Знакомство с темой урока, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, определение критериев оценки работы на уроке | Строки, которые взяты в качестве эпиграфа к уроку, не случайны. Они полностью соответствуют теме урока (тема записана на доске, в ходе урока идет возвращение к ней): «Павел Петрович Бажов. «Каменный цветок». Творческий поиск подлинного мастера». Как вы думаете, какого человека можно назвать мастером? Что значит слово «подлинный»? Какое определение слова «подлинный» дает "Школьный толковый словарь русского языка"? Какое значение слова подходит к теме урока? Кого в сказе Бажова можно назвать подлинным мастером? Кого из мастеров автор показывает в творческом поиске, творческих муках и сомнениях? Давайте уточним тему нашего урока. Сформулируйте цель урока. Какие виды работы на уроке нам помогут достигнуть поставленной цели? Поднимите сигнальные карточки те ученики, кто хочет работать на уроке без оценивания? Кто хочет получить оценку за работу? Давайте проговорим критерии оценивания. | Учащиеся знакомятся с темой урока. Учащиеся дают варианты ответов. Учащиеся дают варианты ответов с подбором синонимов. Учащиеся зачитывают определение слова: 1. Настоящий, оригинальный, не скопированный. 2. Самый настоящий, истинный. Прокопьича, Данилу Данилу Творческий поиск подлинного мастера Данилы. Ответить на вопрос: как Данила становиться подлинным мастером? Чтение текста (выборочное и углубленное). Объяснение непонятных слов и выражений. Ответы на вопросы. Оценка слов, поступков героя сказа. Учащиеся поднимают сигнальную карточку - белый круг. Учащиеся поднимают сигнальную карточку – круг с плюсом внутри. Хорошее знание текста сказа. Быстрая ориентация в тексте. Содержательность и полнота ответов. Достоверность и точность ответов. Качество речи. Активность в работе. | Павел Петрович Бажов «Каменный цветок». Творческий поиск подлинного мастера» Павел Петрович Бажов «Каменный цветок». Творческий поиск подлинного мастера Данилы. |
Определение последовательности событий сказа (работа в парах) | Я предлагаю вам сначала выполнить работу в парах. Вспомните правила работы в паре. Достаньте из конвертов карточки с названиями частей сказа. Восстановите последовательность событий, произошедших с Данилушкой. (проверка через слайд) | Учащиеся проваривают правила работы в паре. Дети выкладывают на партах пункты плана сказа: 1.Данилушко работает в господском доме. 2.Мальчика определили в подпаски. 3.Данилушку жестоко наказывают. 4.Мальчик впервые слышит о каменном цветке. 5. Данилушко попадает к Прокопьичу. 6. Данила, выполняя барский заказ, задумывает свою чашу. 7. Данила не может выбросить из головы свою задумку. 8. Старичок рассказывает о таинственном каменном цветке. 9. Встреча на Змеиной горе. 10. Данило- мастер увидел каменный цветок. 11. Данилушка разбил свою чашу и пропал. | |
Поиск фактуальной информации | Почему автор, рассказывая о Даниле-мастере, начинает повествование с его детства? Найдите к пунктам 1,2,3,4,6,7,9,10,11 эпизоды, характеризующие Данилушку. (Работа по поиску эпизодов распределяется между парами. Какое качество раскрывается в этот момент в мальчике? (учитель дополняет запись темы урока) Каким мы видим Данилушку? (учитель дополняет запись темы урока) Какое качество характера раскрывает П.П. Бажов? (учитель дополняет запись темы урока) Как характеризует мальчика этот эпизод сказа? (учитель дополняет запись темы урока) Данилушка впервые слышит о таинственном каменном цветке. Таинственный каменный цветок! А в чём его таинственность? Вслушайтесь в название: каменный цветок. Давайте обратимся к словам мудреца: (слайд) «Для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветок». Как вы понимаете это изречение? А теперь вспомним слова Вихорихи: (слайд) «Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит». Почему Вихориха называет человека несчастным? 5. Данилушко попадает к Прокопьичу. Предлагаю посмотреть эпизод из фильма-сказки Александра Птушко «Каменный цветок» (Мосфильм 1946 г.). Какие качества раскрываются в Даниле? (учитель дополняет запись темы урока) Каким мы видим Данилушку? (учитель дополняет запись темы урока) Какой смысл заложен во фразе: «Одно ему не по нраву – трудности много, а красоты и вовсе нет» Какое качество характера раскрывается в Данилушке? (учитель дополняет запись темы урока) К этому эпизоду можно отнести пословицу: (слайд) «Не трудно сказать, да трудно задумать». Объясните общий смысл пословицы и эпизода. 8. Старичок рассказывает о таинственном каменном цветке. Предлагаю посмотреть эпизод из фильма-сказки Александра Птушко. Данила произносит ключевую фразу, характеризующую его. Какую? Какие качества раскрываются в Даниле? (учитель дополняет запись темы урока) Какое качество проявляется в характере Данилы? (учитель дополняет запись темы урока) Что поражает Данилу при виде красоты сада Хозяйки Медной горы? Что делает их живыми? Мастер Данила столько времени, сил, труда, любви вложил в совё творенье – и разбил. Почему? | Данила – особенный. Учащиеся находят эпизоды в соответствии с пунктами, зачитывают. 1.Данилушко работает в господском доме. «…А этот Данилка забьется куда-нибудь в угол…» Сосредоточенность 2.Мальчика определили в подпаски. «…Засмотрелся маленько…» Наблюдательным 3.Данилушку жестоко наказывают. «…Ударил всё-таки…» Терпение 4.Мальчик впервые слышит о каменном цветке. «…Ты, бабушка всякий цветок знаешь?» Он любознательный. Каменный, значит, неживой, а цветок – живой. Несовместимость. Учащиеся объясняют смысл изречения. Потому что цветок каменный, неживой, но притягивающий своей красотой. Просмотр эпизода из фильма-сказки Александра Птушко «Каменный цветок» Трудолюбие, талант. 6. Данила, выполняя барский заказ, задумывает свою чашу. «…Тут вот Данилушке думка и запала…» Он хочет свободы творчества, самостоятельности Дети предлагают объяснение фразы. 7. Данила не может выбросить из головы свою задумку. «Ну, Данилушко на своем стоит…» Упорство Ответы учащихся. «Я бы поглядел…» Самоотверженность 9. Встреча на Змеиной горе. «Ну, что, Данила-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?» Настойчивость 10. Данило- мастер увидел каменный цветок. «…Сказала и поднялась» Деревья, цветы каменные и живые. Неповторимая красота. 11. Данилушка разбил свою чашу и пропал. «,,,Потом взял балодку да как ахнет по дурман – цветку…» Потому что его творение не смогло показать полную силу камня. | Павел Петрович Бажов «Каменный цветок». Творческий поиск подлинного мастера Данилы сосредоточенность Павел Петрович Бажов «Каменный цветок». Творческий поиск подлинного мастера Данилы сосредоточенность наблюдательность Павел Петрович Бажов «Каменный цветок». Творческий поиск подлинного мастера Данилы сосредоточенность наблюдательность терпение Павел Петрович Бажов «Каменный цветок». Творческий поиск подлинного мастера Данилы сосредоточенность наблюдательность терпение любознательность Павел Петрович Бажов «Каменный цветок». Творческий поиск подлинного мастера Данилы сосредоточенность наблюдательность терпение любознательность трудолюбие талант Павел Петрович Бажов «Каменный цветок». Творческий поиск подлинного мастера Данилы сосредоточенность наблюдательность терпение любознательность трудолюбие талант свобода творчества (самостоятельность) Павел Петрович Бажов «Каменный цветок». Творческий поиск подлинного мастера Данилы сосредоточенность наблюдательность терпение любознательность трудолюбие талант свобода творчества (самостоятельность) упорство Павел Петрович Бажов «Каменный цветок». Творческий поиск подлинного мастера Данилы сосредоточенность наблюдательность терпение любознательность трудолюбие талант свобода творчества (самостоятельность) упорство самоотверженность Павел Петрович Бажов «Каменный цветок». Творческий поиск подлинного мастера Данилы сосредоточенность наблюдательность терпение любознательность трудолюбие талант свобода творчества (самостоятельность) упорство самоотверженность настойчивость |