kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературы по теме: "Преступление Р Раскольникова и его причины".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводися на 1 курсе при изучении  романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Урок тематически разделен на 2 части: преступление, совершенное главным героем (просмотр фрагмента фильма Л.Кулиджанова, 1969 г.) и обсуждение причин, толкнувших его на это. Среди причин традиционно выделяются социальные и философские, приче основное внимание при обсуждении данного вопроса уделяется именно их анализу. В качестве домашнего задания учащимся предлагается ответить на вопрос, поставленный автором в тексте романа: "Не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячью добрых дел?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы по теме: "Преступление Р Раскольникова и его причины".»

Тема урока: Преступление Р.Раскольникова и его причины.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: Аналитическая работа с текстом художественного произведения по вопросам, обозначенным в теме занятия.

Задачи урока:

образовательные: показать причины, приведшие Родиона Раскольникова к преступлению; развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать ее безнравственную, антигуманную сущность;

развивающие: совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся; умение логично, убедительно рассуждать на нравственно – философские темы, подтверждая суждения текстом.

воспитательные: способствовать осмыслению идеи «сверхчеловека» и осознанию опасности этой теории в многонациональной стране; формировать интерес учащихся к изучению творчества Ф.М.Достоевского.

Оборудование урока: портрет писателя, текст романа «Преступление и наказание», ПК и медиаустановка (для просмотра презентации) , телевизор (для просмотра фрагментов худ.фильма).

Методические приемы: беседа с учащимися, аналитическая работа с текстом произведения.

Формируемы компетенции: ОК-2, ОК-4, ОК-8.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

III. Актуализация знаний предыдущего урока. Проводится в форме фронтального и индивидуального (по карточкам) опроса.

Приблизительные вопросы для фронтального опроса.

1) Когда был написан роман «Преступление и наказание»?

2) Когда, где и при каких обстоятельствах возник замысел его создания?

3) Где происходит действие произведения? Почему в Петербурге? Каким предстает город в романе? Почему именно таким?

4) Кто является главным героем произведения? Что мы узнаем о Раскольникове в начале романа?

5) Что задумал совершить Раскольников? Сразу ли он решается на убийство?

Индивидуальный опрос проводится в виде теста по карточкам (приложение№1)

IV. Объяснение материала по теме урока.

Сегодня мы продолжим разговор об этом произведении и узнаем, какое преступление совершает Р.Раскольников и, главное, почему он это делает (учащиеся записывают тему урока в тетради).

Итак, Раскольников решается на преступление. Давайте посмотрим, как это происходит (просмотр фрагмента худ.фильма, режиссер Л.Кулиджанов, 1969). Просмотр происходит при комментировании преподавателем основных моментов фрагментов кинофильма, далее – обсуждение с учащимися.

Но помимо самого преступления, нас интересует и то, почему Раскольников решился на это? Какие причины подтолкнули его к этому? Далее с привлечением слайдов презентации учащиеся обсуждают следующие эпизоды текста:

1) письмо матери Раскольникова (ч.1, гл.3);

2) разговор между студентом и офицером, подслушанный Раскольниковым (ч.1, гл.6);

3) основные положения теории Раскольникова (ч.3, гл.5,6).

V. Первичное закрепление материала.

Учащимся предлагается построить высказывание по теме занятия с привлечением опорных слов.





Проверь себя

Преступление Р.Раскольникова заключалось в том, что он_____. На это его подтолкнули ____ и _____причины. Бедность самого героя и членов его семьи можно отнести к ______причинам. Но они не являются определяющими. Более важными для понимания случившегося являются _____причины. К ним относятся:

1) теория_______

2) желание _____.

Таким образом, _______старухи-процентщицы стало своеобразной______Раскольникова.



VI. Выводы занятия.

В результате обсуждения учащиеся под руководством преподавателя приходят к выводам по теме урока, которые фиксируют в своих тетрадях.



VII. Рефлексия.

Как вы относитесь к теории Раскольникова? К каким последствиям она может провести?



VIII. Домашнее задание.

1.Письменно ответить на вопрос, поставленный Ф.М.Достоевским в романе: «Не загладится ли одно крошечное преступленьеце тысячью добрых дел?»

2. Продолжить работу по изучению текста:

А) знакомство Раскольникова с Соней (ч.2, гл.7);

Б) приход Сони к Раскольникову (ч.3, гл.4);

В) два разговора Раскольникова с Соней (ч.4, гл.5, ч.5, гл.4).









Приложение №1

Карточка для индивидуального опроса



Фамилия, имя_____________________

Допишите предложения, рассказывающие о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского.

Годы жизни писателя____________________________.

Он родился в __________________, но большую часть жизни прожил в___________________________. Свое первое самостоятельное произведение Ф.М.Достоевский написал в________________г., оно называлось__________________________________. Большую роль в становлении Достоевского как писателя сыграл______________________.

В 1849 г. писатель чудом избежал смертной казни из-за________________

_______________________________________________________________,

которая была заменена ему на другое наказание:_____________________

_______________________________________________________________.

Вернуться в русскую литературу Ф.М.Достоевский смог благодаря роману

___________________________________________________, написанному в

__________г. К самым известным произведениям писателя можно отнести:

_______________________________________________________________.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Волкова Оксана Владимировна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256617


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства