kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методческая разработка урока по литературе на тему:"Война и мир".

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Методческая разработка урока по литературе на тему:"Война и мир".Ознакомление студентов с романом Л.Н.Толстого "Война и мир".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методческая разработка урока по литературе на тему:"Война и мир".»

Уфимский колледж индустрии питания и сервиса











Методическая разработка урока

по роману Л. Н. Толстой

«Война и мир»











Выполнила преподаватель:

Галиахметова Г. У.









ТВОРЧЕСтво ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА-ЭПОПЕИ

Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Цели:

-обучающая: ознакомить учащихся с творчеством Л. Н. толстого, с историей создания романа «Война и мир», с особенностями жанра данного произведения и его композицией;

- развивающая: научить кратко, конспектировать лекции учителя, пересказывать учебный материал по конспекту и плану; использовать полученные знания для выявления жанровых и композиционных особенностей романа Толстого «Война и мир»;

- воспитательная: формировать бережное отношение к русской литературе.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод урока: урок-лекция

Оборудование:

- портрет Л. Н. Толстого

- Л. Н. Толстой «Война и мир»

- учебники

- эпиграфы

- словарь литературных героев

- словарь литературных терминов

- дневниковые записи писателя

- фотовыставка

Ход урока

…Оригинальное и многостороннее

произведение, «соединяющее в себе
эпопею, исторический роман и очерк
нравов»
И. С. Тургенев



…Нельзя не сознаться, что с появлением

«Войны и мира» Толстой стал

на первое место между всеми нашими

современными писателями

И.С. Тургенев

Каждую ночь просыпаюсь и читаю

«Войну и мир». Читаешь с таким

Любопытством и с таким наивным

удивлением, как будто раньше не читал.

Замечательно хорошо.

А. П. Чехов

I. Запись плана лекции и эпиграфа урока.

План.

  1. Жизнь и творчество Льва Толстого.

  2. История создания.

  3. Жанр-роман-эпопея.

  4. Антитеза как центральный композиционный прием в романе.

  5. Метод психологического анализа в романе.

  6. Философская проблематика романа.

  7. История трех семейств-Болконских, Ростовых и Курагиных.

  8. Авторский взгляд на события войны.

II. Работа по теме урока.

Жизнь и творчество Льва Толстого

  1. Выступления учащихся о творчестве Толстого по сведениям, изученным ранее.

  2. Решение кроссворда «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»

История создания романа

  1. Лекция учителя( учащиеся конспектируют)

Смысл завершенного произведения становится яснее, когда мы знаем его историю, путь, пройденный писателем до начала работы, и творческую историю произведения. «История текста»( термин Д. С. Лихачева) дает в руки инструмент, помогающий объективно, наглядно, верно судить о намерениях автора и достигнутом им результате.
Существует легенда, что С. А. Толстая переписывала «Войну и мир» семь раз.
Автографы, копии с них сохранились почти полностью. Вместе с корректурами они составляют более пяти тысяч листов (листы рукописей заполнены обычно с обеих сторон). Рукописный фонд романа разобран, хорошо изучен, неоднократно описан. Легенда не подтверждается. Некоторые эпизоды, будучи однажды созданы, затем поправлялись лишь в деталях, и 3 - 4-й вариант попадал в типографию для набора. Иные переписывались по 15 – 20 раз. Известно также, что громадная правка проводилась в корректурах. Корректурные листы снова переписывались и поступали в набор.
Семь лет « непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях жизни». ( Толстой спокоен, счастлив, живя с молодой женой почти безвыездно в Ясной Поляне), отдаю созданию великой книги: 1863 – 1869.
2) Работа с учебником: чтение и составление тезисного плана статьи учебника « Творческая история « Война и мир » (Ю. В. Лебедев « Русская литератур ХIХ века »: учебник для общеобразовательных учреждений,10 класс).

Жанр – роман-эпопея

По жанру «Война и мир» - роман-эпопея. Как роман он сочетает в себе черты семейного, биографического, любовного, исторического, философского романов.
С самого начала установилась традиция отрицательных определений – чем «Война и мир» не является. Тон задал сам Толстой. О том, что «Война и мир» - «не роман, не повесть», сказано не только в многочисленных набросках предисловий, сохранившихся в архиве писателя, но и в статье « Несколько слов по поводу книги «Война и мир», напечатанной в 1868 году:
«Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
Там же, обосновывая свою мысль, Толстой добавил:
«История русской литературы со времени Пушкина не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного».
Дело, как видим, не в том, что жанр «Войны и мира» нельзя определить,- просто определение обязано быть иным, чем канонически устоявшиеся классификации западноевропейской литературы. В иных случаях сам Толстой прямо сравнил «Войну и мир» с древнегреческим эпосом - «Илиадой» и «Одиссеей» (дневниковая запись от 30 сентября 1865г.). По воспоминанию М. Горького, н говорил: «Без ложной скромности, это – как «Илиада».





Антитеза как центральный композиционный прием в романе

На антитезе простроена также и система образцов: Кутузов – Наполеон, Андрей Болконский – Анатоль Курагин, Наташа Ростовская – Элен Курагин и т.д.

Философская проблематика романа

Философская проблематика романа – устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. Это проблематика выражена не только в больших философско – публицистических отступлениях автора, но и в монологах, диалогах, внутренних монологах героев.

Философская проблематика романа

В романе показана история трех семейств – Болконских, Ростовых и Курагиных. Болконские – воплощение интеллектуального и волевого начала( особенно князь Андрей),
Ростовы – эмоционально-интуитивного(особенно Наташа), Курагины – низко нравственного уровня, они примитивно эгоистичны и неумны.

Авторский взгляд на события войны

В романе предлагается авторский взгляд на события войны 1812 года и ее исторических участников (Александр I, Наполеон и его маршалы, Кутузов, Багратион, Бенигсен, Растопчин), а также на другие события той эпохи ( реформы Сперанского, деятельность масонов и политических тайных обществ). Взгляд на войну принципиально полемичен по отношению к подходам официальных историков. В основе толстовского понимания – своеобразный фатализм (роль отдельных личностей в истории ничтожна) в сочетании с демократическим моментом (невидимая историческая воля складывается из «миллиардов воль» и выражается как движение огромных человеческих масс).
Авторский голос безраздельно господствует в романе. Автор всеведущ, он возвышается над героями и событиями на недосягаемую высоту. По определению М. М. Бахтина, роман Толстого «монологический» (в отличие от «полифонического», или «многоголосного», романа Достоевского).

III. Проверка записей конспекта лекции (основные положения по вопросам).
IV. Проверка знания текста романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Вопросы на знания текста романа «Война и мир».

  1. Кто был первой детской «любовью» Наташи Ростовой? Кто впервые сделал ей предложение? Кто был ее женихом? В кого она страстно влюбилась? Кто пытался ее соблазнить? За кого она вышла замуж?

  2. При каких обстоятельствах в романе впервые появляются Андрей Болконский и Пьер Безухов?

  3. Что произошло с женой Андрея Болконского?

  4. Кто из героев мечтал о «своем Тулоне» и что это обозначает?

  5. Кому из героев принадлежит следующие детали портрета :
    1 «красная шея».
    2 «дрожание левой икры» и «жирные ляжки».
    3 «лучистые глаза».
    4 очки и сходство с «медведем».
    5 странная манера пожимать руку.
    6 лицо, «отуманенное идиотизмом».
    7 «верхняя губка с усиками».
    8 «мраморные плечи».
    9 «большой рот».
    10 прическа, как у государя?

  6. О ком из героинь романа часто говорят, что она «злая»?

  7. Кого из членов своей семьи Наташа называла «пустоцветом»?

  8. Как зовут мать Наташи Ростовой, графиню Ростову? Какая у нее девичья фамилия?

  9. Каковы обстоятельства дуэли Пьера с Долоховым?

  10. Кто такой капитан Тушин, и в каком сражении он отличился?

  11. Что произошло с князем Андреем под небом Аустерлица?

  12. Как себя чувствует Николай Ростов в гусарском полку? С кем он там подружился?

  13. О чем говорили князь Андрей и Пьер на пароме в Богучарове?

  14. Кто из героев был посвящен в масонскую ложу?

  15. Какие чувства испытал Пьер, увидев комету?

  16. О ком из героев говорится, что она, несмотря на жесткость и бретерство, был самый, что ни на есть «нежный сын и брат»?

  17. Какая женщина шутливо называет Наташу «мой казак»?

  18. Кто говорит Андрею, что хотел бы стать «вполне хорошим»?

  19. Где Толстой разъясняет читателю, отчего произошла война?

  20. Кого из персонажей Толстой уподобляет актерам?

  21. Кто такой Лаврушка и о чем он говорил с Наполеоном?

  22. Как вел себя Кутузов во время совета в Филях? Чьими глазами показывает его Толстой в этой сцене?

  23. Кто бранит Кутузова за то, что он не дал второго сражения под Москвой? Что отвечает на это Кутузов и как комментирует его слова автор?

  24. При каких обстоятельствах умирает «молодой Верещагин»?

  25. Как Наполеон ведет себя с сыном?

  26. Что произошло между Анатолем, княжной Марьей и m-lle Bourienne?

  27. Кто любил называть свою дочь «дурой» и говорил, что она никогда не сможет выйти замуж?

  28. Каковы обстоятельства бунта «смоленских мужичков» (крестьян княжны Марьи)? Кто устремил этот бунт?

  29. В каком бою был смертельно ранен князь Андрей? При каких обстоятельствах он умирает?

  30. Что делал Пьер Безухов в оставленной французам Москве? Как он попал в плен? С кем познакомился?

  31. Кто из героев назван «круглым» и часто появляется в сопровождении маленькой «лиловой собачонки»?

  32. Что за «водяной шар» снится Пьеру в плену?

  33. Назовите действующих в романе реальных исторических лиц.

  34. Кто из героинь романа принимает католическое вероисповедание и почему?

  35. Что говорят о причинах Элен Безуховой?

При каких обстоятельствах в салоне Анны Павловны Шерер начинают брать « фанты» за каждое французское слово?

  1. При каких обстоятельствах Николай Ростов почувствовал разочарование в своем былом кумире – императоре Александре?

  2. Сколько детей у Наташи и Пьера, у княжны Марьи и Николая Ростова?

  3. Кто говорит о французах: «Тоже и они люди…А и то сказать, кто их к нам звал? Поделом им…»?

  4. Кто говорит о Пьере, что после плена он, как будто «морально из бани»?

  5. Кто собирается выступить на стороне министра Аракчеева, если случится государственный переворот?

  6. Что спрашивает Наташа у Пьера о Платоне Каратаеве в конце первой части эпилога романа? Что отвечает ей муж?

  7. О чем говорится во второй части эпилога?

Домашнее задание.
1. Пересказ лекции и статьи учебника.
2. Перечитать 1-ю часть I тома романа Толстого «Война и мир».
3. Составить схему-план содержания I тома( индивидуальное задание).



Русские писатели о Л. Н. Толстом

  1. Максим Горький:
    « Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

  2. Юрий Нагибин:
    « Необъятная душа Толстого, нет ничего ни в человечьем. Ни в Боговом владении, на что бы он боялся посягнуть. К чему угодно он спокойно протянет свою жилистую мужицкую руку, возьмет и поднесет к страшным всевидящим глазам. Породить такую громаду могли лишь неохватные пространства русской земли…






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методческая разработка урока по литературе на тему:"Война и мир".

Автор: Галиахметова Гульзия Усмановна

Дата: 03.04.2017

Номер свидетельства: 406292


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства