Леньке?
- Как Ленька поступил по отношению к коту? (защитил его)
- Каким стал кот, когда наевшийся вышел из чулана? ( довольный, доверчивый, веселый, добрый)
- Прочитай ( 1 человек) текст до конца.
- Что вы можете сказать о коте в последней части?
- Что стало причиной изменения характера? ( доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один у него есть хозяин)
7. Обобщение и систематизация знаний.
- А сейчас у нас творческая работа. Мы заранее разделились на 4 группы. 1 группа будет искать в тексте описание внешнего вида кота и ответит на вопрос, почему он так выглядит, какие чувства у вас вызывает? ( Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем, наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и стороже дома и сада).
2 группа. Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он их совершил? Какие чувства вызывают у вас поступки кота? ( Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет).
4 группа. Найдет и подготовит выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.
- Молодцы!
8. Итог. Осмысление авторской идеи.
- Посмотрите на экран. Как вы думаете что нужно сделать? (Подобрать, что подходит к тексту)
СЛАЙД 12
Надо накормить бездомных животных.
Жадность и воровство всегда будут наказаны.
Собака бывает кусачей, только от жизни собачей. (!)
Мы в ответе за тех, кого приручили.
- Какую главную мысль хотел донести нам автор? ( изменила кота- доброта людей)
- В начале урока мы поставили перед собой цель и задачи. Вспомним их. (1. Учиться определять литературный жанр;
2.Рассказывать о героях произведения и выражать свое отношение к ним;
3. Определять главную мысль произведения; (цель)
4. Уметь отличать добро от зла;
5. Учиться вдумчиво читать;
6. Находить в рассказе слова, которые помогают представить героев.)
-Достигли мы главной цели? (да)
9. Выставление отметок за работу на уроке.
( оцениваются дети, активно работавшие во время урока)
10. Домашнее задание
- Творческое задание по желанию, нарисовать портрет кота, придумать рассказ от имени кота, как изменилась его жизнь после этого случая.
11. Рефлексия.
СЛАЙД 13
Сегодня я узнал……….
Мне понравилось……..
Урок дал мне для жизни…….
- У вас на партах лежат 3 полоски.
Если вам на уроке было комфортно и все понятно, поднимите зеленую полоску. Если на уроке немного затруднялись, не все поняли, то желтую полоску. Если на уроке было трудно, ничего не поняли, то красную полоску
1 группа
Найдите в тексте описание внешнего вида кота и ответьте на вопрос, почему кот так выглядит, какие чувства у вас вызывает?
2 группа
Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он их совершил? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?
3 группа
Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
4 группа
Подготовьте выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.
Тест-игра «Самый внимательный читатель».
Кот был:
а) серый б) белый в) рыжий
2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели
3. Хвост у кота был:
а) пушистый б) облезлый в) грязный
4. Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели
5. Кот полез с колбасой:
а) на дуб б) на тополь в) на берёзу
Кот свалился с берёзы:
а) как камень б) как футбольный мяч
7. Будил всех:
а) стук яблок б) стон кота в) ветер
8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:
а) окуня б) карася в) плотицу
9. Поесть давали коту:
а) сметану б) жареную свинину в) творожники
10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок: