Методическая разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: УНТ. Былина о Садко, Богатом Госте.
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: УНТ. Былина о Садко, Богатом Госте.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра; познакомить с народным идеалом, воплощенном в фольклоре; эстетическое и патриотическое воспитание; развитие речи учащихся.
Технологии урока: диалоговый метод, создание проблемной ситуации; эврестическая подача материала; арт-терапия; здоровьесбережение; интегрированное изучение материала.
Оборудование урока: презентации; фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко», репродукция картины Репина «Садко на дне морском», фрагмент фильма А. Птушко «Садко».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: УНТ. Былина о Садко, Богатом Госте.»
муниципальное общеобразовательное учреждение
"Лицей № 4 Красноармейского района Волгограда"
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе.
Тема: УНТ. Былина о Садко, Богатом Госте.
Составила : Дедова Оксана Петровна,
учитель русского языка и литературы
Волгоград-2017
Тип урока: комбинированный
Цель урока: дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра; познакомить с народным идеалом, воплощенном в фольклоре; эстетическое и патриотическое воспитание; развитие речи учащихся.
Технологии урока: диалоговый метод, создание проблемной ситуации; эврестическая подача материала; арт-терапия; здоровьесбережение; интегрированное изучение материала.
Оборудование урока: презентации; фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко», репродукция картины Репина «Садко на дне морском», фрагмент фильма А. Птушко «Садко».
Ход урока (план-схема).
Вступительное слово учителя.
Логическая связь с прошлым уроком. Отдельные замечания о роли УНТ. Формирование целеполагания.
Блиц-опрос по теме «Былина»
Диагностика усвоения знаний по теме. Умение охарактеризовать былину с точки зрения жанровых признаков; указывать особенности былинных героев.
Сообщение «Онежские былины»
Сообщение дополнительной информации, расширяющей общие представления об истории и культуре России; связь изучаемого материала с историческим и культурным развитием страны.
Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.
Составление сравнительной характеристики образов двух персонажей былин; обучение сопоставительному анализу; пересказ фрагментов текста.
Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.
Знакомство с образом Садко в музыке, живописи, кинематографе; сравнение своих впечатлений с разными интерпретациями образа.
Подведем итоги.
Выводы о характере былинных образов; определение идейного содержания изученных произведений; установление актуальности произведений.
Домашнее задание.
Дифференцированное задание для самостоятельной подготовки.
Технологическая карта урока.
Этап урока
Действия учителя
Действия ученика
УУД
Вводный
Вступительное слово. Постановка целей и задач, озвучивание регламента урока.
Эвристическая беседа по изучаемому материалу; объяснение формы выполнения; сопровождение выполнения задания.
Выполнение сравнительной характеристики образов; поисковая работа с текстом; частичный пересказ.
Индивидуально-групповая работа.
Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД
Сюжет былины «Садко» в других видах искусства
Ознакомление учащихся с интерпретациями былины «Садко» в музыке, живописи и кинематографе; вопросы к обсуждению восприятия и трактовки аудиовизуальных образов.
Арт-терапия. Трактовка аудиовизуальных образов, связь их с изучаемым произведением. Саморегуляция.
Наводящие вопросы к формулированию выводов по теме.
Формулирование выводов. Рефлексия
регулятив-ные, личностные УУД
Домашнее задание
Комментарий к выполнению домашнего задания.
Ознакомительное слушание.
регулятив-ные, личностные УУД
Конспект урока.
Вступительное слово учителя:
Ребята, на прошлом уроке мы начали разговор об одном из жанров УНТ, о былине, и побеседовали о новгородской былиной «Вольга и Микула Селянинович». Сегодня мы продолжим наше знакомство с этим замечательным жанром, увидим, как историческое развитие страны отразилось в устном творчестве её народа, сравним разные образы былин и подведем итоги, сформулировав общую идею былинных циклов.
Блиц-опрос
Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.
Что такое былина? Дайте определение жанра. (Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)
Кто является главным героем былины? (Богатырь или народный герой)
Кто такой богатырь? (Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)
В каких княжествах были распространены былины? (Новгородское, Киевское, Московское и др.)
Назовите былинных богатырей этих княжеств?(Новгородское: Вольга Святославич, Микула Селянинович; Киевское: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
Почему былинные герои наделены внешней красотой? О чем это свидетельствует?
(Внешняя красота – отражение внутренней красоты и силы)
Чем былина отличается от народной сказки? (Герои былины играют важную историческую роль; в сказке герои отражают абстрактное противостояние добра и зла; сказка носит поучительный и развлекательный характер; былина прославляет героев-богатырей)
Сообщение «Онежские былины»
Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»
Сегодня на уроке мы совершим краткое путешествие по следам фольклорной экспедиции Гильфердинга в Олонецкую губернию. И поможет нам в этом… (ученик, заранее получивший задание, выступает с сообщение*)
Пример сообщения.
В середине XIX века в истории собирания русского фольклора произошло знаменательное событие: высланный в 1859 году за политическую деятельность в Петрозаводск П.Н. Рыбников открыл сокровища народного эпоса на Русском севере – в Олонецкой губернии.
Олонецкая губерния — одна из северных губерний Европейской Росси. Граничит с севера и северо-востока с Архангельской губернией, с юго-востока — с Вологодской, с юга — с Новгородской и С.-Петербургской, с запада — с Ладожским озером и Великим Княжеством Финляндским. Площадь губернии, по Стрельбицкому, 130719 кв. верст или 2702 кв. км. По пространству Олонецкая губерния занимает в Европейской России 4 место (после Архангельской, Вологодской и Пермской).
До новейшего времени население Обонежья сохранило богатую народную поэзию, особенно эпическую. В Олонецком крае собраны былины Рыбниковым и Гильфердингом, причитания — Е. В. Барсовым. Из 400 былин киевского цикла — 300 записаны в Олонецкой губернии; былины о Микуле Селяниновиче сохранились только здесь.
В течение нескольких лет Рыбников объехал огромную территорию и записал большое количество былин и других произведений устной народной поэзии. В 1861–1867 годах вышло в свет четырехтомное издание «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым».
По следам Рыбникова в апреле 1871 года в Олонецкую губернию отправился ученый-славист Александр Федорович Гильфердинг. Причиной, побудившей ученого побудившей ученого отправиться в дальнюю экспедицию, были распространившиеся в обществе сомнения в достоверности народного происхождения опубликованных Рыбниковым текстов и искреннее желание исследователя «желание послушать хоть одного» из здешних «замечательных рапсодов». Гильфердинг писал: «Мне давно хотелось побывать на нашем Севере, чтобы составить себе понятие о его населении, которое до сих пор живет в эпохе первобытной борьбы с невзгодами враждебной природы. В особенности манило меня в Олонецкую губернию желание послушать хоть одного из тех замечательных рапсодов, каких здесь нашел П.Н. Рыбников».
А уже после экспедиции ученый-фольклорист признается: «Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и житейским смыслом я не видывал…» Интересна крестьянская община, отличающаяся от среднерусской, и артель. Уцелели такие обычаи, как увод невест и еда всем обществом в Ильин день мяса быков и баранов. Много преданий и суеверий. Население живет в больших двухэтажных избах, по большей части зажиточнее и чище, чем в средней России.
«Я, располагающий только двумя месяцами, вовсе не рассчитывал вначале на возможность сколько-нибудь существенно дополнить [сборник Рыбникова], а хотел только удовлетворить личному любопытству, знакомством с некоторыми сказителями. Между тем счастливый случай скоро заставил меня из туриста превратиться в собирателя», - пишет Гильфердинг. За два месяца он прослушал 70 певцов и записал 318 былин (рукопись составила более 2000 страниц). Готовя материалы к публикации, Гильфердинг впервые применил метод воспроизведения былин в соответствии с репертуарами сказителей, предпосылая этим собраниям подробные биографические справки.
Работа, проделанная ученым-путешественником, имела колоссальное значение не только для фольклористов, но и для всей русской культуры в целом.
Благодаря работе Гильфердинга состоялось общественное и официальное признание талантов из народной среды, пришло высокое понимание ценности эпического творчества для истории народной художественной культуры, стала общепринятой достоверность и беспристрастность в отборе фактов, было представлено богатство материала, «освещающего многое новым светом, чисто народным».
Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.
Среди былин, записанных Гильфердингом, были не только былины о богатырях, но и былины о народных героях, среди которых есть и былина о Садко. Такие произведения возникают значительно позже былин о богатырях, и связано это с историческим развитием общества и изменениями в укладе жизни людей тех далеких от нас времен. Что же это за изменения? Попробуем разобраться, проведя сопоставление образов богатыря Микулы Селяниновича и Садко. Наши выводы оформим в виде таблицы.
Вопросы
Микула Селянинович
Садко
род занятий
богатырь (пахарь и воин, защитник)
«Богатый гость» (гусляр, купец)
символические предметы, которыми обладает персонаж
«кобылка соловая»
«сошка кленовая»
«гусельки яровчатые»
«казна золотая»
личные качества
сильный
храбрый
мудрый
справедливый
степенный
красивый
умелый
хитрый
азартный
богатый
щедрый
вольнолюбивый
испытания
назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы
выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа
Вывод
Воплощение народного идеала воина-защитника; идеал традиции
Воплощение народного идеала героя-созидателя; идеал новаторства
(Работая с таблицей, нужно задавать ученикам наводящие вопросы и просить подтверждать свои выводы цитатами из текста либо кратким пересказом)
Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.
Сюжет былины о Садко вдохновил композиторов, художников, а в ХХ веке и кинематографистов на создание замечательных произведений искусства, которые позволят нам расширить и дополнить представления о народном герое.
В 1897 году русский композитор Римский-Корсаков (показать портрет) создает оперу «Садко». Послушаем фрагмент этого произведения.
(Прослушивание фрагмента «Океан-море синее»)
Вопросы к обсуждению:
Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент? Найдите соответствующую цитату в тексте. Какую роль в былине играет природа: море-океан, Ильмень-озеро?
Немногим ранее, в 1876 году, русский художник И.Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском».
Перескажите эпизод былины, по которому создана картина. Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета. В чем смысл выбора Садко? Как это отражено в картине?
В 1952 году режиссер Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных эпических произведений, ставит фильм-сказку «Садко». Посмотрим фрагмент этой картины.
(Просмотр фрагмента «Садко на пиру»)
Какой эпизод былины изображен? Чем эпизод в фильме отличается от эпизода в былине? Таким ли вы представляли Садко? Удачен ли созданный актером образ? Какие черты характера воплощены в кинокартине?
Подведем итоги.
Учащимся предлагается дополнить и записать вывод к уроку:
«Былина – жанр (чего?)…, воплотивший в себе идеал (кого?)… и (кого?)… Главный герой былины – (кто?)… (витязь, воин, защитник), и народный герой ((какой именно?)…). Былина – это рупор народного самосознания, кладезь (чего?)… и (чего?)…, передаваемых (как?)…»
Ответы: УНТ, защитника и творца; богатырь; путешественник, искатель, предприимчивый купец и т.п.; мудрости и духовных ценностей; из поколения в поколение.
Домашнее задание.
С. 35 задания к былине «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»
** Для выполнения задания ученику нужно заранее выдать план сообщения и список источников, а также предварительно проверить выполнение задания. Во время озвучивания сообщения можно воспользоваться слайдами презентации. В этом случае в сообщение должны быть включены цитаты из предисловия к книге «Онежские былины».