Методическая разработка урока литературы по теме: "Преступление Р Раскольникова и его причины".
Методическая разработка урока литературы по теме: "Преступление Р Раскольникова и его причины".
Данный урок проводися на 1 курсе при изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Урок тематически разделен на 2 части: преступление, совершенное главным героем (просмотр фрагмента фильма Л.Кулиджанова, 1969 г.) и обсуждение причин, толкнувших его на это. Среди причин традиционно выделяются социальные и философские, приче основное внимание при обсуждении данного вопроса уделяется именно их анализу. В качестве домашнего задания учащимся предлагается ответить на вопрос, поставленный автором в тексте романа: "Не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячью добрых дел?"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы по теме: "Преступление Р Раскольникова и его причины".»
Тема урока:Преступление Р.Раскольникова и его причины.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: Аналитическая работа с текстом художественного произведения по вопросам, обозначенным в теме занятия.
Задачи урока:
образовательные: показать причины, приведшие Родиона Раскольникова к преступлению; развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать ее безнравственную, антигуманную сущность;
развивающие: совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся; умение логично, убедительно рассуждать на нравственно – философские темы, подтверждая суждения текстом.
воспитательные: способствовать осмыслению идеи «сверхчеловека» и осознанию опасности этой теории в многонациональной стране; формировать интерес учащихся к изучению творчества Ф.М.Достоевского.
Оборудование урока: портрет писателя, текст романа «Преступление и наказание», ПК и медиаустановка (для просмотра презентации) , телевизор (для просмотра фрагментов худ.фильма).
Методические приемы: беседа с учащимися, аналитическая работа с текстом произведения.
Формируемы компетенции: ОК-2, ОК-4, ОК-8.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к учебной деятельности.
III. Актуализация знаний предыдущего урока. Проводится в форме фронтального и индивидуального (по карточкам) опроса.
Приблизительные вопросы для фронтального опроса.
1) Когда был написан роман «Преступление и наказание»?
2) Когда, где и при каких обстоятельствах возник замысел его создания?
3) Где происходит действие произведения? Почему в Петербурге? Каким предстает город в романе? Почему именно таким?
4) Кто является главным героем произведения? Что мы узнаем о Раскольникове в начале романа?
5) Что задумал совершить Раскольников? Сразу ли он решается на убийство?
Индивидуальный опрос проводится в виде теста по карточкам (приложение№1)
IV. Объяснение материала по теме урока.
Сегодня мы продолжим разговор об этом произведении и узнаем, какое преступление совершает Р.Раскольников и, главное, почему он это делает (учащиеся записывают тему урока в тетради).
Итак, Раскольников решается на преступление. Давайте посмотрим, как это происходит (просмотр фрагмента худ.фильма, режиссер Л.Кулиджанов, 1969). Просмотр происходит при комментировании преподавателем основных моментов фрагментов кинофильма, далее – обсуждение с учащимися.
Но помимо самого преступления, нас интересует и то, почему Раскольников решился на это? Какие причины подтолкнули его к этому? Далее с привлечением слайдов презентации учащиеся обсуждают следующие эпизоды текста:
1) письмо матери Раскольникова (ч.1, гл.3);
2) разговор между студентом и офицером, подслушанный Раскольниковым (ч.1, гл.6);
3) основные положения теории Раскольникова (ч.3, гл.5,6).
V. Первичное закрепление материала.
Учащимся предлагается построить высказывание по теме занятия с привлечением опорных слов.
Проверь себя
Преступление Р.Раскольникова заключалось в том, что он_____. На это его подтолкнули ____ и _____причины. Бедность самого героя и членов его семьи можно отнести к ______причинам. Но они не являются определяющими. Более важными для понимания случившегося являются _____причины. К ним относятся:
1) теория_______
2) желание _____.
Таким образом, _______старухи-процентщицы стало своеобразной______Раскольникова.
VI. Выводы занятия.
В результате обсуждения учащиеся под руководством преподавателя приходят к выводам по теме урока, которые фиксируют в своих тетрадях.
VII. Рефлексия.
Как вы относитесь к теории Раскольникова? К каким последствиям она может провести?
VIII. Домашнее задание.
1.Письменно ответить на вопрос, поставленный Ф.М.Достоевским в романе: «Не загладится ли одно крошечное преступленьеце тысячью добрых дел?»
2. Продолжить работу по изучению текста:
А) знакомство Раскольникова с Соней (ч.2, гл.7);
Б) приход Сони к Раскольникову (ч.3, гл.4);
В) два разговора Раскольникова с Соней (ч.4, гл.5, ч.5, гл.4).
Приложение №1
Карточка для индивидуального опроса
Фамилия, имя_____________________
Допишите предложения, рассказывающие о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского.
Годы жизни писателя____________________________.
Он родился в __________________, но большую часть жизни прожил в___________________________. Свое первое самостоятельное произведение Ф.М.Достоевский написал в________________г., оно называлось__________________________________. Большую роль в становлении Достоевского как писателя сыграл______________________.
В 1849 г. писатель чудом избежал смертной казни из-за________________