kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературы. В.Распутин. "Уроки французского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок знакомит ребят с биографией и творчеством писателя. Знакомство с рассказом "Уроки французского" анализ произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы. В.Распутин. "Уроки французского"»

Тема: Валентин Григорьевич Распутин. Рассказ «Уроки французского»

Цели:Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина.

Формировать умение анализировать художественное произведение, развивать устную речь учащихся посредством развёрнутого ответа на вопросы; развития мышления через приёмы критического мышления: заполнение инсерттаблицы ЗХУ, приём мозговой атаки, приём «Диаграмма Вена».Воспитание нравственных качеств личности через нравственную стойкость юного героя, показать роль и значение знаний в жизни человека, помочь понять какие значения в жизни имеет душевная доброта. 

Методы: 1) Словесный (слово учителя, беседа, выступления детей)

                  2) Наглядный (портрет писателя, иллюстрации к рассказу, высказывания)

                  3) Исследовательский (самостоятельное выполнение творческих заданий)

                  4) Частично-поисковый (по указанию и направлению учителя)

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма: Урок-размышление

Приемы: «Знаю - Хочу узнать- Узнал». Диаграмма Вена; «Мозговая атака»

Ход урока

1Этап.

(Оргмомент, постановка целей) Психологический настрой на урок

Стихотворение «Друзья мои, я очень рада…»

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз!

Я знаю – каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи, оценкой вас не накажу,

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу!

Начнем мы наш урок с определения доброты. Что в вашем понимании добро?

- Добро-это когда  люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.

- Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире.

– Ребята, сегодня мы обратимся к самому лучшему рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». У вас на партах рабочие тетради, в которых мы и будем работать. Наш урок называется «Уроки французского» – уроки жизни.

Какова цель нашего урока?

Раскрыть идею произведения.

Рассмотреть образы и приемы, которыми автор пользуется для раскрытия идейного содержания.








2 ЭтапРабота с таблицей ЗХУ

в 1-2 колонке записать все то,что знаете по теме и хотите узнать.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Содержание рассказа

Идею произведения

Раскрыть образы

Приемы, которыми пользуется автор для раскрытия идейного содержания.

Какова идея произведения

Полная характеристика героев

Произведение учит доброте, человечности, умению прийти на помощь в трудную минуту.


3Этап Биографический

Работа с одаренными детьми

Ребята, что вы можете рассказать нам о биографии и творческом пути писателя Валентина Григорьевича Распутина?

Выступление учеников


1уч-к

Распутин Валентин Григорьевич.
Валентин Распутин – советский и русский писатель, чьё творчество относят к жанру так называемой «деревенской прозы». Во время прочтения произведений этого автора складывается впечатление, что то, о чем в них говорится, происходит с вашими хорошими знакомыми, настолько выпукло и живо описаны их герои. За кажущейся простотой изложения скрывается глубокое погружение в характеры людей, вынужденных действовать в непростых житейских обстоятельствах.

Писатель, сопредседатель Русского национального собора (РНС),
бывший член Политсовета Фронта национального спасения,
член Президиума Координационного совета общероссийского общественного движения "Народно-патриотический союз России";
родился 15 марта 1937 г. в с. Усть-Уда Иркутской области;
в 1959 г. окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета; в 1986 г. был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР;Герой Социалистического Труда;
награжден двумя орденами Ленина;дважды лауреат Государственной премии СССР;
в 2000 г. был удостоен единственной в России частной литературной премии - премии А. Солженицына; избирался народным депутатом СССР (1989);
член редколлегий журнала "Наш современник", газеты "День", иркутской газеты "Русский Восток"; награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2002);
женат, имел детей.

2 уч-к

Общественной деятельностью начал заниматься в первой половине 80-х годов, став инициатором кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек (проект был отменен в июле 1987 г.).
Во время выборов Президента России в июне 1991 г. был доверенным лицом Н. Рыжкова.
В феврале 1992 г. на учредительной конференции Русского Национального Собора (РНС) был избран сопредседателем РНС, на первом Соборе (съезде) РНС был переизбран сопредседателем.
В октябре 1992 г. вошел в Оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС).
Неоднократно заявлял, что не считает себя политическим деятелем, так как "политика - дело грязное, порядочному человеку там делать нечего; это не значит, что в политике не бывает порядочных людей, но они, как правило, обречены".
Премия А. Солженицына была присуждена В. Распутину с формулировкой "за пронзительность выражения поэзии и трагедии народной жизни в сращенности с русской прородой и речью,
душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал". Рассказ «Уроки французского» во многом автобиографичен. В нем описывается непростой период в жизни писателя, когда после окончания начальной школы он был отправлен в город учиться в средней школе. Будущему писателю, как и герою рассказа, пришлось жить у чужих людей в голодные послевоенные годы.

3 уч-к

Рассказ ведется от лица деревенского мальчика, отправленного в город для продолжения учебы в средней школе. Шел голодный 1948 год, у хозяев квартиры тоже были дети, которых нужно было кормить, поэтому герою рассказа приходилось самому заботиться о своем пропитании. Мама иногда присылала из деревни передачи с картошкой и хлебом, которые быстро заканчивались, и мальчик почти постоянно голодал. Однажды он попал на пустырь, где дети играли на деньги в «чику», и присоединился к ним. Вскоре он приноровился к игре и стал выигрывать. Но каждый раз уходил после того, как набирал рубль, на который покупал себе на рынке кружку молока. Молоко было необходимо ему как лекарство от малокровия. Но так продолжалось недолго. Ребята дважды избили его, после чего он прекратил игру

4 ЭтапВидеофрагмент

Обратите внимание на доску мы просмотрим с вами фрагменты из фильма и восстановим в памяти текст.

Просмотр фрагментов фильмаФизминутка Видео

5Этап Мозговая атака

Характеристика героя

Работа в малых группах


Лариса


Алмас

Амирхан Лена

Дима



1группа Дайте характеристику

Лидие Михайловне:

Зачитаем описание Лидии Михайловны:

«Она сидела передо мной аккуратная  вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»


2группа Дайте характеристикуВолоде

Главный герой рассказа советского писателя В. Распутина – это мальчик лет одиннадцати, от лица которого ведется рассказ. Он перешел в пятый класс, но так как в его деревне есть только начальная школа, ему пришлось уехать в город. В городе рассказчик очень скучает и тоскует по дому, по семье, по матери и сестре с братом. Нам кажется, что главный герой был духовно очень сильный. Во-первых, несмотря на то, что он очень хотел вернуться домой, он осознавал, что учиться в школе нужно обязательно. Так как он был очень умный, и все предметы, кроме французского, давались ему легко, ему было необходимо учиться. Иначе он будет презирать самого себя за свою слабость. Также главный герой не только очень умный, но и смекалистый. Ему легко даются разные игры, где нужно обладать определенными умениями. Но больше всего характер главного героя раскрывается в общении с Лидией Михайловной, молодой учительницей французского языка. Из отношения Лидии Михайловны к рассказчику, мы понимаем, что она его ценит за искренность, ум, честность, доброту. Во-первых, он ей честно рассказал, что он играет на деньги, и объяснил, почему. Во-вторых, учительница рвется обучить своего ученика французскому, в котором тот не силен. И она даже специально приглашает его к себе домой. Но мне кажется, она хотела не только научить его языку, но и помочь мальчику, который голодал, и ни с кем особенно не дружил. Лидия Михайловна любит и уважает своего ученика.


6 Этап Анализ рассказа

1 группа

1 заданиеОпределите Род, жанр произведения.

Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа.

Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Рассказ Распутина «Уроки французского» — реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом. 

2заданиеОпределите тематику произведения. 

Писатель определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств. 

2 группа

Задание 1

Раскройте идею произведения

Идея 

Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, - поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? — спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман. 

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского». 

Задание 2 Основные герои ,кульминация и финал рассказа.

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна. 

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.  Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени. 

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой — макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности. 




7 Этап Диаграмма Вена

Дайте сравнительную характеристику педагогам, с которыми вы встретились в рассказе.


Директор

Педагоги

Учительница

Второстепенный персонаж рассказа

Воспитывают детей

Добрая, отзывчивая. Очень переживает за своего ученика

это образ типичного управленца советских времен, которого не волнуют личные проблемы подчиненных, несмотря на то, что он педагог и работает с детьми.

Жестокий , бессердечный не понимал, что мальчик голодает.


Работают в одной школе в одних условиях.

В одно и тоже трудное послевоенное время.


Хороший небезразличный человек. Не только преподает свой предмет, следит за жизнью своих детей


Давайте заполним последнюю графу таблицы ЗХУ «Узнал»

(Ответ) Узнали какова идея произведения ,рассмотрели характеристику героев. Записываем в тетрадь.

Какой вывод мы можем сделать , ребята? Для чего Распутин написал свой рассказ?

(Ответ) Произведение учит доброте, человечности, умению прийти на помощь в трудную минуту.


  1. Лидия Михайловна находит отклик в душе мальчика своей искренностью, добротой и изящной естественностью. Вынужденная уехать из школы, она, тем не менее, навсегда остается в сердце главного героя, и воспоминания о ней всегда будут греть душу мальчишке из глубинки. 
    2) Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки Французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.

  2. 8 Этап «Твори добро» ролик

  3. 9Этап Д З Написать отзыв о рассказе.

Рефлексия урока

Продолжите фразы:

- Сегодня на уроке я убедился…

- Сегодня на уроке я задумался

Оценки:

Спасибо за урок!














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока литературы. В.Распутин. "Уроки французского"

Автор: Поворозник Наталья Владимировна

Дата: 16.02.2018

Номер свидетельства: 457880


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства