kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество « Горе от ума». Обзор содержания».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по изучению жизни и творчества Александра Сергеевича Грибоедова  и обзора содержания комедии "Горе от ума".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество « Горе от ума». Обзор содержания».»

Фадеева Т. Г., учитель русского

языка и литературы,

МБОУ «Благодарновская СОШ»


Литература 9 класс

УМК по литература» под редакцией В. Я. Коровиной

Уровень обучения базовый

Тема урока: «А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество « Горе от ума». Обзор содержания».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 6 часов

Место урока в системе уроков по теме – 1 урок

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, с комедией «Горе от ума».

Задачи урока:

- помочь ученикам вспомнить особенности драмы как рода литературы;

- познакомить с историей создания пьесы;

- помочь ребятам проникнуться атмосферой времени действия, для этого - выяснить, в какое время происходит действие комедии;

- познакомить учеников с действующими лицами комедии, дать общее представление об их характерах;

Планируемые результаты:

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.

Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор,

экран; презентация Microsoft Office PowerPoint-2007; портреты писателя;


Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):


http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/12/23/materialy-k-uroku-literatury-v-9-klasse-a-s-griboedov-zhizn-i

Вячеслав Лютов. Русские писатели в жизни.

Методические советы к учебнику-практикуму для 9 класса под редакцией Г. И. Беленького. М.,1999г.


Содержание урока

  1. Организационный этап.

  2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся



А) Вступление учителя.

Сегодня мы начинаем знакомство с замечательным, великолепным по замыслу и исполнению, произведением А.С.Грибоедова «Горе от ума». Эта пьеса относится к ряду произведений «на все времена». В течение почти двухсот лет оно является бессменным в репертуарах разных театров. Почему? Чем оно привлекает зрителя и читателя? Почему до сих пор никто из критиков не даёт полного и цельного анализа этого произведения? Эти и другие вопросы будут стоять перед нами на протяжении нескольких уроков изучения бессмертной комедии. Сначала мы познакомимся с биографией писателя, создавшего это удивительное произведение.

Ну что, в добрый путь?!



Б) Работа с эпиграфом

Написать его биографию было бы делом его друзей: но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов…

А.С.Пушкин

– Ребята, что хотел сказать А.С.Пушкин этими словами?
Грибоедов прожил недолгую жизнь, современники мало оставили свидетельств о писателе, поэтому сейчас многое в его биографии противоречиво.

3) Объяснение нового материала

А) Слово учителя о А.С. Грибоедове.

– По ходу моего рассказа вы должны составить план.

Даты

Исторические события России

Даты

Жизнь и творчество А.С.Грибоедова

1812 г.
1825 г.

 



Как часто мы не замечаем тех людей, которых нужно было видеть и быть с ними, и как часто мы носим на руках тех, кто этого совсем не заслуживает!
Русские литераторы начала XIX века «не заметили» Грибоедова – да и Александр Сергеевич не навязывался, он был «островом в океане». Говорят в России нужно долго жить и писать много – ни того, ни другого Грибоедов не сделал: погиб на половине жизненного пути и написал лишь одну комедию «Горе от ума». Но этой комедии оказалось достаточно, чтобы вписать имя Грибоедова в золотой фонд русской литературы.
Ныне судьба Грибоедова собирается по крупицам, по разрозненным свидетельствам и документам, где много противоречий и загадок; но мы все же попробуем утолить печаль Пушкина – и доказать, что имя Грибоедова-человека не исчезло из русской истории.
А.С.Грибоедов соединил в себе талант поэта и дипломата, музыканта-композитора и государственного деятеля. Тот, кто занимался музыкой, конечно же, знаком хотя бы с одним из знаменитых вальсов Грибоедова. А тот, кто хоть немного интересовался тайнами дипломатии, наверняка знает о весьма важном для России Туркманчайском мире, заключенном при участии Грибоедова-дипломата.
По отзывам современников А.С. Грибоедов был обворожительным собеседником, но был и опасным противником в споре. Холодное и меткое остроумие уживалось с отзывчивым, даже чувствительным сердцем. В 1823 году А.С. Грибоедов жалуется Кюхельбекеру на душу свою: «Для нее ничего нет чужого, – страдает болезнью близкого, кипит при слухе о чьем-нибудь бедствии». Кроме близких , об этом не подозревал никто. И, может быть, поэтому в ней вызрела лишь одна жемчужина. – Какая? («Горе от ума»)
Другое свидетельство о личности А.С.Грибоедова оставил нам его современник, А.С.Пушкин. Он попытался объяснить непонятное в духовном облике писателя.



– О каких жизненных противоречиях в судьбе Грибоедова рассказывал в своих записках Пушкин?
– Как объясняют эти записки «загадку» его судьбы?
На эти вопросы попытаемся ответить после того, как познакомимся с биографией А.С. Грибоедова.



Б) Биография А. С. Грибоедова. Презентация. 

А.С. Грибоедов родился 4 января 1795 года в Москве. Родители расстались, когда писатель был маленьким. Поэтому воспитанием детей, Александра Сергеевича и Марии Сергеевны, занималась мать, Настасья Федоровна. А.С. Грибоедов получил прекрасное образование, с юности владел французским и итальянским языками, позже изучил латынь, греческий и персидский. В восемь лет его отдали в Московский благородный пансион, одно из лучших в то время учебных заведений (Жуковский, Одоевский, позже – Лермонтов).
В 12 лет Грибоедов поступил в Московский университет. За шесть с половиной лет он прошел курсы трех факультетов – словесного, юридического и физико-математического. Помимо этого А.С. Грибоедов изучал древние языки, много читал, серьезно занимался музыкой – отлично играл на фортепиано и сочинял музыку. Он увлекался театром и уже пробовал себя в сочинительстве. Готовился «для возведения в звание доктора прав», но началась война 1812 года.
А.С. Грибоедов, движимый патриотическим порывом, добровольно записался в Московский гусарский полк. Но участвовать в битвах ему не довелось: полк не успели укомплектовать и срочно выслали из Москвы в тыл. А.С. Грибоедову было 18 лет. Походная жизнь, удалая гусарская веселость, бесшабашная смелость нравились ему. Здесь он встретил своего лучшего друга – Степана Никитича Бегичева, чье нравственное влияние ощущал потом всю жизнь. Грибоедов писал другу: «Ты, мой друг, поселил в меня любовь к добру, я с тех пор только начал дорожить честностью и всем тем, что составляет исинную красоту души, с того времени…когда с тобою побываю вместе, становлюсь нравственно лучше, добрее». А.С. Грибоедов признавался, что Бегичев заставил его всерьез размышлять о современном состоянии России, о крепостном праве, об Отечественной войне.
Как только кончилась война, А.С.Грибоедов взял отпуск и приехал в Петербург, а в конце 1815 года вышел в отставку и был определен на службу в Коллегию иностранных дел, куда после Лицея был определен и Пушкин. Два Александра Сергеевича познакомились. Они интересовались друг другом, хотя близко не дружили. Биограф А.С. Грибоедова П. П. Каратыгин писал что «никого не щадящий для красного словца, Пушкин никогда не затрагивал Грибоедова; встречаясь в обществе, они разменивались шутками, остротами, но не сходились так коротко, как, по-видимому, должны были сойтись два одинаково талантливые, умные и образованные человека». На полях рукописей Пушкина остался портрет А.С. Грибоедова, сделанный по памяти, уже после гибели поэта.
В 1815 году в петербургском театре была поставлена комедия А.С. Грибоедова «Молодые супруги» (перевод с французского)и не без успеха. Затем Грибоедов участвовал в качестве соавтора еще в нескольких пьесах. Впервые к изображению нравов, изображению петербургской жизни А.С. Грибоедов обратился в комедии «Студент» 1817 г., написанной вместе с Катениным. Сцена стала его настоящей страстью.
Грибоедов прожил в Петербурге недолго. Веселая и несколько беспорядочная жизнь свела его с молодыми повесами. Осенью 1817 года его имя оказалось замешано в громкую и скандальную историю «дуэли четверых». Формально дуэли были запрещены, на самом деле оставались довольно распространённым явлением. На этой дуэли Грибоедов был секундантом своего приятеля графа А. П. Завадовского , которого вызвал поручик В. В. Шереметьев. Секундантом Шереметьева был известный дуэлянт А. И. Якубович. при обсуждении условий вспыхнула ссора между секундантами, и положено было им также стреляться – после окончания основной дуэли. Так дуэль стала двойной. Шереметьев был убит. Происшествие, казавшееся вначале легкой шалостью, обернулось трагедией. В этой трагедии А.С. Грибоедов обвинял и себя.
О «дуэли четверых» ходили разные слухи. Шереметьева жалели, Якубович выглядел героем. В конце концов единственным виновником происшествия стали считать А.С.Грибоедова. А гордый А.С. Грибоедов молчал, считая ниже своего достоинства опровергать порочащие его слухи.
Начальство А.С. Грибоедова решило удалить из Петербурга чиновника, «замешанного в историю». Ему предложили место секретаря русской миссии либо в Персии, либо в США. Он выбрал первое (его томят мрачные предчувствия). 28 августа 1818 года А.С. Грибоедов покидает столицу. По дороге в Персию писатель почти на год задержался в Тифлисе. Там состоялась отложенная дуэль с Якубовичем. А.С. Грибоедов был ранен в руку – для него как для музыканта это было весьма чувствительно
В Персии Грибоедов прослужил три года, а в 1822г. был переведен к генералу А. П. Ермолову в качестве секретаря по иностранным делам. Служба при этом незаурядном человеке, выдающемся полководце и настоящем диктаторе Кавказа много ему дала. 1823 и 1824г.г. Грибоедов провел в отпуске – в Москве, в деревне Бегичевых, в Петербурге. Его новое сочинение – комедия «Горе от ума» – произвел фурор. Задумана она была еще в Персии, начата в Тифлисе. Заканчивает комедию А.С. Грибоедов в деревне у Бегичева, проверяя ему написанное .
Автор читал пьесу во многих литературных салопах. Но ни напечатать, ни поставить «Горе от ума» Грибоедову не удалось. Власти запретили даже спектакль, который студенты театральной школы хотели представить в узком кругу. В альманахе «Русская талия» напечатали лишь вторую половину I акта и весь III. Полный текст распространялся в тысячах рукописных копий. (Декабристы содействовали распространению).
В начале 1825 года А.С.Грибоедов с неохотой вновь поехал на Кавказ. Он уже понимал, что литература – его настоящее призвание. Задумал новые планы. Писать комедии он больше не хотел. В голове было нечто более грандиозное – драма о 1812г. От всего этого остались только планы.
В декабре 1825г. в Петербурге произошло восстание. В январе 1826г. А.С. Грибоедова арестовали по подозрению причастности к заговору. Через несколько месяцев отпустили, т.к. против него не было серьезных улик. Неоценимую услугу Грибоедову оказал Ермолов, предупредив его об аресте и дав таким образом время для уничтожения некоторых бумаг и писем.
После освобождения А.С.Грибоедов с тяжелым сердцем возвращался на Кавказ, где идет война с Персией. Ермолов отстранен от дел, его место занял И. Ф. Паскевич (родственник Грибоедова). Паскевич очень любил и ценил писателя. Грибоедов участвовал в мирных переговорах в селении Туркманчай. Составил окончательный вариант мирного договора, чрезвычайно выгодного для России.
Весной 1828 г. А.С.Грибоедов был послан в Петербург с текстом договора. Николай I наградил его орденом, чином статского советника и деньгами.
В 1828 г. А.С. Грибоедов получил назначение полномочным посланником в Персию. По дороге, в Тифлисе, А.С.Грибоедов влюбляется в княжну Нину Чавчавадзе – дочь своего старого приятеля, грузинского поэта Александра Чавчавадзе, – и в августе 1828г. обвенчался с нею. ( Обручальное кольцо упало во время венчания, через 1,5 года это же произошло на венчании Пушкина и Гончаровой. А.С.Грибоедов предчувствовал смерть – просил похоронить в монастыре св. Давида) Супружеское счастье было безмерно, но скоро оборвалось. Через месяц после свадьбы молодые супруги выехали в Персию. Нина остановилась в пограничном Тавризе, а А.С.Грибоедов поехал в столицу Персии – Тегеран. Посланник был принят с почетом, но его требование выполнять условия договора вызвало у персидских сановников озлобление, которое подогревалось английскими дипломатами, боровшимися с Россией з влияние на Персию. Кроме этого Грибоедов должен был добиться, чтобы Персия отпустила уроженцев России, желающих вернуться на родину. Среди них оказался шахский евнух Мирза Якуб, родом армянин. Как российский представитель, Грибоедов не мог его не принять, но в глазах иранцев это выглядело оскорблением, нанесенным их стране. Особенно их возмутило, что Мирза Якуб – христианин по рождению, принявший ислам, – собирался отречься от мусульманства. Духовные вожди тегеранских мусульман приказали народу пойти в русское представительство и убить Якуба. Все обернулось еще страшнее. 30 января 1829г. посольство было разрушено и все, кто в нем находился, перебиты. Спасся только один человек. Это произошло так.

30 января в нескольких мечетях прозвучало: «Идите в дом русского посланника, отбирайте пленных, убейте Мирзу Якуба!» Чернь, вооруженная кинжалами и камнями, ворвалась в русское посольство с криками : « Джахат , джахат… » В первом дворе был растерзан Мирза Якуб – его голова была выброшена за ворота. Толпа продолжала напирать. Некоторые казаки были убиты, на глазах Грибоедова рухнул и его слуга, молочный брат, Сашка Грибов. Следующим был доктор Аделунг – в одной руке он держал шпагу, вместо другой был обрубок. Его рассекли на глазах посланника. Наконец, какой-то сарбаз ударил Грибоедова кривой саблей в грудь. Потом выбивали ему зубы, вдавили стекла очков в глаза, крошили череп молотком…
Посланника боялись – и били уже мертвого. Затем его, слугу и еще одного казака привязали к повозке и трое суток мели их телами улицы Тегерана. На четвертый день их тела бросили в выгребную яму за городом…

Остатки Грибоедова, которые удалось узнать по простреленной руке, медленно перевозились в русские пределы.

«Я переехал через реку, – писал в последствии А.С.Пушкин. – Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» – спросил я их. – «Из Тегерана». – «Что вы везете?» – «Грибоеда…»

17 июля 1829г. Грибоедов вернулся в Тифлис… Похоронен он в монастыре св. Давыда (как когда-то просил об этом Нину). Весь город пришел прощаться с прахом Грибоедова.
Позднее Нина Александровна поставит на могиле памятник и напишет на нем: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?..»

– Составили план? Так какие исторические события России повлияли на жизнь и творчество А.С.Грибоедова?

В) Пьеса «Горе от ума».

Апогеем литературной деятельности Грибоедова стала пьеса в стихах «Горе от ума». Мы познакомимся с этим произведением и его героями, Для начала давайте вспомним особенности драмы как вида литературы.

Проведем обратный диктант – я читаю определения терминов, связанных с драмой, а вы записываете сами термины в тетради.

  1. форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами – диалог

  2. один из основных видов драмы, в котором коллизия, действие и характеры трактованы в формах смешного и проникнуты комическим – комедия

  3. пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе – ремарка

  4. высказывания действующих лиц, из которых складывается диалог в драматическом или повествовательном произведении – реплика

  5. один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся часто гибелью героя – трагедия

  6. в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или другим, независимая от реплик других персонажей – монолог

  7. одна из законченных частей, на которые делится пьеса или спектакль – акт \ действие

Проверка: ученики сравнивают написанное с правильными ответами на доске.


Итак, а сейчас давайте вспомним определение драмы.

Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене.

Г) Чтение афиши.

Обратим свое внимание на действующих лиц комедии.

Открываем афишу. Вы видите, что персонажей много, но Г мастерски поработал над каждым из них. Поэтому некоторые черты хар-ра можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии? (говорящие)

Итак, идем по порядку.

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте – лат. fama – «молва» или англ. Famous – «знаменитый». Государственный служащий, занимающий довольно высокое положение.

Софья Павловна, его дочь – Софиями часто называют положительных героинь, мудрость. («Недоросль» Фонвизина)

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме – молчалив, «враг дерзости», «на цыпочках и небогат словами», « дойдет до степеней известных – ведь нынче любят бессловесных».

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич – часто неадекватно реагирует на слова героев, «скалозубит».

Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее, - Горичи - не первом месте женщина (!) , ПМ – друг и единомышленник Ч, но невольник, находится под давлением жены и общества – «горе».

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями. – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты.

Хрюмины. – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями.

Репетилов. – латинское, повторяет за собеседниками.

Александр Андреевич Чацкий – изначально Чадский (в чаду, Чаадаев); неоднозначная многогранная личность, чей характер не выразишь в одном слове; сущ-ет мнение, что имя Александр Г дал, чтобы подчеркнуть некоторую схожесть с собой. Сам Г говорил, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», коим он считал Чацкого. Возможно, поэтому Г и поместил Ч в самый конец афиши, как намек на его «непохожесть» на других персонажей.


4) Обобщающая беседа

  1. Какие чувства вызывают у вас человеческие качества А.С.Грибоедова и вся его жизнь?

  2. Выделите важнейшие события биографии А. С. Грибоедова.

  3. Чьим современником из известных вам писателей и поэтов был А.С.Грибоедов?

  4. Что вас привлекает в А.С.Грибоедове?

5)  Рефлексия. 

- Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня на уроке я понял…

- Я хотел бы узнать на следующем уроке…


6) Домашнее задание: прочитать комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фадеева Татьяна Григорьевна

Дата: 05.11.2017

Номер свидетельства: 436975


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства