Урок способствует развитию творческих навыков.Пробуждает интерес к изучению литературы. Помагает понять философский подтекст стихотворений Б.Пастернака
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Образовательные технологии: объяснительно-иллюстративные, проблемно -поисковые, «мозговой штурм», критическое мышление, сотрудничество в команде, ситуативное обучение.
3.Здоровьесберегающие технологии (атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности, музыкальное сопровождение.
Цель урока: дать представление об особенностях лирики Б.Л. Пастернака, изучить его индивидуально-языковой стиль.
Задачи:
Образовательные:
1.обобщение и расширение умений анализировать текст, применять приёмы работы с текстом;
2.отработка навыка поиска информации, анализа и отбора нужной информации.
3.совершенствование навыков анализа стихотворного произведения;
Развивающие:
1.развитие навыка работы в группах;
2.развитие навыка выразительного чтения текста;
3.развитие ассоциативного и логического мышления;
4.формирование познавательного интереса к литературе и другим наукам;
5.развитие способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы.
6.совершенствование речевых навыков и умений;
7.умения сопоставлять полученную информацию и делать выводы;
Воспитательные:
1.воспитание нравственных качеств, умения оценивать свои поступки, окружающую действительность, умения сочувствовать, сопереживать, отстаивать свою точку зрения, основ нравственного поведения.
2.воспитание патриотизма, любви к Родине;
3.воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
4.повышать интерес к изучению русской литературы;
Межпредметные связи:
русский язык;
литература;
история;
изобразительное искусство;
музыка;
философия.
Учебное оборудование (оснащение) занятия:
компьютер;
проектор;
демонстрационный экран;
электронные презентации;
аудио и видео файлы;
Методы обучения:
словесные (работа с текстом, выразительное чтение, цитаты, художественные приёмы);
проблемно-диалоговые (мотивация к изучению материала);
наглядные (иллюстрации, презентация);
практические (групповая работа);
репродуктивные (работа со стихотворным текстом);
самостоятельная работа (исследовательская работа в группах);
метод стимулирования и мотивации (элементы дискуссии).
Организационные формы работы:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.)
Преподаватель: Здравствуйте!
Сегодня мы проводим урок литературы, на котором вам понадобится применить разные виды универсальных действий, связанных со знаниями не только по литературе, но и другим наукам, т.к. современный человек, вращаясь в любой сфере деятельности, должен уметь применять свои знания, для решения поставленных задач, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее.
II. Актуализация проблемы (5 мин)
Преподаватель:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством русского писателя XX века Б.Л. Пастернака и его лирикой (слайд 1-портрет поэта).
Запишем тему урока.
Эпиграфом к уроку выбраны слова Б. Пастернака, которые послужат нам подсказкой к определению цели и задач урока
Слова записаны на (слайде 2).
Во всем мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Б. Л. Пастернак
Преподаватель:
Как вы думаете: каковы цели и задачи нашего занятия?
Студенты отвечают, формулируя свою точку зрения.
Преподаватель обобщает и корректирует ответы:
Таким образом, целью занятия будет являться поиск «ключа» для разгадки творчества поэта, секрета его лирики, знакомство с индивидуально-языковым стилем через выразительные средства речи. Кроме этого, проверим свои умения и знания изобразительно-выразительных средств языка и умения анализировать художественное произведение. (слайд 3).
III. Проверка домашнего задания(8 мин.)
На прошлом уроке мы рассмотрели эпоху, в которой жил поэт.
Вы получили задание на дом: подготовить материал о творчестве Б.Л. Пастернака.
Вами проделана большая работа. Эта работа не только ума, но и сердца, вашей души. Вам удалось проследить жизнь на определенных этапах творчества поэта, его мировоззрение, любовь к родине и литературе.
Изучая биографию Пастернака, вы должны были обратить внимание на слова Марины Ивановны Цветаевой о творчестве поэта.
В одном из споров о поэзии Марина Ивановна воскликнула (слайд 4):
«Где человек, до конца понявший Пастернака?»
Слово 1 студенту:
«Пастернак – это «тайнопись», «иносказание», «шифр».
Пастернака долго читать невыносимо от напряжения
(мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно
острые стекла.
Преподаватель: Разве это не предупреждение для тех, кто отправляется странствовать по безбрежному морю поэзии, название которого «Лирика Бориса Пастернака»? Вы согласны со мной?
Студенты отвечают.
Слово 2 студенту:
Пастернак Борис Леонидович - поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958 год).
Поэзия становится его призванием, его "почвой и судьбой".
Она вобрала в себя его страсть к живописи, музыке и интерес к философии.
IV. Повторение изученного материала (8 мин.)
А теперь мы приступим к рассмотрению материала по теме: «Выразительные средства языка». Выполним 2 задания:
Тестирование на повторение этой темы.
Анализ стихотворения «Февраль».
Инструкция к выполнению теста.
Студенты выполняют тест «Выразительно-изобразительные средства речи», который содержит 5 заданий с одним верным ответом.
Время выполнения теста 7 минут.
Тест«Выразительно-изобразительные средства речи». (слайд 5).
Вопрос 1:
Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) это ...
Выберите один правильный ответ:
1) Риторический вопрос
2) Анафора
3) Инверсия
4) Оксюморон
Вопрос 2:
Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок это ...
Выберите один правильный ответ:
1) Оксюморон
2) Анафора
3) Инверсия
4) Риторический вопрос
Вопрос 3:
Выберите один правильный ответ:
Риторический вопрос это ...
1) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
2) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок
3) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа
4) Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое
Вопрос 4:
Выберите один правильный ответ:
Олицетворение это ...
1) Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ
2) Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними
3) Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа
4) Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака
Вопрос 5:
Сопоставьте понятия, т.е. для каждого варианта из первого столбика необходимо указать соответствующий вариант из второго.
Выберите один правильный ответ:
1) Перенос значения с одного явления на другое по смежности
2) Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета
3) Близкие по значению, но разные по звучанию слова или выражения
4) Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа
5) Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.
__ Метафора
__ Литота
__ Синонимы
__ Аллегория
__ Гипербола
5) Верные ответы:
Ответы:
1) Верный ответ: 2;
2) Верный ответ : 3;
3) Верный ответ : 4;
4) Верный ответ : 1;
1;
2;
3;
4;
5.
Преподаватель обобщает и корректирует ответы.
V.Основной этап урока (20 мин.)
«Выразительно-изобразительные средства в стихотворении «Февраль» Б.Л. Пастернака».
Переходим к выполнению 2 задания.
Ваша задача определить, какие выразительные средства использует поэт в стихотворении «Февраль» для создания картин природы.
(слайд 6).
«Февраль. Достать чернил и плакать…»
Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.
Преподаватель: Какое настроение вызывает это стихотворение?
Студенты: В этом стихотворении можно обнаружить, что поэт выражает свое настроение — грустное, унылое, разочарованное, гнетущее.
Преподаватель: А теперь найдите при помощи каких выразительных средств создается это настроение?
Задание (слайд 7).Выбрать из списка те средства выразительности, которые использованы поэтом в стихотворении «Февраль…». и занести в тетрадь. Ответ оформить в виде ряда цифр, под которыми записаны выразительные средства (на доске)
Анафора
Сравнение
Назывное предложение
Инфинитив
Эпитет
Метафора
Студенты работают над выполнением задания.
Преподаватель обобщает и корректирует ответы.
«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличных предложений ( предложения 1, 2). Быстрая смена инфинитивов (предложения 1, 2) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину.
(за каждое правильно выбранное выразительное средство присваивается 1 балл)
Преподаватель: В чём же секрет поэзии Б.Л. Пастернака? (слайд 8)
Студенты: Чуткий слух музыканта помогает воспроизвести звуки, а талант художника – зарисовать картину, показать в цвете, оживить.
«Природа – огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык…»
Преподаватель: Сегодня на уроке мы попытались найти разгадку к лирике поэта Б.Л. Пастернака. Попробуем схематично обозначить выводы поиска секретов лирики Пастернака в виде кластера.
Запись на доске и в тетрадях в виде кластера.(образец в приложении)
Лирика Бориса Леонидовича Пастернака (слайд 9).
Музыкальное восприятие мира.
Философская модель мира.
Насыщенность метафорами.
Умение видеть мельчайшие детали
Эмоциональная интонация и т.д.
Таким образом, какой вывод можно сделать? Достигнута ли цель урока, поставленная в начале?
Студенты отвечают.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2мин.)
Выставление оценок.
VII.Домашнее задание(1мин.)
Анализ стихотворения (по выбору) «Июль» «Зимняя ночь».
Борис Пастернак « Июль»
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
1956
Борис Пастернак
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
1946
Литература:
Литература (русская литература XX века). Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-ух частях. Под общей редакцией В.В. Агеносова. Рекомендовано Министерством образования РФ. *8-е издание стереотипное, М. «Дрофа», 2013.
Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
3. Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. Тула, "Филин", 1998.
4. Степанян Е. В. Категории поэтического мышления Б. Пастернака:
Проблемы вечности // Вопросы философии. – 2000. – № 8. –
С. 62-78.
5. Ростовцева И. Муза и собеседница: [Природа в поэзии Пастернака
и Заболоцкого] / И. Ростовцева // Вопросы литературы. – 2002. –
№ 1-2. – С. 123-138.
6. Африкантова Л. К. Образы водной стихии в поэзии Б. Пастернака /
Л. К. Африкантова // Вестник Самарского университета. 2001. –
№ 3. – С.121-130.
7. Словарь литературных терминов [Электронный ресурс] –
http://feb-web.ru
8. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. М., 1991.
9. Литературная энциклопедия [Электронный ресурс] –
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картины природы
http://vozmimp3.com/
http://www.youtube.com/
Словарь литературных терминов [Электронный ресурс] –
http://feb-web.ru
9. Литературная энциклопедия [Электронный ресурс] –
http://feb- web.ru
Приложение 1
Справка
Методика работы приёма «Кластеры» очень интересная .
Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи –
крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.