kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературы в 5 классе. Герои и их поступки в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён творчеству К.Г. Паустовского, его сказке «Теплый хлеб».

 Ребята должны научиться работать с художественным текстом, постараться как бы «пропустить через себя» содержание сказки Паустовского, когда будут её читать. Ученикам предстоит роль внимательных, вдумчивых читателей, т. к. очень важно суметь не просто прочитать произведение, а понять автора, раскрыть его замысел.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 5 классе. Герои и их поступки в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»»









Урок литературы в 5 классе


Герои и их поступки в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»








Автор: Суркова Ольга Сергеевна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 13»

г. Петрозаводска

Республики Карелия






















Цель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.


Планируемые результаты:

Предметные: расширить у учащихся представление о жанре "сказка"; роль сказки в жизни современного человека; развитие навыков анализа текста, выразительного чтения; развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Средства обучения: слайд-проектор, учебник, тетради.


Метапредметные связи: русский язык, живопись.



Организационный момент

Настроить учащихся на работу.

-Перед Вами листы рефлексии, оцените по 10-тибалльной шкале Ваше настроение и готовность к уроку.

Учащиеся оценивают своё настроение.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

самоконтроль готовности

Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса

посмотрите на слайды, что их объединяет? (на слайдах представлены персонажи сказки и пейзажи из неё)


Выявить уровень знаний.

- Сейчас мы вспомним сюжет сказки, 1. Раненый конь

2. Хлеб

3. Сорока на дереве

4. Деревня зимой

-Итак, тема нашего урока….

- Назовите жанр этого произведения чем этот жанр отличается от других?

Для чего человеку во все времена нужна была сказка?

- Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?

Учащиеся восстанавливают сюжет сказки при помощи иллюстраций.




-Герои сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»;


- Сказка, наличие фантастических элементов.

- Ответы учащихся

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

Познавательные:

Логический анализ объектов с целью выделения признаков

Построение проекта выхода из затруднения

Организовать учащихся в работе в текстом.

Работа в группах.

Каждой группе при помощи текста необходимо дать ответ на 2 вопроса.


1гр.

- Каким образом конь очутился в деревне Бережки?

- Найдите в тексте описание человека, который вылечил коня.

2гр.

- Для чего Панкрат разрешил коню ходить по деревне и побираться?

- Как Филька встретил раненого коня?

3гр.

- Прочитайте отрывок, как Филька закинул хлеб в снег.

- Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка?

4гр.

- Когда Филька понял свою вину перед конём и всей деревней?

- Опишите сцену примирения Фильки с конём.


Физ. минутка

Давайте представим, что мы вместе с Филькой пробираемся через снежные заносы на пути к Панкрату (встаём со своих мест, поднимаем колени, словно перешагиваем через сугробы, разводим руки в разные стороны, будто отгоняем от лица снег)

Участвуют в обсуждении, готовят ответы на вопросы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Регулятивные: самоконтроль и взаимоконтроль понимания текста.

Познавательные:

Умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Первичное закрепление

Организует беседу по вопросам, подводит итог беседы при помощи учащихся.

Работа по группам:

1гр

- Какие фантастические, нереальные элементы вы заметили в «Тёплом хлебе»?

2гр.

- Назовите реалистичных героев.

Охарактеризуйте Фильку в начале и в конце сказки. Что заставило его измениться? Стали бы вы дружить с Филькой таким, каким он был в начале?

3гр.

- Как вы понимаете название сказки «Тёплый хлеб»?

Найдите общее в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» с русскими народными сказками.



Строят речевые высказывания.



- Говорящая сорока, описание природы (возникновение метели из ниоткуда)

- Это Филька, его бабка, Панкрат и др. В начале сказки Филька обидел коня, но осознал свою ошибку и они стали друзьями.




- Тёплый, значит данный от души.


- Погода ответила людям тем же, птица разговаривает.




Личностные:

самопознание на основе сравнения себя с героем произведения, формирование нравственной позиции на основе сопереживания.

Коммуникативные:

Аргументация своей точки зрения, учёт разных точек зрения, сотрудничество, работа в группе.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Организует деятельность по применению новых знаний.

- Давайте составим синквейн со словом душа.

( сущ., 2 прил., 3 глаг., фраза, синоним к сущ.)

- Подберите эпитеты к слову « тёплый».


Учащиеся составляют синквейны; подбирают эпитеты.


Регулятивные:

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.


Рефлексия деятельности

Организует рефлексию.

-Вспомните, на какой вопрос мы с вами отвечали в начале урока.

- Вспомните свои ответы? Ваше мнение осталось прежним?

- В начале урока Вы оценивали своё настроение, оцените его и сейчас. Также закончите следующие фразы:

- На уроке я работа (активно/ пассивно)

- Своей работой на уроке я доволен/ не доволен, почему?

- Материал урока мне был интересен/ не интересен, почему?


Осуществляют оценку собственной деятельности.

- Нужна ли сказка современному человеку?

-Дают ответы на листках рефлексии






Регулятивные:

Рефлексия

Коммуникативные:

Умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные:

Смыслообразование

Домашнее задание

Выбрать одно задание из трёх:

- Придумать свою небольшую сказку.

- Написать мини- сочинение « Как рождаются сказки».

- Нарисовать понравившегося героя из сказки «Тёплый хлеб»

Выбирают домашнее задание.

Познавательные



Список используемой литературы

  1. Литература. 5 класс. Методические советы под ред. В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2004.

  2. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2007.

  3. Материалы к урокам литературы в 5, 6 и 7 классах. (Библиотека учителя- словесника). Автор: Б.И. Турьянская. М.: Русское слово, 2001.

4. Русская словесность: фольклор и литература. Дидактический материал для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвакасова и др. – Алматы: Атамұра, 2010.

5. К. Паустовский «Заячьи лапы». Рассказы и сказки. М.: «Детская литература», 1987.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Суркова Ольга Сергеевна

Дата: 17.04.2016

Номер свидетельства: 319712


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства