kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "К. Г. Паустовский "Кот-ворюга""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка познакомит детей с произведением известного писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения по теме "К. Г. Паустовский "Кот-ворюга""»

  1. Орг. Момент

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Гостей всех поприветствуем-

Начнем скорей урок.

-Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Догадайтесь, о каком качестве говориться в стихотворении:

Слово это серьезное, главное, важное,

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались, что это? (ДОБРОТА) СЛАЙД 1



  1. Постановка темы и задач урока.

-Как вы понимаете значение этого слова? ( стремление помочь людям, не требуя за это благодарности, делать добро другим, отзываться не чужое горе)

- Какие литературные произведения о доброте мы уже читали? ( Мамин-Сибиряк «Подкидыш», «Постойко», Андреев «Кусака», Куприн «Барбос и Жулька» и т.д.)

СЛАЙД 2

- Посмотрите, пожалуйста на портрет К. Г. Паустовского. На прошлом уроке Алеша подготовил и рассказал нам биографию писателя, какие интересные факты вы запомнили? ( Родился в Москве, семья была склонная к занятиям искусства. Любили театр, игру не рояле. Детство прошло на Украине, учился в Киевском, а потом в Московском университете. Сменил много профессий, был путешественником, мечту осуществил и стал писателем. В годы войны работал военным корреспондентом, после войны писал рассказы, путешествовал, открыл для себя Мещерские места и город Тарусу).





СЛАЙД 3,4, 5

- Какой этап жизни показан на этих слайдах? (работа в годы ВОВ, Мещерские места, город Таруса)

СЛАЙД 6

-Посмотрите на эти иллюстрации. Что вы на них видите? (обложки книг Г.К. Паустовского).

-Узнаете их? Кто читал эти произведения?

-Что вы можете сказать о писателе по этим книгам? (любит природу, животных, добрый)

-Наш урок я начала со стихотворения о доброте, подумайте, можем ли мы отнести его к К.Г. Паустовскому? (да)

СЛАЙД 7

-Автор считал, что «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»

- Что имел ввиду автор? ( в каждом человеке есть любовь и доброта)



  1. Постановка проблемы ( тема и название произведения)

- Посмотрите на следующий слайд.

СЛАЙД 8

- Что вы заметили? ( кошки, коты, домашние и бездомные,

голодные, сытые, ухоженные, спокойные, довольные)

-Предположите, как называется произведение Паустовского с которым мы будем сегодня знакомиться? (Кот -ворюга)

СЛАЙД 9

-Рассказ называется «Кот- ворюга».

-Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? ( да, кот)

- Прочитайте группу слов. Что можно о них сказать? ( на доске вор, воришка, ворюга) ( они однокоренные, у них общее лексическое значение)

- Кто такой вор? ( тот кто крадет, берет чужое без разрешения)

- Воришка, ворюга? (тот, кто занимается мелкими кражами, так говорят презрительно о том, кто крадет)

- Что может произойти в рассказе с таким названием? ( кот ворует у людей рыбу, мясо и т.д.)



  1. Постановка цели и задач урока.

- Чем будем заниматься сегодня на уроке? (изучать произведение)

-Какие цели поставим перед собой при изучении произведения?

(1. Учиться определять литературный жанр;

2.Рассказывать о героях произведения и выражать свое отношение к ним;

3. Определять главную мысль произведения; (цель)

4. Уметь отличать добро от зла;

5. Учиться вдумчиво читать;

6. Находить в рассказе слова, которые помогают представить героев.)

- Молодцы! Давайте начнем знакомиться с этим рассказом. Послушаем его в исполнении Никиты Трифонова. Слушать будем по частям. (1 часть )

- Предположите, как могут развиваться события дальше?

- Продолжим слушать. (2 часть)

- Как вы думаете, что может дальше произойти с котом?

- Слушаем дальше. (3 часть)

- Подтвердились наши предположения?

- Послушайте заключительную часть рассказа. ( читаю я)

- Понравился рассказ?

5. Работа с текстом. Первичное восприятие.

- Какие чувства вызывает кот? ( мне жалко, а мне нет, т к он воровал)

-Какой литературный жанр этого произведения? (художественный рассказ)

- Какой это рассказ: веселый или грустный? (веселый)

- Можно сказать, что он юмористический? ( да, можно произведение, в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки, называется юмористический)

- Назовите героев этого рассказа? (кот, Ленька, автор, Рувим, куры и петух Горлач)

- От чьего имени ведется рассказ, кто нам рассказывает историю кота? (автор)

- Как автор называет кота? (бродяга, ворюга, бандит)

- Какую часть речи использует автор, для описания поступков? ( глаголы)

- Если бы мы прочитали только описание поступков, действий, можно ли было догадаться, что это совершил кот? (нет)

-С кем ассоциируются эти поступки? ( мы решили, что это мальчик-хулиган)

- Как называется этот литературный прием? ( Паустовский наделяет кота человеческими качествами, прием олицетворение)

5. Работа с текстом.

- Откройте учебники стр. 86

- Во время работы с этим рассказом нам встретятся новые слова. Познакомимся с ними.

СЛАЙД 10

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Прорва- название реки.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Плотица – небольшая пресноводная рыба.

Подполье- погреб под домом.

За шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.



- Давайте вспомним, с чего началась эта история. Прочитаем начало. ( стр. 86 чтение по абзацам 8 человек)

6. Работа по содержанию текста.

- Перечитайте 1 предложение. Почему так неожиданно начинается рассказ? (кот всем надоел)

-Что привело в отчаяние этих людей? (поступки кота)

- Какие поступки совершал кот? ( воровал рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл банку с червяками)

- Как обещали «потерпевшие» наказать кота? ( поклялись поймать и вздуть за бандитские проделки)

- Продолжим читать текст. ( 2 чел. до стр. 88)

- В этой части автор вводит в рассказ описание пейзажа и дома. Найдите его и прочитайте. (стр. 88 -1 абзац, стр. 87 -3 абзац)

- Похожа ли эта картина на описание которое мы прочитали?

СЛАЙД 11

- Есть ли связь между описанием дома и главным героем? ( дом заброшенный – кот никому не нужен)

- Когда вспоминали о доме? (только когда ложились спать)

- Когда вспоминали о коте? ( когда он досаждал)

- Продолжим читать текст. (по абзацам)

- Как себя чувствовал кот, когда его загнали под дом?

- Когда кота вытащили каким его увидели люди? ( жалкий, тощий, голодный)

- Какие предложения были о дальнейшей жизни кота?

- Почему люди прислушались к Леньке?

- Как Ленька поступил по отношению к коту? (защитил его)

- Каким стал кот, когда наевшийся вышел из чулана? ( довольный, доверчивый, веселый, добрый)

- Прочитай ( 1 человек) текст до конца.

- Что вы можете сказать о коте в последней части?

- Что стало причиной изменения характера? ( доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один у него есть хозяин)

7. Обобщение и систематизация знаний.

- А сейчас у нас творческая работа. Мы заранее разделились на 4 группы. 1 группа будет искать в тексте описание внешнего вида кота и ответит на вопрос, почему он так выглядит, какие чувства у вас вызывает? ( Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем, наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и стороже дома и сада).

2 группа. Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он их совершил? Какие чувства вызывают у вас поступки кота? ( Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет).

3 группа. Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. ( Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник)

4 группа. Найдет и подготовит выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.

- Молодцы!

8. Итог. Осмысление авторской идеи.

- Посмотрите на экран. Как вы думаете что нужно сделать? (Подобрать, что подходит к тексту)

СЛАЙД 12

  1. Надо накормить бездомных животных.

  2. Жадность и воровство всегда будут наказаны.

  3. Собака бывает кусачей, только от жизни собачей. (!)

  4. Мы в ответе за тех, кого приручили.

- Какую главную мысль хотел донести нам автор? ( изменила кота- доброта людей)

- В начале урока мы поставили перед собой цель и задачи. Вспомним их. (1. Учиться определять литературный жанр;

2.Рассказывать о героях произведения и выражать свое отношение к ним;

3. Определять главную мысль произведения; (цель)

4. Уметь отличать добро от зла;

5. Учиться вдумчиво читать;

6. Находить в рассказе слова, которые помогают представить героев.)

-Достигли мы главной цели? (да)

9. Выставление отметок за работу на уроке.

( оцениваются дети, активно работавшие во время урока)

10. Домашнее задание

- Творческое задание по желанию, нарисовать портрет кота, придумать рассказ от имени кота, как изменилась его жизнь после этого случая.

11. Рефлексия.

СЛАЙД 13

Сегодня я узнал……….

Мне понравилось……..

Урок дал мне для жизни…….

- У вас на партах лежат 3 полоски.

Если вам на уроке было комфортно и все понятно, поднимите зеленую полоску. Если на уроке немного затруднялись, не все поняли, то желтую полоску. Если на уроке было трудно, ничего не поняли, то красную полоску

1 группа

Найдите в тексте описание внешнего вида кота и ответьте на вопрос, почему кот так выглядит, какие чувства у вас вызывает?













2 группа

Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он их совершил? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?













3 группа

Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.













4 группа

Подготовьте выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.














Тест-игра «Самый внимательный читатель».


  1. Кот был:

а) серый                  б) белый                в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня                б) через неделю                в) через 2 недели

3. Хвост у кота был:

а) пушистый                  б) облезлый                в) грязный

4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц                 б) 2 месяца         в) 2 недели

5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб                  б) на тополь                 в) на берёзу

  1. Кот свалился с берёзы:

а) как камень                 б) как футбольный мяч                

7. Будил всех:

а) стук яблок                б) стон кота                в) ветер

8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня                б) карася                в) плотицу

9. Поесть давали коту:

а) сметану                 б) жареную свинину                в) творожники

10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:

а) на следующее утро        б) через день        в) через 2 дня




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новикова Светлана Александровна

Дата: 22.06.2016

Номер свидетельства: 335791


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства