Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Турочакская средняя общеобразовательная школа»
Манеева Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Урок на тему: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.
Цели урока:
1. Образовательная: ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»; показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии; раскрыть образы святых Петра и Февронии; помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков; показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.
2. Развивающая: формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;· развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;· совершенствовать навыки характеристики героев.
3. Воспитательная:· воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;· воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;· посредством музыки воспитывать эстетический вкус учащихся.
Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!
II. Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы
- Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.
Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи – Слайд
Как вы думаете, изображение на иконах — это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?
(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).
-Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.
-Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)
-Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. Слайд
III. Сообщение темы урока.
- В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.
Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд
Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.
С этим произведением мы с вами уже познакомились на прошлом занятии.
Цель нашего сегодняшнего урока: - рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.
IV. Работа с эпиграфом. Слайд
Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил :
Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
- Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?
(Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги мы можем многое найти для себя)
- Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория? Слово учащимся. Слайд
V. История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.
А)ХVI век… - время образования единого Русского государства.
За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд )по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (Слайд) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.
Старый г. Муром славился легендами. (Слайд)Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. (Слайд ) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.
Б)- Петр и Феврония – реальные исторические личности. Слайд 18 Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в в один день и час 25 июня 1228 года.
«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Слайд 20Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.
-Ребята, в речи наших русичей встретились слова Слайд : митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.
Давайте вспомним, что они означают?
Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).
«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.
Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.
Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.
-Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)
- Кто является автором «Повести…»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм))
- Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)
VI. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в пр-и
- Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Слайд
Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайды
-Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)
-Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)
-Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)
-Дайте определение повести.
Повесть — эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.
-Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)
-Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)
-Назовите виды житий. ( Виды: -«мученичество», описывающее мученичество и смерть святого;
-житие-биос (описывает жизнь святого от рождения до смерти)
-Какую структуру имели жития?
-Жития имели определенную структуру:
Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.
Завершалось житие похвалой святому.
-А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки и жития вы нашли в произведении?
-Перечислите сказочные элементы этой повести.
Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»
Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.
Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.
По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.
Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».
Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)
Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)
-Что означают слова «блаженный», «преподобный»и «смиренный»?
Блаженный – благой, добрый.
Преподобный - святой из монашествующих.
Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.
Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями). - Слайд
- В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)
-Зачем это нужно автору? (Чтобы наиболее полно, красочно, ярко раскрыть образы героев)
-Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)
- Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? Слайд ( Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том , как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)
-Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. (Слайд)
VII. Характеристика образов главных героев.
- Перейдем к анализу худ. образов. Цель нашей беседы - составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии ( Слайд ), что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием - творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.
Откройте тетради. Запишите тему урока. Разделите тетрадный лист на 2 равные части. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии.
Характеристика Петра
-Обратимся к образу Петра.
-Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.
(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, , ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)
-Что мешает ему поступить иначе?
(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)
-Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )
-Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)
-Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)
-Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)
-Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).
-Обладает ли ими Петр? Запишем их.
-Какие еще черты раскрываются в характере Петра? ( Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)
-Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества . Докажите текстом.
Верность заповедям Божьим ,
вера в Бога
(благочестие, религиозность)
Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…» -
Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией»
Мудрость
Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.»
Любовь и верность близким
Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.»
Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром».
Умение прощать
Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.
«Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.»
Справедливый правитель
«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.»
IX. Характеристика Февронии
- Т. О., мы проследили развитие образа Петра.
В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)
-Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)
-Заглянем в дом к Февронии.
- Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.
-С какой целью автор использует загадки в тексте? (Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы».)
-- Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок).Не помазала ему один струп.
-Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.
-На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?
(В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)
-О чем это говорит? (О какой черте характера это говорит? ) (О добросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)
-Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)
2. Переказ фрагмента
-Расскажите, что было дальше. Исцелила ли Феврония Петра, женился ли он на ней?
-Так почему же женился Петр на Февронии? ( Потому что полюбил ее).
-За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки.
Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна).
-Правильно, ребята. А что означает слово милосердие?
( Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.)Запишем.
-Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались
через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского х-ра- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)
- Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.
-Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)
-В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.
Характеристика Февронии
Подтверждение из текста
Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)
Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде». –
Чудесный дар
Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями
Верность
Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»
Кротость, смирение
Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.
Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии?
* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти.
VIII.Работа с предметами-символами (Слайд )
-Так закончилась жизнь Петра и Февронии. Мы уже многое знаем о наших героях. Давайте попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами три предмета: лестница, тропа и круг.
-Что такое лестница? (Это приспособление, придуманное людьми для того, чтобы подниматься вверх ступенька за ступенькой.)
-Как вы думаете, жизнь какого человека можно сравнить с подъемом по лестнице? (Человека, который преодолевает трудности, преграды, но все-таки добирается к вершине)
-Как мы с вами поднимаемся по лестнице, чтобы что-нибудь достать, сделать или просто оказаться в нужном месте, точно так же и человек идет по символической лестнице, преодолевая препятствия, преграды, чтобы достичь вершины - совершенства.
-А что такое тропа? (Тропа́ (тропи́нка) — узкая протоптанная дорожка ).
-Каким будет жизненный путь человека, если его представить в виде тропы?
- Тропа символизирует сравнительно спокойную, ровную жизнь человека, в которой встречаются незначительные препятствия, заставляющие человека сворачивать то в одну, то в другую сторону.
-А вот круг –это очень важный символ. Круг не имеет ни начала, ни конца. Он означает вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов.
- С помощью какого из этих предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Аргументируйте ответ. (Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.)( Слайд)
- Если мы с вами сравним жизненный путь Февронии с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?
(Круг. Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима. )( Слайд )
IX. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.
- Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.( Слайд)
Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.
X.Домашнее задание. Этот житийный портрет поможет вам выполнить домашнее задание. Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии». Запишите задание, чтобы нам с вами не возвращаться к нему.
-Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.) (Слайды)
-Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью . Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)( Слайд )
- Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака. (слайд)
8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. Слайд 31 В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. (Слайд) Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.
XI. Итог урока.
- Вернемся к нашему эпиграфу. Слайд 33
Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
- В чем основная ценность книги?
(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности. )
-Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).
-А в современное время эти качества ценятся?
-Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?
-Какова же основная идея повести? (. Любовь, верность, доброта могут победить любое зло.)
- Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей. А помочь в этом смогут книги, которые вы видите на нашей выставке. В них вы найдете не только повесть о Петре и Февронии, но и рассказы о жизни других святых православной церкви.