Методическая разработка урока литературы в 5 классе. Герои и их поступки в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Методическая разработка урока литературы в 5 классе. Герои и их поступки в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Урок посвящён творчеству К.Г. Паустовского, его сказке «Теплый хлеб».
Ребята должны научиться работать с художественным текстом, постараться как бы «пропустить через себя» содержание сказки Паустовского, когда будут её читать. Ученикам предстоит роль внимательных, вдумчивых читателей, т. к. очень важно суметь не просто прочитать произведение, а понять автора, раскрыть его замысел.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 5 классе. Герои и их поступки в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»»
Урок литературы в 5 классе
Герои и их поступки в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Автор: Суркова Ольга Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей № 13»
г. Петрозаводска
Республики Карелия
Цель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить у учащихся представление о жанре "сказка"; роль сказки в жизни современного человека; развитие навыков анализа текста, выразительного чтения; развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: слайд-проектор, учебник, тетради.
Метапредметные связи: русский язык, живопись.
Организационный момент
Настроить учащихся на работу.
-Перед Вами листы рефлексии, оцените по 10-тибалльной шкале Ваше настроение и готовность к уроку.
Учащиеся оценивают своё настроение.
Личностные: самоопределение
Регулятивные:
самоконтроль готовности
Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса
посмотрите на слайды, что их объединяет? (на слайдах представлены персонажи сказки и пейзажи из неё)
Выявить уровень знаний.
- Сейчас мы вспомним сюжет сказки, 1. Раненый конь
2. Хлеб
3. Сорока на дереве
4. Деревня зимой
-Итак, тема нашего урока….
- Назовите жанр этого произведения чем этот жанр отличается от других?
Для чего человеку во все времена нужна была сказка?
- Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?
Учащиеся восстанавливают сюжет сказки при помощи иллюстраций.
-Герои сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»;
- Сказка, наличие фантастических элементов.
- Ответы учащихся
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: целеполагание
Познавательные:
Логический анализ объектов с целью выделения признаков
Построение проекта выхода из затруднения
Организовать учащихся в работе в текстом.
Работа в группах.
Каждой группе при помощи текста необходимо дать ответ на 2 вопроса.
1гр.
- Каким образом конь очутился в деревне Бережки?
- Найдите в тексте описание человека, который вылечил коня.
2гр.
- Для чего Панкрат разрешил коню ходить по деревне и побираться?
- Как Филька встретил раненого коня?
3гр.
- Прочитайте отрывок, как Филька закинул хлеб в снег.
- Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка?
4гр.
- Когда Филька понял свою вину перед конём и всей деревней?
- Опишите сцену примирения Фильки с конём.
Физ. минутка
Давайте представим, что мы вместе с Филькой пробираемся через снежные заносы на пути к Панкрату (встаём со своих мест, поднимаем колени, словно перешагиваем через сугробы, разводим руки в разные стороны, будто отгоняем от лица снег)
Участвуют в обсуждении, готовят ответы на вопросы.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные: самоконтроль и взаимоконтроль понимания текста.
Познавательные:
Умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Первичное закрепление
Организует беседу по вопросам, подводит итог беседы при помощи учащихся.
Работа по группам:
1гр
- Какие фантастические, нереальные элементы вы заметили в «Тёплом хлебе»?
2гр.
- Назовите реалистичных героев.
Охарактеризуйте Фильку в начале и в конце сказки. Что заставило его измениться? Стали бы вы дружить с Филькой таким, каким он был в начале?
3гр.
- Как вы понимаете название сказки «Тёплый хлеб»?
Найдите общее в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» с русскими народными сказками.
Строят речевые высказывания.
- Говорящая сорока, описание природы (возникновение метели из ниоткуда)
- Это Филька, его бабка, Панкрат и др. В начале сказки Филька обидел коня, но осознал свою ошибку и они стали друзьями.
- Тёплый, значит данный от души.
- Погода ответила людям тем же, птица разговаривает.
Личностные:
самопознание на основе сравнения себя с героем произведения, формирование нравственной позиции на основе сопереживания.
Коммуникативные:
Аргументация своей точки зрения, учёт разных точек зрения, сотрудничество, работа в группе.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Организует деятельность по применению новых знаний.
- Давайте составим синквейн со словом душа.
( сущ., 2 прил., 3 глаг., фраза, синоним к сущ.)
- Подберите эпитеты к слову « тёплый».
Учащиеся составляют синквейны; подбирают эпитеты.
Регулятивные:
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Рефлексия деятельности
Организует рефлексию.
-Вспомните, на какой вопрос мы с вами отвечали в начале урока.
- Вспомните свои ответы? Ваше мнение осталось прежним?
- В начале урока Вы оценивали своё настроение, оцените его и сейчас. Также закончите следующие фразы:
- На уроке я работа (активно/ пассивно)
- Своей работой на уроке я доволен/ не доволен, почему?
- Материал урока мне был интересен/ не интересен, почему?
Осуществляют оценку собственной деятельности.
- Нужна ли сказка современному человеку?
-Дают ответы на листках рефлексии
Регулятивные:
Рефлексия
Коммуникативные:
Умение полно и точно выражать свои мысли
Личностные:
Смыслообразование
Домашнее задание
Выбрать одно задание из трёх:
- Придумать свою небольшую сказку.
- Написать мини- сочинение « Как рождаются сказки».
- Нарисовать понравившегося героя из сказки «Тёплый хлеб»
Выбирают домашнее задание.
Познавательные
Список используемой литературы
Литература. 5 класс. Методические советы под ред. В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2004.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2007.
Материалы к урокам литературы в 5, 6 и 7 классах. (Библиотека учителя- словесника). Автор: Б.И. Турьянская. М.: Русское слово, 2001.
4. Русская словесность: фольклор и литература. Дидактический материал для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвакасова и др. – Алматы: Атамұра, 2010.
5. К. Паустовский «Заячьи лапы». Рассказы и сказки. М.: «Детская литература», 1987.