Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Мысль семейная" в романе М.Е.Салтыкова - Щедрина "Господа Головлёвы".
Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Мысль семейная" в романе М.Е.Салтыкова - Щедрина "Господа Головлёвы".
С романом Салтыкова - Щедрина "Господа Головлёвы" в 10 классе знакомлю обучающихся обзорно, т.к. по программе Ланина для изучения предлагается "История одного города". Почему "Господа Головлёвы"? В курсе литературы второй половины 19 века изучаются произведения Островского, Тургенева, Достоевского, Толстого, в основе сюжета которых образ семьи. Без романа Салтыкова - Щедрина информация была бы не полной. Тем более для написания итогового сочинения в 11 классе это произведение соотносится практически с любым тематическим направлением. Десятиклассники с интересом работают на уроке, анализируя роман великого сатирика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Мысль семейная" в романе М.Е.Салтыкова - Щедрина "Господа Головлёвы".»
Тема урока: "Мысль семейная" в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина
"Господа Головлевы".
Тип урока – урок-семинар.
Цель урока: раскрыть смысл понятия «семья», сопоставляя эпизоды из произведений Гончарова «Обломов», Л.Толстого «Война и мир», И.С.Тургенева «Отцы и дети»; на примере образов семьи Головлёвых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации; формирование умений сопоставлять эпизоды из произведений разных авторов; анализировать и делать выводы, составлять кластеры – характеристики героев произведения.
Ход урока:
Работа со словарём:
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Сообщения:
Семья Ростовых из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Семья Болконских из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Семья Курагиных из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Семья Обломовых из романа Гончарова «Обомов».
Семья Кирсановых из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Семья Головлёвых из романа Салтыкова – Щедрина «Господа Головлёвы».
3. Работа с таблицей.
Традиционная и современная семья
Критерии
Традиционная
Современная
Состав семьи
Родители и много детей, дедушки и бабушки, внуки, незамужние дочери и женатые сыновья
Преобладают семьи из родителей и одного-двух детей
Цели создания семьи
Правильный образ жизни –стремление к духовно-нравственному идеалу, рождение и воспитание детей, совместное хозяйствование
Хозяйственно-потребительская, рождение и воспитание детей
Структура семьи и взаимоотношения
Муж, отец – глава семьи, пользуется большим уважением. Второе место – жене, матери. Дети обязаны почитать родителей, и быть послушными. Родители должны любить, учить и воспитывать детей.
Равные права и обязанности мужа и жены. Родители обязаны воспитывать детей и дать им образование, не нарушать права ребенка.
Система ценностей
Бог, вера, любовь, уважение, почтение к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, милосердие
Права человека, равноправие, любовь, взаимопомощь, трудолюбие, предприимчивость
Вывод: произошла демократизация внутрисемейных отношений, переоценка брачно-семейных ценностей. Авторитет отца в большинстве семей стал низким, т.к. чаще женщины зарабатывают больше мужчин, труд мужчин в современных квартирах почти не виден. Основа современного брака – эмоциональные отношения.
4. «Мысль семейная» в романе Салтыкова – Щедрина.
Проблемные вопросы к теме урока:
- В чём гениальность этого романа? Какие проблемы ставит автор? Как он их решает?
История создания романа: произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами, “Семейный суд”, “Семейные радости”, “По-родственному”, “Семейные итоги”. Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною, и у главы семейства Арины Петровны слово “семья” не сходит с уст. Так что одним из основных вопросов является именно семейный вопрос. Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание. Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу?
Формула семейного счастья (по Бегенеевой Т.П.)= любовь между супругами + любовь между родителями и детьми + материальное благополучие…
- Чего по данной формуле не хватает семье Головлевых?
5. Работа в группах, индивидуальные сообщения учащихся, составление кластера
группа
образ
содержание
1 группа
Образ Арины Петровны
Арина Петровна общепризнанная глава семейства, это её стараниями увеличивалось имение Головлёвых; натура властная, целеустремлённая, она зорко следит за всем, что происходит в соседних поместьях, какие имения идут с аукциона, и как снег на голову является на аукционы. Она всё делает для укрепления своего состояния. Полновластная хозяйка дома, она деспотически и бесконтрольно управляет крестьянами и домочадцами. Слово «семья» не сходило у неё с языка, в конце же концов оказывается, что семьи у нее никогда не было. Муж её, человек безалаберный и озорной, вёл жизнь праздную и был ей совершенно чужд. Его она иначе не называла, как «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой». Дети для неё - обуза, они «не затрагивали ни одной стороны её внутреннего существа». Своих сирот-внучек она кормит протухлой солониной, преследует их упрёками: постылые, нищие, дармоеды, ненасытные утробы. Дворовых она тиранит, ест поедом; домашние перед ней трепещут. Головлёво, которым владеет Арина Петровна, представляется её сыну Степану «гробом». «Заест она меня,- думает он о матери… Не с кем молвить слова, некуда бежать - везде она, властная, цепенящая, презирающая». Грубость и привычка повелевать прекрасно выражаются в её речи, в стремлении давать окружающим прозвища, обидные клички. «Говори! не виляй хвостом... сума перемётная!» - приказывает она бурмистру. «Что я без поганок-то без своих делать буду?» - тревожится она при первых слухах об отмене крепостного права. Бурмистру, докладывающему о том, что Степан Владимирович «нехорош», она отвечает: «Небось, отдышится, ещё нас с тобой переживёт! что ему, жеребцу долговязому, сделается! Кашляет! иной сряду тридцать лет кашляет, и всё равно, что с гуся вода!» Грубость соединяется в её характере с лицемерием и ханжеством. Боясь худой славы, осуждения со стороны соседей, она берёт к себе в дом осиротевших внучек и при этом говорит: «У бога милости много... сиротки хлеба не бог знает, что съедят, а мне на старости лет - утешение. Одну дочку бог взял -двух дал!» И в то же время пишет сыну Порфирию: «Как жила твоя сестрица беспутно, так и умерла, покинув мне на шею своих двух щенков...» Образ Арины Петровны - образ типический. Такие характеры неизбежно возникали и развивались в условиях усадебного хозяйства, бесконтрольного распоряжения жизнью и имуществом сотен и тысяч крепостных. К новым условиям жизни такие натуры приспособиться не могли. С отменой крепостного права рушится «семейная твердыня, воздвигнутая неутомимыми руками Арины Петровны», и сама она становится приживалкой в доме младшего сына. Эта перемена сказалась и на её внешности: «Голова её поникла, спина сгорбилась, глаза потухли, поступь сделалась вялой, порывистость движений пропала». Изменяется и характер её речи, ставшей теперь льстивой, просительной. Бывшая полновластная хозяйка огромного имения становится «лишним ртом», существом, всем чуждым, ведущим постылую, никому не нужную жизнь.
Кластер: Арина Петровнаполновластная хозяйка, деспотичная, стяжательница, грубая, привыкла всем и всеми повелевать, лицемерка, ханжа, «лишний рот», существо, всем чуждое, ведущее постылую, никому не нужную жизнь.
2 группа
Образ Владимира Михайловича
Глава семейства Головлёвых, Владимир Михайлович, еще смолоду был известен своим безалаберным и озорным характером…. Он вел жизнь праздную и бездельную, чаще всего запирался у себя в кабинете, подражал пению скворцов, петухов и т.д. и занимался сочинением так называемых «вольных стихов», которые Арина Петровна не любила и называла паясничеством. Свою жену он называл «ведьмою» и «чертом», жена называла мужа – «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой»… «Находясь в таких отношениях, они пользовались совместною жизнью в продолжение с лишком сорока лет, и никогда ни тому, ни другой не приходило в голову, чтобы подобная жизнь заключала в себе что- либо противоестественное».
Кластер: Владимир Михайлович безалаберный, бездельник, озорной характер, сочинял «вольные стихи», «ветряная мельница», «бесструнная балалайка»
3 группа
Степан Владимирович
Он голоден, плохо одет, но он ещё шутит, описание тоже радостное, живое. Но по мере приближения к дому, он не замечает ничего, так как он знает, что его ждёт страшный суд. Головлёва убивает Степана, так же как и убила дяденьку Михаила Петровича, который “…жил в людской и ел из одной чашки с собакой Трезоркой и тётеньку Веру Михайловну, скончавшуюся от умеренности в питании”. Степан Владимировичч, старший сын, слыл в семействе под именем Степки-балбеса и Степки-озорника. Он очень рано попал в число «постылых» и с детских лет играл в доме роль шута. Это был даровитый малый, слишком охотно и быстро воспринимавший впечатления. Из молодых Головлевых он самый даровитый, впечатлительный и умный человек, получивший университетское образование и степень кандидата. Способный молодой человек получает университетский диплом, но работать не хочет, становится приживалом и попрошайкой у богатых мужиков в городе- крепостных его матери. Выданный ему в счёт наследства доходный дом он прокутил, нанялся в ополчение. Но и там оказался непригодным. Всё это физически и нравственно истрепало его , сделало из него человека, живущего ощущением, что он, как червяк вот- вот« подохнет с голоду». И перед ним единственная роковая дорога- в родное, но постылое Головлёво, на поклон к матери. Постылый идёт по головлёвской земле, по той постылой земле, которая родила его постылым, вскормила постылым, выпустила постылым, постылого же вновь принимает в своё лоно. «Степану Головлёву нет ещё сорока лет, но по наружности ему никак нельзя дать меньше пятидесяти. Жизнь до такой степени истрепала его, что не оставила на нём никакого признака дворянского сына». Судьба Степана - полуголодное существование, одиночество, полное забвение («не с кем молвит слова, некуда бежать»), отсутствие хоть какой-то веры, душевных сил, запой и смерть.
Кластер Степан Владимирович Стёпка-балбес, Стёпка-озорник, шут, приживал, постылый, даровитый малый, впечатлительный, умный человек.
4 группа
Павел Владимирович
Автор называет Пашку - тихоню человеком, лишённым поступков. Он является следующей жертвой Головлёва. Младший сын Павел «еще мальчиком не высказывал ни малейшей склонности ни к ученью, ни к играм, ни к общительности, но любил жить особняком, в отчуждении от людей». Может быть, он был добр, но никому добра не сделал, может быть, был и неглуп, но во всю жизнь ни одного умного поступка не совершил. В довершение всего он нередко огрызался против матери и в то же время боялся ее, как огня. После того, как Арина Петровна перебралась к нему в Дубровино, Павел Владимирыч принял ее довольно сносно, то есть обязался кормить и поить ее и сирот – племянниц. Но Павел Владимирович пил. Страсть получила то страшное развитие, которое должно было привести к неизбежному концу. Уединившись с самим собой, Павел Владимирович возненавидел общество живых людей и создал для себя особенную фантастическую действительностью... Он пил и припоминал. Припоминал все обиды и унижения, которые ему приходилось вытерпеть благодаря претензии Порфирия на главенство в доме. В особенности же припомнил раздел имущества, рассчитывал каждую копейку, сравнивал каждый клочок земли и ненавидел. Таким образом шли дни за днями, покуда, наконец, Павел Владимирович не очутился лицо к лицу со смертным недугом. При жизни никто не обращал внимания на Павла Владимировичча, с смертью его – всем сделалось жалко. Припоминали, что он «никого не обидел», «никому грубого слова не сказал», «ни на кого не взглянул косо». Очень возможно, что в мирской оценке качеств покойного Павла неясно участвовало и сравнение с Порфирием.
Кластер Павел Владимирович «никого не обидел», «никому грубого слова не сказал», «ни на кого не взглянул косо», боялся матери как огня»
5 группа
Анна Владимировна
После Степана Владимировича, старшим членом головлёвского семейства была дочь, Анна Владимировна, о которой Арина Петровна не любила говорить. «Дело в том, что Аннушка не только не оправдала её надежды, но и вместо того на весь уезд учинила скандал: в одну прекрасную ночь, бежала из Головлёва с корнетом Улановым и повенчалась с ним.
-Так без родительского благословения, как собаки и повенчались! – сетовала по этому случаю Арина Петровна… И с дочерью Арина Петровна поступила столь же решительно, как и с постылым сыном: взяла и «выбросила ей кусок». Она отделила её капитал в пять тысяч и деревушку Погорелку в тридцать душ с упалою усадьбой, в которой изо всех окон дуло и не было ни одной живой половицы. Года через два молодые капитал прожили, и корнет неизвестно куда бежал, оставив Анну Владимировну с двумя дочерьми – близнецами: Аннинькой и Любинькой. Затем и сама Анна Владимировна через три месяца скончалась, и Арина Петровна волей – неволей должна была приютить круглых сирот у себя. Что она и исполнила, поместив малюток во флигеле»
Кластер Анна Владимировна не оправдала надежд матери, бежала без благословления матери с корнетом, мать «выбросила ей кусок»
6 группа
Порфирий Владимирович
Любимый сын Арины Петровны - Порфирий Владимирович Головлёв, прообразом которого послужил родной брат М. Е. Салтыкова- Щедрина Дмитрий. Этот человек избрал своим оружием лицемерие. Под маской милого и душевного человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество. Низкая его душа радуется бедам братьев и сестер, а когда они умирают, он получает искреннее удовольствие при дележке имущества. В отношениях со своими детьми он тоже в первую очередь думает о деньгах - и сыновья не выдерживают этого. Никогда при этом Порфирий не позволяет себе сказать грубость или колкость. Он вежлив, притворно мил и заботлив, бесконечно рассуждает, разводит медоточивые речи, плетет словесные интриги. Люди видят его лживость, но поддаются ей. Даже сама Арина Петровна не может им сопротивляться. Но в финале романа приходит к своему падению и Иудушка. Он становится ни к чему не способен, кроме пустословия. По целым дням он надоедает всем разговорами, которых никто не слушает. Если же прислуга оказывается чувствительной к его «словоблудию» и придиркам, то старается от хозяина сбежать подальше. Тиранство Иудушки становится все мелочней, он тоже пьет, как покойные братья, для развлечения целыми днями вспоминает мелкие обидки или минимальные просчеты в хозяйстве, чтобы их «обмусолить». Тем временем реальное хозяйство не развивается, приходит в запустение и упадок. В финале романа на Иудушку снисходит жуткое прозрение: «Нужно всех простить…Что… что же такое сделалось?! Где… все?!» Но семья, разделенная ненавистью, холодностью и невозможностью простить, уже разрушена.
6. Заключительное слово. Перед нами предстали по своей сути трагические картины разрушения семьи Арины Петровны Головлёвой. Оправдался её вопль, регулярно появляющийся на страницах романа: “Для кого я припасала!”
Можно дать много объяснений причинам головлёвского вымирания (тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность, вкоренившееся в натуру Головлёвых пустословие, бузудержная погоня за капиталом), но самый главный беспощадный диагноз этой болезни – непригодность к какому-либо делу, труду, их губит отсутствие привычки жить своим трудом. Головлёвских господ губит сам склад жизни с его праздностью, сытым бездельем, паразитизмом, стремлением к собственности.
Это тот сатирический роман, в котором с наибольшей силой воплощена тема социального паразитизма и связанного с ним окостенения, омертвения жизни.
Мы с вами доказали, что Салтыков-Щедрин продолжает лучшие традиции Гоголя, так как его Иудушка “духовный сын” Плюшкина на новом историческом этапе. Гоголь рисует процесс умственного окостенения помещиков, Щедрин дорисовал эту картину полнейшего разложения завершающегося физическим вымиранием. Праздность, неумение трудиться губит и молодое поколение внучек и внуков Арины Петровны.
Автор стремится показать запоздалое прозрение, наступающее у Арины Петровны, за её ханжество, “наконец она села и заплакала. Слёзы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублении морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы”. Она только сейчас осознала, что означал взгляд Иудушки “будто петлю накидывает”, и он действительно накидывает её на всех представителей рода Головлёвых. Слишком поздно убедилась Арина Петровна в жестокости любимого Порфиши.
Запоздалая совесть вернулась и к Порфирию Владимировичу, и автор доказывает это своим отношением к герою. Ближе к концу романа он практически не называет его Иудушкой. Герой искренне понимает, что со смертью матери у него обрывается последняя нить, связывающая его с внешним миром. Перед его глазами проходят все умершие родственники, и человеческие чувства проявляются к последнему существу из рода Головлёвых – Анниньке. “Надо меня простить! за всех… И за себя… за тех, которых нет!”
Автор не мог допустить примирения со злом. Зло не может быть безнаказанным, и самая страшная казнь – запоздалая совесть. Вот почему это сатирический роман имеет трагические мотивы.
Эти проблемы вечны, чем больше человек забывает истинные ценности жизни: добро, любовь, взаимовыручку, честный труд – тем безвозвратнее дальше уходит от него совесть, тем страшнее расплата за прошлое. Кольцевая композиция романа завершается тем, что за головлёвским имением зорко следила Надежда Ивановна Галкина, дочь тётеньки Варвары Михайловны, и автор с болью в душе говорит об этом, так как мы можем предположить, что страсть накопительства погубит и следующих героев.
7. Вывод: Ответ на проблемные вопросы.
- В чём гениальность этого романа? Какие проблемы ставит автор? Как он их решает?
8. Дом. задание:
- учебник Б.А.Ланина стр 159 – 162;
- проектные задания: стр. 173
- индивидуальные задания по роману «История одного города»