kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по литературе "И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.А. Гончаров – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, яркая личность, заслужившая уважение и признание всего мира. Неподдельный интерес читателей к фигуре и творчеству Гончарова определяет его место и роль в современном мировом литературном процессе. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей родины. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по литературе "И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов»" »

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Специальность 060501 Сестринское дело


Дисциплина «Литература»


Раздел 1. Литература XIX века


Тема 1.10. И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов»

















2014

Одобрена на заседании цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол №_____от_____________20_______г.


Председатель___________________________




















Автор: Хританкова Н.Ю.- преподаватель первой квалификационной категории



ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Методический лист……………………………………………………..4

  2. Выписка из рабочей программы……………………………………….5

  3. Примерная хронокарта занятия………………………………………..6

  4. Исходный материал…………………………………………………….7

  5. Приложение №1 …………………………………………..…………...14

  6. Приложение №2………………………………………………..………15

  7. Приложение №3………………………………………………………..16



МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – комбинированное занятие.

Продолжительность – 90 мин.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  1. Учебные цели:

- формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно выразительные средства языка, художественная деталь); определять род и жанр произведения; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.

2. Развивающие цели:

- способствовать развитию знаний основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

- формировать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать практическое творческое мышление.

3. Воспитательные цели:

- способствовать развитию коммуникативной культуры, чувства ответственности.

Методы обучения – репродуктивный.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.





Актуальность изучения темы. И.А. Гончаров – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, яркая личность, заслужившая уважение и признание всего мира. Неподдельный интерес читателей к фигуре и творчеству Гончарова определяет его место и роль в современном мировом литературном процессе. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей родины. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области литературы каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам.








Использованная литература


  1. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 1[Текст]/ В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, О.Д. Полонская и др.; под ред. В.Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, рос. Академ. Образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 383 с.


Выписка из рабочей программы дисциплины «Литература»


Тема 1.10.

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов»


Содержание учебного материала

2

Типичное явление в литературе. Углубление понятий о жанрах драмы, трагедии. Углубление понятия о романе. Основные факты жизни и творчества писателя. Роман «Обломов». Обломовщина как общественное явление.


Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа по учебнику [1, с.268-302, с.275-276, в.1-6];

- работа с конспектом лекции (сопоставлять литературные произведения);

- чтение произведения.

1



ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

1

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

1

Организационный этап

1

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради

2

Поэтическая минутка

7

Повторение творчества русских поэтов

Слушает стихи в исполнении студентов, оценивает выразительность чтения

Читают стихи

Журнал группы для выставления оценки, приложение 3

3

Мотивационный этап

1

Развитие интереса к новой теме

Объясняет студентам важность изучения данной темы

Слушают, задают вопросы

Методическая разработка занятия

4

Цели занятия

1

Установка приоритетов при изучении темы

Озвучивает цели занятия

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка занятия

5

Контроль знаний по предыдущей теме

15

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала по предыдущей теме

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Отвечают на вопросы по пройденной теме

Приложение 1.

6

Изложение исходной информации

30

Способствовать развитию знаний основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней

Излагает новый материал

Слушают, читают материал в учебнике, записывают

Методическая разработка занятия (исходный материал)

7

Выполнение заданий для закрепления знаний

30

Закрепление знаний, чтение текста

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Читают произведение по главам, анализируют поведение героя

Приложение 2

8

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

2

Формирование и закрепление знаний

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

Записывают задание

- работа по учебнику [1, с.268-302, с.275-276, в.1-6];

- работа с конспектом лекции (сопоставлять литературные произведения);

- чтение произведения.

9

Подведение итогов

3

Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе

Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

Журнал группы

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

Биография Гончарова Ивана Александровича

Великий русский писатель Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 г. в зажиточной купеческой семье. Предки писателя были военными: прадед – Иван Лаврентьевич – происходил из «солдатских детей» и сам служил, его дед – Иван Иванович – дослужился до капитанского чина и в 1759 году вернулся из-под Оренбурга на жительство в Симбирск. Отец Гончарова – Александр Иванович – был купцом 3-й гильдии, занимался хлеботорговлей и имел небольшой свечной завод. Писатель своего отца практически не помнил: тот умер, когда мальчику было всего 3 года.

Воспитанием четверых детей Гончаровых занималась мать Авдотья Матвеевна (урожд. Шахторина). В письмах, в очерке «На родине» Гончаров всегда вспоминал о матери с чувством благоговения. Всю жизнь писатель был благодарен матери за любовь и заботу, которыми она согрела его детство, и за разумную, строгую требовательность, в которой Гончаров видел основу нравственного воспитания. Чувство долга, серьёзное, вдумчивое отношение к жизни, трудолюбие, стойкость – все эти качества, свойственные многим русским женщинам, составляли суть характера Авдотьи Матвеевны. Эти качества она старалась воспитать в своих детях. «Можно сказать, что прочную основу нравственного воспитания, – писал Гончаров позже, – заложила в нас эта умная, заботливая, любящая мать! Зато она во всю нашу жизнь и до конца своей была для нас нравственным авторитетом».

Особое влияние на формирование личности Гончарова оказал его крёстный отец, симбирский дворянин Николай Николаевич Трегубов. В очерке-воспоминаниях «На родине» И. А. Гончаров вывел Н. Н. Трегубова под фамилией Якубов. «Это был чистый самородок честности, чести, благородства … с добрым, тёплым сердцем», – пишет Иван Александрович.

Образование Гончаров получил в Москве, вначале в Императорском коммерческом училище, а затем в университете.

Весной 1835 года молодой Гончаров, окончивший к этому времени словесное отделение Московского университета и проработавший год в канцелярии симбирского губернатора, решает уехать в Петербург. Наверное, так же, как и Александр Адуев – герой его будущего романа «Обыкновенная история» – он мечтал о «карьере, счастье, фортуне». Только в отличие от героя романа мечта Ивана Гончарова имела чёткий характер – его самым заветным желанием было стать профессиональным литератором.

Две трети своей долгой жизни Гончаров прожил в Петербурге, там протекала его служебная и литературная деятельность. Жизнь складывалась так, что почти тридцать лет он должен был отдать службе, жалованье многие годы было единственным источником его существования. Позже, в одном из писем Иван Александрович с горечью признавался: «…хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить…» Около 20 лет Гончаров был чиновником Департамента Внешней Торговли Министерства Финансов, наблюдал и осмысливал многие экономические процессы, происходившие в России и Европе. В 1852-1855 гг. он принимал участие в дипломатической миссии адмирала Е. В. Путятина в Японию для установления торговых и дипломатических отношений. В составе миссии Гончаров путешествует на фрегате «Паллада» (Англия – Атлантический океан – Африка – Индийский океан – Азия – Тихий океан – Япония – Дальний Восток и Сибирь), о чём рассказывает в своей книге «Фрегат "Паллада"» (1858). Как чиновник И.А.Гончаров дослужился до чина Действительного Статского Советника, был членом Государственного Совета по делам печати. Именно такая многогранность жизни и личности Гончарова позволила ему в своём творчестве выразить позицию той части русского общества, которая несла в себе созидающую роль, направленную на сохранение связи времён, здоровый прогресс России.

Только в тридцать пять лет осуществилась мечта Гончарова – в №№ 3 и 4 журнала «Современник» за 1847 год он опубликовал свой первый роман «Обыкновенная история». После публикации этого романа Иван Гончаров занял в русской литературе, по словам В. Г. Белинского, «одно из самых видных мест». А Л. Н. Толстой так отозвался о гончаровском романе: «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее».

Роман «Обломов» стал самым знаменитым романом Гончарова. Главного героя этого романа знают во всём мире и ставят в один ряд с образами Гамлета, Фауста, Дон-Кихота. Опубликованный в 1859 году, «Обломов» был восторженно встречен читателями и русской критикой. В откликах известных литераторов того времени (И. С. Тургенева, В. П. Боткина, Л. Н. Толстого) повторялся один и тот же эпитет: «Обломов» – «вещь капитальная». «Обломов» и «обломовщина» – эти слова быстро стали нарицательными. Слово «обломовщина» В. Даль включил в свой знаменитый словарь с пометой «усвоено из повести Гончарова».

Жизненный путь писателя завершился 15 сентября 1891 г. на восьмидесятом году жизни. Женат он не был, поэтому все свое литературное наследие он завещал семье своего старого слуги. По завещанию его похоронили на Новоникольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В 1956 г. прах Гончарова был перенесён на «Литераторские мостки» Волковского кладбища.



История создания романа «Обломов»

Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 10 лет. В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение.

Работа над романом шла медленно, в конце 40-х годов Гончаров писал издателю А. А. Краевскому:

«Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить У меня вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело». 

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» – «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое «обломовщина» – «золотой век» или гибель, застой? В «Сне...» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание. Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, – писал Гончаров, – после напечатания в 1847 году в “Современнике” “Обыкновенной истории” – у меня уже в уме был готов план Обломова». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки. Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат “Паллада”», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».

Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова – «Обыкновенная история». В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «“Обломов” появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет, роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Сюжет

Роман рассказывает о жизни Ильи Ильича Обломова. Илья Ильич живёт в Петербурге, практически не выходя из дома и даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы — упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры — не могут сдвинуть его с места, и только его друг детства Штольц, полная противоположность вялому мечтательному Илье, заставляет героя на какое-то время очнуться, окунуться в жизнь, прежде чем он окончательно угаснет в «обломовщине».

Действующие лица

Обломов, Илья Ильич — помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни, не занимаясь ничем, кроме рассуждений.

Захар — слуга Обломова, верный ему ещё с детства.

Штольц, Андрей Иванович — друг детства Обломова, наполовину немец, практичный и деятельный.

Тарантьев, Михей Андреевич — знакомый Обломова, жуликоватый и хитрый.

Ильинская, Ольга Сергеевна — дворянка.

Анисья — жена Захара.

Пшеницына, Агафья Матвеевна — жена Обломова.

Мухояров, Иван Матвеевич — брат Пшеницыной, чиновник.

Алексеев — знакомый Обломова, неопределенный и всегда со всем согласный.

Второго плана

Волков — гость в квартире Обломова.

Судьбинский — гость

Пенкин — гость

Критика

Известный критик Николай Александрович Добролюбов написал об этом романе свою знаменитую статью «Что такое обломовщина?», в которой описал основные идеи романа со своей точки зрения. Статья Добролюбова во времена СССР часто публиковалась в одной книге вместе с романом. В статье критик преувеличенно вычленяет идею революционной борьбы против устоявшихся порядков, хотя сам Гончаров исключал такой подтекст в своей книге. Добролюбов называл «Обломова» «знамением времени». Более разносторонне роман рассмотрен в статье «"Обломов". Роман И. А. Гончарова» другого известного критика Александра Васильевича Дружинина.

Обломовщина, по имени героя романа Ивана Гончарова «Обломов» — нарицательное слово для обозначения общественного и личностного застоя, рутины, апатии. В указанном романе слово впервые употребил Штольц, а затем его повторял и сам Обломов, характеризуя собственный образ жизни.

Этому явлению посвящена критическая статья Николая Александровича Добролюбова «Что такое обломовщина?», в которой публицист высказал свои взгляды на истоки обломовщины — они, по его мнению, кроются в традиционном крепостном укладе жизни России в условиях до реформы Александра II.
















Приложение 1

Контроль знаний по предыдущей теме И.С. Тургенев «Отцы и дети»


Роман не такой богатый источник афоризмов, как, например, комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» или басни И.А. Крылова. И не так широко вошли фразы из этого произведения в наш речевой обиход. Но многие яркие высказывания стали визитной карточкой Евгения Базарова.

Задание. Дать объяснение следующим афоризмам. Зачем и в какой момент они были сказаны.

  1. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

  2. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»

  3. «Мы с тобой те же лягушки»

  4. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр»

  5. «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»


Примерные ответы

  1. Весь строй романа отрицает философию Базарова. В конце концов он и сам приходит к осознанию своей ошибки. Вторая половина фразы часто выдавалась в жизни за синоним горьковского афоризма «Человек – это звучит гордо».

  2. В 50-е годы XX века, в пору научно-технической революции, дискуссия о физиках и лириках в нашей стране проходила под этим знаком. К счастью, фраза на стала руководством к действию для современных людей.

  3. Так объясняет Базаров физиологию человека. Зловещий смысл этой фразы раскрылся в начале XX века, когда «Роковые яйца» и «Собачье сердце» М.А. Булгакова показали весь ужас такого подхода к природе и человеку. В духе этой логики и отношение Базарова к любви. Разве у лягушек есть любовь? Значит, нет таинственных отношений между мужчиной и женщиной.

  4. Так оценил Базаров прекрасный экземпляр той же лягушки: Одинцову. Природа сумела отомстить за себя: «лягушка» оказалась «царевной-лягушкой», тайну которой Базаров не постиг.

  5. Это последний афоризм Базарова. Сказано поэтично. Но сказал эти слова не тот Базаров, который утверждал, что «Рафаэль гроша медного не стоит». И совсем не тот, который рекомендовал Аркадию «не говорить красиво».


Основные критерии оценки устного ответа по литературе

"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.

"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний.

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.  


Приложение 2

Задания для закрепления знаний (самостоятельная работа студентов по произведению «Обломов»)


Пейзаж как средство раскрытия образа героя

Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Небо там, кажется напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный , теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчание которых сладко дремлется.


Вопросы к эпизоду

1.Каково состояние природы в Обломовке?

2.Какие художественные средства передают это состояние?

3.Установите связь между «мирным уголком» и характером и образом жизни Обломова.

4.Почему Обломов любуется крапивой, рябиной у дома Пшеницыной, предпочитает тихую, спокойную местность и деревенский быт?


Художественная деталь и ее роль в романе

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.



Вопросы к эпизоду

1. Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?

2. Какую черту характера Обломова символизируют эти детали?

3. При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему?

4. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?


Речевая характеристика героя

- Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни… Ну, добрые приятели вокруг; что ж дальше? Как бы ты проводил дни свои?

- Ну вот, встал бы утром, - начал Обломов, подкладывая руки под затылок, и по лицу разлилось выражение покоя: он мысленно был уже в деревне. – Погода прекрасная, небо синее-пресинее, ни одного облачка, - говорил он, - одна сторона дома в плане обращена у меня балконом на восток, к саду, к полям, другая – к деревне. В ожидании, пока проснется жена, я надел бы шлафрок и походил по саду подышать утренними испарениями; там уж нашел бы я садовника, поливали бы вместе цветы, подстригали кусты, деревья. Я составляю букет для жены. Потом иду в ванну или в реку купаться, возвращаюсь – балкон уж отворен; жена в блузе, в легком чепчике, который чуть-чуть держится, того и гляди слетит с головы… Она ждет меня. «Чай готов», - говорит она. – Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло…

Потом, надев просторный сюртук или куртку какую-нибудь, обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную, темную аллею; идти тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает; искать в природе сочувствия… и незаметно выйти к речке, к полю… Река чуть плещет; колосья волнуются от ветерка, жара… сесть в лодку, жена правит, едва поднимает весло…

- Да ты поэт, Илья! – перебил Штольц.

-Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее! Потом можно зайти в оранжерею, -продолжал Обломов, сам упиваясь идеалом нарисованного счастья.

Он извлекал из воображения готовые, давно уже нарисованные им картины и оттого говорил с одушевлением, не останавливаясь.


Вопросы к эпизоду

1.Какие особенности выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни?

2.Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя?

3.Почему Штольц после речи Ильи Ильича называет его поэтом?

4.Какие качества героя отражает речевая характеристика?






Сквозной мотив еды и его роль в романе


Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совмещались целым домом; и престарелая тетка приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо: кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу.

Всякий совет принимался в соображение, обслуживался обстоятельно и потом принимался или отвергался по окончательному приговору хозяйки.

На кухню посылались беспрестанно то Настасья Петровна, то Степанида Ивановна напомнить о том, прибавить это или отменить то, отнести сахару, меду, вина для кушанья и посмотреть, все ли положит повар, что отпущено.

Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!


Вопросы к эпизоду

  1. Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему?

  2. Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы?

  3. Есть ли место еде в мечтах Обломова?

  4. Какую черту Обломова усиливает мотив еды?


























Приложение 3

КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ (для поэтической минутки)



1 .Указана ли фамилия автора и название стихотворения.

2. Безошибочность чтения.

3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса).

4. Эффективное использование мимики и жестов.



ОЦЕНИВАНИЕ

"5" - выполнены все требова­ния критериев

"4" - не выполнено одно из требований

"3" - выполнены два из ос­новных требований








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Хританкова Наталья Юрьевна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства