kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ "А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два « Пророка»".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате изучения литературы учащиеся должны не только знать содержание изучаемых произведений, основные факты жизни и творчества писателей, но и уметь анализировать произведения, выявлять роль изобразительно – выразительных средств, сопоставлять художественные произведения, определять авторскую позицию. В связи с этим предлагаю провести в 9 классе урок, направленный на сопоставление двух известных учащимся произведений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ "А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два « Пророка»". »

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два « Пророка».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В результате изучения литературы учащиеся должны не только знать содержание изучаемых произведений, основные факты жизни и творчества писателей, но и уметь анализировать произведения, выявлять роль изобразительно – выразительных средств, сопоставлять художественные произведения, определять авторскую позицию. В связи с этим предлагаю провести в 9 классе урок, направленный на сопоставление двух известных учащимся произведений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

КОНСТРУКТ УРОКА

Этапы урока, алгоритм работы

Содержание деятельности учащихся

Познавательные и регулятивные УУД

Коммуникативные и личностные УУД

1.Узнавание автора текста

Воспроизводят известную информацию о поэтах: поэты 19 века, в их творчестве развива-

лись традиции романтизма; оба шли от романтизма к реализму,

в поэзии обоих находим размышления о роли поэта и поэзии в жизни людей и другие общие мотивы; у обоих звучит библейский мотив пророка и его судьбы (у обоих есть стихотворения с названием «Пророк»)

- работают с информацией о поэтах

- сравнивают факты биогра-

фии и тенденции творчества

-самостоятельно выдвигают гипотезу: возможно, поэты единодушны в представлениях о роли поэта и поэзии

-сотрудничают при обсужде-нии

- учитывают позицию собе-

седника

- проявляют интерес к об-

суждаемому вопросу

- самостоятельно формули-

руют гипотезу


2.Чтение заглавия и первых строк стихотворения

Отмечают ключевые слова в на-

званиях стихотворений и первых строках: «духовной», «жаждою», «пустыне», «мрач-

ной» (Пушкин) и «вечный», «судия», «всеведение», «проро-

ка» (Лермонтов)

- уточняют гипотезу

-сравнивают языковой материал

- планируют ход дальнейших

действий

- организуют сотрудничество

- определяют свою внутрен-нюю позицию

- адекватно мотивируют учеб-

ную деятельность

- позитивно оценивают собст-

венные достижения

3.Чтение всего текста, выявление тематических цепочек

Выявляют слова, тематически связанные с ключевыми слова-

ми заглавия и первых строк

у Пушкина :

- «перепутье», «серафим», «от-

верзлись», «исполнись волею»,

«жги сердца» и др.

у Лермонтова:

- «провозглашать я стал», «бросали каменья», «бежал», «хотел уверить» и др.

- выявляют главную и второ-

степенную информацию

- корректируют совместные действия

- устанавливают аналогии

- анализируют и сравнивают языковые явления

- обобщают полученную ин-

формацию

- корректируют первоначаль-

ную гипотезу

- активно сотрудничают в группе

- мотивируют свои утверждения

- подбирают аргументы

- выстраивают план рассуждения

4.Работа с образным рядом

Находят центральные образы, отмечают тропы, приёмы создания

у Пушкина:

- поэт

- метафоры, сравнения, эпитеты,гиперболы (по тексту)

у Лермонтова:

- поэт и толпа

- метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы (по тексту)


- работают с текстом

- находят тропы

- анализируют и обобщают полученную информацию

- управляют своей деятель-

ностью

- сотрудничают в группе

- проявляют настойчивость в достижении учебной цели

- определяют границы своего

знания и «незнания»

- позитивно оценивают ре-

зультаты совместной дея-

тельности


5.Работа с системой мотивов

Выявляют ведущие мотивы и связи между ними: поэт – су-

ществоособое, со своей особенной судьбой, со своей дорогой в жизни:

у Пушкина:

- « влачился», « отверзлись», «внял я», «воззвал», « восстань»

и др.

у Лермонтова:

- «читаю», «порока», «бежал»,

« глупец», «пробираюсь» и др.

- находят подтверждения вы-

двигаемым утверждениям

- выявляют отличия в трактовке образов

- обобщают полученную информацию

- контролируют свои действия


- определяют свою внутрен-

нюю позицию

- адекватно мотивируют учеб-

ную деятельность

- дают позитивную самооцен-

ку

- положительно оценивают работу группы

- преодолевают противоречия

- учитывают позицию собе-

седника, его вклад в работу

6.Выявление лирического героя

Определяют позицию лирического героя (участник происходящего в обоих стихо- творениях)

у Пушкина:

- «я», «мне», «моих» и др. у Лермонтова:

- «мне», «мои», «я» и др.

- анализируют информацию

- сопоставляют факты

- формулируют выводы

- корректируют гипотезу

- учатся точно выражать свои мысли

- учитывают позицию собе-

седника

- мотивируют свою позицию


7.Работас лирическим сюжетом, композицией, другими осо-

бенностями

Выявляют динамику состояний,

переживаний, настроений:

у Пушкина:

- томление – ожидание – превращение – путь

у Лермонтова:

- путь – проповедь – бегство

Анализируют особенности

текстов

у Пушкина:

- постоянная анафора («и»)

- преобладание звонкихсоглас-

ных и гласного «широкого пространства» [o]

- пустыня как библейский сим-

вол страдания и очищения

- семантика глаголов «жечь» -«гореть», «умереть» - «вос-

креснуть»

у Лермонтова:

- преобладание взрывных согласных ( [п], [б]) и тоскли-

вого[у ]

- семантика глагола «провоз-

глашать»

- странная рифма «ученья» -

«каменья»

- противопоставление пророка и толпы

- анализируют информацию

- сопоставляют факты

- формулируют выводы

- корректируют гипотезу

- точно выражают свои мысли

- принимают во внимание точку зрения собеседника

- мотивируют свою позицию

8.Работа с формой

Определяют размер, рифму и ритм стихотворения, интона-

ционные особенности, жанр, если возможно. Отмечают «обратный» параллелизм сти-

хотворения: стихотворение Лермонтова продолжает пуш-

кинское( расположение в

Библии книг, вдохновивших

поэтов)

- понимают и сохраняют учебную цель

- контролируют и корректи-

руют деятельность

- оценивают свою деятель-

ность

- сопоставляют факты


- определяют границы собст-

венного знания

- формулируют свою внутрен-

нюю позицию

- организуют сотрудничество

- демонстрируют позитивное отношение к исследованию

9.Анализ авторской позиции

Преобразуют полученную ин-

формацию,выявляют автор-

скую позицию, формулируют

смысл стихотворения ( соотне-

сение со словами В.А.Жуков-

ского: «Поэзия – религии сестра

земная»)

- обобщают полученную ин-

формацию

- обсуждают структуру рас-

суждения

- планируют реализацию

учебной цели

- контролируют свои действия

- осуществляют нравственно-

этическое оценивание полу-

ченных результатов

- определяют окончательный

объём полученнойинформа-

ции, вклад каждого

10.Интерпрета-

ция

Перечитывают тексты стихо –

творений Пушкина и Лермонтова, уточняют сделанные выводы

- оценивают полученную ин-

формацию

- завершают структуру рас –

суждения

- оценивают значимость по-лученных фактов, их новизну и оригинальность

- продолжают нравственно-

этическое и эстетическое

оценивание

- сотрудничают при работе над вариантами итоговогопись-

менного текста

11.Оформление итогового письменного текста

Создают итоговый письменный

текст и оформляют его

- преобразуют и используют информацию

- намечают перспективу в работе

- создают текст с соблюдением

всех языковых норм

- оценивают работу группы и

свой вклад (позитивная самооценка)

- оценивают мотивацию к чи-

тательской и исследователь-

ской деятельности



СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»

(тезисы)

1.А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов – поэты 19 века. В их творчестве развивались традиции романтизма, их идеал – Байрон и его романтический герой; в их творчестве проявляется общая закономерность развития русской литературы 20-30-х годов: от романтизма к реализму; оба эти художественные методы выступают у поэтов в своеобразном синтезе; в творчестве обоих поэтов отмечаются сквозные темы (природы, любви, Родины, поэта и поэзии и др.)

2.Одна из главных тем русской лирики – место и назначение поэта и поэзии. Можно отметить «обратный» параллелизм произведений. Стихотворение Лермонтова словно продолжает пушкинское, что обусловлено даже последовательностью расположения в Библии книг, вдохновивших обоих поэтов ( Книга Пророка Иеремии, на которую «ориентирован» «Пророк» Лермонтова, следует за Книгой Пророка Исайи).

3. Стихотворение Лермонтова начинается со строк, рисующих пророка в той ситуации, которой Пушкин закончил своё стихотворение, но оно не продолжает его на смысловом уровне. Обнаруживается ряд противоречий ещё на лексическом и фонетическом уровне.

4. Пушкин рассматривает поэта как слугу Бога, прорицателя и пророка.Он «осознаёт» страдание обязательным для поэта, которого «духовная жажда» приводит в пустыню (библейский символ страдания и очищения); умереть и воскреснуть нужно, чтобы прийти в мир поэтом, «жечь сердца» людей; а чтобы «жечь», нужно гореть самому; поэтому душа, по Пушкину, похожа на огонь (чем больше её отдаёшь, тем больше она становится). Не случайна постоянная анафора («и их…», «и внял…», «и горний…», «и дольней…» и др.), как бы подчёркивающая несоизмеримость чувств, отданных и вновь обретённых поэтом.

5. Лермонтов же показывает с другой точки зрения «реализацию» этого пророческого дара: толпа не внимает гласу поэта, не верит Божественному происхождению его слов; всё стихотворение является как бы иллюстрацией библейского изречения: «Нет пророка в своём отечестве». Призванный «жечь глаголом» лермонтовский пророк всего лишь «провозглашает», что отдаляет его от людей (интересна в этом плане рифма «ученья» - «каменья», наводящая на мысль, что, возможно, эти «ученья» тоже были « брошены» пророком).

6. У Лермонтова пророк говорит о своём «всеведении», тогда как пушкинский лишь «исполнен» Божественной «волей». Даже звуковой фон стихотворений подчёркивает это различие: у Пушкина преобладают звонкие согласные и гласный «широкого пространства» [о ]. У Лермонтова преобладают взрывные согласные ( [п ] и [ б ] ) и тоскливое [ у ]. Таким образом, через внутреннюю структуру стихотворений передаётся различное осмысление этой темы поэтами.

7. Интересно новое действующее лицо, введённое Лермонтовым, – толпа. Его пророк, в отличие от пушкинского, противопоставлен ей. С одной стороны, он ненавидит её, а с другой – зависит от неё. Ему необходим этот конфликт (поэта и общества), чтобы постоянно самоутверждаться. Не случайно поэтому он в конце стихотворения «через шумный град» пробирается «торопливо», что указывает на потребность его общаться с толпой.

8. Возникает вопрос: «Каково же « положение» поэта в этом мире, его место по отношению к толпе?» На него Пушкин ответит в стихотворении «Поэту», а Лермонтов – в стихотворении «Поэт». А это значит, что сопоставление можно продолжить и что нас ждут новые открытия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Толмачёва Елена Дмитриевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116831


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства