kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метаурок русской литературы в 9 классе «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»: Александр Сергеевич Грибоедов

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с биографией А.С. Грибоедова, его многогранной личностью. Используется технология "ментальной карты", что способствует достижению метапредметных, личностных и предметных результатов урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метаурок русской литературы в 9 классе «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»: Александр Сергеевич Грибоедов»



Автор: Назарова Евдокия Николаевна, учитель русского языка и литературы Якутской городской национальной гимназии, г. Якутск


Класс: 9


Тема урока: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»: Александр Сергеевич Грибоедов


Тип урока: урок открытия нового знания


Вид урока: бинарный урок


Цель урока:

Предметные результаты: знакомство с биографией А.С. Грибоедова, его многогранной личностью.

Метапредметные результаты: ориентация в различных предметных областях (история, музыка); владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, умениями организации собственной учебной деятельности.

Личностные результаты: развитие кругозора учащихся, этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Формы организации учебной деятельности: групповая работа, фронтальная беседа, индивидуальная работа.


Технология обучения: технология составления ментальной карты


Опорные понятия: классицизм, сентиментализм, романтизм, ода, повесть, баллада.


Оборудование к уроку: учебник «Литература. 9 класс.Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. 20-е изд. - М: 2013; Ч.1 - 399с.; презентация; музыка; ПК.


Технологическая карта урока


Тема урока: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»: Александр Сергеевич Грибоедов


Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: Бинарный урок


Цель урока:

Предметные результаты: знакомство с биографией А.С. Грибоедова, его многогранной личностью.

Метапредметные результаты: ориентация в различных предметных областях (история, музыка); владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, умениями организации собственной учебной деятельности. Личностные результаты: развитие кругозора учащихся, этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Формы организации учебной деятельности: групповая работа, фронтальная беседа, индивидуальная работа.


Технология обучения: технология ментальной карты, проектная технология (информационный проект)



Опорные понятия: классицизм, сентиментализм, романтизм, ода, повесть, баллада.


Оборудование к уроку: учебник «Литература. 9 класс.Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. 20-е изд. - М: 2013; Ч.1 - 399с.; презентация; музыка; ПК, ватман А2, фломастеры, цветные мелки

Этапы урока

Цель этапа

ФОУД, методы, приемы, технологии

Универсальные учебные действия

Мотивация


Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.


Слово учителя

Личностные

Регулятивные

Целеполагание


Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Групповая работа

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Постановка проблемы


Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Фронтальная беседа

Групповая работа


Познавательные

Коммуникативные

Работа над открытием нового знания


Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задач.


Слово учителя

Слово выпускника

Технология ментальной карты

Групповая работа

Проектная технология (информационный проект)

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Рефлексивное осмысление результатов урока


Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Групповая работа

Монолог-оценка учеников

Беседа

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные




Ход и описание урока:


Этап мотивации

Звучит классический вальс А. Грибоедова.

Слайд 1.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.


А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой неинтересностью своей.


У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.


И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.




Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!


Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?


Что знаем мы про братьев,

про друзей, что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

зная все, не знаем ничего.


Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

1961 Евгений Евтушенко.




Да, судьба каждого человека – неразгаданная тайна, неопознанная планета, единственная и неповторимая.

Мы на уроках литературы пытаемся разобраться и осмысливать жизнь писателей и поэтов. Так мы познакомились в этом году с жизнью и творчеством известных русских писателей.

Давайте вспомним, о ком идет речь. Вы посоветуйтесь в группах и ответьте.


Этап целеполагания

Факты из жизни писателей и поэтов

М.В. Ломоносов: Слайд 2

Он с 10-ти лет выходил вместе с отцом в суровое северное море на рыбный промысел.

В 19 лет без ведома отца зимой, в мороз, пешком отправился в столицу.

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, выдал себя «за сына холмогорского дворянина».

Разработал «теорию трех штилей». Писал оды.

Основатель Московского университета


После ответа учащихся – слайд 3


Г.Р. Державин: Слайд 4

Продолжил традиции Ломоносова в жанре оды.

Был приглашен на экзамен в Царскосельский лицей, где встретил юного Пушкина.

Последний представитель русского классицизма.


После ответа учащихся – слайд 5


Н.М. Карамзин: Слайд 6

Крупнейший представитель русского сентиментализма.

Автор 12-титомной «Истории Государства Российского», повести «Бедная Лиза».


После ответа учащихся – слайд 7


В.А. Жуковский: Слайд 8

Известный русский поэт, основоположник русского романтизма.

Учился в Московском благородном пансионе.

Воспитатель наследника престола.

Участник Отечественной войны 1812 г.

Перевел «Одиссею» Гомера, сочинения Шиллера, Байрона.


После ответа учащихся – слайд 9


Этап постановки проблемы

А.С. Грибоедов: Слайд 10

Знал 10 иностранных языков. Очень хорошо понимал древние языки: латынь и древнегреческий.

Был арестован по подозрению в принадлежности к декабристам.

Автор очень известной комедии и музыкальных произведений.

Назначен послом в Иран.


После ответа учащихся – слайд 11


Учитель: Итак, ребята, с творчеством какого писателя мы начинаем знакомство?



Этап работы над открытием нового знания

Учитель: Знакомясь с биографией А.С. Грибоедова, мы будем составлять ментальную карту, которая поможет нам лучше запомнить факты биографии писателя.




А.С. Грибоедов







Слово учителя

Первая ветвь СЕМЬЯ

Грибоедов родился в 1795 г. в Москве, в обеспеченной родовитой дворянской семье. Слайд 12 Отец Сергей Иванович Грибоедов – отставной секунд-майор. Мать Анастасия Фёдоровна, умная деспотичная женщина и к детям, и к крестьянам.

Слайд 13 Всем хозяйством заправляла мать.

Сестра – Мария Сергеевна Грибоедова (Дурново)

Брат – Павел (умер во младенчестве)

В детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит.

Вторая ветвь ОБРАЗОВАНИЕ. Айсена

Для его образования много сделала мать, приглашала самых лучших гувернеров. В 6-летнем возрасте Александр свободно владел 3 иностранными языками, в юности уже 6, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо знал и понимал латынь и древнегреческий язык. Впоследствии он выучил арабский, турецкий, грузинский и персидский языки.

Образование в Московском благородном дворянском пансионе при Московском университете. Айсена

В 1803 г. его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. Слайд 14

В 1808 году (в возрасте 13 лет) окончил словесное отделение университета со степенью кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение.

Слайд 15 – МГУ

Грибоедов был многогранной, талантливой личностью. Послушаем рассказ УЧЕНИКА о Грибоедове-музыканте.


Рассказ ученика

По традиции, принятой в русских дворянских семьях Александр Сергеевич с детства учился музыке. Он очень хорошо играл на фортепиано, был большой знаток музыки. Его любимые композиторы Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер.

Грибоедов-пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах. Он не только прекрасно и играл, но и сочинял серьезную музыку. Большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу и для нас безвозвратно потеряно. Сохранились лишь два вальса. Они были написаны в течение зимы 1823/24 года.

По сути вальс Грибоедова – это первый русский вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам.

Звучит«Осенний вальс» Грибоедова

Третья ветвь ВОЙНА 1812 г.

Учитель: Война 1812 г. прервала его учебу в Московском университете. Грибоедов вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение). В этой дружине всего побыл 4 месяца. В боях участвовать ему не довелось. Служил в звании корнета (младший офицерский чин).


Четвертая ветвь КРУГ ЗНАКОМЫХ.

Круг знакомых Грибоедова был обширным. Кто были его друзьями, вы узнаете из статьи учебника. Прочитайте и заполните ветвь Круг знакомых

Чтение статьи «Круг знакомых» учебника. С. 142


– С кем был знаком А.С. Грибоедов?

– Да, среди его друзей были декабристы. Кто они??

– Что вы знаете о восстании декабристов из уроков истории, из курса литературы?

– Более подробно расскажет. УЧЕНИК. Я знаю, что он интересуется историей России.


Слайд 16

Рассказ ученика

Восстание декабристов на Сенатской площади состоялось 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге. Это было одно из первых хорошо организованных восстаний в Российской Империи. Оно было направлено против укрепления власти самодержавия. Революционеры пропагандировали важный политический тезис той эпохи – отмена крепостного права.

Общий план их действий на 14 декабря 1825 года был следующим – помешать войскам царской России и Сенату принести присягу на верность императору Николаю. Для этого они планировали захватить Зимний дворец и царскую семью и захватить власть в свои руки. Руководителем операции был назначен Сергей Трубецкой.

В дальнейшем декабристы планировали создать новое правительство, принять конституцию страны и провозгласить в России демократию.

Восстание декабристов началось ранним утром 14 декабря. Декабристы призывали солдат выйти на Сенатскую площадь и выступить против самодержавия в России. В результате на площадь удалось вывести 800 солдат Московского полка, 2350 матросов Гвардейского экипажа. На сенатскую площадь также вышли простые жители, которые разделяли взгляды восставших. Всего же общая численность декабристов насчитывала несколько десятков тысяч.

Войска выступили против кандидатуры императора. К восставшим вышел лично Михаил Милорадович, прославленный генерал российской армии. Он призывал солдат покинуть площадь и вернуться в казармы. В это время декабристов Каховский выстрелил в Милорадовича. Генерал умер.

После этого на декабристов направили конную гвардию. Дважды безуспешно пытались подавить бунт. К Сенатской площади была стянута артиллерия. Стараясь избежать массовых жертв, сперва в восставших стреляли холостыми, но это результатов не дало. Тогда лично император Николай I отдал приказ стрелять боевыми и картечью. Восставшие открыли ответный огонь. После этого артиллерия нанесли массированный удар по площади, что посеяло панику и заставило восставших бежать.

К ночи 14 декабря с восстанием было покончено. Многие из активистов были убиты. Сама же Сенатская площадь была усеяна трупами.

Слайд 17

Николай I издал указ об аресте самых активных участников движения. В результате в тюрьму было посажено 710 человек. 5 декабристов были казнены: Пестель Павел Иванович, Рылеев Кондратий Фёдорович, Муравьёв-Апостол Сергей Иванович, Бестужев-Рюмин Михаил Павлович, Каховский Пётр Григорьевич. Многие декабристы были сосланы на каторжные работы в Сибирь.

Восстание декабристов 1825 года – это было первое крупное народное движение.


Слово учителя:

На каторжные работы были сосланы друзья Грибоедова:

  • князь Трубецкой Сергей Петрович, полковник. Оставить в каторжной работе 20 лет, после чего обратить на поселение в Сибири;

  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович, коллежский асессор. Оставить в каторжной работе 15 лет, после чего обратить на поселение в Сибири;

  • Бестужев Александр Александрович, штабс-капитанлейб-гвардии Драгунского полка. Оставить в каторжной работе 15 лет, после чего обратить на поселение в Сибири;

  • Якушкин Иван Дмитриевич, отставной капитан 37-го егерского полка. Оставить в каторжной работе 15 лет, после чего обратить на поселение в Сибири;

  • Тургенев Николай Иванович, действительный статский советник. Даровать жизнь, по лишении чинов и дворянства, сослать вечно в каторжную работу.

Сам Александр Сергеевич формально не являлся членом общества декабристов, но разделял программу декабристов, однако не принимал их тактики, сомневался в успехе государственного переворота, совершаемого кучкой офицеров. В этом проявилась мудрость Грибоедова как политического мыслителя. К этому времени относится и замысел комедии «Горе от ума», в которой явно чувствуется влияние декабристских идей.


Пятая ветвь ТВОРЧЕСТВО

Прочитайте статью «Ранние комедии» и заполните пятую ветвь. С 143


Шестая ветвь СЛУЖБА

Учитель: Почему свой отъезд Грибоедов называл добровольным заточением в «дипломатический монастырь»?

В 1818 г. Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах в Персии.

В 1821 г. по состоянию здоровья (из-за перелома руки) ему, наконец, удалось перевестись поближе к родине – в Грузию. Там он сблизился с прибывшим сюда же на службу Кюхельбекером и начал работу над черновыми рукописями первой редакции комедии «Горя от ума».

С февраля 1822 года Грибоедов – секретарь по дипломатической части при генерале А.П.Ермолове, командовавшем русскими войсками в Тифлисе.

В начале 1823 года Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет жил в Москве, в Петербурге и продолжил начатую на Кавказе работу с текстом «Горя от ума».

В конце 1824 года (15 декабря) Грибоедов стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности.



В конце мая 1825 года вернулся на Кавказ к месту службы. По дороге в Грузию наведался в Киев, где встретил видных деятелей революционного подполья (М.П. Бестужева-Рюмина, А.З. Муравьёва, С.И. Муравьёва-Апостола и С.П. Трубецкого).

По возвращении на Кавказ Грибоедов в январе 1826 года был арестован по подозрению в принадлежности к декабристам, был привезён в Петербург, однако следствие не смогло найти доказательств принадлежности Грибоедова к тайному обществу. Некоторое время за Грибоедовым был установлен негласный надзор.

В сентябре 1826 г.вернулся на службу в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность. Затем был назначен послом в Иран.

Слайд 18. По пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе. Здесь он встретил юную красавицу Нину Чавчавадзе, дочь грузинского поэта Александра Чавчавадзе. Грибоедов был покорён ею с первой минуты. Женился на ней. Но их брак продлился всего несколько месяцев, он вынужден был уехать на службу в Персию.

Вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года толпа из тысяч религиозных фанатиков перебила всех находившихся в посольстве.

Тело Грибоедова было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки. Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Летом 1829 года на могиле побывал Александр Пушкин. Также Пушкин писал в «Путешествии в Арзрум», что встретил арбу с телом Грибоедова на горном перевале в Армении.

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

Вдова Грибоедова никогда больше не вышла замуж и почти 30 лет не снимала траурную одежду. Её называли «чёрной розой Тифлиса» за то, что хранила память о погибшем супруге до конца своей жизни. На могиле Александра Грибоедова Нина Чавчавадзе поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!»


Слайд 19

Этап рефлексивного осмысления результатов урока

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.


Слайд 20

Планету по имени Грибоедов нам еще предстоить узнавать. Сегодня мы лишь приоткрыли завесу в этот таинственный мир.

Надеюсь, что какие-то факты жизни поэта, человека, гражданина вас затронули. Выделите, подчеркните в ментальной карте те факты, которые вас произвели неизгладимое впечатление.

Ответы учащихся и демонстрация ментальной карты. Групповая работа


«Ум и дела твои бессмертны …»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Назарова Евдокия Николаевна

Дата: 22.04.2018

Номер свидетельства: 467180


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства