kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка интегрированного урока "Ангел по имени Мама, или Образ матери в литературе, в музыке и в живописи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичская разработка  урока в 6 классе на тему «Ангел по имени Мама, или Образ матери в литературе, в музыке и в живописи".

Цель и задачи урока:

  • раскрыть образ матери через произведения литературы, музыки и живописи;

  • расширить кругозор учащихся;

  • воспитывать уважение к матери

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока "Ангел по имени Мама, или Образ матери в литературе, в музыке и в живописи".»

Интегрированный урок на тему: «Ангел по имени Мама, или Образ матери в литературе, в музыке и в живописи.

Цель и задачи урока:

  • раскрыть образ матери через произведения литературы, музыки и живописи;

  • расширить кругозор учащихся;

  • воспитывать уважение к матери


Оборудование: презентация по теме урока, раздаточный материал


I. Организационный момент.

- Здравствуйте, сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут И.Н.

- О чем мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами после просмотра видеоролика. Будьте внимательны.



II.Введение в тему урока

  1. Видеоролик «Притча о матери», учитель озвучивает текст (5 мин)

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

- Говорят, завтра меня посылают на землю. Как же я там буду жить? Ведь я так мал и беззащитен.

Бог ответил:

- Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя... и заботиться о тебе…

Ребенок задумался, а затем сказал снова:

- Здесь, на небесах, я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья?

Бог ответил:

- Твой ангел будет петь тебе и улыбаться для тебя… Ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив…

-О! как пойму я его, ведь я не знаю его языка?…- спросил ребенок, пристально глядя на бога.

- Ангел будет учить тебя своему языку, - ответил бог.

- А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?

Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:

- Твой Ангел сложит твои руки вместе и научит молиться…

Затем ребенок спросил:

- Я слышал, на земле есть зло, кто защитит меня?

- Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью…

- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…

- Твой Ангел расскажет тебе обо мне всё и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.

В этот момент с Земли стали доноситься голоса и ребенок в спешке спросил:

- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?

- Его имя не имеет значения ......ты будешь называть его MAMA...


Анализ видеоролика

- О чем идет речь в этом ролике?

- О чем беспокоился ребенок?

- Что ответил бог на вопросы ребенка?

- Такие чувства переполняют человека, когда говорим о МАМЕ.

- Как вы думаете, чему же будет посвящен сегодняшний наш урок?







III. Работа над новым материалом.

  1. Беседа (3мин).

- Сегодняшний урок мы посвятим нашим дорогим мамам.

- Кого мы называем мамой? Что значит это слово?


Значение слова Мама по словарю Ушакова:
МАМА мамы, ж. 1. мать (разг.; употр. обычно при обращении детей к матери). Мама, пойдем гулять!


Значение слова Мать по словарю Ушакова

1. Женщина по отношению к ее детям. Он лишился матери с малолетства. Она рано стала матерью.

2. Самка по отношению к ее детенышам. Котенок весь в мать.

3. перен. То, что является источником, давшим жизнь кому-чему-н., Родина-мать! я душою смирился, любящим сыном к тебе воротился. Некрасов.

4. Обращение к пожилой женщине (простореч.). О чем вздыхаешь, мать моя? Тургенев.

5. Обращение, присоединяемое к имени или званию монахини (церк.). Мать игуменья. Крёстная мать.




- Попробуйте на минутку закрыть глаза, вспомните свою маму. А теперь ласково произнесите слово «мама». Что вы почувствовали? Почувствовали, как на душе стало теплее? Как вы думаете, почему?

- Какие слова вы используете, при обращении к вашим мамам? Как вы называете ее? Перечислите их (маменька, мамонька, мамочка, матушка, родительница: мамуня, мамуся, мамусь или мамысь, Мама или мамка, мамушка кормилица)



2. Работа с пословицами (5 мин)

Про матерей очень много пословиц, некоторые из них перед вами, но они немного искажены. Ваша задача исправить их.


Найдите вторую часть пословицы.

  1. Нет милее дружка,

  2. При солнышке светло,

  3. Птица рада весне,

  4. Матушкин гнев – что весенний снег:

  5. Природа-мать –

  6. Одна у человека родная мать,

  7. Мать кормит детей,

  8. Без отца - полсироты,

чем родная матушка

при матери добро.

а младенец – матери.

много его выпадает, да скоро тает.

начало всех начал.

одна у него и Родина.

как земля людей.

а без матери - и вся сирота.










3. Работа со стихотворением Сергея Есенина «Письмо матери» (Прослушивание)

- Тема материнства испокон веков волновала поэтов и писателей наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности.


- А как восхитительно воспел женщину-мать Сергей Есенин! Его стихи проникнуты любовью и нежностью. Сегодня мы с вами познакомимся с его стихотворением «Письмо матери». Но сначала давайте скажем, что такое письмо?


- Кто-нибудь из вас писал письмо?

- Значит, вы знаете правила написания писем.

- Ребята, как вы думаете, зачем пишут письма?

- Почему в наше время письма являются ценностью?

- Какие виды писем вы знаете? Как нужно писать письма.

Алгоритм написания письма

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте…

2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Подпись. Дата.

Теперь внимательно послушайте стихотворение Сергея Есенина и постарайтесь описать мать поэта. Какой представляется она вам?


Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила
шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.



Доп.информация Шушун — женская верхняя короткополая одежда или кофта. Была распространена в северорусских и отчасти среднерусских областях Российской империи. Шилась из сукна, холста и других материалов с перехватом в талии, иногда на сборах сзади.

Мать - Татьяна Фёдоровна Есенина, в девичестве Титова (1875 - 1955).


4. Мини-сочинение «Письмо маме»

Напишите письмо своей матери, в котором покажите свои чувства к ней. Несколько писем читаем вслух.


5. Исполнение «Песенки мамонтенка» под караоке». Физкультминутка

А теперь немножко отдохнем, исполним «Песенку мамонтенка»

6. Работа с картиной Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Просмотр видеоролика. (5 мин)

- Тема материнства – одна из древнейших тем в мировой культуре. К образу Богоматери многократно обращались самые разные художники и композиторы.


Всмотритесь в картину итальянского художника Рафаэля Санти, созданную в 1512-1513г.г и постарайтесь ответить на вопросы.

Поможет вам молитва “Аве Мария” (что значит “Славься, Мария”) австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.



Опорные вопросы (раздаточный материал)

Кто изображен на картине?

Кто склонился перед матерью с ребенком?

Как зовут мать?

Как зовут младенца?

Какие краски использует художник?

Какого цвета больше?

Какой представлена здесь мать? Охарактеризуйте.


Доп. информация. В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги.

Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

Взгляд Марии трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, есть ощущение тревоги. Она словно предвидит трагическую участь ее сына и одновременно готова принести его в жертву. Младенец Христос, изображен серьезным и прозорливым.

Сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем — ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям.


7. Беседа

Какой праздник, посвященный матерям, сейчас приближается?

Когда начали его справлять?


IV. Домашнее задание.

Напишите сочинение «Моя мама одна такая»











V. Подведение итогов урока

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

Кто пришел ко мне с yтpа?
Кто сказал: «Вставать поpа»?
Мамочка.

Кашy кто yспел сваpить?
Мамочка.
Чаю — в пиалy налить?
Мамочка.

Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.

Кто цветов в садy наpвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.

Кто pебячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лyчше всех?
Мамочка.

Песня «Мама — первое слово…» (Автор песни: Энтин Ю., композитор: Буржоа Жерар)

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - если случится вдруг
В доме вашем горе-беда,
Мама - самый лучший, надежный друг -
Будет с вами рядом всегда.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь,
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты -
Как и прежде, милый малыш.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.



Берегите матерей, берегите...
Лаской, нежностью сполна одарите.
Резким словом, сгоряча, не гневите.
А почаще - о любви им говорите.

Сердце матери - теплом отогрейте,
Добрых слов, вы для нее - не жалейте.
Чтоб жила она в тепле, бед не знала.
И от ваших резких слов не страдала.

Подарите счастье ей, подарите…
По душам, почаще с ней говорите.
Уходить вы от нее не спешите,
И заботою сполна окружите.

Зла, обиды на душе не держите.
Ведь хотела же как лучше - вы поймите!
Руку помощи в беде протяните.
И за все, за все спасибо говорите…



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Петрова Ирина Николаевна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284593


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства