kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русской литературы. Испытание человека войной в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

 Учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста;

Задачи урока:

Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова – психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя

Развивающая: Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор

Воспитательная: Через содержание рассказа выстроить шкалу общечеловеческих ценностей, таких, как счастье, долг, достоинство и гордость; привить детям почет и уважение ветеранам, отстоявшим свободу родной страны

Метод проведения: Частично – поисковый, мозговой штурм

Форма проведения: Групповая

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока русской литературы. Испытание человека войной в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" 7 класс »

Тема урока: Испытание человека войной в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» 7 класс.

Цель урока:

Учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста;

Задачи урока:

Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова – психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя

Развивающая: Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор

Воспитательная: Через содержание рассказа выстроить шкалу общечеловеческих ценностей, таких, как счастье, долг, достоинство и гордость; привить детям почет и уважение ветеранам, отстоявшим свободу родной страны

Тип урока: анализ произведения

Метод: Частично – поисковый, мозговой штурм

Форма: Групповая

Оборудование: книжная выставка, Толковый словарь Ожегова, фрагмент кинофильма «Судьба человека.», презентация.



















Ход урока

  1. Организационный момент

- Взаимное приветствие

Ребята! Перед тем как приступить к основному моменту урока, давайте пожелаем друг другу добрых слов. Итак, начинаю я:

-Доброго вам здоровья, дети!

-Больше вам добрых друзей!

-Чтобы у вас было только доброе сердце!

-И еще, дети, творите только добрые дела

II. Вступительное слово учителя

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.

На сегодняшнем уроке мы начнем работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне.

  1. Домашнее задание. Презентация. Сведения о ВОВ.

Просмотр мини галереи «Судьбы людей во время Великой отечественной войны». (Индивидуальное задание двух учеников)

Слово учителя. Рассказ «Судьба человека» был напечатан в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году ( промежуток в 10 лет между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом А. Соколова.) Небольшое по объёму произведение отличается колоссальной ёмкостью, оно воплотило часть жизни народа. Особенностью рассказа является стремление автора раскрыть трагедию советского народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека.

. «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»», – так писала одна английская газета.

III. Целеполагание.

– Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего разговора? (Проследить жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа ,через рассказ Шолохова познакомить с судьбой человека военного времени; выявить сильные черты характера человека в трудных жизненных ситуациях, отметить умение человека выстоять перед жизненными невзгодами, а также понять смысл названия рассказа.)

-Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе? Об этом наш разговор на уроке.

– К сегодняшней теме у нас нет эпиграфа. Я предлагаю вам подобрать его самостоятельно, и сделаем мы это после обсуждения рассказа в конце урока.

IV. Актуализация знаний учащихся.

– Рассказ М.Шолохова стал событием. А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?

– Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. Какие это этапы?

-В чем своеобразие композиции произведения? («рассказ в рассказе», показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего.)

— Что, по-вашему, утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором? (Исчезли бы острота, эмоциональность событий. Герой рассказывает нам о своей жизни так, как чувствует сам, он будто заново переживает все, происшедшее с ним. Рассказ от первого лица создает впечатление необыкновенной достоверности и документальной точности.)

V. Ученик читает стихотворение Б. Окуджавы «Один солдат на свете жил»:

Один солдат на свете жил,

Красивый и отважный.

Он переделать мир хотел,

Чтоб был счастливый каждый,

Он был бы рад в огонь и дым

За вас погибнуть дважды,

И он, судьбу свою кляня,

Не тихой жизни жаждал.

В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?

И он шагнул однажды.

Сегодня на уроке мы будем говорить о таком солдате. М.А. Шолохов, рисуя героический характер Андрея Соколова утверждал, что стойкость – это проявление высшей человечности.

VI. Мотивация учебной деятельности

А. Толстой писал: « Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда — русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, — не щадя себя, не щадит и врага».

-Как вы понимаете слово «характер»?

— Давайте обратимся к словарной статье.

(Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

-Какие положительные черты характера вы можете назвать?

— Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?

VII. Работа над произведением

- В чём видит счастье А. Соколов до войны? (семья, работа, дом, дети).

- Чему радуется главный герой? (дому, работе, уважению)

Назовите черты хар - ра А. Соколова в довоенное время? (трудолюбие, любовь. Забота, уважение …)

Учитель: А почему рассказ назван»Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова?»

Как оказался А. Соколов на войне? Работа с текстом. ( на второй день пришла повестка. А на 3 день отправка на фронт)

Какие испытания ему пришлось пережить? (Был в плену)

Какие самые, на ваш взгляд, испытания в плену ему пришлось пережить?

Зачем автор вводит в рассказ образ предателя? ( трусость, подлость и лицемерие повлияли на судьбу этого человека). Предатель принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства

Сколько раз совершал побег Андрей Соколов? Расскажите о первом побеге

VIII. Работа в группах.

1 группа. Расскажите, как Андрей Соколов попал в плен?

2 группа. Расскажите, как фашисты обращались с военнопленными?

IX. Просмотр фрагмента из кинофильма «Судьба человека.» (В плену.)

X. Составление синквейна «Война»

XI. Рефлексия.

-В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

— А что такое судьба? ( Словарная работа)

— Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.)

— Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова?

– В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

— Почему автор назвал рассказ не «Судьба Андрея Соколова» , а «Судьба человека»? (Подчёркивает тем самым обобщённое значение повествования.)

-Перечитаем финал рассказа. . Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного? (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

– Подберите эпиграф к нашему уроку.

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое

важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким

богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо

тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев

Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям,

языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих

условиях — это трудное дело.

И.С. Грачева

XII. Итоги урока.

Рассказ «Судьба человека» — рассказ –протест против войны. Шолохов рассказал горькую правду о войне, поведал миру, какой огромной ценой заплатил советский народ за право на будущее. Приводит нас к убеждению громко сказать свое «Нет!» войне. И мы можем сказать словами С Баруздина:

Войну мы вспоминаем не за тем, чтобы опять победой похвалиться.

Мы просто повторяем вся и всем: «Подобного не должно повториться!»

Рассказ «Судьба человека» получил высокую оценку не только в Советском Союзе, но и за рубежом.

^ 1959 г. фильм «Судьба человека» удостоен главной премии Международного фестиваля в Москве – «Большой золотой приз».

1960 г. создателям фильма Бондарчуку и Монахову присуждена Ленинская премия.

Закончить урок мне хочется словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Мухамбетова Алмагуль Амангельдиновна

Дата: 03.06.2015

Номер свидетельства: 217338


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства