kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Вступительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вступительный урок по рассказу И.С.Тургенева Муму»


МБОУ «Мананинская СОШ им. С.И.Тимофеева-Кустуктаанап»

Муниципальный район «Горный улус»

Республики Саха (Якутия)





Методическая разработка

«Вступительный урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму»


Чемезова И.И.,

учитель русского языка и литературы

















2016 г.

В программе 5 класса одним из сложных произведений является рассказ «Муму». Учащиеся жалеют Муму, а некоторые ребята осуждают Герасима за то что он утопил собачку, хотя они восхищаются трудолюбием и силой глухонемого дворника. Ребята должны видеть в образе Герасима красоту, здоровье, ум и доброе сердце. Сложность данного произведения в том, что ребята должны видеть в Герасиме символ крепостной России. Поэтому на первом уроке нужно вести беседу о крепостном праве.


Цели урока:

1)Образовательные:

- познакомить с детством и литературным творчеством Тургенева;

- познакомить с историей создания рассказа «Муму»;

- рассмотреть героев и их поступки (образ барыни и Герасима, образ

Татьяны и Герасима);

2)Развивающие:

- формировать умения анализировать текст художественного

произведения;

- развивать умения выразить свои мысли, оценить поступки героев;

- учить сжато излагать повествовательный текст;

3)Воспитательные:

- воспитывать общечеловеческие ценности;

- умение работать в группе.

Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, словарики, составленные учителем, текст рассказа, иллюстрации о писателе.







Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания. Сообщения 2 учащихся.

(1 ученик о детстве Тургенева, 2 ученик о начале литературного творчества И.С.Тургенева)

3.Слово учителя. Историко-культурный контекст рассказа.

а) о крепостном праве. Все население России делилось на несколько групп. Это дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьяне. Из них привилегированными сословиями считались дворянство и духовенство. Дворянство и духовенство считались привилегированными

сословиями. В России более половины крестьянского населения было крепостным.

б) о крепостных крестьянах. « У Спаса на Песках на Арбате в 8-й части,

№28 продается мальчик 10 лет». 100 с небольшим лет назад такое

объявление никого не могло особенно удивить. Тогда в России из каждых

десяти жителей были рабами – крепостными крестьянами. Помещик был

их полновластным хозяином. Их меняли на породистых собак, продавали

целыми деревнями или поодиночке, разбивая семьи. Помещик мог

высечь крепостного крестьянина розгами, заковать в кандалы, отправить в

ссылку в Сибирь. Закон разрешал помещику все это делать. Крестьяне

должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать

ему часть заработанных денег (оброк).

- к какому сословию принадлежал И.С.Тургенев?

в) история создания рассказа «Муму»

В основу рассказа «Муму» легла реальная история. В 1852 году умирает

Н.В.Гоголь. Тургенев несмотря на запреты власти написал статью в

«Московских ведомостях». За это Тургенева посадили под арест. И он

жил по соседству с камерой, где секли крепостных слуг. Хлест розог,

крики крестьян вызывали у писателя детские воспоминания. В таких

условиях был написан рассказ «Муму».

Сегодня по ходу урока вы встретитесь с незнакомыми словами. У каждого

на столе лежит словарик. Обращайтесь к нему.

  1. Выразительное чтение первой части рассказа «Муму»

  2. Анализ прочитанного

- Итак, как выглядит дом барыни? ( в одной из отдаленных улиц Москвы , в сером доме с белыми колоннами , антресолью и покривившимся балконом)

- Нарисуйте портрет барыни ( Старая женщина в белом чепце, возможно,

с пенсне)

- Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? ( Вдова, окруженная… до чернее тучи)

- Как вы понимаете, значение выражения «День её, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер её был чернее ночи»?»

- Кто в этом рассказе является главным героем? ( Герасим)

- Как описывает автор Герасима? Ответы подтверждайте цитатами

- Как Герасим попал в Москву?

- Как работал?

- Как Герасим воспринимал новое житье?

- Найдите сравнения в работе Герасима, и в его ощущениях по воле, и на кого он похож?

5. Подведение итогов и рефлексия

- Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме?

- Каким человеком он был?

6. Домашнее задание Рассказ о Герасиме от имени барыни. Чтение 2 части рассказа.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка "Вступительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Автор: Чемезова Ирина Ивановна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406455


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства