kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка проекта урока «Формирование УУД на уроке литературы» (по рассказу В. Распутина «Женский разговор»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

по рассказу В. Распутина «Женский разговор». Формирование УУД

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проекта урока «Формирование УУД на уроке литературы» (по рассказу В. Распутина «Женский разговор»)»









Методическая разработка проекта урока

«Формирование УУД на уроке литературы»

(по рассказу В. Распутина «Женский разговор»)













Выполнила: Алексашова Н.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №27»













Новокузнецк, 2016г.

Форма урока: исследовательская мастерская.



Цели урока:

- познавательная – исследование нравственных проблем семьи;

- развивающая – формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД;

- воспитательная – совершенствование навыков сотрудничества и самостоятельного учения;





Задачи: - выявить основные проблемы рассказа;

  • сравнить устои семьи прошлого и настоящего:

  • определить главные нравственные ориентиры;

  • закрепить навыки исследования проблемы;

  • повысить уровень сформированности УУД.























«Развитие и образование не могут быть сообщены.

Всякий должен достичь их сам.

Извне он может получить лишь возбуждение»

А. Дистервег



Жизнь в современном обществе требует от будущего гражданина умения вырабатывать собственное мнение, выражать свою позицию, критически относиться к действительности и находить правильные решения. Это особенно актуально в наше время, так как нравственные устои общества необходимо реанимировать, возрождать.

Поэтому миссия учителя литературы в школе чрезвычайно важная: исследовать вместе со старшеклассниками проблемы нравственно-этнического характера, связанных с духовной стороной жизни современного молодого человека, решающего нелегкую сегодня проблему выбора жизненного пути. Творчество одного из крупнейших современных писателей В.Г.Распутина критика относит к нравственно-философским проблемам.

На уроках литературы мне удается сочетать исследование не только нравственных проблем прошлого, но и настоящего. Важно научить ученика продуктивно мыслить, разрабатывать свои маленькие проекты. Познавательную деятельность школьников проектирую на основе технологии критического мышления, органично вплетаю в современную деятельность формирование УУД, развиваю самостоятельные стратегии учения. Совершенствую компетенции: самопознание, самооценивание и рефлексия, смыслотворчество, поисковый опыт, закрепляю опыт научного познания. Формирование УУД, исследовательских навыков являются рычагом развития личности школьников. Мои ученики – архитекторы своего, самостоятельного учения. А я – их соратник и вдохновитель!

Эффективность процесса познания достигается через групповые взаимодействия, развитие универсальных учебных действий, проектировочных изменений, глубокого исследования проблем.





Проект структуры урока.



Культуроведческая справка

Уяснение целей, задач, видов деятельности



Восприятие

Проблемная беседа




Анализ

Сам

Поиск доказательств

Рассуждение

Работа

Выбор информации

Драматизация





Опыт творческой деятельности

Личная интерпретация

Уточнение ценностных смыслов

Соотношение с настоящим

Ход исследования.

I. Мотивация. на предстоящее исследования: культуроведческая справка (биография писателя, нравственно – философская концепция рассказа – презентуют два ученика); - в сотрудничестве с учителями обучающиеся ставят цели, задачи исследования; - определяют ведущие виды деятельности (планирование, обработка информации, смысловое чтение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогии, рефлексия).

II. Актуализация. Приемом «Мозговой штурм» (в группах) учащиеся обсуждают заглавие рассказа, выбирают оптимальный вариант – главное слово в заглавии «разговор» - предполагает обмен мнениями (раздумье, диалог, размышление), в котором участвуют двое: бабушка Наталья («Я, древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит. Источилась вся от жизни») и внучка, 16 летняя Вика, привезенная отцом из города через неделю после того, как ей сделали аборт, оторвав от компании («Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась … пока хватились, выхватили из карусели – уже наживленная, уже караул кричи»). Таким образом. Героини рассказа – женщины разных поколений и разного жизненного опыта.

На слайде представлены возможные проблемы рассказа: любовь; предназначение женщины; характеры женщин; статусная позиция в обществе; целомудрие как основное качество женщины; место женщины в семье; борьба за права; соперничество. Ученики вычленяют только те проблемы, которые присутствуют в рассказе, обсуждают те, которых нет в рассказе, но они есть в настоящей реальной жизни.

Исходя из главной идеи и содержания рассказа, определяют тему, например:

1 группа – на стыке поколений;

2 группа – женщина-оплот семьи;

3 группа – любовь - движущая сила жизни и т.д.

Группа экспертов делает вывод: прежде всего – это разговор о любви, выявляющей разные взгляды и нравственные принципы в этой вечной теме. Разговор ведется в традициях русской классической литературы.



III. Анализ-рассуждение. Класс делится на группы – 1,2,3 и 4,5,6. На слайде представлены проблемы, выявленные в рудном разговоре бабушки и внучки. Группа экспертов озвучивает проблемы: это размышления о предназначении женщины и в историческом контексте, сравнивается настоящее время, связанное с судьбой Вики и прошлое, за которым судьбы русских крестьянок, чьи мужья отстояли мир в годы Великой Отечественной войны. В рассказе присутствует и проекция на будущее, ибо вместе с героинями входят в него нелегкие раздумья и тревога писателя за судьбу нации: ведь женщины во все времена были хранительницами семейного очага и продолжали род человеческий.

Обнажив проблемы, эксперты предлагают ученикам в группах выполнить небольшие проекты – кластеры, представляя мнения – рассуждения бабушки и внучки:

Вика: бабушка Наталья:

I группа IV группа

Характеристика лидер оплот Характеристика
женщин сильная слабая женщин

независимая самостоятельная несчастная невольная целомудренная



II группа V группа

Любовь борьба за статус взаимопонимание Любовь

выживание партнерство совместные страдания

анахронизм духовный свет слияние душ

III группа хранительница очага, семьи VI группа

Целомудрие дружба Целомудрие

девственность

анахронизм преданность

Группа экспертов, сравнив два полярных мнения – рассуждения приходит к выводу что любовь ранешняя и нынешняя, хотим мы это признать или нет, свойственное определенной части молодёжи, что семья «прошлого» имеет больше нравственных ценностей, устои семьи крепче, чем в представлении Вики.

Словесные иллюстрации из текста доказывают этот вывод. Иллюстрации презентуются в группах на основании сделанных кластеров.

Вика

  1. «Сейчас важно, чтобы женщина была лидер… Лидер -это она ни от кого не зависит, а от неё все зависят. Все бегают за ней, обойтись без неё не могут».









«Женщина теперь сильнее. Она вообще на первый план выходит.

…Женщина сейчас ценится, которая целеустремленная. …Поставит перед собой цель и добивается. А чтобы добиться, надо такой характер иметь…сильный».


« - А живёт–то она со своим мужиком, нет?...

-Когда ка-ак… Это не обязательно».


  1. « - А почему говорят: целомудрие?

… Какое там мудрие?»

Наталья

«… Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется. Поджарая, вытянутая, морда вострая. Дадут ей на обнюшку эту цель – то, она и взовьется. И гонит, и гонит, свету не взвидя, и гонит, и гонит. Покуль сама из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне и ничегошеньки вместе. …Выдохнется при гоньбе – кому она нужна? Нет. Виктория, не завидуй. Баба своей, бабьей породы должна быть».



«Да не надо сильнее. Надо любее. Любее любой».







«Ну. Прямо совсем полкая воля. Как у собак, Господи!»



«Самое мудрие. …Без ума штанишки не скидывают. …К нему прижаться потом надо. К родному – то мужику, к суженному – то. … Прижаться надо, поплакать сладкими слезьями. А как иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как божий сосуд: для тебя взросла, всю себя по капельке, по зернышку для

тебя сневестила. Свой он и есть свой. И запах свой, и голос, и приласка не грубая,






  1. « - А у вас как с дедушкой было?»







  1. « - У вас и способов не было…»




  1. « - Ну, бабушка, какие же вы раньше были забавные! А ты уж его полюбила да?


« - Он что – лучше был первого дедушки?»





« - Забавная ты, бабушка…»

как раз по тебе. Вес у него для тебя приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизнь».


« - А что с дедушкой… . Жили и жили до самой войны. У нас в заводе не было, чтоб нежности друг другу говорить. Взгляда хватало,

прикасанья. Я его до каждой чутельки знала».


«… У людей пожеланье, угаданье друг к дружке должно быть. Как любиться, обзаимность учит».


« - Любовь была, как не быть, да другая, ранешняя. Она куски, как побирушка не собирала…».


«… Кажется мне: не два мужика у меня было, а один. В одного слилось. На войну уходил такой, а воротился не такой. …Когда он прикасался ко мне… Чужой так не сумеет».


« Ох, Вихтория, жизня – спаси и помилуй. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь».

Группа экспертов обобщает путь Вики и бабушки. Для Вики, которая только начинает свой человеческий и женский путь, как и для некоторых молодых людей сегодня. Представления о настоящей любви стало неким анахронизмом и заменилось модным нерусским словом «секс», хотя оно и не звучит в тексте, а женская суть подменилась понятиям партнёрства, лидерства, холодными и механистичными. А бабушка мучается, что на её глазах рушатся устои, идущие от многовековой народной христианской культуры, и проверенные в жизненных испытаниях законы «ранешной любви».

Далее участникам предлагается в группах заполнить смысловые таблицы: «Что такое любовь?»

Пример:

Группа 1

Любовь-это…

(ценностные качества)

Цитаты – доказательства из текста

1

Целомудрие

«… Она куски, как побирушки не собирала …»

2

Единство души и тела

«Я его до каждой чутельки знала»

3

Взаимопонимание

«… Заквасить собой на всю жизнь»

4

Соединение трудностей

«… Все честь по чести, по закону, по сговору»



Группа 2

Любовь-это…

(ценностные качества)

Цитаты – доказательства

1

Единство

«Переселиться всем телом и душой в любимого…»

2

Понимание

«…понять и принять его с болью, с трудной просьбой »

3

Быть нужным

«Быть любимее любой »

4

Стать лучше

«… во мне солнышко любило играть и я набиралась этого солнышка…»





Нет любви когда…

Цитаты – доказательства

1

Изменение женской сути

«… охальница, рюмочница…»

2

Предательство

«…увела от детей отца…»



Учащиеся устно дают характеристику бабушке Наталье и Дусе на основе своих таблиц.

«Устои» эти основаны на любви истинной, в которой главными ценностями качествами являются целомудрие, способность переселиться всем телом и душой в любимого, а значит, понять и принять его со всей болью, со всей его трудной судьбой... (Вспомним признание Натальи о том, как приняла она в мужья после гибели Николая Семена: «...Он был контуженый, больной. А контузия такая: лягет и весь свет ему не мил. Не слышит ниче и не видит, глаза страхом каким-то зайдутся. Койни - как оторвет себя от кровати, встанет, а идти не может. Потом опять ниче. Ну, вот. Смотрела я, смотрела и высмотрела, что я ему нужна, что без меня он долго не протянет»). На том, как уметь быть «любее любой», то есть оставаться самой собой, озаренной высшим духовным светом. Недаром же на вопрос Вики: « И чем ты хвалилась?» Наталья отвечает: «А своим. Всем своим… Во мне солнышко любило играть. Я уж про себя это знала и набиралась солнышка побольше».

И даже второстепенная фигура соседки Дуси, которой «…все мимо рук, даже все поперек дела. Ни ребятишек не родила. Ни по хозяйству прибраться…охальница, рюмочница...», судьба которой, казалось бы, не вписывается в эти «законы», а более того - опровергает их(«Она после войны у родной сестры мужика отбила. У старшей сестры, у той уж двое ребятишек было, а не посмотрела ни на что, увела.».), - лишь подтверждение той системы ценностей, на которых стоит Наталья, ибо пример Дуси для нее – еще одно свидетельство того, что изменение своей женской сути, предательство по отношению к ней жестоко мстит, лишает женщину материнства, корней, продолжение рода: « Теперь уж и его нет, и сестры не стало. А Дуся к тем же ребятам, которых она без отца оставила, ездит в город родниться, помочь от них берет». Это, если захотите, ненавязчивое напоминание Вике о том, что ее может ждать в будущем.

Экспертная группа делает вывод:

Любовь истинная - это акт творчества, вершиной которого является рождение нового человека.

И мы видим, как по-разному выстраиваются судьбы двух женщин.

Необходимо обратить внимание на ключевое слово в любви - целомудрие (Учитель уточняет важное для писателя понятие, обозначенное в рассказе словом «целомудрие»)

Уточним в этой части анализа важной для писателя понятие, обозначенное в рассказе словом «целомудрие». Обратимся к толковому «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Целомудрие, я, cp.l. То же, что девственность (в 1 знач.) 2. Перен. Строгая нравственность, чистота». Снова вернемся к тексту рассказа.

По-крестьянски просто говорит бабушка внучке о целомудрии, качестве, ныне старомодном и забытом. Но ведь как поразительно точно у Распутина вписываются в «женский разговор» об этом истории о «двух дедушках». Одна - история о том, как умирая от ран, первый муж Натальи, Николай, завещал судьбу любимой им женщины, матери своих детей, другу Семену. Здесь такое отсутствие эгоизма, такое забвение себя, на которое способен лишь воистину любящий и высоконравственный человек. Да и вторая история о том, как не сразу прирастает Наталья душой к Семену, а лишь убедившись, что она для него целый мир, в котором есть место и для стариков – родителей, и для «чужих» ему детей («… А я через сколько-то месяцев, это уж вода побежала, по весне, смерилась и позвала его. Без всяких любовей … он пришел и стал за хозяина. Семь годов мы с ним прожили душа в душу, дай-то Бог так-то каждому. И в год потом загас. Не жилец-то был на белом свете, я это знала. Но мне и семь годов хватило на все остатную жизню».), поведано сдержанно и трепетно.

Вывод экспертной группы: Сегодня, мы, как никогда, понимаем, что умение создать семью, обустроить дом для человека и, прежде всего женщины, как хранительницы рода, - это основа жизненной гармонии, пребывая в которой человек становиться частью общенациональной судьбы, частью космоса.



IV. Рефлексия. Класс делиться на 2 группы и фронтально делают вывод на оси – ранжир.

Необходимо выявить, в каком соотношении находятся взгляды Вики и бабушки по поводу основных нравственных ценностей семейного уклада, выводу делается способом голосования.



Двое учеников заполняют ось – ранжир на интерактивной доске:











Таким образом, голосующие за мнение бабушки считают, что семья имеет высокие нравственные ценности, нравственные устои «прошлого» крепкие. Мнение Вики, что семья – это анахронизм, главное быть независимой, мы видим, что в случае с Викой необходима реанимация духовных ценностей.

V. Творческий опыт. Жизненный опыт старшеклассников ещё мал. Поэтому проводится исследование в малых группах (2 человека) на основании других источников.

  1. Лосский: «В самом деле, лица, любящие друг друга совершенной любовью, становятся носителями не только своей индивидуальной нормативной идеей, но также и идеей любимого; отсюда получается такое снятие обособленности лиц друг от друга, такое сочетание их творческих сил, которое превращает их как бы в новое существо, глубоко отличное от каждого лица, взятого в отдельности, способное к творческим атакам, столь высоким, что они представляются чудесными по сравнению с деятельностью обособленной личности».

  2. Иван Ильин: «… Если приходит настоящая любовь, человек теряет чувство свободной бесшабашности, вольной игры. Он вдруг чувствует себя связанным, как будто его пронзила необходимость или он попал под действие какого-то закона: теперь он не может по-иному, он как бы во власти чар».

  3. Образы старухи: «Литературная критика давно отметила мастерство писателя в умении воссоздавать образы старух. Это и старуха Анна («Последний срок»), и Дарья («Прощание с Матерой»). Сюда же мы отнесём и Наталью из «Женского разговора». В беседе с главным редактором журнала «Литература в школе» Н.Л. Крупиной на вопрос: «Чем дороги для вас ваши старухи? Что станет с нашими, когда их не станет?» Он ответил: «Старухи-то никуда не денутся, они сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос: какие старухи? Моя Анна говорит о себе и Миронихе: «Мы с тобой, однако, две последние старухи остались. После нас и старухи другие пойдут …». Пушкин наверняка не стал бы Пушкиным, если бы в его судьбе был только Царскосельский лицей и не было бы Арины Родионовны, «университета» не менее важного, чем первый. Ведь известно же, что Лермонтов вздыхал: «Как жалко, что у меня была матушкой немка, а не русская – я не слыхал сказок народных: в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Моя бабушка Марья Герасимовна не просто помогла мне, а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой. Мышлением, чтобы я мог написать своих старух – Анну и Дарью. Один из первых рассказов – «Василий и Василиса» - с нею же. Ни с кем в жизни я не разговаривал с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда взрослел, а она слегла и торопиться ей стало не куда».

Затем учащиеся и учитель обобщают искромётные идеи нравственных ориентиров любви: соборное творчество; тайна духовности; избранность; общность; счастье; истина; единение с богом; покорность судьбе; величие нравов.

Проводится телемост «Мы из настоящего», «Мы из прошлого» (спор по основным положениям жизни в семье).

В конце исследования в сотрудничестве с учителем обучающийся анализирует художественные средства, помогающие понять смысл жизни Вики и Натальи.

Автору удаётся достичь полноты раскрытия образов по используемому принципу ретроспективной композиции, то есть через «возвращение в прошлое» (воспоминания Натальи).

Не случайно в нелёгкие размышления Натальи о судьбе внучки входит «могучее дыхание неба», и думы её под этим неласковым небом горьки и тревожны.

В творчестве настоящего писателя всё имеет значение, в том числе и семантика имён. Проведём маленькое исследование. Обратившись к «Словарю русских личных имён», читаем: «Наталия – «родная», что находит своё отражение в тексте рассказа. Бабушка выступает носительницей родовой памяти и представляет естественную потребность сродниться с внучкой». Тот же словарь даёт объяснение имени Виктория – «победа», что демонстрирует взгляды юной Вики на современную женщину (женщина – прежде всего «лидер»).

Вывод – в виде синквейна – коллективный труд.

Семья – счастье, оплот, крепость!

Трудимся, любим, создаём

Семья – это здорово!

Надёжность страны куём!

В завершении хотелось бы сказать следующее. Очевидно, что образы деревенских старух, и Натальи, опыт их нелёгкой жизни и размышления о ней являются выражением позиции самого писателя, озабоченного судьбой человека в нашем сложном мире. Не случайно мне кажется, в его творчестве и раздумьях последних лет присутствие таких понятий. Как дом, семья, ибо они – фундамент «самостоянья человека», говоря словами Пушкина и нации.

Приведём фрагмент из беседы В.Г. Распутина с корреспондентом журнала «Роман – газета 21-й век», который ещё раз убеждает в этом и подводит итоги нашего с учащимися разговора о «Женском разговоре»: « - Похоже что в 21-м веке государственные сообщества и их жизнь не будут настолько важны для человека, как семья. Я уверен, что если бы мондиалистам удалось разрушить национальные государства, к чему они и стремятся и к чему Европа близка. Неминуемо пострадает и семья. Для этого и устраиваются сексуальные революции и свободные нравы. Семье тем самым открыто объявляется война. Меня поразила информация о том, что в один из последних годов, кажется, позапрошлом, в Москве было зарегистрировано столько же разводов, сколько в предшествующем году браков. Семья крепка традицией, моральными законами, сложившимися исторически, и ка только они ослабевают, как только снимается покров религиозного таинства, освящающего брак, семья лишается главной опорности. В будущем «человейнике» воспроизводство хотели бы превратить в какое-то высшего порядка животноводство, регулирующее и грубое. Надо надеяться, что ни Господь, ни человек этого не допустят, надеяться на разум селекционеров ни в коем случае нельзя».

В конце урока звучит песня «Родительский дом».

















Список литературы





  1. «Литература в школе». 1997, №2.

  2. «Роман-газета 21-й век». 1999, №1.

  3. «Школьный психолог». 2001, №6.

  4. Лосский, Н. О., Условия абсолютного добра. [Текст] – М.: Политическая литература, 1991. С.183.

  5. Недзвецкий, А.А., Филиппов, В.В. Русская «деревенская» проза. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. [Текст] – М.: МГУ, 1999. С.128.

  6. Ожегов, С.И., Словарь русского языка. [Текст] – М.: Просвещение, 1995.

  7. Словарь русских личных имён/ М.: Русский язык, 1980.





8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алексашова Нина Александровна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350171


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства