kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по литературе "Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роман "Преступление и наказание" - одно из самых сложных произведений Ф.М. Достоевского. Масштабность творчества Достоевского, глубина философских, нравственных проблем и идей, религиозная основа, существенно новая жанровая структура художественного мира романа создают определенные трудности для его осмысления. Нельзя не признать, что роман содержит разные, порой диаметрально противоположные трактовки поведения и мотивов преступления Раскольникова, поведения героев, а это часто ведет к одностороннему толкованию текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по литературе "Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»" »


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Специальность 060501 Сестринское дело


Дисциплина «Литература»


Раздел 1. Литература XIX века


Тема 1.22. Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

















2014

Одобрена на заседании цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол №_____от_____________________

Председатель___________________________














Автор: Хританкова Н.Ю.- преподаватель литературы



ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Методический лист……………………………………………………..4

  2. Примерная хронокарта занятия………………………………………..5

  3. Приложение №1 …………………………………………..………….....6

  4. Приложение №2………………………………………………..………..9

  5. Приложение №3…………………………………………………………14

  6. Литература ………………………………………………………………14



МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – комбинированное занятие.

Продолжительность – 90 мин.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  1. Учебные цели:

- формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно выразительные средства языка, художественная деталь); определять род и жанр произведения; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.

2. Развивающие цели:

- способствовать развитию знаний основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

- формировать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать практическое творческое мышление.

3. Воспитательные цели:

- способствовать развитию коммуникативной культуры, чувства ответственности.

Методы обучения – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.

Актуальность темы.

Роман "Преступление и наказание" - одно из самых сложных произведений Ф.М. Достоевского. Масштабность творчества Достоевского, глубина философских, нравственных проблем и идей, религиозная основа, существенно новая жанровая структура художественного мира романа создают определенные трудности для его осмысления. Нельзя не признать, что роман содержит разные, порой диаметрально противоположные трактовки поведения и мотивов преступления Раскольникова, поведения героев, а это часто ведет к одностороннему толкованию текста.

Изучение особенностей композиции романа позволяет увидеть значимость расставленных автором акцентов и понять, что главным является желание разобраться в духовности своих героев, в их греховности и способности к возрождению, "найти в человеке человека".


ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

1

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

1

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради

Поэтическая минутка

5

Повторение творчества русских поэтов

Слушает стихи в исполнении студентов, оценивает выразительность чтения

Читают стихи

Приложение 3. Журнал группы для выставления оценки

Мотивационный этап

1

Развитие интереса к новой теме

Объясняет студентам важность изучения данной темы

Слушают, задают вопросы

Методическая разработка теоретического занятия

Цели занятия

1

Установка приоритетов при изучении темы

Озвучивает цели занятия

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка теоретического занятия

Контроль знаний по предыдущей теме

15

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала по предыдущей теме

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания

Приложение 1.

Работа по усвоению материала

60

Способствовать развитию знаний основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней

Предлагает работу с текстом произведения

Слушают, ищут, читают материал произведения

Методическая разработка теоретического занятия, приложение 2.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

2

Формирование и закрепление знаний

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

Записывают задание

  1. Повторная работа над учебным материалом учебника [3, с.126-146];

  2. Чтение 5-6 части романа

Подведение итогов

5

Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе

Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

Журнал группы

Приложение 1

Контроль знаний по предыдущей теме

Тест по творчеству Ф.М. Достоевского (презентация)

  • . Укажите годы жизни Ф.М. Достоевского:

  1. 1856 – 1904

  2. 1821 – 1881

  3. 1801 – 1861

  4. 1836 – 1896

  5. 1824 - 1884

  • 2. К какому сословию принадлежал Ф.М. Достоевский?

  1. разночинцы

  2. мещане

  3. купцы

  4. дворяне

  5. крестьяне

  • 3. В каком городе родился Ф.М. Достоевский?

  1. Петербург

  2. Тверь

  3. 1Мценск

  4. Орёл

  5. Москва

  • 4. Какова была причина ареста Ф.М. Достоевского?

  1. нелегальное издание журнала

  2. публикация романа «Бедные люди»

  3. открытый призыв к свержению самодержавия

  4. участие в кружке петрашевцев

  5. совершение уголовного преступления

  • 5. В 1861 году Ф.М. Достоевский вместе с братом Михаилом начал издавать журнал:

  1. «Современник»

  2. «Отечественные записки»

  3. «Москвитянин»

  4. «Время»

  5. «Вехи»

  • 6. Роман «Преступление и наказание» был написан в:

  1. 1859 году

  2. 1865 году

  3. 1861 году

  4. 1869 году

  5. 1866 году

  • 7. Какой роман Достоевского был назван В.Г. Белинским первым социально-психологическим романом в русской литературе?

  1. «Преступление и наказание»

  2. «Бедные люди»

  3. «Бесы»

  4. «Униженные и оскорблённые»

  5. «Братья Карамазовы»

  • 8. По своим политическим взглядам Достоевский был:

  1. революционером-демократом

  2. славянофилом

  3. либералом-западником

  4. «почвенником»

  5. народником

  • 9. Какое определение романа «Преступление и наказание» наиболее соответствует его характеру?

  1. криминальный роман

  2. социально-психологический философский роман

  3. авантюрный роман

  4. сентиментальный роман

  5. философский роман

  • 10. Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание»
    (до эпилога)?

  1. один год

  2. полгода

  3. три недели

  4. пять дней

  5. четырнадцать дней

  • 11. К какому сословию принадлежал Раскольников?

  1. мещанин

  2. разночинец

  3. дворянин

  4. крестьянин

  5. купец

  • 12. Р. Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы из-за:

  1. желания обогатиться

  2. желания отомстить Алёне Ивановне за унизительное положение, в котором он оказался

  3. желания проверить теорию

  4. необходимости помочь близким

  • 13. Сколько лет было Раскольникову в начале романа?

  1. 19 – 20 лет

  2. 23 – 24 года

  3. 26 – 27 лет

  4. 18 – 19 лет

  5. 20 – 21 год

  • 14. Что порождает «бунт» Раскольникова?

  1. патологическое стремление к насилию

  2. стремление обогатиться

  3. озлобление против общества и его морали

  4. желание обратить на себя внимание

  • 15. Сколько шагов было от ворот дома Раскольникова до дома старухи-процентщицы?

  1. 730

  2. 1025

  3. 966

  4. 583

  5. 1564

  • 16. Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?

  1. в спешке забыл взять деньги

  2. деньги не являлись целью преступления

  3. из-за страха быть разоблачённым

  4. герой, спрятав деньги, не мог потом вспомнить место тайника

  • 17. Для понимания теории Раскольникова в повествование вводятся поединки героя С Порфирием Петровичем. Сколько таких поединков вы можете назвать?

  1. три

  2. пять

  3. шесть

  4. восемь

  5. два

  • 18. Кто взял на себя вину Раскольникова?

  1. Разумихин

  2. Миколка

  3. Соня

  4. Свидригайлов

  5. Лужин

  • 19. Кто был кумиром Раскольникова?

  1. Наполеон

  2. Пётр I

  3. Байрон

  4. Цезарь

  • 20. Известно, что сны Раскольникова являются воплощением его реальной и подсознательной жизни. Кому ещё из героев романа снились сны?

  1. Разумихину

  2. Свидригайлову

  3. Соне

  4. Дуне

  5. Порфирию Петровичу

  • 21. Соня Мармеладова – это воплощение:

  1. христианского смирения

  2. лицемерия

  3. пошлости

  4. кротости

  5. человеколюбия

  • 22. После совершённого преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони потому, что:

  1. она тоже «преступила» нормы человеческой морали

  2. нуждается в чьём-либо участии

  3. она не выдаст его

  4. ему больше некуда идти

  • 23. Какое событие в романе явилось началом крушения «идеи» Раскольникова?

  1. разговор с Порфирием Петровичем

  2. встреча с Мармеладовым

  3. второе свидание с Соней

  4. сцена на Николаевском мосту

  5. самоубийство Свидригайлова

  • 24. Система образов романа «Преступление и наказание» построена по принципу «двойничества». Укажите «двойников» Сони Мармеладовой:

  1. Дуня

  2. Пульхерия Александровна

  3. Поля

  4. Амалия Липпевехзель

  5. Лизавета

  • 25. Какое место занимает экспозиция в романе «Преступление и наказание»?

  1. всю первую часть

  2. главы 1-3

  3. нет экспозиции

  4. первую главу

  5. главы 1-5

  • 26. Внутренняя композиция романа строится по принципу:

  1. антитезы

  2. взаимодополнения

  3. сопоставления характеров

  4. повтора говорящих деталей -символов

  • 27. Определите основной конфликт романа:

  1. Раскольников и старуха-процентщица

  2. Раскольников и Порфирий Петрович

  3. борьба одинокой личности с окружающим её миром

  • 28. Первая жертва Раскольникова – Алёна Ивановна, вторая -

  1. Катерина Ивановна

  2. Семён Мармеладов

  3. Свидригайлов

  4. Лизавета и младенец

  5. Миколка

  • 29. Символика цвета играет большую роль в романе. Какой цвет преобладает в описании Петербурга Достоевского?

  1. красный

  2. чёрный

  3. жёлтый

  4. синий

  5. изумрудный

  • 30. В романе «Преступление и наказание» можно заметить библейские сюжеты, образы, символику. Какой образ является ключевым в произведении?

  1. убийца и блудница

  2. крест

  3. воскресший Лазарь

  4. поклон на четыре стороны

  5. Голгофа
























  • Ответы

        1. - 2

        2. - 4

        3. - 5

        4. - 4

        5. - 4

        6. - 5

        7. - 2

        8. - 4

        9. - 2

        10. - 5

        11. - 1

        12. - 3

        13. - 2

        14. - 3

        15. - 1

16) – 2

17) – 1

18) – 2

19) – 1

20) – 2

21) – 1,4,5

22) – 1

23) – 3

24) – 1,3,5

25) – 4

26) – 2

27) – 3

28) – 4

29) – 3

30) - 3


Критерии оценки:


«5» - 0-1 ошибка

«4» - 2-8 ошибок

«3» - 9-16 ошибок

Приложение 2

Задания для усвоения, закрепления знаний

План прочтения первой части

I. Художественное рассказывание с элементами выборочного чте­ния:

1. «Проба».

2. Жизненные факты, утверждающие правоту идеи Раскольникова, пока еще ясно не высказанной: 1) семейство Мармеладовых, 2) положе­ние матери и сестры, 2) пьяная девочка на бульваре.

3. Первый сон Раскольникова — Миколка забивает лошадь,— об­нажающий все лучшее, человеческое, что есть в Раскольникове, рас­крывающий его отвращение к задуманному преступлению и показы­вающий, с другой стороны, всю бессмысленность единичного бунта.

4. Возвращение домой через Сенную площадь, случайно подслу­шанный разговор мещанина и его жены с Лизаветой.

5. Раскольников идет на преступление.

II. Дословное чтение 7-й главы: Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

План прочтения второй части

I. Художественное рассказывание с элементами выборочного чтения.

1. Душевное состояние Раскольникова после преступления.

2. Обморок в конторе квартального надзирателя.

3. Раскольников прячет под камень украденное (прочитать сцену на Николаевском мосту до слов: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и от всего в эту минуту» (гл. 2).

4. Второй сон Раскольникова: поручик Порох избивает квартир­ную хозяйку Раскольникова. Соотнесенность этого сна с наказанием, которое он ждет за преступление.

5. Болезнь Раскольникова.

6. Мучительнейшее ощущение, которое испытывает Раскольников, когда Разумихин психологически доказывает, что убийца старухи и Лизаветы не Миколка, и точно определяет, как настоящий пре­ступник спустился с четвертого этажа и ушел никем не замеченный.

7. Первая встреча Раскольникова с Лужиным.

8. Раскольников в «Хрустальном дворце» почти выдает себя Заметову.

9. Гибель Мармеладова.


II. Дословное чтение конца седьмой главы: Разумихин пробалты­вается, что Раскольникова подозревают в убийстве; встреча Расколь­никова с матерью и сестрой — обморок.


Вопросы и задания для устного разбора прочитанных частей

1. Как понял Раскольников слова Мармеладова: «Надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»? Почему он вспоминает эти слова после письма матери?

2. Понятно ли по первой и второй частям романа, какая именно мысль толкнула Раскольникова на преступление?

3. Найдите в четвертой главе первой части описание душевного состояния Раскольникова, когда «вчерашняя мысль опять пронеслась в его голове...», и как она «теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде...» («Вдруг он вздрог­нул...»). Перескажите это описание близко к тексту.

4. Перечитайте описание душевного состояния Раскольникова, ко­торое он испытал в полицейской конторе, когда стал писать под дик­товку письмоводителя («Напротив, теперь если бы вдруг комната на­полнилась не квартальными, а первейшими друзьями его...»), а также сцену на Николаевском мосту и сцену встречи с матерью и сестрой. Какое ощущение, которого он не предвидел, не предчувствовал до преступления, охватило его?

Обобщение. Припомним расположение глав в первой части романа:

  1. «Проба»,

  2. Раскольников и Мармеладов в распивочной,

  3. Раскольников читает письмо от матери,

  4. Раскольников приходит к выводу: «Во что бы то ни стало решиться хоть на что-нибудь, или...»,

  5. сон — Миколка забивает лошадь,

  6. Раскольников идет на преступ­ление,

  7. Раскольников совершает преступление.

Нетрудно видеть, что главы в первой части расположены по гра­дации — по принципу нарастания напряженности: последняя глава — высшая точка напряженности — кульминация: Раскольников убил ста­руху, Лизавету и себя, как потом сам же и скажет.

Вторая часть — разрешение той высшей степени, душевного и физического напряжения, которым закончилось «действие» первой части. Она начинается со сцены обморока Раскольникова в полицейской кон­торе и кончается тоже сценой обморока — при встрече с матерью и сестрой. Раскольников испытывает ощущение радости, что никто еще не знает о его преступлении, и ощущение отчаяния, не проболтался ли он в бреду, не оставил ли в своей каморке вещественных улик.

Однако из всех ощущений, пережитых им сразу же после убийства, одно было самым сильным, самым мучительным, самым неожиданным, т. е. непредвиденным до убийства, и его он испытал трижды. В полицейской конторе он только что пережил чувство радости, узнав, зачем его вызвали. Но не прошло и нескольких минут, как

«мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его. (…) С ним совершилось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое. Не то, чтоб он понимал, но он ясно ощущал, всею силою ощущения, что не только с чувствительными экспансивностями, как давеча, но и даже с чем бы то ни было ему уже нельзя обращаться к этим людям в квартальной конторе, и будь это все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни; он никогда еще до сей минуты не испытывал подоб­ного странного и ужасного, ощущения. И что всего мучительнее — это было более ощущение, чем сознание, чем .понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение из всех до сих пор жизнию пережитых им ощущений».

Это же ощущение он испытал на Николаевском мосту, при виде «великолепной панорамы», почувствовав, что своим преступлением «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и от всего». И при встрече с матерью и сестрой это же ощущение, но перешедшее в созна­ние, он пережил особенно остро:

«Обе бросились к нему. Но он стоял как мертвый; невыносимое внезапное созна­ние ударило в него, как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли. Мать и сестра сжимали его в объятиях, целовали его, смеялись, плакали... Он сту­пил шаг, покачнулся и рухнулся на пол в обмороке».

Напряженность, драматизм переживаний Раскольникова Достоев­ский передаёт самыми разнообразными приемами. Так, например, он изображает спутанность мыслей героя, его молниеносное переключе­ние с одной мысли на другую, обрывы их — недодуманность одной и переход к другой — и такую же судорожность физических движений. Перечитаем внутренний монолог Раскольникова по поводу повестки из полицейской конторы:

«Да когда ж это бывало? Никаких я дел сам по себе не имею с полицией! И почему как раз сегодня? — думал он в мучительном недоумении.— Господи, по­скорей бы уж!» Он было бросился на колени молиться, но даже сам рассмеялся,— не над молитвой, а над собой. Он поспешно стал одеваться. «Пропаду так пропаду, все равно! Носок надеть! — вздумалось вдруг ему,— еще больше затрется в пыли, и следы пропадут». Но только что он надел, тотчас же и сдернул с отвращением и ужасом. Сдернул, но, сообразив, что другого нет, взял и надел опять — и опять рассмеялся... «Все это условно, все относительно, все это одни только формы,— поду­мал он мельком, одним только краешком мысли, а сам дрожа всем телом,— ведь вот надел же! Ведь кончил же тем, что надел!» Смех, впрочем, тотчас же сменился отчая­нием. «Нет, не по силам...», — подумалось ему. Ноги его дрожали. «От страху»,— про­бормотал он про себя. Голова кружилась и болела от жару. «Это хитрость! Это они хотят заманить меня хитростью и вдруг сбить на всем»,— продолжал он про себя, выходя на лестницу. «Скверно то, что я почти в бреду... я могу соврать какую-нибудь глупость...»

А вот другой прием — перебивка временных планов: это когда то или иное ощущение, настроение дается и как переживаемое в настоя­щий момент, и как пережитое раньше, и как предчувствие его в буду­щем, или как мысль об этом переживании «из будущего».

«Опять сильная, едва выносимая радость, как давеча в конторе, овладела им на мгновение. «Схоронены концы! И кому, кому в голову может прийти искать под этим камнем? Он тут, может быть, с построения дома лежит и еще столько же пролежит. А хоть бы и нашли: кто на меня подумает? Все кончено! Нет улик!» – и он засмеял­ся. Да, он помнил потом, что он засмеялся нервным, мелким, неслышным, долгим смехом, и все смеялся, все время как проходил через площадь.(…)

Вдруг он остановился; новый, совершенно неожиданный и чрезвычайно простой вопрос разом сбил его с толку и горько его изумил:

«Если действительно все это дело сделано было сознательно, а не по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже и не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Да ведь ты в воду его хотел сейчас бросить, кошелек-то, вместе со всеми вещами, которых ты тоже еще не видал... Это как же?»

Да, это так; это все так. Он, впрочем, это и прежде знал, и совсем это не новый вопрос для него; и когда ночью решено было в воду кинуть, то решено было безо всякого колебания и возражения, а так, как будто так тому и следует быть, как будто иначе и быть невозможно... Да, он это всё знал и всё помнил; да чуть ли это уже вчера не было так решено, в ту самую минуту, когда он над сундуком сидел я футляры из него таскал... А ведь так!..»

Такой способ изображения переживаний героя ярко выявляет авторское отношение к нему: преступление, которое совершил Расколь­ников, — это гадкое, низкое, подлое дело, с точки зрения самого Рас­кольникова. Но он совершил его сознательно, переступая свою человеческую натуру, переступая через самого себя. И хотя он дейст­вовал сознательно, в то же время как будто и не по своей воле, как будто он выполнял чье-то чужое, не зависящее от него предписание. Это впечатление Достоевский усиливает изображением случайностей. Вот сцена в трактире, когда Раскольников слышит рассуждение сту­дента о том, что во имя высоких целей старуху-процентщицу можно и убить:

"Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, все это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились... такие же точно мысли? И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный трактир­ный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание. (...)"

Или еще пример:

«Впоследствии... он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученный, которому было бы всего выгоднее возвратиться домой самым кратчай­шим и прямым путем, воротился через Сенную площадь, на которую ему было сов­сем лишнее идти. (. . .) Но зачем же, спрашивал он всегда, зачем же такая важная, такая решительная для него и в то же время такая в высшей степени случайная встреча на Сенной (по которой даже и идти ему незачем) подошла как раз теперь к такому часу, к такой минуте в его жизни, именно к такому настроению его духа и к таким именно обстоятельствам, при которых только и могла она, эта встреча, произвести самое решительное и самое окончательное действие на всю судьбу его? Точно тут нарочно поджидали его!»

И совершенно страшной для самого Раскольникова случайностью является убийство Лизаветы.

Итак, убив старуху-процентщицу, Раскольников перевел себя в разряд людей, к которому не принадлежат ни «квартальные поручики», ни Разумихин, ни мать, ни сестра, ни Соня, ни Заметов, ни Зосимов... Он «отрезал» себя от этих людей. Зачем он это сделал? Ответ на этот вопрос содержится в следующих частях романа.

Перечитаем третью и четвертую части романа. Ответим на вопросы и выполним задания:

1. В чем сущность теории Раскольникова о праве сильной лично­сти на преступление? -

2. Как Достоевский раскрывает недодуманность Раскольниковым его теории?

3. Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

4. Почему Раскольников со своими страданиями пошел к Соне? Что общего в их судьбе? В чем они не приемлют друг друга?

5. Определите, по какому принципу расположены главы в третьей и четвертой частях; назовите их, сохраняя авторскую последователь­ность. Перескажите шестую главу третьей части так, чтобы доказать, что она кульминационная. Какую главу в четвертой части вы считаете кульминационной? Почему?

6. Подробно перескажите первый и второй поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем (часть третья — глава 5, часть четвертая — глава 5). Какое значение имеют эти поединки в развитии «действия» романа?

Обобщим все наши наблюдения. Улик нет, преступник объявился, в истинности своей теории Раскольников не сомневается, — все скла­дывается в его пользу. Теперь можно бы подумать, хотя бы «одним краешком» мысли, и о том, как использовать украденные деньги, что­бы потом стать благодетелем человечества, конечно, не сейчас, не на третий день после убийства, и не завтра, и не послезавтра, а когда-нибудь.

Но что-то мешает ему не только спокойно жить, а просто жить. Что именно? А то, что он как будто ножницами отрезал себя от всех людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, хотя бы мысленного, даже такой гордый человек, как Раскольников.

Поэтому душевная борьба Раскольникова не только не затихает, она становится еще напряженнее и запутаннее, идет по множеству линий, и каждая линия приводит к тупику: Раскольников по-преж­нему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, бездарность, ничтожество, то и дело называя себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать ему о них так же мучительно, как думать об убийстве Лиза­веты. И он старается не думать, потому что в противном случае ему непременно придётся решить вопрос, куда же их отнести по его тео­рии — к какому разряду людей. По его теории они должны быть от­несены к низшему, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться и на их головы, и на голову Сони, и Полечки, и Катерины Ивановны... Ему невыносима мысль о сходстве его теории с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть.

И самая напряженная линия борьбы — это поединки Раскольни­кова с Порфирием Петровичем. Порфирий Петрович первый понял, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету, пришел к этому убежде­нию психологическим путем. Раскольников с первой встречи со сле­дователем понимает, что тот считает его убийцей, видит, как Порфирий Петрович расставляет психологические ловушки. Не попасть в эти ловушки, не проговориться, не заявить прямо о себе как об убийце — вот чем определяется линия его поведения в столкновениях с Порфи­рием Петровичем. Он изнемогает от этой борьбы. На и это еще не все! Человек «из-под земли» доводит Раскольникова до помрачения сознания. Вот внутренний монолог Раскольникова, отражающий его ду­шевное состояние после первой встречи с человеком «из-под земли»:

«Старушонка вздор!» — думал он горячо и порывисто, — старуха, пожалуй, что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается... Принцип? За что давеча дурачок Разумихин социалистов бра­нил? Трудолюбивый народ и торговый; «общим счастием» занимаются... Нет, мне жизнь однажды дается, и никогда ее больше не будет: я не хочу дожидаться «все­общего счастья». Я и сам хочу жить, а то лучше уж и не жить. Что ж? Я только не захотел проходить мимо голодной матери, зажимая в кармане свой рубль, в ожидании «всеобщего счастия». «Несу, дескать, кирпичик на всеобщее счастие и оттого ощущаю спокойствие сердца». Ха-ха! Зачем же вы меня-то пропустили? Я ведь всего однажды живу, я ведь тоже хочу... Эх, эстетическая я вошь, и больше ничего,— прибавил он вдруг, рассмеявшись, как помешанный. — Да, я действительно вошь, — продол­жал он, с злорадством прицепившись к мысли, роясь в ней, играя и потешаясь ею, — и уж потому одному, что, во-первых, теперь рассуждаю про то, что я вошь; потому, во-вторых, что целый месяц всеблагое провидение беспокоил, призывая в свидетели, что не для своей, дескать, плоти и похоти предпринимаю, а имею в виду великолеп­ную и приятную цель, — ха-ха! Потому, в-третьих, что возможную справедливость положил наблюдать в исполнении, вес и меру, и арифметику: из всех вшей выбрал самую наибесполезнейшую и, убив ее, положил взять у ней ровно столько, сколько мне надо для первого шага, и ни больше ни меньше (а остальное, стало быть, так и пошло бы на монастырь, по духовному завещанию — ха-ха!)... Потому, потому я окончательно вошь,— прибавил он, скрежеща зубами,— потому что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чём убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу себе это уже после того, как убью! Да разве с этаким ужасом Что-нибудь может срав­ниться! О, пошлость! о, подлость!.. О, как я понимаю «пророка», с саблей, на коне: велит аллах, и повинуйся «дрожащая» тварь! Прав, прав «пророк», когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожащая тварь, и — не желай, по­тому — не твое это дело!.. О, ни за что, ни за что не прощу старушонке!»

Волосы его были смочены потом, вздрагивающие губы запеклись, неподвижный взгляд был устремлен в потолок.

«Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить… Давеча я подошел и поцеловал мать, я помню... Обнимать и думать, что если б она узнала, то ... разве оказать ей тогда? От меня это станется... Гм! она должна быть такая же, как и я,— прибавил он, думая с усилием, как будто борясь с охватывавшим его бредом. — О, как я ненавижу теперь старушонку! Кажется бы, другой раз убил, если б очнулась! Бедная Лизавета! Зачем она тут подвернулась!.. Странно, однако ж, почему я об ней почти и не думаю, точно и не убивал?.. Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими... Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они всё отдают... глядят кротко и тихо... Соня, Соня! Тихая Соня!..»

В этом монологе — весь ужас его положения: его человеческая натура здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория по-прежнему победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь своему герою: во-первых, сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова — Раскольников снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором писатель выносит преступление Раскольникова на суд народный:

«...Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать, но вся прихожая уже полна людей, двери на лестнице отворены настежь, и на площадке, на лестнице и туда вниз — всё люди, голова с головой, все смотрят,— но все притаились и ждут, молчат!..»

Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова. Но убийство старухи и Лизаветы — это всего только следствие чего-то более ужас­ного: преступна прежде всего мысль Раскольникова, толкнувшая его на убийство, преступна его теория.

Мысль о том, что преступна прежде всего теория Раскольникова, Достоевский развивает «от противного» — образом «человека из-под земли», особенно сценой развязки:

«Дверь отворилась медленно и тихо, и вдруг показалась фигура — вчерашнего человека из-под земли...

Что вам? — спросил помертвевший Раскольников.

Виноват, — тихо произнес человек.

В чем? -

В злобных мыслях...»

Человек просит у другого человека прощения только за свои «злобные мысли». И у кого? У того, чьи мысли позлобнее да и чье дело-то уже сделано.

Если мещанин считает себя виноватым в «злобных мыслях» и просит прощения, то как же должен поступить Раскольников, одержимый преступной мыслью, толкнувшей его на убийство? Но Раскольников до такого простого человеческого взгляда на свое преступление еще не дошел.








Приложение 3

КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ (для поэтической минутки)


1 .Указана ли фамилия автора и название стихотворения.

2. Безошибочность чтения.

3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса).

4. Эффективное использование мимики и жестов.


ОЦЕНИВАНИЕ

"5" - выполнены все требования критериев

"4" - не выполнено одно из требований

"3" - выполнены два из основных требований











Литература


  1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание [Текст]/ Ф.М. Достоевский. – М.: Просвещение, 1992. – 318 с.

  2. Информационные электронные ресурсы http://festival.1september.ru/

  3. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 2 [Текст]/ В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, О.Д. Полонская и др.; под ред. В.Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 389 с.

  4. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. 10 класс. Вторая половина XIX века. [Текст]/ Л.Ю. Алиева. – М.: Издат-Школа, 2006.

  5. Литература. Тесты. 9 – 11 классы. [Текст]/ И.М. Михайлова. – М.: Дрофа, 1999.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Хританкова Наталья Юрьевна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204214


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства