МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ «МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ… ВСЕ СТАРЕЕТ – РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ «МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ… ВСЕ СТАРЕЕТ – РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ «МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ…
ВСЕ СТАРЕЕТ – РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!»
Аннотация
Интегрированное занятие по истории и литературе «Общая характеристика истории и литературы XX века» предназначено для студентов лицея второго курса. Данное занятие призвано повторить основные события истории XX века и их освещение в литературе. Предлагаемый урок составлен преподавателями литературы Зотовой С.А. и истории Сафихановой Г.В.
Предлагаемое занятие предназначено для преподавателей общеобразовательных дисциплин в учреждениях СПО.
Авторы надеются, что данная методическая разработка будет интересной и полезной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ «МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ… ВСЕ СТАРЕЕТ – РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!» »
Министерство образования Саратовской оболасти Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский строительный лицей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ
«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ…
ВСЕ СТАРЕЕТ – РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!»
Преподаватели:
Зотова С.А. - литература
Сафиханова Г.В. - история
Аннотация
Интегрированное занятие по истории и литературе «Общая характеристика истории и литературы XX века» предназначено для студентов лицея второго курса. Данное занятие призвано повторить основные события истории XX века и их освещение в литературе. Предлагаемый урок составлен преподавателями литературы Зотовой С.А. и истории Сафихановой Г.В.
Предлагаемое занятие предназначено для преподавателей общеобразовательных дисциплин в учреждениях СПО.
Авторы надеются, что данная методическая разработка будет интересной и полезной.
Введение
Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесем следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.
Интеграция, на наш взгляд, – это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования. Такими компонентами могут быть различные виды знаний одного учебного предмета, обобщенные компоненты знаний межпредметного характера, обобщенные умения, сформированные на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной, учебно-производственной и практической деятельности.
Мы считаем, что методологическая, образовательная, воспитывающая, развивающая функции интеграции в обучении обеспечивают существование интеграции как полноправного процесса в обучении.
Методологическая функция обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира.
Образовательная функция интеграции заключается в формировании у обучащаюхся общей системы знаний об объектах окружающего мира, законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания, фундаментальных теориях и идеях мировоззренческого характера.
Воспитывающая функция состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения.
Интеграция в обучении позволяет выполнить и развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности обучащющегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.
Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. Интегрированный урок проводят обычно два преподавателя взаимосвязанных предметов или преподаватель с преподавателем специального предмета.
Формы интегрированных уроков могут быть различны. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых раскрываются проблемы двух или нескольких предметов.
Интегрированные уроки – комплексная проблема современной дидактики. Дидактика интегрированного урока имеет структуру, состоящую из трех элементов:
знания и умения из первой предметной области,
знания и умения из второй предметной области,
интеграция этих знаний и умений в процессе обучения.
Интеграцию учебных дисциплин мы строим по принципу сотрудничества, на добровольной и взаимовыгодной основе. Здесь учитываем общие интересы всех участников интеграции.
По нашему мнению, интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.
Для чего проводятся такие занятия? Каковы причины интереса к ним? Интеграция дает возможность показать обучающимся «мир в целом», преодолев разобщен
ность научного знания по дисциплинам (истории и литературе), исключает дублирование, освобождает учебное время для другого явления. Интеграция на данном занятии предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок студентов, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении. Важным компонентом занятия являются знания, полученные ранее.
Интегрированное занятие «Общая характеристика истории и литературы XX века» призвано повторить основные события истории XX века и их освещение в литературе. Для достижения этой цели предлагаются различные методы и приемы: работа с раздаточным материалом, показ слайдов, заполнение формально-логической модели. В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу используется чтение наизусть стихотворений, фрагментов литературной прозы, публицистического материала. Интеграция предметов теоретического обучения дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность знаний по литературе, истории и в то же время, высвобождаемое учебное время используется для более глубокого изучения других тем.
В ходе занятия используется мультимедийная система. В результате занятия студенты должны приобрести следующие умения: пользоваться сопоставленным методом, очередность исторических событий, соотносить произведения литературы с историческими событиями
«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ…
ВСЕ СТАРЕЕТ – РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Цель: изучение событий истории России XX и освещение их в литературе.
Задачи:
Вспомнить основные исторические события XX века и показать, как они отражены в литературе.
Уметь пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом.
Воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории.
Раздаточный материал : опорная схема «Лента времени», таблица «События и даты».
Наглядный материал «Историческое полотно», слайд –лекция.
Ход занятия.
I . Преподаватель.
Идя по улицам города, мы видим лица, дома, скверы, площади. Но город в целом мы можем увидеть, только поднявшись ввысь: на башню, гору или с самолета… Мы сегодня попробуем взглянуть как бы сверху на огромное историческое полотно и увидеть, куда течет река литературы. Объектом нашего внимания будет XX век: общая характеристика исторических и литературных событий.
II. Слайд № 1. Чтение темы и эпиграфа занятия.
III. Знакомство студентов с задачами занятия.
Перед нами (лист ватмана) не просто чистый лист бумаги. Сегодня мы вместе попытаемся «соткать» историческое полотно. Для этого вы должны будете определить событие, о котором будет идти речь в стихотворениях – загадках. Это и будет «кусок» истории на нашем полотне, заполнив которое, мы сможем ответить на вопрос, какая же она, Россия XX века?
Перефразируя же М. Цветаеву, назовем литературу «очевидцем всех времен истории» и посмотрим, что же волновало русскую литературу в «XX удивительном столетье…»?
Итак, начинаем «Медленно историю листать»….
Перед вами «Лента времени» и «Таблица событий». Во время занятия вы работаете с лентой и заполняете верхнюю историческую часть, а нижнюю литературную – именами писателей.
Полотно истории с угаданными событиями мы будем заполнять пазлами определенного цвета. Каждый цвет – символичен.
Красный цвет - война
Зеленый – экономика
Синий – мир
Голубой – мир, надежда
Трехцветный – мир, надежда, экономика, война.
В течение трех минут мы предлагаем ознакомиться с «Таблицей событий» и соотнести стихотворение – дату – событие.
IV. Беседа со студентами об исторических событиях и комментарий преподавателя литературы.
СЛАЙД 2.
1. Комментарий преподавателя истории. К началу XX века определились основные силы мира – это государства: Франция, Англия, Германия, Россия. Началась борьба за сферы влияния. Обнаружился духовный кризис, причинами которого являлись исчерпанность прежних ценностных ориентиров ( чувство России как дома, нации), отсутствие новых руководящих идей. Владимир Соловьев так охарактеризовал ситуацию на рубеже веков: «… прежняя история взаправду кончилась. Конец истории сошелся с ее началом». А.А. Чехов об этом же: «Все враздробь!»
Обращение к слайду № 2 и к «Ленте времени»
Продолжает развиваться литература критического реализма. В.В. Вересаев, А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.Н. Толстой.
Рождается новая литература, которая развивается в направлении, получившем впоследствии название социалистического реализма.
Меняется общество, меняется литература, появляются новые формы, жанры. Серебряный век связан прежде всего с модернистскими течениями (модернизм – новейшее, современное). Модернизм объединил ряд течений, среди которых : символизм, акмеизм и футуризм. ( Запись авторов на «Ленте» Символизм (мистическое содержание, символ) – А.Блок, акмеизм (вершина, детали)– А. Ахматова, Футуризм (будущее) - В. Маяковский). Но все эти течения просуществовали недолго, до 1917 года.
2. Обращаемся к «Таблице событий».
Мы проиграли ту войну,
Но слава русских моряков
С «Варягом» не ушла ко дну
«Погибнуть с честью» - был девиз таков.
Русско-японская война 1904 -1905 гг.
Комментарий преподавателя литературы. Самым эмоциональным откликом на Русско-японскую войну явился рассказ Леонида Андреева «Красный смех». Главная тема – безумная жестокость. «На месте бледного лица было что-то короткое, тупое, красное, и оттуда лилась кровь… И в этом красном, текущем продолжалась еще улыбка, беззубый смех – красный смех». «Красный смех» - символ страха, смерти, ужаса и безумия – встречается в рассказе 16 раз, слова «ужас и безумие» - 27 раз. Красный цвет – символ войны – встречается 33 раза.
«Странная перемена вдруг произошла – исчезновение цветов; исчезли голубой, зеленый, и другие привычные тихие цвета, а солнце загорелось красным». Вот как изображает войну Андреев. И поэтому, вслед за писателем, все что связано с войной, в какой цвет будем окрашивать? А какие будут мирные цвета? (голубой – цвет надежды, зеленый – экономические преобразования, синий – цвет мира).
СЛАЙД № 3, определить цвет, прикрепить пазл на «Историческое полотно»
Дату и название занести в «Ленту времени» (Цвет). Слова Плеве.
Какое следующее событие нужно внести на «Ленту времени»?
«Кровавым воскресеньем» началась она
И слабость власти показала всем сполна.
Хоть «Манифест» дарован был народу,
Работа I Думы не продлилась года.
Русская революция 1905 -1907 гг.
СЛАЙД № 4. Отрывок из петиции.
Комментарий преподавателя литературы.
О первой русской революции мы можем прочитать в произведениях М. Горького «Мать» и «Жизнь Клима Самгина». А вот стихотворение Надежды Тэффи, которое называется «Пчелки». Написано весной 1905 г. и напечатано в сборнике революционных песен «Под красным знаменем». ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ.
Определить цвет и внести на «Ленту времени» и прикрепить пазл.
4. Какое следующее событие нужно внести на «Ленту времени»?
Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,
Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.
Балканы славились как «бочка пороха» всегда.
В Сараево начавшись, длилась долго та война
I мировая война 1914 1918 гг.
СЛАЙД № 5.
Комментарий преподавателя литературы.
Вот каково отношение к этой войне лирического героя поэмы С. Есенина «Анна Снегина».
«Война мне всю душу изъела,
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез…
Я понял, что я игрушка,
В тылу же купцы да знать,
И, твердо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.
Я бросил свою винтовку…
Под грохот и рев мортир
Другую явил я отвагу – был первый в стране дезертир».
Заполняем «Ленту времени» и «Историческое полотно»
5.Преподаватель истории.
Параллельно с войной в стране происходили важные события Февральская революция, свержение царской власти и октябрьский переворот – переход власти в руки большевиков. Цвет. Пазлы.
Какое следующее событие нужно внести на «Ленту времени»?
Все общество на красных – белых поделив,
В надежде отстоять свою Россию – все находили сил прилив.
Сын на отца пошел, забыв свои истоки,
Мы стержень потеряли – таковы ее итоги.
Гражданская война 1918 – 1920 гг.
Для всего населения бывшей царской России встал вопрос: чью сторону принять?
СЛАЙД № 6
Комментарий преподавателя литературы.
Гражданская война и литературу разделила надвое: с одной стороны – «революционный героизм» А. Фадеев «Разгром», Д. Фурманов «Чапаев». С другой – «внимая ужасам войны» М. Булгаков «Дни Турбинных», И. Бабель «Конармия».
Обращение к «Ленте» и «Историческому полотну» ПАЗЛЫ.
Какое следующее событие нужно внести на «Ленту времени»?
В попытках частную торговлю запретить
Про продразверстку власть новая заговорила.
В распределении, оплате уравниловку вменить,
Войну закончить поскорей спешила.
Политика военного коммунизма 1918 -1921 гг.
СЛАЙД № 7. (Слова на слайде)
«Советская республика превращается в военный лагерь… Все граждане, не зависимо от занятий и возраста, должны беспрекословно выполнять те обязанности по обороне страны, какие будут на них возложены Советской властью»
(Из постановления ВЦИК)
Комментарий преподавателя литературы.
Творческую жизнь начала 20-х гг. характеризует появление множества группировок и организаций. Заметным явлением был Пролеткульт. В рамках Пролеткульта действовала Российская Ассоциация пролетарских писателей. Она боролась со всеми группировками и течениями. РАПП начала кампанию против неугодных писателей.
Широкая полноводная река русской литературы разделилась на две речки, которые растеклись в разные направления : Эмигрантская (И.Бунин, А.Куприн, М. Цветаева).
С другой стороны – советская литература. (Пролеткульт, РАПП, ЛЕФ).
ЦВЕТ, ЛЕНТА, ПАЗЛЫ.
Какое следующее событие нужно внести на «Ленту времени»?
Чтоб вывести из кризиса страну,
Восстановить народное хозяйство,
Перед крестьянством чувствуя вину,
Власть через экономику боролась с разгильдяйством.
НЭП 1921 – начало 30- гг.
СЛАЙД № 8
Комментарий преподавателя литературы.
Период НЭПа в литературе отражен в рассказах М. Зощенко и в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
ЦВЕТ, ЛЕНТА, ПАЗЛЫ.
Какое следующее событие нужно внести на «Ленту времени»?
Социальные преобразования конца 20 – начала 30 гг, политика «сплошной коллективизации», «ликвидация кулачества как класса» - основа произведений М. Шолохова «Поднятая целина».
ЦВЕТ, ЛЕНТА, ПАЗЛЫ.
Какое следующее событие нужно внести на «Ленту времени»?
Неграмотность хотела победить,
«Культуру» третьим фронтом назвала.
Инакомыслие пыталась позабыть,
Соцреализму предпочтенье отдала
Культурная революция 1917 – 1939 гг.
Комментарий преподавателя литературы.
1931 г. – выступление И.В. Сталина положило конец культурной революции. На первом съезде писателей, в 1934 г. был объявлен единственный метод художественной литературы «социалистический реализм», задачей которого была «идейная переделка и воспитание людей в духе социализма». Это было началом складывания тоталитарного государства, что сопровождалось репрессиями. Эти события отразились в поэме А. Ахматовой «Реквием».
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ.
ЦВЕТ, ЛЕНТА, ПАЗЛЫ.
Какое следующее событие нужно внести на «Ленту времени»?
С разгрома Польши началась она,
И имя ее страшное – война.
Продлилась с точностью в шесть лет.
Японию разбив, народы мира увидали свет.
СЛАЙД № 9 ( ПЕСНЯ «Священная война»)
Комментарий преподавателя литературы.
Литература ВОВ характеризуется агитацией, призывом, воспеванием «великого полководца». Отстоять свою Родину! – вот задача каждого советского человека. Военная тема звучала в поэзии К. Симонова, О. Бергольц. В прозе Б. Горбатого «Непокоренные», в драматургии Л. Леонова «Нашествие».
ЦВЕТ, ЛЕНТА, ПАЗЛЫ.
Какое следующее событие нужно внести на «Ленту времени»?
Смерть Сталина – и началась она,
Лирично Эринбургом названа…
Интеллигенция вся ликовала,
Секреты «белых пятен» открывала.
«Оттепель» !953 – 1960 гг.
СЛАЙД № 10.
Комментарий преподавателя литературы.
Литературный процесс 60 – х знаменовался творческим всплеском. Появился целый ряд новых течений в советской литературе: военная проза, деревенская проза, громкая эстрадная поэзия. Возникали различные литературные группы, кружки. СМОГ-Смелость. Мысль. Образ. Глубина.
Печатается по приказу Н. Хрущева «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына.
СЛОВА ХРУЩЕВА ( слайд).
«Все было. Но самое главное – все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное».
Н.С. Хрущев
ЦВЕТ, ЛЕНТА, ПАЗЛЫ.
Какое следующее событие нужно внести на «Ленту времени»?
Мы за весною лета ждали,
Но время то прошло, что «оттепелью» звали.
Был отстранен генсек Хрущев,
Настало время заказных судов,
И за разгромом в Праге демократии весной
Период тот назвали мы ….
«Застой» 70 – 80-е гг.
СЛАЙД №11
«Я долго был либералом, уверенным, что надо что-то чуть - чуть подправить в нашем обществе,…но государственно-партийная машина настолько стальная, что любые удары в лоб будут превращаться в пустые звуки».
В. Саблин
( 8-9 ноября 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой», капитан 3 ранга Валерий Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратится к жителям СССР с воззванием: «Граждане, отечество в опасности. Его подтачивают казнокрадство, демагогия, показуха и ложь.» Саблин был отдан под трибунал и расстрелян).
Комментарий преподавателя литературы.
Начинается период тотального противостояния государства и свободной литературы. У поколения шестидесятников эпохи «застоя» было три пути:
Путь конформизма (приспособление к системе)
Андеграунд ( непротивление системе, но и нежелание с ней сотрудничать, поколение дворников и сторожей. Рок-поэт Б. Гребенщиков, В. Ерофеев «Москва – Петушки»)
Путь диссидентства – сознательного, открытого противостояния системе. Этот путь приводил в эмиграцию, или лагеря и специальные лечебницы. Выслали Солженицына, уехал И. Бродский, уехал и погиб А. Галич, смерть В. Высоцкого.
Какое следующее событие нужно внести на «Ленту времени»?
Генсека в 85-м услыхали клич,
Чтоб развитых стран уровня достичь,
Все сферы жизни перестроить мы должны,
Реформы эти не просты, но так нужны.
«Перестройка» 1985 – 1991 гг.
СЛАЙД № 12.
Этот период связан с именем М.С. Горбачева « Ускорение», «Антиалкогольная пропаганда», «Демократия» - символы того времени. 1991 год распада СССР. Конец периода называемого «перестройкой».
«Перестройка – это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего общества».
М.С. Горбачев
ЦВЕТ, ЛЕНТА, ПАЗЛЫ.
Последнее десятилетие ушедшего века… Пришло время окончательно заполнить наше «Историческое полотно».
- Каким цветом окрасить нам пазл этого периода? Можно ли 90 –е назвать трагическими и окрасить в красный цвет?
Да, 90-е трагические. Это время, когда «бессмертие шло косяком»: академик А. Сахаров, отец А. Мень, И. Тальков, В. Листьев. Мальчишки, не вернувшиеся домой и не сказавшие: «Я жив, мама!». Трагические события лета 2000 г.: взрыв на станции «Пушкинская», трагедия подводной лодки «Курск».
СЛАЙД № 13.
Лейтмотив этого периода « Мы живем в новом мире»
Комментарий преподавателя литературы.
Литературе этого периода характерно резкость авторской позиции. В.Распутин, В. Астафьев резко осуждают неприглядность быта и нравственную деградацию: алкоголизм, преступность, духовное обнищание, наркоманию. Главной темой остается и чеченская война. (Г. Бакланов «Нездешний»). Основной мотив литературы – мотив тупика и катастрофы.
- И все же только ли красный цвет характерен для последнего периода?
Не только. Развивается экономика, с ее взлетами и падениями. Надежда была связана с новым президентом В. Путиным.
Я предлагаю сделать разноцветным последнее десятилетие XX века.
ЦВЕТ, ЛЕНТА, ПАЗЛЫ.
V. Итог занятия. Теперь, когда заполнено наше «историческое полотно», давайте сделаем вывод о том, каким же был XX век? Обратимся к «Ленте времени»
СЛАЙД № 14
Мы давно освоили планету,
Широко шагает этот век,
На земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
Обращение к эпиграфу «Медленно история листается… все стареет, Родина не старится»
В двадцатом удивительном столетье,
Польстившись на избранничества стимул,
Россия показала всей планете,
Что гений и злодейство совместимы.
И все же русский народ - «извечный, как земля, народ с большой судьбой, все вековые векселя оплачены тобой!» (В.Федоров)
Приложение
Соотнесите события, даты, стихотворения
Мы проиграли ту войну,
Но слава русских моряков
С «Варягом» не ушла ко дну
«Погибнуть с честью» - был девиз таков.
1953-1960гг.
I русская революция
Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,
Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.
Балканы славились как «бочка пороха» всегда.
В Сараево начавшись, длилась долго та война.
1904-1905гг.
Новая экономическая политика
Чтоб вывести из кризиса страну,
Восстановить народное хозяйство, перед крестьянством чувствуя вину,
Власть через экономику боролась с разгильдяйством.
1905-1907гг.
Русско-японская война
Смерть Сталина - и началась она,
Лирично Эринбургом названа…
Интеллигенция вся ликовала,
Секреты «белых пятен» открывала.
1921 начало 1930-х. гг
Оттепель
«Кровавым воскресеньем» началась она
И слабость власти показала всем сполна.
Хоть «Манифест» дарован был народу,
Работа I Думы не продлилась года.
1914-1918гг.
Гражданская война
В попытках частную торговлю запретить
Про продразверстку власть новая заговорила.
В распределении, оплате уравниловку вменить, войну закончить поскорей спешила.
1918-1920гг.
Культурная революция
Чтоб средства в город откачать,
Чтобы заводы, фабрики построить,
В деревне надо было с кулаком борьбу начать,
Крестьян всех в наступление в колхоз настроить.
60-е-первая половина 80гг.
I Мировая война
С разгрома Польши началась она,
И имя ее страшное – война.
Продлилась с точностью шесть лет.
Японию разбив, народы мира увидали свет.
1918-1921гг.
Индустриализация, Коллективизация
Все общество на красных- белых подцепив, в надежде отстоять свою Россию- все находили сил прилив.
Сын на отца пошел, забыв свои истоки,
Мы стержень потеряли - таковы ее итоги.
1929-1940гг. 1929-1932гг.
«Застой»
Неграмотность хотела победить,
«Культуру» третьим фронтом назвала.
Инакомыслие пыталась позабыть,
Соцреализму предпочтенье отдала.
1939-1945гг.
Политика военного коммунизма
Мы за весною лета ждали,
Но время то прошло, что « оттепелью» звали.
Был отстранен генсек Хрущев,
Настало время заказных судов,
И за разгром в Праге демократии весной
Период тот назвали мы…
1917-1930гг.
II Мировая война
Генсека в 85-м услыхали клич,
Чтоб развитых стран уровня достичь,
Все сферы жизни перестроить мы должны,
Реформы эти не просты, но так нужны.
1985-1991гг.
«Перестройка»
Использованная литература
1. Белая Г. Антология русской советской критики. "О политике партии в художественной литературе"// Вопросы литературы.- 1993.- № 3.
2. Белобровцева И.З. Группа ЛЕФ и кинематограф // Проблемы вечных ценностей в русской культуре и литературе ХХ в.- Грозный, 1991.
3. Библейская энциклопедия.- М., 1990.
4. Бирюков С. Авангард. Сумма технологий// Вопросы литературы.- 1996.- № 5.
5. Воронов В.И. Русская литература ХХ века (20-е годы). Методическая разработка.- М., 1994.
6. Воздвиженский В. Литература 1917-1921г.г. Опыт описания// Литературное обозрение.- 1996.- № 5-6.
7. Галушкин А.Ю., Поливанов К.М. Имажинисты: Лицом к лицу с НКВД// Литературное обозрение 1996.- № 5-6.
8. Генис А. Серапионы: Опыт модернизации русской прозы// Звезда.- 1996.- № 12.
9. Горький М. Группа "Серапионовы братья"// Литературное наследство.- Т. 70.- М., 1963.
10. Горшенин В. И прозой, и документом// Правда.- 1988.- 4 янв.
11. Грознова Н.А. Идея Октября и литературный процесс советской эпохи// Русская литература.- 1987.- № 4.
12. Избавление от миражей. Социалистический реализм сегодня.- М., 1990.
13. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века.- М., 1975.