В результате изучения литературы учащиеся должны не только знать содержание изучаемых произведений, основные факты жизни и творчества писателей, но и уметь анализировать произведения, выявлять роль изобразительно – выразительных средств, сопоставлять художественные произведения, определять авторскую позицию. В связи с этим предлагаю провести в 9 классе урок, направленный на сопоставление двух известных учащимся произведений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Этапы урока, алгоритм работы | Содержание деятельности учащихся | Познавательные и регулятивные УУД | Коммуникативные и личностные УУД |
1.Узнавание автора текста | Воспроизводят известную информацию о поэтах: поэты 19 века, в их творчестве развива- лись традиции романтизма; оба шли от романтизма к реализму, в поэзии обоих находим размышления о роли поэта и поэзии в жизни людей и другие общие мотивы; у обоих звучит библейский мотив пророка и его судьбы (у обоих есть стихотворения с названием «Пророк») | - работают с информацией о поэтах - сравнивают факты биогра- фии и тенденции творчества -самостоятельно выдвигают гипотезу: возможно, поэты единодушны в представлениях о роли поэта и поэзии | -сотрудничают при обсужде-нии - учитывают позицию собе- седника - проявляют интерес к об- суждаемому вопросу - самостоятельно формули- руют гипотезу |
2.Чтение заглавия и первых строк стихотворения | Отмечают ключевые слова в на- званиях стихотворений и первых строках: «духовной», «жаждою», «пустыне», «мрач- ной» (Пушкин) и «вечный», «судия», «всеведение», «проро- ка» (Лермонтов) | - уточняют гипотезу -сравнивают языковой материал - планируют ход дальнейших действий | - организуют сотрудничество - определяют свою внутрен-нюю позицию - адекватно мотивируют учеб- ную деятельность - позитивно оценивают собст- венные достижения |
3.Чтение всего текста, выявление тематических цепочек | Выявляют слова, тематически связанные с ключевыми слова- ми заглавия и первых строк у Пушкина : - «перепутье», «серафим», «от- верзлись», «исполнись волею», «жги сердца» и др. у Лермонтова: - «провозглашать я стал», «бросали каменья», «бежал», «хотел уверить» и др. | - выявляют главную и второ- степенную информацию - корректируют совместные действия - устанавливают аналогии - анализируют и сравнивают языковые явления - обобщают полученную ин- формацию - корректируют первоначаль- ную гипотезу | - активно сотрудничают в группе - мотивируют свои утверждения - подбирают аргументы - выстраивают план рассуждения |
4.Работа с образным рядом | Находят центральные образы, отмечают тропы, приёмы создания у Пушкина: - поэт - метафоры, сравнения, эпитеты,гиперболы (по тексту) у Лермонтова: - поэт и толпа - метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы (по тексту) | - работают с текстом - находят тропы - анализируют и обобщают полученную информацию - управляют своей деятель- ностью | - сотрудничают в группе - проявляют настойчивость в достижении учебной цели - определяют границы своего знания и «незнания» - позитивно оценивают ре- зультаты совместной дея- тельности |
5.Работа с системой мотивов | Выявляют ведущие мотивы и связи между ними: поэт – су- ществоособое, со своей особенной судьбой, со своей дорогой в жизни: у Пушкина: - « влачился», « отверзлись», «внял я», «воззвал», « восстань» и др. у Лермонтова: - «читаю», «порока», «бежал», « глупец», «пробираюсь» и др. | - находят подтверждения вы- двигаемым утверждениям - выявляют отличия в трактовке образов - обобщают полученную информацию - контролируют свои действия | - определяют свою внутрен- нюю позицию - адекватно мотивируют учеб- ную деятельность - дают позитивную самооцен- ку - положительно оценивают работу группы - преодолевают противоречия - учитывают позицию собе- седника, его вклад в работу |
6.Выявление лирического героя | Определяют позицию лирического героя (участник происходящего в обоих стихо- творениях) у Пушкина: - «я», «мне», «моих» и др. у Лермонтова: - «мне», «мои», «я» и др. | - анализируют информацию - сопоставляют факты - формулируют выводы - корректируют гипотезу | - учатся точно выражать свои мысли - учитывают позицию собе- седника - мотивируют свою позицию |
7.Работас лирическим сюжетом, композицией, другими осо- бенностями | Выявляют динамику состояний, переживаний, настроений: у Пушкина: - томление – ожидание – превращение – путь у Лермонтова: - путь – проповедь – бегство Анализируют особенности текстов у Пушкина: - постоянная анафора («и») - преобладание звонкихсоглас- ных и гласного «широкого пространства» [o] - пустыня как библейский сим- вол страдания и очищения - семантика глаголов «жечь» -«гореть», «умереть» - «вос- креснуть» у Лермонтова: - преобладание взрывных согласных ( [п], [б]) и тоскли- вого[у ] - семантика глагола «провоз- глашать» - странная рифма «ученья» - «каменья» - противопоставление пророка и толпы | - анализируют информацию - сопоставляют факты - формулируют выводы - корректируют гипотезу | - точно выражают свои мысли - принимают во внимание точку зрения собеседника - мотивируют свою позицию |
8.Работа с формой | Определяют размер, рифму и ритм стихотворения, интона- ционные особенности, жанр, если возможно. Отмечают «обратный» параллелизм сти- хотворения: стихотворение Лермонтова продолжает пуш- кинское( расположение в Библии книг, вдохновивших поэтов) | - понимают и сохраняют учебную цель - контролируют и корректи- руют деятельность - оценивают свою деятель- ность - сопоставляют факты | - определяют границы собст- венного знания - формулируют свою внутрен- нюю позицию - организуют сотрудничество - демонстрируют позитивное отношение к исследованию |
9.Анализ авторской позиции | Преобразуют полученную ин- формацию,выявляют автор- скую позицию, формулируют смысл стихотворения ( соотне- сение со словами В.А.Жуков- ского: «Поэзия – религии сестра земная») | - обобщают полученную ин- формацию - обсуждают структуру рас- суждения - планируют реализацию учебной цели - контролируют свои действия | - осуществляют нравственно- этическое оценивание полу- ченных результатов - определяют окончательный объём полученнойинформа- ции, вклад каждого |
10.Интерпрета- ция | Перечитывают тексты стихо – творений Пушкина и Лермонтова, уточняют сделанные выводы | - оценивают полученную ин- формацию - завершают структуру рас – суждения - оценивают значимость по-лученных фактов, их новизну и оригинальность | - продолжают нравственно- этическое и эстетическое оценивание - сотрудничают при работе над вариантами итоговогопись- менного текста |
11.Оформление итогового письменного текста | Создают итоговый письменный текст и оформляют его | - преобразуют и используют информацию - намечают перспективу в работе - создают текст с соблюдением всех языковых норм | - оценивают работу группы и свой вклад (позитивная самооценка) - оценивают мотивацию к чи- тательской и исследователь- ской деятельности |
стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»
1.А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов – поэты 19 века. В их творчестве развивались традиции романтизма, их идеал – Байрон и его романтический герой; в их творчестве проявляется общая закономерность развития русской литературы 20-30-х годов: от романтизма к реализму; оба эти художественные методы выступают у поэтов в своеобразном синтезе; в творчестве обоих поэтов отмечаются сквозные темы (природы, любви, Родины, поэта и поэзии и др.)
2.Одна из главных тем русской лирики – место и назначение поэта и поэзии. Можно отметить «обратный» параллелизм произведений. Стихотворение Лермонтова словно продолжает пушкинское, что обусловлено даже последовательностью расположения в Библии книг, вдохновивших обоих поэтов ( Книга Пророка Иеремии, на которую «ориентирован» «Пророк» Лермонтова, следует за Книгой Пророка Исайи).
3. Стихотворение Лермонтова начинается со строк, рисующих пророка в той ситуации, которой Пушкин закончил своё стихотворение, но оно не продолжает его на смысловом уровне. Обнаруживается ряд противоречий ещё на лексическом и фонетическом уровне.
4. Пушкин рассматривает поэта как слугу Бога, прорицателя и пророка.Он «осознаёт» страдание обязательным для поэта, которого «духовная жажда» приводит в пустыню (библейский символ страдания и очищения); умереть и воскреснуть нужно, чтобы прийти в мир поэтом, «жечь сердца» людей; а чтобы «жечь», нужно гореть самому; поэтому душа, по Пушкину, похожа на огонь (чем больше её отдаёшь, тем больше она становится). Не случайна постоянная анафора («и их…», «и внял…», «и горний…», «и дольней…» и др.), как бы подчёркивающая несоизмеримость чувств, отданных и вновь обретённых поэтом.
5. Лермонтов же показывает с другой точки зрения «реализацию» этого пророческого дара: толпа не внимает гласу поэта, не верит Божественному происхождению его слов; всё стихотворение является как бы иллюстрацией библейского изречения: «Нет пророка в своём отечестве». Призванный «жечь глаголом» лермонтовский пророк всего лишь «провозглашает», что отдаляет его от людей (интересна в этом плане рифма «ученья» - «каменья», наводящая на мысль, что, возможно, эти «ученья» тоже были « брошены» пророком).
6. У Лермонтова пророк говорит о своём «всеведении», тогда как пушкинский лишь «исполнен» Божественной «волей». Даже звуковой фон стихотворений подчёркивает это различие: у Пушкина преобладают звонкие согласные и гласный «широкого пространства» [о ]. У Лермонтова преобладают взрывные согласные ( [п ] и [ б ] ) и тоскливое [ у ]. Таким образом, через внутреннюю структуру стихотворений передаётся различное осмысление этой темы поэтами.
7. Интересно новое действующее лицо, введённое Лермонтовым, – толпа. Его пророк, в отличие от пушкинского, противопоставлен ей. С одной стороны, он ненавидит её, а с другой – зависит от неё. Ему необходим этот конфликт (поэта и общества), чтобы постоянно самоутверждаться. Не случайно поэтому он в конце стихотворения «через шумный град» пробирается «торопливо», что указывает на потребность его общаться с толпой.
8. Возникает вопрос: «Каково же « положение» поэта в этом мире, его место по отношению к толпе?» На него Пушкин ответит в стихотворении «Поэту», а Лермонтов – в стихотворении «Поэт». А это значит, что сопоставление можно продолжить и что нас ждут новые открытия.