kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по литературе "Л.Н.Толстой "Кавказский пленник""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы по теме "Л.Н.Толстой "Кавказский пленник".Нравственная основа произведения" для 5 класса. Цели урока: познакомиться с содержанием рассказа "Кавказский пленник"; уметь выделять основные проблемы; приобщить учащихся к исследовательскойи творческой деятельности; развивать навыки анализа художественного произведения; воспитывать духовно-нравственную личность; обучать культуре общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по литературе "Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"" »

Тема: Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Нравственная основа произведения.

Цели: - осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу;

- приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;

- воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;

- обучение культуре речевого общения и этикету.


Ход урока


  1. Обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». Дома вам нужно было выписать из толкового словаря С.И.Ожегова значение слов «плен», «пленник», «пленять».

(Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить).

- Лев Николаевич называет свой рассказ «Кавказский пленник». То есть человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе. Кавказ никого не оставит равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.

Вся художественная литература построена на этом противопоставлении добра и зла. Толстого всегда считали и считают великим гуманистом.

Гуманизм - система воззрений, признающих ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие, и проявление всех его способностей.

2. Исследование «Простота, ясность, лаконизм языка рассказа» ( Вопрос: проследить , какие прилагательные чаще используются при описании героев, картин природы: цветовые, осязательные и др.)

Вывод: Цветовых эпитетов мало, чёрный, красный, белый, синий. Больше прилагательных, передающих осязательные ощущения: серебряный, мокрый и др.

Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?

  1. Главные герои - Жилин и Костылин.

  2. Татары и русские (Жилин и татары)

  3. Дина и другие жители аула.

  4. Война и мирная жизнь.

3. Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»

Вывод: При описании Жилина - глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный - сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

Итог этой работы – составленная в тетрадь таблица:


Жилин

Костылин

добрый (думает о матери, жалеет ее)

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери

надеется на себя, обдумывает побег

способен на предательство

деятельный человек

раскис, упал духом

сумел прижиться в ауле

не принимает других людей

работящий, не может сидеть без дела, мастер


всем помогает, даже своим врагам – татарам


ему интересны другие люди, любит детей


великодушный


- Обратили ли вы внимание, что имена есть только у горцев: Абдул-Мурат, Кази-Мугамед, Дина? Даже у главных героев только фамилии и обобщённое имя Иван.

-Что обозначают имена Мурат, Дина?

Мурат- (арабское) - желанная цель, желанное намерение.

Дина -  происходит, возможно, от греческого "динамис" - сила, мощь, или арабского "дин" - вера.

4. Попробуйте соединить стрелками, с кем у Жилина сложились отношения, кто идёт на контакт с ним, а кто настроен враждебно?

Вывод: Жилин общается со всеми жителями села, но не все идут на контакт. Красный татарин, рыжий и старик в чалме смотрят на него, «как волки» (ещё один литературный приём - сравнение людей с животным

миром), смотрят «как на зверя». Почему? Они джигиты, воины «много русских убили», для них война - это дело чести. Иноверцев они не потерпят. Толстой сравнивает их с волками. На Жилина они смотрят «как на зверя»

5. Исследование: Сравнения в тексте рассказа.

Не зря у черноватого татарина, хозяина пленников, имя Мурат (желанная цель, желанное намерение). У него другое отношение к пленным, к Жилину «да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то, что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал».

Вывод: люди из враждующих лагерей могут найти общий язык, но только если прекращается насилие, война. В труде, в мирных занятиях завязываются различные отношения.

Но как только начинаются военные действия, все связи рушатся. Во время войны зло порождает новое зло, но в больших размерах (смерть татарина - отомстить, разорили семью, убили сыновей у татарина в чалме - отомстить) Причём, Толстой не выделяет ,кто прав- кто виноват. Насилие одинаково с обеих сторон: и русских, и татар. В это время в силу вступают новые законы: взятый в плен русский - это товар. И слова Абдул-Мурата о любви к ближнему звучат по-другому: «Он велит тебя убить; да мне нельзя убить,— я за тебя деньги заплатил».

Отношение к пленникам меняется после побега.

6. Кто может изменить ситуацию, по мысли Толстого? Дети, такие, как Дина. Она очень похожа на отца.

Детали портрета: чёрные светлые глаза, синий с красным наряд (как у отца).

Информация к размышлению

Значение цвета: от синего к красному - повышает кровяное давление( у читателей, у Жилина).

В одном из дневников Толстой пишет,что он «сильно на примете у синих, так он называл жандармов.

- Дина отличается от других детей в ауле. Чем?

- С кем сравнивает Толстой Дину в начале и в конце рассказа? Почему?

-Отпрыгнула «как дикая коза»;

-убежала «как козочка».

Снова мы видим сопоставление с животным миром.

Все остальные дети - это толпа, но управляемая взрослыми– 3 эпизода.

  1. Привезли пленных - радуются, бросают камни, т.к. разрешают взрослые.

  2. Жилин делает игрушки - радуются, ходят за ним толпой, т.к. не запрещают взрослые.

  3. После 1-го побега - камнями, плёткой бьют, визжат, т.к. поощряют взрослые.

Все они очень похожи на кукол, которых делает из глины Жилин. Дина же делает другой выбор, она не как управляемая кукла, выполняет волю отца, она проявляет искреннее внимание, заинтересованность, сострадание, милосердие. В этой девочке большая сила духа, вера в лучшие человеческие качества (значение имени)

-Многие после прочтения этого рассказа задают вопрос – а почему Дина не ушла с Жилиным? Сделали ли вы для себя вывод - почему?

-история старика в чалме.

7. Идея произведения, его основная мысль обычно заложена в названии. Смогли ли вы ответить на вопрос «Почему рассказ называется «Кавказский пленник» в ед. ч., ведь героев 2.

8.Обобщим наши наблюдения за языком

  1. «Говорящие» имена и фамилии.

  2. Минимум эпитетов - прилагательных, больше глаголов - создаётся динамичность действия.

  3. Отбор лексических средств при характеристике образов (Жилин - глаголы, Костылин - существительные и прилагательные).

  4. При описании больше прилагательных, передающих осязательные ощущения.

  5. Литературный приём - сравнение.

  6. Мастер портретных характеристик.

Вывод: Стремительное развитие драматического сюжетного действия, простота и ясность языка, его лаконизм — это отличительные черты рассказа «Кавказский пленник»

9.Д.з. - дочитать рассказ;

- иллюстрации;

- сравнительная характеристика Жилина и Костылина


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка по литературе "Л.Н.Толстой "Кавказский пленник""

Автор: Гилязова Чулпан Талгатовна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142017


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства