kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературы по теме «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка опробирована на обучающихся 10 класса и студентах 1 курса техникума. Поставленные цели были достигнуты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»


Рабочий лист А.Островский. Пьеса «Гроза». Ф.И. ___________________________________

Тема ______________________________________________________________________________________________

Ответить на проблемный вопрос: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?


Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?



Завязка-


Первое столкновение (д. I, явл. 5).


-Как вы считаете, это первое столкновение героев?



-Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах?


Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины.

Обратимся к Д.I явл.7. Прочитайте, как жилось Катерине до замужества.

В детстве

В семье Кабановых







-Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

Д I, явл. 2



-Что мы узнаем о чувствах Катерины? Д I, явл. 7,9



Д.II, явл.3,4,5 «Проводы Тихона».

- Прочитайте Д.II, явл.3,4. Как ведут себя герои в этой сцене?



Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?



Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?



Читаем Д. II , явл.10. «Монолог с ключом». Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?



Д. IV, явл.3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?



-Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

- Что такое кульминация?


- Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?



Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V: перечислить основные события.


Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь самоубийством?



Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу.


Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения — это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой — негативные последствия. Давайте по- пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты.


Позитивные стороны



Негативные стороны



Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? Почему Катерина не смогла жить дальше?



Д.5 явл.4 -Зачитаем последний монолог Катерины. Мы выяснили, что Катерина верит в Бога, она набожна, а по христианским законам самоубийство – грех. Почему Катерина решается на самоубийство?


Домашнее задание

Эссе: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?















.




Просмотр содержимого документа
«Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством»



Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства»















Методическая разработка

урока литературы

по теме «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».















Выполнила:

Коробицына Г.Н.,

преподаватель русского языка и литературы,












2016 год






Аннотация

В помощь преподавателям русского языка и литературы предлагаем методическую разработку учебного занятия по литературе. Программой отведено небольшое количество часов, позволяющих применять способности обучающегося при анализе глобальных или просто жизненных явлений, а такие уроки необходимы. Данное учебное занятие углубляет знания обучающихся о творчестве великих русских классиков, способствует формированию представлений о мировой литературе, развитию личности обучающихся, усиливает мотивацию за счет насыщения курса интересной информацией и включения обучаемых в практические дела.
















































Тема урока: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».

Цели урока:

Образовательные:

- анализ образа Катерины;

- определение структурных элементов композиции драматического произведения.

- внедрение информационных технологий на уроке литературы;

Развивающие:

- совершенствование умения и навыка анализа драматургического произведения;

- развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа Катерины;

- воспитание интереса к предмету.

Оснащение урока: ММП (мультимедийный проектор), экран, презентация, опорный конспект по теме: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством», пьеса А.Н.Островского «Гроза».

Эпиграф к уроку: Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного

множества

Островский еще вполне нов, — мало того, вполне современен, а для тех,

кто

изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как

освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у

которого отдохнешь — и вновь пустишься в дорогу.

А. Р. Кугель


Ход урока.

Организационный момент

I. Объяснение нового материала.

-Тема. Цель урока. (Слайд 1, 2,3)

- Реализуя цель урока, мы должны ответить на проблемный вопрос: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? (Слайд 4)

-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?

Завязка — на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5). (Слайд 5,6)

В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.

-Как вы считаете, это первое столкновение героев?

Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает

на Катерину.

-Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах? Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.

Конфликт намечается уже в первом действии: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.

Беседа по тексту.

-Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?

Задание.

Сравните, какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа. Составьте таблицу. (Слайд 7)

-Обратимся к Д.I явл.7. Прочитайте, как жилось Катерине до замужества.

Сделайте вывод.

Катерина жила счастливо, ее любили родители.

-Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д.I явл.7

Катерина религиозна, она любила ходить в церковь «до смерти».

А еще она выходила молиться в сад.

В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто светится.

Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу...»

-А как живется Катерине в доме Кабановых?

«Все как будто из-под неволи», «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины. (Слайд 8,9)


В детстве

В семье Кабановых

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).

Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

Для Катерины главное — жить в согласии со своими нравственными убеждениями.

Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему.


Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

-Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

Д I, явл. 2

В этом разговоре раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Обманывать – то я не умею, скрыть-то ничего не могу», «Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

-Что мы узнаем о чувствах Катерины? Д I, явл. 7,9

В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.

- Катерина рада этому чувству?

Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом.

Д.II, явл.3,4,5 «Проводы Тихона». (Слайд 10)

- Прочитайте Д.II, явл.3,4. Как ведут себя герои в этой сцене?

Сначала Кабаниха читает наставлении Тихону. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанахи становятся очень оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней». Цель Кабанахи — привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

В сцене проводов Тихона обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.

-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

(Ответы детей)

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много.

Читаем Д. II , явл.10. «Монолог с ключом». (Слайд 11)

Задание

Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение — бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».

Д. IV, явл.3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».

-Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

- Что такое кульминация? (Слайд 12,13)

Задание.

Д. IV, явл.4. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия. (Слайд 14)

Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия — вместо панорамы Волги — узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина вбегает на сцену, хватает Варвару за руку и держит крепко. Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее — пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина, как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...». Как и в Д. 1, появляется сумасшедшая барыня. Но в Д. 1 ее пророчества имели обобщенный характер: « Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..». То в Д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что

прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

Задание.

- Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?

Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность, совесть героини восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, попытку нравственного очищения.

Вывод. Подлинный источник покаяния героини в ее совестливости. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты», — писал о Катерине-Стрепетовой В. М. Дорошевич.

Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V. (Слайд 15)

Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять ее с собой, но тот ей отказывает.

Беседа.

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь самоубийством?

Нет. /Да.

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу.

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения — это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой — негативные последствия. Давайте по- пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты. (Слайд 16,17)


Позитивные стороны


«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молить-ся, замолю свои грехи...»

«Не дают мне весь мир воспринимать сво-бодно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...»

«Запрут — вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

Негативные стороны


«Найдут, силой поволокут домой...»

«Свекровь заест совсем...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»


Итак, позитивного в жизни Катерины — больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? Почему Катерина не смогла жить дальше?

Ей не позволяет ее совестливость, сознание своей греховности и еще то, что никто не хочет ей помочь. Тихон боится мать. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» — просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. (Слайд 18).

Д.5 явл.4

-Зачитаем последний монолог Катерины. Мы выяснили, что Катерина верит в Бога, она набожна, а по христианским законам самоубийство – грех. Почему Катерина решается на самоубийство? (Слайд 19)

Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». «Смерть по грехам страшна», — говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини: «Под деревцем могилушка... Солнышко ее греет... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут... Ее смерть — это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам.

Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая такая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови». Гибель Катерины в народном восприятии — это смерть праведницы. «Вот вам ваша Катерина, — говорит Кулигин. — делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его: а душа теперь не ваша: она теперь перед Тем Судией, который милосерднее вас».

Финал пьесы оставляет надежду на то, что Бог будет милосерднее к ней, чем люди, за ее великое страдание, за ее грешную любовь, за ее всепрощение миру.

Проблемный вопрос. (Слайд 20)

-Можем ли мы считать гибель Катерины протестом против «темного царства»?

1.Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Самоубийцы – люди слабые.

2.Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

II. Закрепление.

Обобщение материала по образу Катерины.

III. Домашнее задание.

Эссе: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

(Слайд 21)


Просмотр содержимого презентации
«Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством»

   ТЕМА УРОКА:   « Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Преподаватель русского языка и литературы Коробицына Г.Н.

 

ТЕМА УРОКА:

« Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».

Преподаватель русского языка и литературы

Коробицына Г.Н.

Развивающие:  - совершенствование умения и навыка анализа драматургического произведения;  - развитие внимания и памяти.     Воспитательные:  - воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа Катерины;  - воспитание интереса к предмету.

Развивающие: - совершенствование умения и навыка анализа драматургического произведения; - развитие внимания и памяти.   Воспитательные: - воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа Катерины; - воспитание интереса к предмету.

« Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

« Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.

часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.

Действие 1, явление 7.  Задание.  Сравнить: какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа. Составить таблицу.   Г. Н. Федотова в роли Катерины. Малый театр. Москва. Фотография. 1866.

Действие 1, явление 7. Задание. Сравнить: какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа. Составить таблицу.

Г. Н. Федотова в роли Катерины.

Малый театр. Москва. Фотография. 1866.

В детстве В семье Кабановых «Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».  Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.  Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

В детстве

В семье Кабановых

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

В детстве В семье Кабановых Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой). Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

В детстве

В семье Кабановых

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).

Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского

Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза". Прощание Тихона с матерью. 1948 г.

Эскиз костюма Катерины к драме

Эскиз костюма Катерины к драме "Гроза" А. Н. Островского.

наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.

наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.

П. А. Стрепетова в роли Катерины. Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве. 1880.

П. А. Стрепетова в роли Катерины.

Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве. 1880.

Позитивные стороны Негативные стороны   «Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...» «Свекровь заест совсем...» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»  «Никогда не быть мне свободной...» «Запрут — вот и будет тишина, никто мешать не будет...» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

Позитивные стороны

Негативные стороны

 

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Свекровь заест совсем...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Запрут — вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

Позитивные стороны Негативные стороны «Мою любовь у меня никто не отнимет...»   «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»  «Сколько радости принесут мне дети...»

Позитивные стороны

Негативные стороны

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

 

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению.

часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению.

-Почему Катерина решается на грех- самоубийство?

-Почему Катерина

решается на грех-

самоубийство?

Написать эссе на тему: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

Написать эссе на тему: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

Список использованных источников: 1. А.Н. Островский «Гроза». 2. Влащенко В.И. «Гроза» А.Н.Островского в 10 классе - ЛВШ, №3, 1995. 3. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е., Фаткуллова В.А. Литература. 10 класс. Методические советы под редакцией В.И. Коровина: Книга для учителя. - М.: Просвещение – 2008.

Список использованных источников:

1. А.Н. Островский «Гроза».

2. Влащенко В.И. «Гроза» А.Н.Островского в 10 классе - ЛВШ, №3, 1995.

3. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е., Фаткуллова В.А. Литература. 10 класс. Методические советы под редакцией В.И. Коровина: Книга для учителя. - М.: Просвещение – 2008.

Активные ссылки на использованные изображения:  http://www.ultrawallpapers.net/thunder/tn_thunder1%20(1).jpg  -изображение грозы. http://www.gervic.ru/uploads/posts/2012-01/1328000108_9c05510436caef182df3b0d130d46034.jpg  -обложка книги. http://900igr.net/datas/literatura/Ostrovskij-Tvorchestvo/0013-013-Ostrovskij-Tvorchestvo.jpg  - эскиз декорации к драме А.Н.Островского «Гроза».1916г. http://rus.1september.ru/2008/04/37-1.jpg  -Г. Н. Федотова в роли Катерины. http://900igr.net/datai/literatura/Drama-Groza/0021-015-Illjustratsija-S.V.Gerasimova-k-drame-A.N.-Ostrovskogo-Groza.jpg  - иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского

Активные ссылки на использованные изображения:

http://www.ultrawallpapers.net/thunder/tn_thunder1%20(1).jpg -изображение грозы.

http://www.gervic.ru/uploads/posts/2012-01/1328000108_9c05510436caef182df3b0d130d46034.jpg -обложка книги.

http://900igr.net/datas/literatura/Ostrovskij-Tvorchestvo/0013-013-Ostrovskij-Tvorchestvo.jpg - эскиз декорации к драме А.Н.Островского «Гроза».1916г.

http://rus.1september.ru/2008/04/37-1.jpg -Г. Н. Федотова в роли Катерины.

http://900igr.net/datai/literatura/Drama-Groza/0021-015-Illjustratsija-S.V.Gerasimova-k-drame-A.N.-Ostrovskogo-Groza.jpg - иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза".

http://www.childrenpedia.org/12/18.files/image087.jpg - эскиз костюма Катерины

http://ic.pics.livejournal.com/zoyae/16050404/247753/247753_600.jpg - «Под сводами церкви». Эскиз декорации к драме А.Н.Островского «Гроза». 1919г.

http://img.4pk.ru/300x300/images/18/2851718.jpg - обложка диска радиоспектакля по пьесе «Гроза».

http://www.oteatr.ru/booksimg/tvor.files/image014.jpg - П.А. Стрепетова в роли Катерины

http://fenixclub.com/uploads/33602/img-137303-88452d33d4.jpg - Катерина, кадр из фильма

http://www.newsru.co.il/pict/id/large/441984_20110524165905.jpg -кадр из фильма


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коробицына Галина Николаевна

Дата: 01.12.2016

Номер свидетельства: 364772


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства