kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока литературы в 10 классе « Красота спасёт мир?!.» по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заключительный урок-диспут по роману Ф.М.Достоевского "Идиот". Учащиеся самостоятельно приходят к выводу: спасет ли мир красота?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока литературы в 10 классе « Красота спасёт мир?!.» по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»»



Методическая разработка открытого урока литературы в 10б классе

в рамках методической недели



« Красота спасёт мир?!.»

по роману

Ф.М. Достоевского

«Идиот»









учителя высшей категории

Тарасовой Н.Н.

Март, 2016





Открытый урок-дискуссия

Тема: « Красота спасёт мир?!.» по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»

Цели:

  1. Обратиться к духовным основам классической литературы и с помощью великого писателя-гуманиста дать нравственные ориентиры современному школьнику.

  2. Продолжить обучение школьников терпимому отношению к иным позициям и результатам, эвристическому поиску решений и самопознанию.

  3. Формировать у учащихся понимание закона многообразия путей постижения истины.

Вступительное слово учителя:

Красота присуща всему здоровому...
Она есть гармония, в ней залог успокоения;
она воплощает человеку и человечеству идеалы.
Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её, значит, есть и потребность здоровья, нормы... тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа.

Человек постоянно находится в пространстве мучительных вопросов бытия.Что есть красота? Каково её назначение на земле? Может ли служение красоте стать смыслом жизни? (слайд)Для каждого нового поколения, отдельного человека эти вопросы встают в своей неразрешимости и извечной притягательности.

Идеал, прекрасное, великое, красота — эти слова и понятия наиболее близки мировоззрению Ф.М. Достоевского. Писатель-гуманист создаёт самое лирическое из своих произведений — роман-поэму «Идиот» — о невероятно трудной и тернистой судьбе красоты, путь которой пролегает в гуще то ежедневной, уныло-будничной, то жестокой трагической жизни героев. «Идиот» — открытая книга, как и все великие произведения Достоевского.

Высокую оценку романа дал М.Е. Салтыков-Щедрин: “Стремление человеческого духа прийти к равновесию и гармонии существует непрерывно, переходит от одного поколения к другому, наполняя собой содержание истории”.( слайд) Проблема человеческого духа, стремящегося к гармонии, — центральная тема романа «Идиот».В центре обсуждения нашего урока один из вопросов, над которым мучительно размышлял Достоевский на страницах своего произведения: красота спасёт мир?( слайд)

На предыдущем уроке вам, ребята, было предложено разделиться на две команды и подготовить проблемные вопросы по данной теме. Творческая группа каждой команды должна выдвинуть гипотезу и обосновать её, подготовив вопросы по обсуждаемой проблеме. Кроме того, все учащиеся принимали участие в литератературно-психологической игре «Незаконченное предложение». Вам предлагалось закончить ряд предложений в соответствии с личностным пониманием идеи произведения:

Красота, в моём понимании, — это …
Красота, в понимании Достоевского, — это …
Князь Мышкин — это …
Мир нуждается в спасении, потому что …
Мир спасёт красота, если … ( слайд)

Несколько учеников читают свои предложения.

Первый этап: Итак, предлагаю творческой группе команды « »выдвинуть свою гипотезу по проблеме«Мир спасёт красота?»

Гипотеза команды « »

По выражению Ипполита, одного из персонажей романа, “природа создаёт самые прекрасные свои создания, чтобы потом посмеяться над ними”. Наша группа не согласна с подобным утверждением. Мы убеждены, что мир спасётся красотой, если люди научатся ценить и любить её, отдавать предпочтение не внешней, а внутренней красоте. Красота должна соединиться с милосердием, состраданием, пониманием, всеобщей любовью и, главное, с самопожертвованием! Если человек будет способен на эти чувства, то это и станет его “путеводной звездой” на пути к добру, красоте и спасению.

Теперь предлагаю творческой группе команды« »выдвинуть свою гипотезу

Гипотеза команды « »

Красота спасёт мир, если каждый человек будет понимать смысл, который вкладывал в понятие красоты сам Фёдор Михайлович Достоевский. А это — любовь к ближнему, кротость, смирение, отсутствие гордыни, духовная потребность в прекрасном, в христианских идеалах. Мир спасётся, если выбор пути, указанного писателем-гуманистом, будет у каждого из нас свободным и осознанным.

Второй этап: — обмен творческих групп проблемными вопросами.

Начинается интеллектуальный турнир. На обсуждение вопроса устанавливается регламент — 2–3 минуты. Учитель фиксирует время обсуждения. Затем каждая из команд поручает одному из своих членов дать развёрнутый ответ на поставленный оппонентами вопрос. При необходимости дополняют ответ одноклассника. В случае несогласия с высказанным суждением предлагают свой вариант ответа. Команда, задавшая вопрос, оценивает ответ “соперников” по пятибалльной системе. Эта оценка будет выставлена в журнал.

Учитель выполняет в процессе дискуссии координирующую функцию, следит за соблюдением этики дискуссии, ответы учеников не комментирует, своего мнения до конца урока не высказывает.

Вопросы команды « »

— Назовите жизненный принцип, кредо князя Мышкина. Какими христианскими понятиями руководствуется князь в своём поединке за спасение человеческих душ? Как к этим ценностям относятся другие персонажи? Была ли высокая цель князя понята хотя бы одним героем романа?

— “Чуждые миру в силу любви к миру, нереальные в силу страсти к реальному, герои Достоевского сперва кажутся несколько наивными. У них нет определённой цели: точно слепые или пьяные, шатаясь, бродят по миру эти всё же взрослые люди”. Можно ли эти слова отнести к образу князя Мышкина? Действительно ли у него нет определённой цели?

— Почему сёстры Епанчины сравнивают князя с “рыцарем бедным”?

— Что означает обмен крестами между Рогожиным и Мышкиным на религиозно-философском уровне?

— Как вы считаете, красота Настасьи Филипповны спасительная или разрушительная? Почему князь поцеловал её портрет? Как по этому портрету он определил судьбу Настасьи Филипповны?

— Глядя на портрет Настасьи Филипповны, художница Аделаида Епанчина приходит к выводу, что такая красота — “сила”, с которой “можно мир перевернуть”. Прокомментируйте эту мысль.

— С образом Настасьи Филипповны связана тема оскорблённой и поруганной красоты. Что, по-вашему, могло спасти красоту героини?

— Почему в начале романа Мышкин говорит о красоте и страсти в лице Настасьи Филипповны, а позднее скажет: “Может ли даже это лицо внушать теперь страсть? Оно внушает страдания, оно захватывает всю душу…” Прокомментируйте эти два разных восприятия Мышкиным внешности героини.

— В каких персонажей романа князь запрещает “бросать камни”? Почему? Проведите параллель с Евангелием.

— Достоевский писал в романе «Братья Карамазовы»: “Красота — это страшная и ужасная вещь!.. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Красота!.. иной, высший с сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским… Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей”. Как данная мысль соотносится с идеей романа «Идиот»?

— Одним из убеждений Фёдора Михайловича было то, что истина, красота и добро — неотделимые друг от друга понятия. А что, по мнению Мышкина, является красотой и “высшим синтезом жизни”? Соотносятся ли точки зрения писателя и персонажа романа?

— Почему попытки Мышкина, прекрасные его устремления “восстановить и воскресить человека” обречены на провал?

— По мере прохождения князем пути к “новой жизни” к нему возвращается падучая болезнь, а в финале романа он сходит с ума и становится совершенно неузнаваемым. Как это соотносится с духовным подвигом Христа? Как вы думаете, можно ли финал романа считать закономерным?

— Может ли мир спасти красота без возрождения души человека? Может ли один человек, несущий гуманистические идеи, спасти мир разобщённых, эгоистичных людей?

— Нужны ли миру такие люди, как Мышкин? Какова участь Мышкиных в современном мире?

Вопросы команды « »

— С какой идейно-художественной целью в заглавии романа Достоевский называет своего “положительно-прекрасного” героя идиотом, когда весь замысел произведения направлен на создание идеального героя, князя-Христа? Как название романа связано с многовековой традицией изображения “дурака” или юродивого в народных сказках и древнерусской литературе?

— Как соотносятся друг с другом описание внешности князя Мышкина и его духовная сущность? Почему все окружающие тянутся к нему? В чём заключается его обаяние?

— Почему Настасья Филипповна перед уходом с Рогожиным, обращаясь к князю, говорит: “Прощай, князь, в первый раз человека видела”? Что значит в её понимании слово “человек”?

— Какое значение в романе имеет тема детства? Почему многие персонажи романа сравнивают князя Мышкина с ребёнком? Почему ему так легко и хорошо среди детей?

— Каким видит князь будущее России: православной или утопающей в атеизме?

— От чего надо отказаться, по мнению Достоевского, чтобы в человеке победило нравственное начало? Как, по мнению писателя, можно стать человеком?

— Счастлив ли князь? Мотивируйте свой ответ.

— Что имел в виду князь, когда говорил: “Красоту трудно судить, а я ещё не приготовился. Красота — загадка”?

— Что привлекало князя в Настасье Филипповне и Аглае? Почему все окружающие тянутся к нему?

— Ницше называл Мышкина Христом. Согласны ли вы с мнением философа? Обоснуйте свой ответ.

— Чем Мышкин отличается от других “кротких” героев Достоевского?

— “Красотой мир спасётся”. О какой красоте идёт речь? Может ли внешняя, физическая красота спасти мир? В чём её высший смысл?

— Почему призывы князя к любви, милосердию и добру потерпели неудачу?

— Лев Николаевич Мышкин живёт сердцем и решает мучительные вопросы, но не может изменить жестокие законы жизни. Почему? Почему он никого не сделал счастливее?

Третий этап: участники возвращаются к ранее выдвинутым гипотезам и выясняют, подтвердились ли гипотезы или нет.

Творческая группа « » внесла изменение в первоначальный вариант предположения: “Князь Мышкин не мог осчастливить людей, потому что он обыкновенный человек, а не Богочеловек, как Христос. На первый взгляд никого князь не сделал счастливее, но можно с полным основанием сказать, что в жизни почти всех персонажей он сыграл благотворную роль, а значит, духовная красота человека — единственно спасительная сила в этом жестоком мире. Мы убеждены, что даже один человек, наделённый христианскими добродетелями, способен изменить окружение к лучшему”.

Команда « » дополнила подтвердившуюся гипотезу одной мыслью, возникшей в процессе обсуждения проблемы: “Кода человек духовно вырастает, он способен не только принять красоту как величайшую ценность и смысл жизни, но и сохранить её для окружающих, указать другим путь истинной красоты. Такая красота спасительна, но судьба её в романе Фёдора Михайловича трагична. В нашем дискуссионном клубе прозвучало много глубоких, оригинальных мыслей, но мы прекрасно понимаем, что осталась ещё бездна невыясненного в проблеме о возможности спасения мира, наверное, поэтому Достоевский нам интересен...”

Затем учащиеся делятся впечатлениями о совместной работе над поставленной проблемой, об “открытиях”, которые они для себя сделали, о своих сомнениях и нерешённых вопросах, отмечают наиболее глубокие, оригинальные вопросы и ответы своих оппонентов.

Итог:

В чём заключается мой результат?

Какова его роль и место в общем результате?

Верной ли оказалась гипотеза?

Какие изменения она претерпела?

Как повлияла дискуссия на моё восприятие исследуемой проблемы? ( слайд)

Заключительное слово учителя:Ф.М. Достоевский тревожился за судьбу человека в мире, где добро стоит на одних весах со злом. Писатель-гуманист был убеждён, что “яростный” и ожесточённый мир нуждается в спасении, и эта тема грустной, щемящей музыкой звучит в его романе «Идиот». В подготовительных записках к роману, озаглавленных «Нотабена и словечки», Достоевский писал: “Мир красотой спасётся”, имея в виду прежде всего освящённую страданием, одухотворённую красоту. Писатель в лице Льва Николаевича Мышкина противопоставляет миру эгоизма и своекорыстия любовь и милосердие.

Способна ли красота спасти мир? Этот вопрос волновал всех участников дискуссии. Вы обратили внимание на то, что в формулировке обсуждаемой проблемы стояло три пунктуационных знака: вопросительный знак (вопрос, сомнение, рефлексия), восклицательный(радость открытия, восторг) и точка (утверждение)? Состоявшийся разговор никого не оставил равнодушным. Каждый из вас вынес из сегодняшней дискуссии сокровенные мысли о роли красоты в мире, сделал свои маленькие “открытия”; но я уверена, что мучительные вопросы: “Что есть красота? Зачем её обожествляют люди? В чём её сила и слабость? Способна ли красота преобразить человека и спасти мир? Какова судьба красоты в современном мире?”( слайд) — всю жизнь будут волновать ваш разум и сердце.

Многие из вас говорили, что мир спасёт красота, а вот религиозный мыслитель XX века Николай Александрович Бердяев был убеждён, что красота сама нуждается в защите. Что вы скажете по поводу этого высказывания философа?




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Тарасова Надежда Николаевна

Дата: 14.12.2016

Номер свидетельства: 369741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства