kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка к 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка подготовлена ко дню рождения В.Г.Распутина. Она позволяет познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина»

Управление образования Администрации города Вологды

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка»









Методическая разработка

к 80-летию со дня рождения

Валентина Григорьевича Распутина













Автор: Шапкина Наталья Михайловна

Педагог - библиотекарь














г. Вологда 2017 г.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка»» г. Вологды

Тема библиотечного урока: «Жизнь и творчество В.Г. Распутина»

Предмет: литература

Класс: 8 - 9

Автор: Шапкина Наталья Михайловна

Адрес школы: г. Вологда, ул. Зосимовская, д.1

Телефон: 72-20-14

Адрес электронной почты: [email protected]









































Пояснительная записка

В наше время особенно актуальными становятся проблемы нравственности, так как происходит распад личности и проблемы потребительского отношения к природе.

Живя сейчас в 21 веке, мы все чаще замечаем, как изменяется человеческая психология, взаимоотношения между людьми. Сейчас в нашем обществе нехватка таких человеческих качеств, как совесть, милосердие, доброта. Люди забывают, что должны соблюдать законы природы. ведь она "наше богатство" Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может.

Читая произведения Распутина, мы находим ситуации, близкие к современной жизни, Произведения Распутина помогают нам понять, как его герои постигают смысл жизни, любовь к родной природе.



Библиотечный урок « Жизнь и творчество

Валентина Распутина»

Тип урока: урок смешанного типа.

Цель: - раскрыть духовные и нравственные законы, по которым живут герои В. Г. Распутина.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с биографией В.Г. Распутина;

- познакомить с основными этапами творчества В.Г. Распутина.

- проанализировать проблемы, которые затрагивает В.Г. Распутин в рассказе « Продается медвежья шкура».



Развивающие:

- развивать умение анализировать текст художественного произведения;

- развивать читательский интерес;

- развивать умение извлекать нужную информацию;

- развивать коммуникативные навыки творческие способности

обучающихся.


Воспитательные:

- воспитывать в обучающихся такие личностные качества, как доброта,

отзывчивость, благородство, мужество;

-расширять кругозор обучающихся.



Направления использования в работе школьной библиотеки:

- нравственное воспитание;

- патриотическое воспитание учащихся;

- эстетическое воспитание учащихся.


О презентации:

Презентация посвящена изучению биографии и этапов творческой жизни выдающегося русского писателя Валентина Распутина. Просмотр данной работы можно организовать на уроках литературы. Демонстрация слайдов описывает основные этапы творческой жизни Распутина. Вниманию зрителей предложен список основных произведений писателя и публициста. Оформление слайдов способствует восприятию информации, на экран выводятся, обложки его книг. Просмотр данной работы поможет формированию представления о жизни и творчестве Валентина Распутина.

Слайды по рассказу « Продается медвежья шкура» помогут восприятию произведения.

Презентация выполнена с использованием двадцати трех слайдов.

Для изучения предложены следующие материалы:

- о детстве В. Г. Распутина;

- этапы творческой деятельности;

- работа в редакционных коллегиях литературных журналов;

- публикации В. Г. Распутина;

- творческое наследие писателя;

- награды;

- анализ рассказа « Продается медвежья шкура»;

- цитата В. Г. Распутина, ставшая эпиграфом к уроку.


Особенности использования презентации:

Слайды переключаются по щелчку.


Оборудование: компьютер; доска, презентация, портрет В. Г. Распутина, выставка книг писателя.



Ход урока.



Организационный момент.

Эпиграф к уроку: «Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?» ( В. Распутин)

1этап. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.


Вступительное слово педагога-библиотекаря:

Сегодня нам предстоит познакомиться с творчеством замечательного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, человека с широкой душой и добрым сердцем. В 2017 году 15 марта мы отмечаем 80 лет со дня его рождения.



2 этап. Основной.



Деятельность педагога:

Педагог-библиотекарь, показывает презентацию. Задает вопросы.

Деятельность обучающихся:

Группа обучающихся участвуют в выступлении при показе презентации.

Остальные обучающиеся смотрят презентацию, слушают выступающих, анализируют текст.













Показ презентации.



«Жизнь и творчество В.Г. Распутина».

Описание слайдов.



Слайд 1.

Название презентации.



Слайд 2 Биография.



Первый ученик:

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье 15 марта 1937 года. И рос он в деревне с красивым, напевным названием Аталанка.

«Родился я в трёхстах километрах от Иркутска,- рассказывает писатель,- в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил, воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва – едва управлялась с делами и семьей, ей забот, сколько помню, всегда хватало».



Слайд 3



Первый ученик:

В 1944 году будущий писатель пошёл в первый класс Аталанкской начальной школы. Научившись читать, Распутин полюбил книги.

К тому времени, когда писатель окончил четыре класса в Аталанке, его отца Григория Никитича сослали на Колыму, и мать Нина Ивановна осталась одна с тремя детьми. Жизнь была трудной, полуголодной.



Слайд 4


Второй ученик:

Валентин Григорьевич очень хотел продолжить учёбу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это целых 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо было перебираться в Усть-Уду жить, одному, без родителей, без семьи.

К тому же, как напишет потом Валентин Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

Учился он в Усть-Удинской средней школе с 1948 года по 1954 год.



Слайд 5


Второй ученик:

После школы Распутин успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом первого курса историко-филологического факультета Иркутского Государственного университета. Он хотел стать хорошим учителем, и поэтому хорошо учился и много читал.

Слайд 6


Начало литературной деятельности. Журналист.

Третий ученик:

Первые публикации материалов Валентина Распутина в газетах не случайно совпали с годами учёбы в университете. В студенческие годы Валентин Распутин стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.

На третьем году работы в молодёжной газете, В. Распутина послали подготовить очерк о лесозаготовителях в один из районов Иркутской области. Писатель вспоминает: «Я такой очерк написал. Но мне сказали. Что очерка не получилось, материал ближе к рассказу. Эта подсказка редактора и послужила толчком к серьёзному отношению к литературе. Рассказ назывался «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в нашем иркутском альманахе «Ангара» в 1961 году».

Журналистом Валентин Григорьевич проработал 9 лет.

За время работы в журналистике вышло более 200 его публикаций.


Слайд 7 Писатель.


Третий ученик:

Окончив университет в 1959 году, Распутин часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан – Ташкент. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и « Край возле самого неба». Так Валентин Распутин становится писателем.


Слайд 8


Четвертый ученик:

С 1967 года Валентин Григорьевич являлся членом Союза писателей СССР.

Он работал в редакционной коллегии книжной серии «Литературные памятники Сибири».

В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

В 1989-1990 годах был Народным депутатом СССР.

В 2000-х годах являлся членом Патриаршего совета по культуре. В Иркутске содействовал открытию Православной женской гимназии, был одним из издателей православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь».

Слайд 9


Четвертый ученик:

Валентин Григорьевич Распутин получил такие награды:

1971 – Знак Почета

1981 – Орден Трудового Красного Знамени

1987 - Герой Социалистического Труда

1984,1987 – два ордена Ленина

1977, 1987- Лауреат двух Государственных премий СССР

2000 – Лауреат премии Александра Солженицына

2005 – Всероссийская премия имени Сергея Аксакова

2007 – Орден за заслуги перед Отечеством III степени

2012- Лауреат Государственной премии России

2010- Лауреат Премии Правительства РФ

Слайд 10


Педагог - библиотекарь:

14 марта 2015 года за день до своего 78-летия Валентин Григорьевич Распутин ушёл из жизни. Это был замечательный русский писатель, общественный деятель, человек широкой души и доброго сердца.

Слайд 11 и Слайд 12


Педагог - библиотекарь:

Наиболее известные произведения Валентина Распутина.
1961 – рассказ « Я забыл спросить у Лешки»

1966 – рассказ « Василий и Василиса»

1967 – повесть « Деньги для Марии»

1970 – повесть « Последний срок»

1973 – рассказ « Уроки французского»

1974 – повесть « Живи и помни»

1976 – повесть « Прощание с Матёрой»

1981 – рассказ « Век живи - век люби»

1985 – повесть « Пожар»

1991 – публицистическая книга « Сибирь, Сибирь…»

1997 – рассказ « Нежданно – негаданно»

2003 – повесть « Дочь Ивана, мать Ивана»

Педагог - библиотекарь:

Главные герои произведений Валентина Григорьевича Распутина очень разные люди, но их объединяют такие качества, как совестливость, сочувствие, бескорыстие, любовь к Родине, неприятие пороков, исправление собственных ошибок. Его произведения учат доброте, милосердию и сочувствию.

Так автобиографический рассказ «Уроки французского» - это не просто уроки, а это уроки доброты, солидарности и достоинства.

Главный герой уезжает из родной деревни, чтобы учиться в средней школе, однако в суровые послевоенные годы еле сводит концы с концами, заболевает малокровием. Средств не хватает даже на необходимое при малокровии молоко. Молодая учительница старается всячески помочь своему ученику, но мальчик отказывается, потому что принимать помощь ниже его достоинства. Учительница придумывает азартную игру и нарочно проигрывает мальчику деньги, за что увольняется директором школы, уезжает на Кубань, однако присылает посылку с продуктами, зная, как тяжело приходится мальчику.

Рассказ «Прощание с Матерой» о переселении жителей деревни на новое место в связи с затоплением деревни для строительства ГЭС. В рассказе показаны глубокие эмоциональные переживания и страдания всех героев, которые очень болезненно воспринимают переселение, ведь здесь могилы их предков, которые они желают забрать с собой на новое место… Суть данного произведения это настоящая любовь к Родине. Не только к малой, как в повести, но и к большой Родине.

В повести Распутина «Живи и помни», как ни в каком другом произведении, отражены нравственные проблемы: это и проблема взаимоотношения мужа и жены, человека и общества, часто возникающие в годы войны и способность поведения человека в критической ситуации.

В повести «Последний срок» Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и её недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви и уважения к родителям и друг к другу. Для них на первом месте стоит «Я», а затем всё остальное. Эта проблема очень актуальна в наше время.

Слайд 13


Педагог - библиотекарь:

Некоторые известные произведения Валентина Распутина были экранизированы. Это такие рассказы и повести, как «Рудольфио» (1969), «Уроки французского» (1978), «Продается медвежья шкура» (1980), «Прощание с Матерой» (1981), «Василий и Василиса» (1981), «Живи и помни» (2008).

Слайд 14 Анализ произведения.

Педагог - библиотекарь:

Обратимся подробнее к рассказу «Продается медвежья шкура». (Текст рассказа обучающиеся прочитали дома).

Рассказ «Продается медвежья шкура» это рассказ о противостоянии человека и зверя.

Давайте, используя текст, сравним поведение охотника и медведя на протяжении всего рассказа.

Слайд 15 Первая встреча.


Педагог - библиотекарь:

Василий – опытный охотник – медвежатник. Всегда охота у Василия проходила гладко, кроме этого случая.

- Найдите в тексте, как автор описывает медведя, которого застрелил охотник.

Ответ обучающихся : (зачитывают отрывок) « Зверь лежал, положив под голову переднюю лапу, как в детской кинокартине… . Это была медведица».

Педагог - библиотекарь:

- Найдите в тексте, как автор описывает природу после охоты.

Ответ обучающихся (зачитывают отрывок): «Была тишина – белая тишина с еловыми иголками на снегу, с добрыми деревьями, осторожно держащими на своих ветвях снег…».

Педагог - библиотекарь: Представьте эту картину убитый медведь на снегу, а вокруг тишина. Природа как бы замирает.

Педагог - библиотекарь: Чего не ожидал Василий?

Ответ обучающихся: Василий не ожидал, что в берлоге окажется еще один медведь, который с ревом выскочил из берлоги, встал на дыбы, показав белую грудь.

Педагог - библиотекарь:

Скорее всего - это был лончак – это медведь второго года жизни, который зимует в одной берлоге с матерью.

Растревоженного медведя называют шатуном. У шатуна обостряется слух, обоняние и другие органы чувств, инстинкт самосохранения наоборот притупляется. Он может максимально приближаться к человеку. Он способен неделями терпеливо выжидать свою добычу.


Василий несколько раз стреляет в медведя, но не так как надо. Он приготовился к прыжку медведя.

- Как повел себя медведь?



Ответ обучающихся: (зачитывают отрывок) «Медведь перестал быть медведем: он вдруг прыгнул в сторону и, круша хрупкий зимний кустарник, распахивая белой грудью снег, бросился бежать».



Слайд 16

Педагог-библиотекарь:

С этого момента начинается долгий поединок между растревоженным от зимней спячки раненным медведем и опытным охотником.

« Роли переменились: на этот раз не человек охотился за зверем, а зверь охотился на человека».

- Найдите в тексте, как автор описывает поведение зверя и охотника.

Ответы обучающихся: (пользуясь текстом)

- « Это был он, Василий увидел его белую грудь, прищуренные злые глаза. Глаза врага, объявившего войну. Зверь был спокоен».

- « Медведь следил за ним».

- «Медведь помял Василия, но не убил».

- «Василий убежал».

- Медведь следит за Василием. Его видят пастухи недалеко от жилища.

Слайд 17

Ответы обучающихся: (пользуясь текстом)

- « Все привычное для Василия стало непривычным – те же тропы, та же тайга… Они казались чужими и подозрительными». «Он таежник теперь остался без тайги».

- Василий везде ходит с карабином, даже за водой. В глазах его была одна тоска.

- Василий уезжает за 100 километров на другую зимовку.

Слайд 18


Педагог-библиотекарь: Медведь находит охотника. Он встает на дыбы, отбиваясь от собак, показывая Василию белую грудь.

Увидев медведя, мысль промелькнула в голове у Василия: « Нашел, нашел, нашел».



Слайд 19 Последняя встреча

Педагог-библиотекарь: Пользуясь текстом, опишите, как проходит последняя встреча охотника и медведя.

Ответы обучающихся: (пользуясь текстом)

- Василий шел не торопясь. Медведь шел не торопясь

- Несколько мгновений они стояли друг против друга.

Слайд 20

Ответы обучающихся: (пользуясь текстом)

- Медведь пошел первым. Он приблизился.

- Василий поднял карабин и выстрелил.

- Медведь упал.

Слайд 21

Ответы обучающихся: (пользуясь текстом)

- Василий подошел к туше медведя и сел рядом с ним. Достал кусок черного хлеба и стал вяло жевать.

- « Он победитель сидел рядом с медведем и казался себе убийцей».

- « …А медведь лежал рядом с ним и, наверное, даже не знал, что его убили».



Слайд 22

Педагог-библиотекарь:

Поединок закончился победой человека.

- Какой вывод можно сделать, прочитав этот рассказ?

-Выскажите свое мнение.

Ответы обучающихся:

Когда Василий убивает зверя, то не испытывает ни радости, ни избавления. Он чувствует себя убийцей. А шкуру этого медведя туристам он так и не смог продать. Эта дуэль, продолжавшаяся всю зиму, заставила задуматься совестливого Василия о праве людей вторгаться в судьбу обитателей таёжного леса. Забота о природе – главный посыл данного произведения.

Педагог-библиотекарь:

Еще раз обратимся к эпиграфу урока, в котором читается отношение автора к окружающему.

Валентин Распутин писал: «Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?»

3 этап. Заключительный

Слайд 23

Педагог-библиотекарь:

Валентин Григорьевич посвятил всю свою жизнь одному великому делу: учил людей хорошему. И это ему удавалось. Произведения писателя читал практически весь советский народ. Такие разные истории, такие разные герои, такой разный посыл каждой повести или рассказа, но их объединяет одно: желание помочь читателю стать добрее, милосерднее, сочувственнее и внимательнее к другим.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка к 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина

Автор: Шапкина Наталья Михайловна

Дата: 15.05.2018

Номер свидетельства: 469658


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства