Е. М. Разинькова,
  учитель русского языка и литературы  
  МБОУ «СОШ №43 им. Г. К. Жукова»,
  г. Курск
  
 
  Методическая разработка урока по литературе в 7 классе
  «Теория литературы. Стихотворения в прозе: особенности жанра» (по стихотворениям в прозе И.С.Тургенева)
  Тип урока: открытие нового знания
  Цели урока: 1.Обучающие: Знакомство с спецификой жанра стихотворения в прозе, с некоторыми стихами в прозе Тургенева; формирование умений и навыков анализа стихотворений, работы с учебной и дополнительной литературой; обеспечение усвоения нравственных понятий (любовь, патриотизм и др.)
  2. Развивающие: Развитие памяти, внимания, аналитических навыков, навыков публичного выступления, устной и письменной речи, исследовательской и творческой деятельности; навыков критического мышления, развитие воли, рефлексии, эмоциональной сферы личности учащихся, эстетического вкуса, познавательного интереса, навыков самостоятельной работы, умения работать в парах.
  3. Воспитывающие: воспитание нравственных качеств и гражданской позиции: гуманности, порядочности, благородства, чувства сопричастности к беде ближних, нетерпимого отношения к любым проявлениям жестокости; патриотизма, любви к русскому языку, гордости за свой народ; воспитание эстетического восприятия действительности, интереса к творчеству И.С.Тургенева, к предмету.
  Задачи: 1.Образовательные: способствовать формированию знания о жизни И.С.Тургенева, об истоках его творчества, освоению новых форм поиска и обработки информации; обеспечить усвоение нравственных понятий в ходе работы; продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять, обобщать, готовить сообщения, работать в группах, индивидуально; создавать компьютерную презентацию; осуществлять само- и взаимоконтроль, само- и взаимооценку.
  2. Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию такого мировоззренческого понятия, как «причинно-следственная» связь; на материале урока формировать высокие нравственные качества, гражданскую позицию, в целях эстетического воспитания использовать наглядность, художественное слово.
  3. Задачи развития учащихся: формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы (во время анализа текста), составлять схемы, формулировать вопросы, умения переносить знания в новую ситуацию, работать с ПК, развивать самостоятельность критического мышления, обогащать словарный запас учащихся, усиливать коммуникативные функции речи (при работе в группах, коллективной работе); формировать умения преодолевать трудности при обучении, обеспечить ситуации эмоциональных переживаний (и при анализе стихов, и при знакомстве с историей жизни писателя, и при прослушивании произведений)
  Мотивационное обеспечение урока:
  Стимулировать положительное отношение к учению через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуации успеха, сотрудничество с учителем и одноклассниками (работа в группах); способствовать развитию как сильных, так и слабых учащихся, уверенности в своих силах, дать толчок к саморазвитию (разноуровневые задания с правом выбора).  
  Основные методы:  
  -  по источнику знаний: устный, печатно-словесный, наглядный, ТСО; 
-  по уровню познавательного интереса: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, творческий. 
 Приёмы: беседа, рассказ, исследование, составление проекта, компьтерной презентации, таблицы и др.
  Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
  Оборудование: 1.ТСО – ИКТ (компьютер, проектор, экран);
  2.Наглядность – мультимедийная презентация Power Point; портреты И.С.Тургенева;  
 3.Книжная выставка.
 4.Тексты, карточки с заданиями, алгоритм-предписание, словари, схема
 5.Сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенева (любое издание)
  Теория литературы: стихотворения в прозе.  
  Межпредметные связи: информатика, история, живопись, русский язык  
  Слово учителя.
  - Долгие годы И.С.Тургенев жил вдали от России, но его мысли и сердце всегда было с ней. Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык, да и темы для своих произведений он искал только на русском материале. («Душа моя, все мысли мои в России»,- И.С.Тургенев). Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, Иван Сергеевич Тургенев не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке, кроме своего родного, русского языка, которому он посвятил одно из своих произведений.
 Давайте послушаем его.  
 
 
 Беседа с классом:
  -Какое чувство стремится передать здесь автор? (Чувство любви и восхищения.)
  -Какая интонация главенствует здесь?
  (С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, русский народ — великий народ.)
  -Какая мысль заключена в этом произведении?
  (Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие - то неприятные события)
   - Какова основная мысль этого стихотворения? (Вера в русский народ, любовь к русскому народу, его языку. Какие бы испытания на его долю не выпали, он справится и выстоит. Вера в великое будущее русского народа).
  -Что вы можете сказать об авторе этого произведения?
  -В каком возрасте Тургенев написал данное произведение?
 
 -Обратите внимание на портреты писателя последних лет жизни с целью определения его душевного состояния (Прежде всего обращают на себя внимание глаза – зеркало души – грустные, уставшие; писатель будто с сожалением вспоминает прошлое, понимая неотвратимость скорого ухода из жизни. На лбу проступают морщины, я считаю, что это результат того, что он часто хмурится, а значит, часто думает. Длинные волосы и борода говорят о возрасте писателя, а мы знаем, что пожилые люди более начитанные, умнее и рассудительней, нежели люди младшего возраста).
  
 
  -Предположите, какой жанр данного произведения?
  
 
  -И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стихотворения. Тургенев считается непревзойденным мастером этого жанра. Предположите, как он называется?
  -Составьте вопросы к теме урока, используя слова: Что? Где? Когда? Какие? (Например: Что такое стихотворения в прозе? Где они были написаны? Когда были созданы? Что хотел выразить Тургенев в своих стихотворениях? Какие особенности стихотворений в прозе? Какой же совет он дает своим читателям своих произведений? Почему? И др.) А какой важный, основной вопрос? (Что такое стихотворения в прозе?Какие особенности стихотворений в прозе?). Это и будет темой нашего урока. А свои наблюдения вы оформите в виде проекта.
  -Так где и когда И.С.Тургенев создаёт свои стихотворения в прозе? (Тургенев создаёт их в последние годы жизни с 1877 года. Стихотворения в прозе были напечатаны в 1882 году в журнале «Вестник Европы», за год до смерти писателя. Эти произведения для печати не предназначались, слишком уж личными были переживания в некоторых из них, были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и для небольшого круга людей, сочувствующих такого рода вещам. «Стихотворения в прозе» состоят из 2-х разделов: «Старческое» и «Новые стихотворения в прозе». В первый раздел вошло 51 стихотворение. Во второй - 31 стихотворение, которые при жизни писателя не печатались. В 1882 году 30 стихотворений при участии автора были переведены на французский язык. Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека).
  - Литературовед Лев Озеров, читая «Стихотворения в прозе» Тургенева, однажды задался вопросом, «далеко не праздным и вовсе не специально литературоведческим...Сочетаются ли «стихотворения» с «прозой»? Возможно ли вообще такое сочетание?»
  -Вспомните, что такое эпос и лирика.
     | ПРОЗА (=эпос) | ПОЭЗИЯ (=лирика) 
 | 
  | Эпос– это один из трех родов литературы, определяющим признаком которого является описание тех или иных событий, явлений, характеров.  Характерные черты эпоса:  - доминирование повествования,- воспроизведение действия, разворачивающего во времени и в пространстве (обычно в прошедшем времени),
 - описание каких-либо событий
 |  Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя.   | 
 
  -А материалом для нашего исследования будет стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».(чтение наизусть) стр.167 (Литература 7класс)
  -Какой житейский эпизод лёг в основу повествования? Чем он оказался интересен рассказчику?  
  -Подумайте, сколько персонажей в этом произведении? Что вы можете сказать о рассказчике? Участвует ли он в событиях или автор наделяет его другими функциями? Что изменится в тексте, если повествование будет идти от третьего лица? (Рассказ ведётся от первого лица, автор как бы вступает в контакт с читателем, делится с ним своими наблюдениями)
  -Что является смысловым центром произведения? Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?
  - Какие строки являются эмоциональным центром произведения? (Зачитать) С помощью какого художественного приёма автор выделяет его? (Повтор — повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придаёт тексту связность, подчёркивает важнейшие мысли).
  -Сравним поведение собаки и воробья (Работа в парах)
  Собака: (уменьшила свои шаги и начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал эту силу)
  Воробей: (сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собой своё детище, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою)  
  -Как нагнетание глаголов помогает понять их внутреннее состояние? Чьим глазами мы видим этих героев?  
   -Итак, какие черты прозаической речи мы можем отметить в произведении? (Слова и предложения располагаются свободно, образуют текст)
  -Какие художественные средства помогают создать образ воробья? (составление кластера)
  Эпитеты: (отчаянный и жалкий писк, маленькое тело, взъерошенный, искажённый вид, героическая птица)
  Метафоры: (голосок одичал)
  Сравнения: (камнем упал)
  -Наш старый черногрудый, взъерошенный воробей вдруг стал героической птицей. В черновом автографе произведение названо было «Герой». Почему же Тургенев меняет название? (Даже маленькая птичка, движимая любовным порывом, способно защитить свое детище)
  Работа со словом «Благоговеть» (по Далю, «страшиться и покоряться в ничтожестве своём перед высшим, оказывать кому безусловное уважение и повиновение, раболепствовать, признавать и безмерно ценить чьи достоинства»)
  -Какое чувство двигало воробьём? (Часто по наивности человек думает, что только ему одному дана сила любви и самопожертвования, но не эти ли чувства вспыхнули в маленьком воробышке, ринувшегося защищать своего выпавшего из гнезда птенца? Маленький воробышек — лишь повод, но в голосе автора звучит и мягкая снисходительность, и удивление, и восхищение, переходящее в бесспорное утверждение: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь»).
 -Так какие черте лирики мы наблюдаем в данном произведении? (воздействие на чувства, читатель чувствует настроение автора, переживает вместе с ним, удивляется, восторгается, характерна большая насыщенность изобразительных средств).  
 -Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое?  
  Вы теперь можете ответить на вопрос: «Что же такое «стихотворение в прозе»? (Наиболее характерными признаками стихотворения в прозе являются небольшой объем, особый тип построения художественного образа, в основе которого лежит повышенная эмоциональность, установка на выражение субъективного впечатления или переживания; при отсутствии звуковой организации языка в отдельных случаях имеется тенденция к ритмической и фонетической упорядоченности).  
  1.Небольшой объём
  2.Нет рифмы, строф
  3.Наличие сюжета, героев
  4.Воздействие на чувства читателей
  Итак, стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишённые стихотворной рифмы.  
  Стихотворения в прозе являются не произвольным соединением стихов и прозы. Это синтетический жанр, так как соединил два рода литературы.
  -В каких словах заключена основная мысль стихотворения в прозе «Воробей»? Запишите их.(Сочинение-миниатюра «Как я понимаю финальную фразу текста?»)
  - В чём актуальность стихотворений в прозе?(Тургенев заставляет нас задуматься над важными вопросами бытия)
  
 
 - Множество аспектов человеческого бытия охватывает 81 миниатюра тургеневского цикла: жизнь и смерть, любовь и счастье, природа и человек, мудрость и глупость, страх и отвага, доброта и самопожертвование, свобода и необходимость, и многие другие. Это одновременно и какие-то очень конкретные проявления человеческой сущности и принципиально важные, философские проблемы, волнующие человека. Тургеневский цикл обращен к разным людям, однако цель одна: расшевелить человеческую душу, пробудить ее, заставить ожить и почувствовать не только свое «я», но и многогранный окружающий мир. «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет- и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое,- и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу". Это обращение «К читателю» И.С.Тургенева, и оно было написано в качестве предисловия к «Стихотворениям в прозе».
  Рефлексия
  Д/З Прочитайте стихотворения в прозе (стр.166-168).Проанализируйте любое из них, а понравившееся выучите наизусть.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  ПРИЛОЖЕНИЕ
 ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
 «Особенности жанра стихотворений в прозе»
 ученика(цы) 7 класса 
 
 
 ______________________________________________________
 материал для исследования И.С.Тургенев «Воробей»
 
 
      | 
 | Проза (=эпос) | Поэзия (=лирика) | 
  | 1.Сюжет | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
  | 2.Образы | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
  | 3.Чувства | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
  | 4.Средства выразительности | 
 | 
  | 
 | 
  | 
 | 
  | 
 | 
  | 
 | 
 
 ВЫВОД  
 1.______________________________________________________________________________
 2.______________________________________________________________________________
 3.______________________________________________________________________________
 4.______________________________________________________________________________
 ________________________________________________________________________________
 Основная мысль текста
 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 Сочинение-миниатюра «Как я понимаю финальную фразу текста?»
  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________