kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Вступительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вступительный урок по рассказу И.С.Тургенева Муму»


МБОУ «Мананинская СОШ им. С.И.Тимофеева-Кустуктаанап»

Муниципальный район «Горный улус»

Республики Саха (Якутия)





Методическая разработка

«Вступительный урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму»


Чемезова И.И.,

учитель русского языка и литературы

















2016 г.

В программе 5 класса одним из сложных произведений является рассказ «Муму». Учащиеся жалеют Муму, а некоторые ребята осуждают Герасима за то что он утопил собачку, хотя они восхищаются трудолюбием и силой глухонемого дворника. Ребята должны видеть в образе Герасима красоту, здоровье, ум и доброе сердце. Сложность данного произведения в том, что ребята должны видеть в Герасиме символ крепостной России. Поэтому на первом уроке нужно вести беседу о крепостном праве.


Цели урока:

1)Образовательные:

- познакомить с детством и литературным творчеством Тургенева;

- познакомить с историей создания рассказа «Муму»;

- рассмотреть героев и их поступки (образ барыни и Герасима, образ

Татьяны и Герасима);

2)Развивающие:

- формировать умения анализировать текст художественного

произведения;

- развивать умения выразить свои мысли, оценить поступки героев;

- учить сжато излагать повествовательный текст;

3)Воспитательные:

- воспитывать общечеловеческие ценности;

- умение работать в группе.

Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, словарики, составленные учителем, текст рассказа, иллюстрации о писателе.







Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания. Сообщения 2 учащихся.

(1 ученик о детстве Тургенева, 2 ученик о начале литературного творчества И.С.Тургенева)

3.Слово учителя. Историко-культурный контекст рассказа.

а) о крепостном праве. Все население России делилось на несколько групп. Это дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьяне. Из них привилегированными сословиями считались дворянство и духовенство. Дворянство и духовенство считались привилегированными

сословиями. В России более половины крестьянского населения было крепостным.

б) о крепостных крестьянах. « У Спаса на Песках на Арбате в 8-й части,

№28 продается мальчик 10 лет». 100 с небольшим лет назад такое

объявление никого не могло особенно удивить. Тогда в России из каждых

десяти жителей были рабами – крепостными крестьянами. Помещик был

их полновластным хозяином. Их меняли на породистых собак, продавали

целыми деревнями или поодиночке, разбивая семьи. Помещик мог

высечь крепостного крестьянина розгами, заковать в кандалы, отправить в

ссылку в Сибирь. Закон разрешал помещику все это делать. Крестьяне

должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать

ему часть заработанных денег (оброк).

- к какому сословию принадлежал И.С.Тургенев?

в) история создания рассказа «Муму»

В основу рассказа «Муму» легла реальная история. В 1852 году умирает

Н.В.Гоголь. Тургенев несмотря на запреты власти написал статью в

«Московских ведомостях». За это Тургенева посадили под арест. И он

жил по соседству с камерой, где секли крепостных слуг. Хлест розог,

крики крестьян вызывали у писателя детские воспоминания. В таких

условиях был написан рассказ «Муму».

Сегодня по ходу урока вы встретитесь с незнакомыми словами. У каждого

на столе лежит словарик. Обращайтесь к нему.

  1. Выразительное чтение первой части рассказа «Муму»

  2. Анализ прочитанного

- Итак, как выглядит дом барыни? ( в одной из отдаленных улиц Москвы , в сером доме с белыми колоннами , антресолью и покривившимся балконом)

- Нарисуйте портрет барыни ( Старая женщина в белом чепце, возможно,

с пенсне)

- Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? ( Вдова, окруженная… до чернее тучи)

- Как вы понимаете, значение выражения «День её, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер её был чернее ночи»?»

- Кто в этом рассказе является главным героем? ( Герасим)

- Как описывает автор Герасима? Ответы подтверждайте цитатами

- Как Герасим попал в Москву?

- Как работал?

- Как Герасим воспринимал новое житье?

- Найдите сравнения в работе Герасима, и в его ощущениях по воле, и на кого он похож?

5. Подведение итогов и рефлексия

- Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме?

- Каким человеком он был?

6. Домашнее задание Рассказ о Герасиме от имени барыни. Чтение 2 части рассказа.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка "Вступительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Автор: Чемезова Ирина Ивановна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406455


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства