Методическая разработка урока по русской словесности на тему "Природа в изображении поэтов серебряного века"
Методическая разработка урока по русской словесности на тему "Природа в изображении поэтов серебряного века"
Разработка урока по русской словесности на тему "Природа в изображении поэтов серебряного века" для 5-6классов предназначена для ознакомления школьников с поэзией серебряного века, для формирования у них эстетического восприятия художественного слова и развития художественного воображения. на уроке школьникам будет предоставлена возможность для творческой интерпретации прочитанных произведений и создания собственного продукта в соответствии с полученными от чтения впечатлениями. Урок проводится в групповой форме по технологии педагогических мастерских.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русской словесности на тему "Природа в изображении поэтов серебряного века" »
Открытый урок
по русской словесности в 5 классе
Учитель Локтева Надежда Ивановна
КГУ «Средняя школа-гимназия с.Алмалыбак с ДМЦ»
Тема:
«Природа в творчестве поэтов серебряного века Д.Мережковского, И.Северянина и С. Есенина»
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством поэтов серебряного века, посвящённым природе; на примере их творчества продолжить формирование умения интерпретировать поэтическое произведение.
Задачи урока:
Обучающие
Сформировать знание произведений Д.Мережковского, И.Северянина и С. Есенина
Развивающие
Развивать читательский кругозор учащихся, творческое воображение, умение грамотно, свободно владеть речью, способности к эстетической оценке, умение читать лирическое произведение, передавая настроение, оттенки чувств, умение видеть красоту поэтического слова; развивать умение работать в группе, самостоятельно планировать работу, совместно создавать творческую работу.
Мотивировать учащихся на самостоятельную работу с поэтическим произведением.
Воспитательные
Воспитывать эстетическое восприятие слова, умение видеть красоту окружающей природы, бережное отношение к природе.
Оборудование урока: портреты Д.Мережковского, И.Северянина и С. Есенина, слайды-презентация творчества, иллюстрации природы и рисунки детей к циклу стихов о природе (задание даётся на предыдущем уроке), подборка стихотворений поэтов из данного цикла, «Толковые словари русского языка» С.И. Ожегова, фломастеры, клей, ножницы.
Форма урока – ролевая игра «Редакция».
Технологии: педагогические мастерские, метод проектов,
Методы: дидактическая игра, метод проектов, модульное обучение(элементы)
Тип урока: усвоение новых знаний
План урока:
О/м(Приветствие, проверка готовности) -0,3 минуты
Актуализация знаний. – 2-3 мин.
Усвоение новых знаний.
Постановка целей урока.-1 минута
Вступительное слово учителя. 5-6 мин.
Социализация в группе. 3-5 мин
Самостоятельная работа над темой урока(в группах) -15 мин.
Закрепление и контроль усвоения (защита групповой работы) - 9мин.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Мы уже знакомы с изумительными стихами этого замечательного русского поэта из цикла «Фейные сказки», где мы познакомились со сказочным образом леса и его обитателей.
К какому веку относится творчество К.Бальмонта?
Как называется этот век?
Кого из авторов серебряного века вы ещё знаете?
Как вы думаете, делают ли стихи нас добрее, изящнее? Становимся ли мы духовно богаче, добрее, милосерднее, красивее.?
Догадались ли вы, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
ТЦУ(Усвоение новых знаний и способов деятельности)
Постановка целей урока
Сегодня на уроке вы узнаете новые имена поэтов серебряного века, вы прочитаете стихи этих поэтов и создадите поэтический альманах, посвящённый природе. Что такое альманах, вы прочтёте в толковом словарике. (Альманах – непериодический литературный сборник с произведениями разных писателей или поэтов). Читая ваш альманах, читатели должны почувствовать красоту поэзии серебряного века и иметь элементарное представление о личностях поэтов. . У нас в классе работают три редакции. Вам предстоит создать макет 1-го раздела альманаха, который будет включён в общий альманах. В вашем разделе должно быть несколько стихотворений одного автора, вы их выберете сами из предложенных. Эти стихи прозвучат сегодня в вашем исполнении – прочитать их надо так, чтобы все услышали звуки природы. Какому читателю будет предназначен ваш альманах, вы определите сами.
(Сопровождается презентаций из слайдов. Произносится на фоне музыки. Звучит «Вальс ля минор» и «Апрель» Шопена )
(Очень важно в начале урока создать соответствующую эмоциональную атмосферу, настроение близости природы, передать трепетные чувства поэтов к природе, её понимание, видение её гармонии и незащищённости)
Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866 – 1941) – очень коротко о поэте.
..Не нужно нам для счастия
Ни славы, ни любви,
Но почки благовонные
Нужны, — и небеса,
И дымкой опушенные
Прозрачные леса.
……………
Как в детстве, все невиданным
Покажется тогда
И снова неожиданным —
И небо, и вода, …
…………….
Над первыми цветочками Жужжанье первых пчел,…
И с клейкими листочками Березы тонкий ствол.
…………………
Ни злом, ни враждою кровавой доныне затмить не могли мы неба чертог величавый и прелесть цветущей земли…
………………
Нас прежнею лаской
Встречают долины, цветы и ручьи
И звёзды всё так же сияют,
О том же поют соловьи.
……………………
Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895 – 1925) – очень коротко о поэте.
Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу.
…………………….………………….
Вот оно, глупое счастье, С белыми окнами в сад. По пруду лебедем красным Плавает тихо закат.
Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде, Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде.
Игорь СЕВЕРЯНИН (1887 – 1941)– очень коротко о поэте. имя при рождении: Игорь Васильевич Лотарёв место рождения: Санкт-Петербург, 20 лет прожил в эстонии; был избран королём поэтов.
Я - соловей: я без тенденций И без особой глубины... Но будь то старцы иль младенцы, - Поймут меня, певца весны
……………..
Я природой живу и дышу, Вдохновенно и просто пишу. Растворяясь душой в простоте, Я живу на земле в красоте!
…………………
Вы помните прелестный уголок - Осенний парк в цвету янтарно алом? И мрамор урн, поставленных бокалом На перекрёстке палевых дорог? «Янтарная элегия»
………………..
Спущусь к реке, взгляну На илистый атлас; Взгрустнётся ли, - а ну, А ну печаль от глаз. Теперь ли тосковать, Когда поспел ячмень? Я всех расцеловать Хотел бы в этот день!
……………….
Мои мечты... О, знаешь их ты, - Они неясны, как намек... Их понимают только пихты, А человеку невдомек...
………….
Январь, старик в державном сане Садится в ветровые сани, — И устремляется олень, Бездушней вальсовых касаний И упоительней, чем лень. «Январь»
Социализация в группе Групповая работа.
Сегодня на уроке мы и попытаемся самостоятельно внимательно вчитаться в стихи, проникнуться их очарованием.
Организационная часть, постановка учебных задач.
Каждая группа детей получает листы с заданиями. В зависимости от подготовленности класса члены группы (редакции) либо сами выбирают лидера, главного редактора, либо его назначает учитель. Главный редактор распределяет роли, задания, которые предлагает учитель, и руководит деятельностью группы во время самостоятельной работы.
Редактор получает лист со всеми заданиями, и каждое задание дублируется на отдельном листе. Это делается для удобства работы и в целях экономии времени.
Каждый участник редакции должен выполнить важную работу:
выбрать стихотворение для сборника,
приготовиться прочесть его выразительно перед публикой, передавая настроение, оттенки чувств,
высказать краткое суждение о стихотворении, обосновав свой выбор,
отметить, какие образные средства употребляет автор в данном стихотворении, чему они служат,
нарисовать символ, иллюстрацию.
Восстановить текст. В одном из стихотворений при печатании получилось несколько пробелов. Попытайтесь восстановить авторскую лексику.
Если в стихах встретятся слова, лексическое значение которых вы не знаете, можно пользоваться «Толковыми словарями» или справочными листами.
Редактор назначает критика, который будет выступать с устной рецензией на книгу другой редакции.
Самостоятельная работа учащихся.
Кроме листов с заданиями редакции получают подборку стихов
*Справочный лист
Закрепление =Защита работ.
Главный редактор представляет сотрудников своей редакции, рассказывает, о том, кто какую работу выполнял. Затем каждый сотрудник отчитывается о своей работе. Демонстрируются макеты обложек, форзаца, титульного листа, затем они помещаются на доску. Читают аннотацию.
Звучат стихи в исполнении учащихся.
На обложке дети указывают издательство («Мир стихов», «Детство» и другие), год и место издания, даже цену («Божеская», «Договорная», «Доступная»), внизу страницы помещают сноски, в которых дают толкование непонятных слов.
По-разному называют сам сборник. Перед чтением стихов каждый ребёнок мотивирует свой выбор, описывает, какую картину нарисовал поэт, какое чувство, настроение нужно передать в процессе чтения, почему на страничке со стихотворением ребёнок изобразил тот или иной символ.
IY. Итоги
Обобщение.
Для чего же нужна людям поэзия?
Поэзия учит нас видеть красоту мира, открывает нам души всего живого. Она, подобно волшебнице, делает человека добрее, милосерднее, красивее.
И не уподобимся мы жителям сказочного города и будем благодарны Поэту, открывающему прекрасный мир, в котором мы живём.
Оценки за урок(самооценка – заполнение оценочных листов)
А) Мои ощущения после урока(выбери 1-3 определения своим ощущениям из ряда слов, наиболее точно характеризующее твои ощущения):
Удовольствие, усталость, удовлетворение, радость ощущения новых знаний, уверенность в себе, неудовлетворение, успешность, огорчение, сонливость, равнодушие, радость, благодарность, вялость, раздражение, желание новых знаний, неудовольствие собой, неудовольствие учителем, неудовольствие одноклассниками, трудность в усвоении знаний, ожидание следующего урока.
Б)
Подбери слова-эпитеты к слову ПОЭЗИЯ (удивительная, волшебная, нежная, тревожная, порхающая, великолепная, чудесная, незабываемая, …)
Подбери слова-впечатления к слову ПОЭЗИЯ (ошеломила, заставила задуматься, вдохновила, запомнилась, расстроила, растревожила, успокоила, рассмешила, …)
Подбери слова-настроения к слову ПОЭЗИЯ (грусть, задумчивость, радость, наслаждение, доброжелательность, веселье, …)
Y. Домашнее задание:
Стр. учебника_225 – 236 – прочитать, составить вопросы для литературного диктанта
Наизусть 1 стихотворение по выбору
*** Созданные книжки - результат совместного труда детей, итог их коллективной творческой работы. Они сшиваются и помещаются в классе на выставку творческих работ.
Кроме отметок, дети получают на этом уроке эмоциональный заряд, настрой на дальнейшую работу. Обязательно звучит похвала от учителя
Заключительное слово учителя.
Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы ещё раз прикоснулись к красоте, прикоснулись к тайне поэтического слова. Удалось ли нам «услышать природу?»
Стр. учебника_225 – 236 – прочитать, составить вопросы для литературного диктанта
Наизусть 1 стихотворение по выбору
2. Анализ детских рисунков, выполненных дома.
Рисунки детей размещены на доске, доступны для обзора. Они создают изобразительный ряд, иллюстрирующий стихотворения К. Бальмонта, которые были предметом анализа на прошлом уроке. После ответов детей на вопрос, что значит «слышать весну», рассматриваем детские иллюстрации.
Можем ли по рисунку определить, какое произведение выбрал для иллюстрации его автор?
Почему нам это удалось?
Как авторы рисунков передали образы стихотворения?
Удалось ли передать настроение?
А что нужно сделать, чтобы лучше понять лирическое произведение? ( Нужно быть внимательным к каждому слову поэта, вчитаться в каждую строку стихотворения.)
Поппури (МЕРЕЖКОВСКИЙ, ЕсЕНИН, СЕВЕРЯНИН)
МЕРЕЖКОВСКИЙ
..Не нужно нам для счастия
Ни славы, ни любви,
Но почки благовонные
Нужны, — и небеса,
И дымкой опушенные
Прозрачные леса.
……………
Как в детстве, все невиданным
Покажется тогда
И снова неожиданным —
И небо, и вода, …
…………….
Над первыми цветочками Жужжанье первых пчел,…
И с клейкими листочками Березы тонкий ствол.
…………………
Ни злом, ни враждою кровавой доныне затмить не могли мы неба чертог величавый и прелесть цветущей земли…
………………
Нас прежнею лаской
Встречают долины, цветы и ручьи
И звёзды всё так же сияют,
О том же поют соловьи.
……………………
ЕСЕНИН
Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу.
…………………….
Заря окликает другую, Дымится овсяная гладь... Я вспомнил тебя, дорогую, Моя одряхлевшая мать. Как прежде ходя на пригорок, Костыль свой сжимая в руке, Ты смотришь на лунный опорок, Плывущий по сонной реке.
………………….
Вот оно, глупое счастье, С белыми окнами в сад. По пруду лебедем красным Плавает тихо закат.
Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде, Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде.
…………….
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
……………………………
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.
Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.
……………
ЕСЕНИН
Игорь (Лотарёв) СЕВЕРЯНИН – король поэтов имя при рождении: Игорь Васильевич Лотарёв место рождения: Санкт-Петербург
Я - соловей: я без тенденций И без особой глубины... Но будь то старцы иль младенцы, - Поймут меня, певца весны
……………..
Я природой живу и дышу, Вдохновенно и просто пишу. Растворяясь душой в простоте, Я живу на земле в красоте!
…………………
Вы помните прелестный уголок - Осенний парк в цвету янтарно алом? И мрамор урн, поставленных бокалом На перекрёстке палевых дорог? «Янтарная элегия»
………………..
Спущусь к реке, взгляну На илистый атлас; Взгрустнётся ли, - а ну, А ну печаль от глаз.
Теперь ли тосковать, Когда поспел ячмень? Я всех расцеловать Хотел бы в этот день!
……………….
Мои мечты... О, знаешь их ты, - Они неясны, как намек... Их понимают только пихты, А человеку невдомек...
………….
Январь, старик в державном сане Садится в ветровые сани, — И устремляется олень, Бездушней вальсовых касаний И упоительней, чем лень. Его разбег направлен к дебрям, Где режет он дорогу вепрям, Где глухо бродит пегий лось, Где быть поэту довелось... Чем выше кнут, — тем бег проворней, Тем бег резвее; всё узорней Пушистых кружев серебро. «Январь»
СЕВЕРЯНИН
План урока:
О/м(Приветствие, проверка готовности) -0,3 минуты
Актуализация знаний. – 2-3 мин.
Работа с эпиграфом
Усвоение новых знаний.(30 - 35мин.)
Постановка целей урока.-1 минута
Вступительное слово учителя. 5-6 мин.
Социализация в группе. 3-5 мин
Самостоятельная работа над темой урока(в группах) -15 мин.
Закрепление и контроль усвоения (защита групповой работы) - 9мин.
Итоги урока
(рефлексия, обобщение,самооценка)-5 мин.
Домашнее задание-1 мин.
План урока:
О/м(Приветствие, проверка готовности) -0,3 минуты
Актуализация знаний. – 2-3 мин.
Работа с эпиграфом
Усвоение новых знаний.(30 - 35мин.)
Постановка целей урока.-1 минута
Вступительное слово учителя. 5-6 мин.
Социализация в группе. 3-5 мин
Самостоятельная работа над темой урока(в группах) -15 мин.
Закрепление и контроль усвоения (защита групповой работы) - 9мин.
Итоги урока
(рефлексия, обобщение,самооценка)-5 мин.
Домашнее задание-1 мин.
Памятка главному редактору:
Организуй дружную и слаженную работу всех членов редакции по модулю
Управляй работой редакции: распредели обязанности в соответствии со способностями, контролируй добросовестное выполнение заданий