kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метапредметный урок "Поэтическая дуэль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой метапредметный урок, проводимый учителем русского языка и литературы и  учителем английского языка. Урок направлен на повторение имеющихся знаний о Роберте Бёрнсе и Сергее Есенине, а так же на изучение нового материала, на развитие связной речи,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный урок "Поэтическая дуэль"»

Тема урока: «Поэтическая дуэль»


Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о жизни и творчестве поэтов Роберта Бёрнса и Сергея Есенина


Аудитория: 10-11 класс


Время проведения: 2 часа


Тип урока: интегрированный


Форма проведения урока: внеклассное мероприятие


Методы и приёмы:


Формы работы: индивидуальная, коллективная


Технологии: развивающего обучения, информационная: демонстрация мультимедийной презентации


Организационная модель использования ИКТ в ходе урока: компьютер, проектор, экран


Дидактическое обеспечение занятия: раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint»



План урока


I. Организационный момент

1. Актуализация знаний

2. Постановка цели мероприятия

3. Виртуальная экскурсия


II. Изучение нового материала

  1. Детство – истоки творчества

  2. Юность. Годы учёбы

  3. Начало творческого пути


III. «Поэтическая дуэль»

  1. Вызов

  2. Выстрел: «О любви»

  3. Выстрел: «О природе»

  4. Выстрел: «О жизни»


IV. Исход дуэли


V. Закрытие мероприятия



Ход мероприятия


I. Организационный момент


  1. Актуализация знаний:

- Здравствуйте уважаемые гости нашего сегодняшнего мероприятия. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о жизни и творчестве двух замечательных поэтов: Роберта Бёрнса и Сергея Есенина, которые «сразятся» в поэтическом мастерстве, а мы попробуем определить победителя этой «дуэли».


2. Постановка цели

- 2015 год объявлен Годом Литературы, и наше сегодняшнее мероприятие – это его торжественное открытие и чествование.


3. Виртуальная экскурсия

- Сегодня нам под силу невозможное: мы сможем одновременно побывать в двух эпохах, в двух странах, в двух поэтических мирах. Мы станем зрителями поэтической дуэли двух великих певцов литературы.

Итак, мы начинаем!


Ведущий 1:

- Перед нами Родина Роберта БёрнсаШотландия – древняя Каледония – была самостоятельным государством с тех пор, как племя пиктов, коренных её обитателей, в IX веке было вытеснено пришельцами – скоттами. Но трон шотландских королей всегда стоял на пороховой бочке. Ожесточённее всего враждовали шотландцы со своими соседями – англичанами, и в конце XIII века англичане совершенно обескровили Шотландию и отняли у неё право жить по своим законам. Шотландия сделалась вассалом Англии, а ставленники англичан – единственными законодателями и властелинами древней страны. Тогда на историческую арену вышел национальный герой Шотландии – Уильям Уоллес. Он начинает новую страницу в истории многовековой борьбы за независимость.

Ведущий 2:

Неисчерпаемы легенды об Уильяме Уоллесе, который разбил англичан и выдворил их из Шотландии. И, несмотря на то, что королю Англии потом удалось поймать и казнить героя, имя его до сих пор окружено ореолом: благодаря ему Шотландию признали самостоятельной страной и на шотландский трон сел шотландский король. Через десять лет после смерти Уоллеса, когда англичане опять пытаются навязать Шотландии свое господство, Роберт Брюс разбивает англичан при Баннокберне, и Шотландия снова становится независимой. Эта страна никогда не живет спокойно: если она не воюет с соседями, то ее постоянно раздирают междоусобные стычки разных кланов, – и этим всегда пользуются английские короли. И в 1707 году Шотландия окончательно теряет свою независимость, свой парламент и становится частью Великобритании.

Ведущий 1:

Предки Роберта Бёрнса с незапамятных времен были самостоятельными фермерами – «коттерами». И хотя их ферма принадлежала богатым землевладельцам, те никак не притесняли работящую и богобоязненную семью. С 1707 года англичане стали вводить свои порядки, и «коттеры» уже считались временными арендаторами тех земель, которые испокон веков переходили по наследству от дедов к внукам.

В 1745 году фермеры и их хозяева – главы шотландских кланов, подняли восстание, чтобы на трон Великобритании посадить шотландского короля из династии Стюартов – потомков Марии Стюарт, казненной английской королевой Елизаветой. Из‑за моря тайно приехал претендент на престол – «славный принц Чарли». Шотландские крестьяне тоже верили, что, возведя на престол шотландского короля, Шотландия обретет независимость, а крестьяне снова станут свободными и будут пожизненно владеть своими наделами.

Ведущий 2:

Примкнули к восстанию и предки Бёрнса. А когда англичане разбили восставших «якобитов» и головы приверженцев принца Чарли уже торчали на железных пиках у лондонского Темпля, крестьяне были согнаны с земли своих отцов и обречены на полунищенское существование. В ту пору Вильяму Бернсу – отцу поэта было двадцать четыре года. Четырнадцать лет Вильям Бернс проработал сначала садовником – в Эдинбурге, потом у богатого помещика, неподалеку от деревни Аллоуэй, близ города Эйра, в Западной Шотландии. Скопив немного денег, он сам выстроил ту глиняную мазанку, где 25 января 1759 года у жены Вильяма, Агнес, родился первенец.


Ведущий 1:

- А вот иная страна – Россия – Родина Сергея Есенина.

К середине IX века на севере европейской России сложился союз восточно-славянских, финно-угорских и балтских племён. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев, тем самым объединив под одной властью славянский север и юг и создав Древнерусское государство. В результате успешных военных походов и дипломатических усилий киевских правителей в состав нового государства вошли земли всех восточнославянских, а также некоторых финно-угорских, балтских, тюркских племён. Параллельно шёл процесс славянской колонизации северо-востока Руси.

Ведущий 2:

При князе Владимире в 988 году Русь приняла христианство. Князь Ярослав Мудрый утвердил первый русский свод законов – Русскую Правду.

В 1132 году после смерти киевского князя Мстислава Владимировича начался распад Древнерусского государства на ряд самостоятельных княжеств: Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Черниговское княжество, Рязанское княжество, Полоцкое княжество и другие. При этом Киев оставался объектом борьбы между наиболее сильными княжескими ветвями.

Ведущий 1:

Южные русские земли на протяжении XVI и XVII веков подвергались набегам степных кочевников и крымских татар, продававших захваченных пленников на невольничьих рынках. От их набегов России пришлось защищаться, строя вдоль своих южных рубежей мощную Засечную черту.

В начале XVII века в России началась Смута, закончившаяся созывом всенародного ополчения, разгромом польских интервентов и соборным избранием на царство династии Романовых (21 февраля 1613 года).

 Ведущий 2:

Существенное укрепление государственных основ произвел Царь Пётр I. Реформы Петра I привели к модернизации армии, государственного аппарата и образования. В результате Северной войны 1700-1721 годов была разгромлена мощная шведская армия и были возвращены русские земли, захваченные Швецией в конце XVI века. В устье Невы был построен город-порт Санкт-Петербург, куда в 1712 году была перенесена столица России. В России установилась абсолютная монархия во главе с императором, которому подчинялась даже церковь.

Ведущий 1:

Царское правление Романовых в Российской империи продолжалось вплоть до великих революционных преобразований. В 1917 году в России началась жестокая революционная война, которую традиционно называют гражданской войной. В этой войне победу одержала партия, наиболее ярко, активно и решительно, выражавшая интересы трудового народа.


II. Изучение нового материала

  1. Детство – истоки творчества

- Поэтом «человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве» – так сказал прозаик Валентин Распутин. Смеем предположить, что первые ростки творчества и первые шаги к слову как искусству берут начало именно в детстве наших поэтов.

Давайте посмотрим на них…

Ведущий 2:

Мазанка в Аллоуэе… сотни тысяч людей со всех концов земли приходят сюда, где в единственное крошечное окно свет падал на колыбель Роберта Бёрнса. Вильям Бёрнс долго жил в столице, и с самых ранних лет его сыновья‑погодки, Роберт и Гильберт, росли среди книг, рано научились читать, а когда Роберту исполнилось семь, а Гильберту – шесть лет, отец пригласил в дом молодого учителя, Джона Мердока, который оказал огромное влияние на своего старшего ученика. Он не только познакомил мальчиков с лучшими произведениями классиков, но и научил их правильно говорить по‑английски и выразительно декламировать стихи.

Ведущий 1:

Эти два речевых истока – литературный английский язык и простонародное шотландское наречие, на котором пела песни мать и рассказывала страшные сказки про ведьм и оборотней старая тетушка, наложили отпечаток и на характер и на творчество Роберта. Позже, в Эдинбурге, он поражал ученых и литераторов отличными манерами и культурной речью, а своих друзей‑шотландцев блестящим знанием старой шотландской поэзии. На ферме Олифант, снятой в аренду у помещика, шла тяжкая крестьянская жизнь. Мальчики помогали отцу пахать, сеять и убирать скудные урожаи – земля на ферме оказалась очень плохой. Но вечерами, за ужином, «все Бёрнсы сидели, уткнув носы в книжки», – вспоминали их соседи. Только летом становилось веселее: с соседних ферм приходили парни к девушки, и одной из них Бёрнс впервые написал стихи. «Так для меня начались любовь и поэзия», – писал он потом.

Ведущий 2:

21 сентября 1895 года в селе Константинове в крестьянской семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей. Отец служил в Москве в мясной лавке, дома бывал только наездами. Раннее детство Есенина прошло у деда и бабки по материнской линии. По воспоминаниям поэта, детство было беззаботным: «Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет»; «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад».

Велика роль народного творчества в становлении будущего поэта. «Есенин любил пение матери. Уже в зрелые годы он с большой радостью слушал её в Константинове, где она постоянно жила, и в Москве, куда изредка наведывалась. Споёт она, – вспоминала писательница Софья Виноградская, – а он говорит: «Вот это песня! Сёстры так не умеют, это старая песня». Не только дома слышал народные напевы будущий поэт: «Сгребая сено на покосах, поют мне песню косари». И стихи свои Есенин сравнивает с песнями – по мелодичности, богатству, гибкости ритма они близки к народной песне («засосал меня песенный плен», «в первый раз я запел про любовь», «пел и я когда-то далеко», «моё степное пенье»). Музыка помогает полнее передать чувства и мысли, звуковая организация произведений гармонична, идёт от врождённого чувства родного языка. «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их», – писал Есенин. Поэт знал много частушек, сам их сочинял, с охотой исполнял. Современник так описывал его исполнение: «Пел он по-простецки, с деревенским однообразием, как поёт у околицы любой парень. Но иногда, дойдя до яркого образа, внезапно подчеркивал и выделял его с любовью, уже как поэт». Одну из своих первых книг Сергей Александрович хотел назвать «Рязанские побаски, канавушки и страдания».

2.Юность. Годы учёбы

Ведущий 1:

Отец Роберта Бёрнса не оставлял мысли – дать старшему сыну хорошее образование. В 1775 году он решает послать Роберта в землемерную школу, в небольшой городок Кэркосвальд. Роберт учится отлично, все даётся ему легко. Там он пишет стихи для своей новой подруги. Снова «рифма и мелодия стиха стали непосредственным голосом моего сердца», – писал он. В первых своих стихах деревенский мальчик просто спел на знакомый мотив песенку про свою подружку и ровесницу. А в стихах, написанных через два года в Кэркосвальде, влюбленные уже встречаются в огромном мире, где каждый порыв ветра, каждый шорох травы дышит их радостью, сочувствует их любви…

Ведущий 2:

Совсем другим вернулся Роберт домой, осенью 1775 года. Он вырос, загорел, повидал свет и прочел много новых книг. В 1777 году семья переехала на ферму Лохли, в миле от оживлённого торгового городка Тарболтона. Все свободные вечера Роберт проводит в этом городке, с новыми друзьями, им он читает свои первые стихи, с ними спорит и философствует. И к его голосу уже начинают прислушиваться не только сверстники, но и многие другие. 1781 год был особенно тяжелым для семьи Бёрнса. Отец болел туберкулезом, ферма оказалась убыточной, и старому Бёрнсу пришлось судиться с управляющим. Отец решил снова отправить старшего сына в город Эрвин, где он должен был поработать на льночесалке и в прядильне: отец надеялся, что можно будет потом ткать дома холсты, которые сильно поднялись в цене.

Ведущий 1:

И Роберт уехал в Эрвин с деревянным сундучком, где лежал его нехитрый скарб, а на дне сундучка – отцовская Библия и самодельная тетрадка со стихами. Роберт поселился в маленькой мансарде с круглым окошком. Оттуда было видно, как в гавань входили большие океанские корабли, и ветер доносил непривычные запахи просмоленных канатов, винных бочек и заморских пряностей. Для сына фермера, впервые попавшего в приморский город, эрвинский порт казался воротами в иной огромный мир.


Ведущий 2:

В 1904 году Сергей Есенин поступил в Константиновское земское четырёхклассное училище, затем – в церковно-учительскую школу в селе Спас-Клепики,  из которой вышел «учителем школы грамоты». К этому времени относятся первые сохранившиеся стихи Есенина: «Звёзды», «Воспоминания», «Моя жизнь». Тогда же он составил два рукописных сборника своих стихов. Каникулы Есенин проводил в Константинове, бывал в доме священника Ивана Попова, пользовался хорошей библиотекой хозяина.

Сразу после окончания школы Сергей Александрович переехал в Москву, где в то время уже работал в мясной лавке его отец. Первое время Сергей проживал с ним, служил в той же мясной лавке, затем устроился в типографию И.Д. Сытина.

На следующий год Есенин поступил на историко-философское отделение при Московском городском народном университете имени Шанявского в качестве вольного слушателя.

Ведущий 1:

В первой половине 1916 года Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей.


4.Начало творческого пути

Ведущий 2:

В ту незабвенную весну 1977 года у моря, когда под мартовским солнцем отогревались больные суставы, с детства пораженные ревматизмом, и легче дышалось соленым морским воздухом, Роберт Бёрнс впервые прочитал стихи Роберта Фергюссона – молодого поэта, погибшего на двадцать четвертом году в эдинбургском «бедламе» в 1774 году. От него остался небольшой томик стихов на шотландском наречии, и Бёрнс впервые увидел, что его родной язык существует не как «простонародный диалект» или язык старинных полузабытых баллад, но и как настоящий литературный язык, на котором можно писать отличные стихи. После объединения Шотландии и Англии образованные шотландцы старались говорить по‑английски и даже стеснялись своего выговора, не желая походить на «простонародье».

Ведущий 1:

Бернс знал, что «высший свет» гордился поэтами Шенстоном и Томсоном, потому что они писали по‑английски, хотя и были коренными «скоттами» по рождению и воспитанию. Роберт и сам старался писать все свои «серьезные» стихи по‑английски и только в песнях и шуточных посланиях друзьям позволяет себе говорить по‑шотландски.

А тут, читая Фергюссона, он увидел, что тот пишет на «шотландском диалекте» звучные, легкие и певучие стихи, пишет просто, понятно и вместе с тем изящно, с веселой выдумкой. В этой книге стихи Фергюссона впервые прозвучат по‑русски.

Ведущий 2:

Книга Фергюссона привела Бернса в восторг. Теперь ничто не собьет его с пути: он «хочет ударить по струнам своей дикой сельской лиры в благородном соревновании с ним», как он пишет в своей заветной тетради. Записи Бернса не только настоящая проза поэта. В ней отражена душа человека незаурядного ума, необычайной чуткости и прозорливости. Еще отчетливее талант Бёрнса‑прозаика виден в его многочисленных письмах, бережно собранных в двух томах, к которым недавно добавлено много новых материалов.

Бёрнс часто пишет о поэзии, о ее значении в жизни человека, сурово разбирает свои ранние опыты и с особенной любовью вспоминает своих предшественников – народных певцов Шотландии: «Возвышенное благородство, хватающая за душу нежность наших старинных баллад говорят о том, что они созданы рукою Мастера… Но самые имена безвестных бардов (о, сколь это обидно для честолюбия певца!) теперь погребены под прахом былого…»

Ведущий 1:

И дальше он пишет о том, что «последний, самый ничтожный из свиты муз, тот, что не может подняться на ваши высоты и все же, следя ваш полет, на слабых своих крыльях подчас устремляется за вами, – этот бедный сельский, никому не известный певец с душевным трепетом чтит вашу память».

По этим записям яснее видишь, почему Бернс так самоотверженно и бескорыстно отдавал все свободное время собиранию старинных шотландских песен и баллад. Он годами участвовал в издании многотомного «Музыкального музея» Джонсона, восстанавливая из множества устных вариантов наиболее неискаженные тексты и сочиняя новые слова на старинные мелодии, если тексты были утеряны или заменены вульгарными и безграмотными виршами.


Ведущий 2:

Сочинять Есенин стал очень рано, лет с 9, но до 14, когда были написаны им «Маковые побаски» и «Микола», слагал только духовные стихи. Начало сознательного творчества относится к 16-17 годам. Вв восемнадцать лет Есенин отправился в Петербург «устраивать» свои стихи. Здесь он сблизился с Клюевым, Городецким, Блоком, позже: с А. Белым и Ивановым-Разумником. Все они, по признанию самого Есенина, оказали на его общее развитие большое влияние.

С 1914 некоторые стихотворения Есенина стали печататься в журналах. В 1916 в Петрограде вышел первый сборник его стихотворений «Радуница», куда частью вошли стихотворения ранних лет (1909-1910).

Ведущий 1:

К этому же времени относится появление в печати прозаических опытов Есенина (повесть «Яр» и рассказ «Бобыль и Дружок»), не занимающих в его творчестве сколько-нибудь значительного места. В том же 1916 году Есенин был мобилизован, после Февральской революции дезертировал с фронта. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Переживания этих лет нашли отражение в сборниках «Преображение», «Сельский часослов», а также «Голубень», куда вошло много и дореволюционных стихотворений. В 1919 вместе с поэтами Мариенгофом, Шершеневичем и другими Есенин выпустил манифест новой поэтической школы − имажинизма.


III. «Поэтическая дуэль»

1. Вызов

Сергей Есенин и Роберт Бёрнс, признанные мировой литературой, выразители национального мировосприятия своей страны.

Сергея Есенин и сегодня в ХХI веке воспринимается как поэт, воспевший Родину, показавший все стороны русского характера.

Роберт Бёрнс коренной шотландец, тоже считается национальным поэтом, воспевшим не только холмистые пейзажи своей родины, но и сумевшим передать атмосферу шотландской культуры, оказавшейся под властью английской короны.

Сегодня перед нами непростая задача: стать секундантами и судьями в поэтической дуэли. Чтецы выступят со стихотворениями Есенина и Бёрнса, а мы определим победителя.


2.Выстрел: «О любви»

Ведущий 2:

После смерти отца Бёрнс стал главой семьи и хозяином новой фермы. Днём он много работал на ферме, а вечерами уходил потанцевать в Мохлин. У него много стихов о девушках, с которыми он танцевал. 

О встрече Роберта и Джин, ставшей его судьбой, его любовью на всю жизнь, написано очень много. Читая письма и воспоминания, как бы становишься очевидцем этой трудной, часто трагической и все же прекрасной любви, родившей столько стихов и песен.

Ведущий 1:

Сам поэт в письмах и стихах к Джин рассказывает, как в конце вечера в таверну, где уже кончались танцы, ворвался огромный пес Роберта и бросился на грудь хозяину. «Вот бы мне найти подружку, которая полюбила бы меня, как этот пес!» – сказал Роберт.

А через несколько дней, когда он шел мимо луга, где девушки белили холсты, Джин крикнула ему: «Ну как, Моссгил, нашел себе подружку?» – «Нашел», – сказал он, не сводя с нее глаз.

Роберт отлично зная, что старый Армор ни за что не отдаст Джин за «нищего рифмоплета». Но для него эта девочка стала всем, что ему было дорого: любовью, счастьем, песней. Он писал о Джин: «Она поет, как птица в лесу. Я не слышал голоса нежнее». Она знала бесчисленное множество старинных напевов, и Роберт придумывал на них новые слова. Теперь все песни рассказывали о них двоих.

Ведущий 2:

В это лето – первое лето настоящей любви – Роберт написал многие из лучших своих стихов и песен: кажется, что он даже разучился говорить прозой, – он словно дышит стихами. Он пишет письма в стихах, и в них нет ни одной пустой строчки, ни одного лишнего слова, ни одного натянутого, надуманного образа. И те, кто читает эти стихи, уже начинают понимать, что в Шотландию пришел ее поэт.

По старинному шотландскому обычаю они вначале заключили тайный брак, для этого надо было подписать «брачный контракт», по которому возлюбленные «признают себя навеки мужем и женой». Потом Роберт уехал на заработки, чтобы обеспечить семью. Джин ждала ребенка. 3 сентября 1786 года она родила близнецов − мальчика и девочку, которых назвали в честь родителей Робертом и Джин. 

Ведущий 1:

С «брачным контрактом» связана целая история. Родители Джин порвали этот контракт и подали на Бёрнса жалобу в церковный совет и суд. Много было треволнений. Но к этому времени у Бёрнса вышла книга и к нему пришла слава. Потом вышло эдинбургское издание стихов и поэм Бёрнса − после чего его встречали уже везде как славного барда. Его голос услышала вся Шотландия. Церковь официально признала брак − и семья стала жить вместе. Скоро Джин родила еще одного мальчика. 
Ведущий 2:

Все стихи, все песни и письма Бернса говорят о любви как о высшем счастье, доступном смертному. В нежнейших лирических строках, в горьких жалобах брошенной девушки, в возмущенных отповедях «добродетельным» ханжам и безудержно откровенных вольных песнях, – везде воспевается могучая, неукротимая сила страсти, голос крови, непреложный закон жизни. Бернс ненавидит любовь продажную, корыстную, притворную. Но еще больше он ненавидит тех, кто мешает другим любить просто, горячо и непосредственно, если эта любовь не освящена «бормотаньем джентльмена в чёрном» в церкви, перед алтарем.

Чтец. Стихотворение «Прощай, красавица моя»

Прощай, красавица моя,
Я пью твое здоровье.
Надоедать не стану я
Тебе своей любовью.
Прощай, прости! Перенести
Сумею я разлуку.
А ты смекни да разочти,
Кому отдашь ты руку.
Ты говоришь: - Вступать мне в брак
Покуда неохота.. -
А я скажу: - Я не дурак
И ждать мне нет расчета.
Я знаю, ждет твоя родня
Кого-то побогаче.
Она не жалует меня.
Ну, дай вам бог удачи!
Меня считают бедняком
Без имени и рода.
Но не нуждаюсь я ни в ком, -
При мне моя свобода.
Башка и руки - вот мой клад.
Всегда к труду готов я.
Как говорят,- сам черт не брат,
Покуда есть здоровье!
Оно, конечно, высоко
Летит иная птица.
Но в дальней птице так легко
Порою ошибиться.
Прощай, мой друг. Я ухожу,
Куда ведет дорожка.
Но, может, в полночь погляжу
Я на твое окошка...

Чтец. Стихотворение «Моей душе покоя нет»

Моей душе покоя нет.
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет -
И все из-за кого-то.
Со мною нет кого-то.
Ах, где найти кого-то!
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то.
О вы, хранящие любовь
Неведомые силы,
Пусть невредим вернется вновь
Ко мне мой кто-то милый.
Но нет со мной кого-то.
Мне грустно отчего-то.
Клянусь, я все бы отдала
На свете для кого-то!


Ведущий 1:

В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву. Считая себя поэтом, Есенин отказался работать с отцом в мясной лавке приказчиком и сам выбрал место с крохотным жалованьем в типографии, рассчитывая здесь печатать свои стихотворения. В корректорской никто из сотрудников его поэтом не признаёт, а редакции газет и журналов, где юноша показывает свои стихи, отказываются их публиковать. Только курсистка, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта.

Для Есенина этот период стал самым изобильным в его творчестве. Он написал 70 прекрасных стихотворений. Именно с этого времени он состоялся как поэт. Это соединение таланта и любви в жизни поэта следует считать «изрядновским» периодом.

Ведущий 2:

Работа, дом, семья, Анна ждет ребенка, и на поэзию уже сил и времени не хватает. Для вдохновения Сергей уезжает в Крым. Один. Вернулся полный впечатлений и вдохновения. Он бросил работу и целыми днями писал стихи. Анна не перечила и ничего не требовала от него. Просто любила. Ему же было так удобно. 

В декабре 1914 года Есенин отвез жену в роддом. Страшно гордился, когда родился сын. К возвращению Анны из больницы отмыл комнату до блеска, приготовил обед. 19-летний отец с удивлением вглядывался в крошечное личико сына, отыскивая в нем свои черты, и никак не мог налюбоваться. Назвал малыша Георгием, Юрочкой. 

В мае 1915 года уехал в Москву и к Анне уже не вернулся.

Ведущий 1:

Летом 1917 года Есенин познакомился с Зинаидой Райх. Через три месяца после знакомства они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго и счастливо.

В мае 1918 года у Есениных родилась дочь Татьяна, затем сын Константин. Семейное счастье не состоялось… Впоследствии Зинаида стала актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх, она вышла замуж за Мейерхольда. Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, а Есенин в доказательство любви к детям носил их фотографию в нагрудном кармане.

Ведущий 2:

4 ноября 1920 года на литературном вечере «Суд над имажинистами» Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Так беззаветно, как любила Галина, редко любят. Есенин считал ее самым близким другом, но не видел в ней женщину.  Галина оторвала его от Дункан, старалась отвадить и от друзей-собутыльников, ждала ночами у двери. Помогала чем могла, бегала по редакциям, выбивая гонорары.

Ведущий 1:

Холодным декабрьским днем 1926 года на безлюдном Ваганьковском кладбище в Москве около скромной могилы Сергея Есенина стояла молодая женщина. Год назад в ленинградской гостинице «Англетер» оборвалась жизнь тридцатилетнего поэта. Женщина на похоронах не была. Потом достала листок бумаги и быстро набросала несколько строк: «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое, поэтому напоследок наплевать на Сосновского и общественное мнение, которое у Сосновского на поводу». Некоторое время она стояла неподвижно, затем достала пистолет. 
Так закончилась жизнь 29-летней Галины Бениславской, беззаветно любившей поэта. Похоронили её рядом с Есениным 7 декабря. На памятнике начертали слова: «Верная Галя».

Ведущий 2:

В 1921 году великая американская балерина Айседора Дункан, приехала в Россию и её пригласили на творческий вечер… Она подняла глаза от бокала и увидела Его. Он начал читать стихи. Айседора не понимала ни слова, но не могла оторвать от него взгляда. А он декламировал, глядя только на нее. Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи — талантливы, эмоциональны, бесшабашны... 

Ведущий 1:

2 мая 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак и уехали сначала в Европу, затем в Америку. Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. В Советской России ему было очень тяжело, а без России — невозможно. И чета Есениных - Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин». 

Ведущий 2:

5 марта 1925 года — знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой, которая заведовала библиотекой Союза писателей.
В 1925 году состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству.  Все было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива. 

Ведущий 1:

Софья Толстая — еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. 
Ей выпал горький жребий: пережить ад последних месяцев жизни с Есениным. А потом, в декабре 1925-го, ехать в Ленинград за его телом.

Чтец. Стихотворение «Дорогая, сядем рядом…»

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых -
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень...
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.

Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.

Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Чтец. Стихотворение «Ну, целуй меня, целуй…»

Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.

Опрокинутая кружка
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!

Оглядись спокойным взором,
Посмотри: во мгле сырой
Месяц, словно желтый ворон,
Кружит, вьется над землей.

Ну, целуй же! Так хочу я.
Песню тлен пропел и мне.
Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьется в вышине.

Увядающая сила!
Умирать так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.

Чтоб все время в синих дремах,
Не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черемух
Раздавалось: «Я твоя».

И чтоб свет над полной кружкой
Легкой пеной не погас —
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз!



3. Выстрел: «О природе»

Ведущий 2:

Роберт Бёрнс стал одним из непосредственных участников возрождения богатого фольклора Шотландии не только как ее лучший поэт, но и как ученый, как большой знаток истории своей родины, ее быта, ее преданий. Бёрнс начал собирать старинные песни и баллады, из них черпать поэзию. Земля, крестьянский труд, чистая любовь − они и стали главными темами в его творчестве. И при этом все строфы Бёрнса пронизаны мелодией старой шотландской поэзии, музыки.

Чтец. Стихотворение «В горах мое сердце»

В горах мое сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах мое сердце, а сам я внизу.

Прощай, моя родина! Север, прощай, -
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки останусь я сыном твоим!

Прощайте, вершины под кровлей снегов,
Прощайте, долины и скаты лугов,
Прощайте, поникшие в бездну леса,
Прощайте, потоков лесных голоса.

В горах мое сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах мое сердце, а сам я внизу!

Чтец. Стихотворение «Конец лета»

Пророчат осени приход
И выстрел в отдаленье,
И птицы взлет среди болот,
И вереска цветенье,
И рожь, бегущая волной, -
Предвестье урожая,
И лес ночной, где под луной
Я о тебе скучаю.

Вальдшнепы любят тихий лес,
Вьюрки - кустарник горный.
А цапли с вышины небес
Стремятся в край озерный.
Дрозды в орешнике живут,
В тиши лесной полянки.
Густой боярышник - приют
Веселой коноплянки.

У каждого обычай свой,
Свой путь, свои стремленья.
Один живет с большой семьей,
Другой - в уединенье.
Но всюду злой тиран проник:
В немых лесных просторах
Ты слышишь гром, и жалкий крик,
И смятых перьев шорох...

А ведь такой кругом покой.
Стрижей кружится стая.
И нива никнет за рекой
Зелено-золотая.
Давай пойдем бродить вдвоем
И насладимся вволю
Красой плодов в глуши садов
И спелой рожью в поле.

Так хорошо идти-брести
По скошенному лугу
И встретить месяц на пути,
Тесней прильнув друг к другу,
Как дождь весной - листве лесной,
Как осень - урожаю,
Так мне нужна лишь ты одна,
Подруга дорогая!


Ведущий 1:

В своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины − родины поэта. С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси. Поэт ощущает себя частью этого огромного мира. На лоне природы его душа очищается.

Ведущий 2:

Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека. Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы.

Стихи Сергея Есенина, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту. Ну разве можно сказать лучше?

Чтец. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Чтец. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…»

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Выстрел: «О жизни»

Ведущий 1:

14 июля 1789 года, под ударами народного гнева, пал оплот сильнейшей монархии в Европе – французского королевства – тюрьма Бастилия. Началась Великая французская революция. Напрасно мы будем искать в письмах Бернса прямой отклик на падение Бастилии. Большинство писем того лета сожжено если не самими корреспондентами Бернса, то их наследниками. Но в первые годы самые широкие круги Англии и особенно Шотландии сочувствовали французской революции. Казалось, что Свобода, Равенство и Братство придут из‑за моря мирным путем. А тогда и Шотландия получит больше прав. И хотя множество шотландских граждан, в том числе и Бернс, из‑за строгого имущественного ценза не могли участвовать даже в выборах муниципалитета своего города, не говоря уже о парламентских выборах, политическая жизнь Шотландии оживилась.

Ведущий 2:

К сожалению, именно с этого года «шотландский бард» стал акцизным чиновником, то есть служащим того самого «слабоумного Джорджи» – короля Георга Третьего и того реакционного правительства, против которого он так откровенно высказывался.

Бернс никогда не умел молчать, никогда не любил молчать, и все горести, которые ему пришлось пережить в эти годы, происходили оттого, что по должности он обязан был вести себя как образцовый служащий его величества, а по натуре был настоящим бунтарем, вольнодумцем, свободолюбцем.

К счастью, в списках, ходивших по рукам, сохранились стихи тех лет, опубликованные только после смерти Бернса. Среди них и «Дерево свободы» – прямой отклик на Великую французскую революцию.

Чтец. Стихотворение «Честная бедность»

Кто честной бедности своей 
Стыдится и все прочее, 
Тот самый жалкий из людей, 
Трусливый раб и прочее. 
      При всем при том, 
      При всем при том, 
      Пускай бедны мы с вами, 
      Богатство - 
      Штамп на золотом, 
      А золотой - 
      Мы сами! 
Мы хлеб едим и воду пьем, 
Мы укрываемся тряпьем 
И все такое прочее, 
А между тем дурак и плут 
Одеты в шелк и вина пьют 
И все такое прочее. 
      При всем при том, 
      При всем при том, 
      Судите не по платью. 
      Кто честным кормится трудом, 
      Таких зову я знатью, 
Вот этот шут - природный лорд. 
Ему должны мы кланяться. 
Но пусть он чопорен и горд, 
Бревно бревном останется! 
      При всем при том, 
      При всем при том, 
      Хоть весь он в позументах, - 
      Бревно останется бревном 
      И в орденах, и в лентах! 
Король лакея своего 
Назначит генералом, 
Но он не может никого 
Назначить честным малым. 
      При всем при том, 
      При всем при том, 
      Награды, лесть 
      И прочее 
      Не заменяют 
      Ум и честь 
      И все такое прочее! 
Настанет день и час пробьет, 
Когда уму и чести 
На всей земле придет черед 
Стоять на первом месте. 
      При всем при том, 
      При всем при том, 
      Могу вам предсказать я, 
      Что будет день, 
      Когда кругом 
      Все люди станут братья! 

Ведущий 1:

Есенин вернулся на родину иным: «После заграницы я смотрю на страну свою и события по-другому». После возвращения началось очень трудное для поэта время. Против него было сфабриковано обвинение в антисемитизме, которое рассматривал товарищеский суд. Травля Есенина принимала хорошо организованные формы: всего с 1920 по 1925 год против него было заведено 13 уголовных дел; критика постоянно упрекала его в несоответствии современным литературным задачам. На нервной почве ухудшилось здоровье поэта. Но что удивительно — в этот период он создал самые светлые свои произведения: «Заметался пожар голубой...», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу...» и другие.

Ведущий 2:

Произведения этого периода объединяет философское осмысление жизни. Именно в эти годы поэт создает стихотворения о матери, развивает жанр послания. В посланиях к близким он высказывает свою боль и сомнения без недомолвок, рассказывает о своей жизни, делится планами на будущее..

Чтец. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу»

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.


IV. Исход дуэли

Ведущий 1:

В 1791 году, распродав скот и весь инвентарь Эллисленда, Бернс переехал с семьей в небольшой, но оживленный город Дамфриз, где и прожил с августа 1791 до июля 1796 года, когда тяжкая болезнь доконала тридцатисемилетнего поэта.

Эти последние годы были, пожалуй, самыми сложными в жизни Бернса. Он был государственным служащим – и закоренелым бунтарем, счастливым отцом семейства – и героем множества романтических приключений, крестьянским сыном и другом «знатнейших семейств». Многие ученые и литераторы переписывались с ним, спрашивали его совета. Все признавали его великим поэтом.

Ведущий 2:

Время было бурное, сложное. Надежды, вспыхнувшие вместе с французской революцией и победой Америки в войне за независимость, были разбиты, общество «Друзей народа» разогнано, а его главари сосланы на каторгу.

Осень 1795 и зима 1796 года стали роковыми для Бернса. Тогда врачи не понимали, что он давно и тяжко болен, что его обмороки и приступы боли во всех суставах – последствия тяжелого ревмокардита. Его лечили холодными ваннами, крепкими винами, по неведению усиливая смертельный недуг.

Ведущий 1:

А тут еще от него стали отступаться его знатные друзья: многие обиделись, что он отозвался о королевской чете Франции, казненной в Париже, как о «болване‑клятвопреступнике и бессовестной блуднице».

Пришла весна – очень холодная и дождливая. Бернс болел, но как только ему становится немного легче, он снова начинает писать для нового сборника шотландских песен и баллад.

В переписке с составителем этого сборника – Томсоном чувствуется желание подытожить уже сделанное и предчувствие, что ему недолго осталось жить…

Ведущий 2:

Он был государственным служащим - и закоренелым бунтарем, счастливым отцом семейства - и героем множества романтических приключений, крестьянским сыном - другом «знатнейших семейств»...

21 июля 1796 года поэт скончался, оставив семью без всяких средств. Бёрнса хоронили с помпой: регулярные войска шли церемониальным маршем до кладбища, играли трескучий и бездушный похоронный марш. Джин не могла проводить Роберта: в этот час она родила ему пятого сына. Друзья взяли на себя заботу о ней и детях». Через много лет английский король назначил вдове Бёрнса пенсию, но Джин от пенсии отказалась. 

Ведущий 1:

На фоне развивающегося алкоголизма обострились некоторые черты характера, до того присутствовавшие в терпимых дозах. Есенин становился патологически обидчивым, им все чаще овладевали приступы черной меланхолии. В мае 1925 года, увидев поэта, прозаик А. Вронский сказал: «Впервые я остро почувствовал, что жить ему недолго и что он догорает».

Мания смерти в последний год буквально съела поэта. Исследователи его творчества отмечают «около 400 случаев упоминания смерти в произведениях С. Есенина, из них более трети приходится на последние два года, причем в половине этих стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве».

Ведущий 2:

«Вот помру, тогда узнаете, кого потеряли. Вся Россия заплачет», – все чаще повторял поэт своим приятелям. За два месяца до смерти в своей последней поэме «Черный человек» он напишет о себе: «Друг мой, друг мой, я очень и очень болен». Немногим ранее Есенин выводил нетвердой рукой в своих стихах: «Одержимый тяжелой падучей, я душой стал, как желтый скелет». Поэт и раньше пытался покончить с собой. Он ложился под колеса дачного поезда, в Баку бросался в нефтехранилище, резал стеклом вены. Но тогда с ним рядом находились друзья и трагедии удавалось избежать.

Ведущий 1:

За три недели до трагической развязки друзьям поэта удалость положить его в московскую клинику под присмотр доктора Ганнушкина, большого почитателя таланта поэта. Цели было две – спасти поэта от судебного преследования (в сентябре Есенин в поезде учинил пьяный дебош с антисемитскими эскападами по адресу едущих с ним в одном вагоне кремлевских чиновников) и заодно подлечиться. О своем последнем лечении Есенин рассказывал Мариенгофу: «Мне очень здесь хорошо… только немного раздражает, что день и ночь горит синенькая лампочка… и еще – не позволяют закрывать дверь … Все боятся, что покончу самоубийством».

Стих-прощание «До свиданья, друг мой, до свиданья … В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей» написан Есениным кровью на блокнотном листе за сутки до своей трагической смерти.


V. Закрытие мероприятия

Ведущий 2:

О том, как росла слава Бернса, говорят тысячи книг на всех языках мира, собранных в библиотеке Глазго. Поэту поставлено множество памятников – от простого мраморного бюста в нише дамфризского дома до сложных и затейливых башен с барельефами, греческими портиками и статуями – причесанных красавцев‑пахарей, с неизменной мышкой у ног, маргариткой под лемехом плуга и парящей музой в классических покрывалах. Но народ хранит его память по‑своему. Пожалуй, нет поэта, которого бы так знали и пели – на протяжении двух веков! – те, кто говорит по‑шотландски и по‑английски.Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей, без конца цитируют в литературе

Ведущий 1:

В России первый перевод Р.Бернса появился в 1800 году. На сегодняшний день более 90% творчества поэта переведено на русский язык. Наиболее полный перевод стихотворений и баллад был сделан С.Я.Маршаком.

День рождения Роберта Бёрнса, 25 января — национальный праздник в Шотландии, отмечаемый торжественным обедом Burns Night или Burns supper с традиционным порядком следования воспетых поэтом блюд (основное - сытный пудинг хаггис), вносимых под музыку шотландской волынки и предваряемых чтением соответствующих стихов Бёрнса. Также этот день отмечается поклонниками творчества поэта во всём мире.

Ведущий 1:

Есенин - не просто классик отечественной литературы. Удивительной, неподвластной обычным человеческим меркам, была его судьба. За тридцать лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. Исключительная широта внутреннего диапазона, столкновение несходящихся крайностей присущи ему как мало кому еще русской литературе. Поэзия Есенина с полным правом принадлежит каждому из нас и одновременно тому целому, что составляем мы вместе как народ.

Ведущий 2:

Максим Горький писал: «Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Метапредметный урок "Поэтическая дуэль"

Автор: Земскова С.С., Сагатова М.А.

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373616


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства