Оснащение: компьютер, проектор, учебник, видеофрагменты, портрет Н.В.Гоголя.
№ | Этап учебного занятия | Содержательная деятельность педагога | Содержательная деятельность обучающихся |
1. | Приветствие. Введение в тему урока | Положительный настрой на работу, объявление темы, определение цели урока. | Проверка готовности учащихся к уроку, определение цели. |
2. | Формулирование учебной задачи | Прочитайте эпиграф к комедии, задайте к нему вопросы: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (Н.В.Гоголь) | Читают эпиграф вслух. Задают вопросы. |
3. | Беседа на восприятие самостоятельного прочтения «немой сцены» | 1.Что является финалом комедии «Ревизор»? 2. Почему Н.В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» именно «немой сценой»? Вывод: Таким образом, «немая сцена» раскрывает суть каждого персонажа, это один из кульминационных моментов в пьесе. | -Немая сцена. - В «немой сцене» перед зрителем раскрывается каждый герой. Степень потрясённости героев пьесы после сообщения о том, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», очень велика. Герои не имеют возможности ничего говорить, более того, они не двигаются, вынуждены застыть в момент их первой реакции. Будучи не в состоянии лгать, они поневоле выглядят правдиво. |
4. | Выразительное чтение «немой сцены». Аналитическая работа над прочитанным текстом | 1. Чем данная сцена отличается от предыдущих композиционно? 2. Как вы думаете, почему важно в данный момент показать героев именно в состоянии окаменения? 3. Почему в комедии «Ревизор» так важен такой финал? Вывод: Н. В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». То есть финал комедии - это мысль о наступающем возмездии. | - В ней нет ни монологов, ни диалогов. «Немая сцена» состоит только из ремарки (слов автора). В ней персонажи впервые не произносят никаких слов, они бездейственны, застывают на месте, но в то же время зрителю (читателю) понятно все без слов. - Именно в эту минуту все чиновники испытывают настоящий ужас. Тот страх, который они пережили при Хлестакове, увеличился в десятки раз еще и потому, что им нужно все переживать заново. И если к приезду мнимого ревизора герои успели как-то подготовиться, то здесь полная неожиданность. - В комедии скрытая кольцевая композиция: ведь эпиграфом к произведению служит “На зеркало неча пенять, коли рожа крива», а в конце зрителю предстают перекошенные лица местных чиновников. |
5. | Просмотр кинофрагментов «немой сцены» | Сейчас вашему вниманию будут представлены кинофрагменты финала «Ревизора» разных режиссеров. Предлагаю вам стать экспертами-критиками. Ваша задача: сравнить версию режиссера с текстом, определить, доволен ли был бы Гоголь данными экранизациями. | Учащиеся делятся на группы: 1. «Ревизор» 1996 г. (режиссер – С. Газаров) 2. «Инкогнито из Петербурга» 1977г. (режиссер – Л. Гайдай) 3. «Ревизор» 1952 г. (режиссёр - В. Петров) |
6. | Позиционное обсуждение кинофрагментов | 1.Каково же видение режиссерами финала «Ревизора»? Сравните с текстом комедии. 2. Выдержана ли, на ваш взгляд, задумка Гоголя? Вывод: Важно отметить, что фильм – искусство. Образ в кино – один из множества вариантов литературного образа. Когда смотришьэкранизацию, не нужно забывать, что у фильма тоже есть свой автор (режиссер), который вносит уже свою лепту в создание шедевра. | 1 и 2 группа: Оба режиссера отошли от реальной «немой сцены», они пренебрегли замечанием Гоголя, поэтому ожидаемого эффекта не произошло. Те позы, о значении которых говорилось на протяжении урока, были утеряны. Гоголь вряд ли был бы доволен таким финалом. 3 группа: Экранизация В.Петрова - самая близкая к гоголевскому финалу. Выдерживается прием «окаменения» героев, сохраняются позы. Возможно, что этой картиной Н.В.Гоголь остался бы доволен. |
7. | Подведение итогов | -Итак, почему именно «немой сценой» заканчивается комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»? -Насколько важно, на ваш взгляд, для режиссера-постановщика сохранять задумку автора? -Что вы для себя выберете: прочитать книгу или посмотреть фильм, чтобы понять замысел автора? | Учащиеся отвечают на вопросы и аргументируют свой ответ. |
8. | Рефлексия | Сегодня на уроке я понял … - Для меня осталось непонятным… - Мне сегодня на уроке понравилось (не понравилось) быть экспертом- критиком, потому что… | |
9. | Домашнее задание | Посмотреть одну понравившуюся из предложенных экранизаций и написать письмо режиссеру. Постарайтесь придерживаться позиции критика-эксперта. Выскажите свою точку зрения относительно просмотренного фильма. | |